Эволюция циркового костюма - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Эволюция циркового костюма

Что мы знаем о цирковом костюме? Возможен ли его идеальный эталон, и каков он в нашем современном понимании?

На образный строй костюма работают силуэт и конструкция, цвет и фактура ткани, вышивка и аппликация, другие художественные приемы. В наше время художник располагает самыми современными, удивительно красивыми, разнообразными и очень практичными тканями. Имеются большие возможности применения различных материалов, бижутерии для отделок, апплицирования и украшения, а также более совершенная технология для его конструирования. Созданный костюм должен гармонировать с физическими, внешними данными артиста, отвечать специфике жанра, содержанию и характеру выступления. Костюм гибко обыгрывается актером на манеже в самых неожиданных предлагаемых обстоятельствах, удивительных ситуациях.

Цирковой костюм имеет свои глубокие традиции. Он берет свое начало в самобытной народной бытовой и праздничной одежде. Однако в прошлом, в условиях коммерческого предпринимательства, характер костюма циркового артиста определялся развлекательным направлением зрелища, причем не всегда наделенным благородными целями, высоким вкусом. Для императорского и частных цирков было характерно чередование «роскошных» салонно-аристократических туалетов с военными мундирами, этнографических одежд — с нафантазированными сказочными одеяниями. В периферийных цирках, балаганах на артистах оказывались костюмы более скромные, а подчас и бедные.

Хочу напомнить; что именно из среды балаганных исполнителей вышли многие прогрессивные в своем творчестве мастера русского цирка: Анатолий и Владимир Дуровы, Танти-Бедини, Виталий Лазаренко, Федор Молодцов, Легаловы, Сосины, Альперовы и другие артисты, выступавшие с номерами разных жанров. Все они придавали художественно-образное звучание своему костюму, гриму, всему своему артистическому облику. Они несли зрителям заряд высокого, подлинно демократического, жизнерадостного искусства. Русский соло-клоун Н. Иванов одним из первых отказался от широко принятого в дореволюционном цирке условного костюма паяца и появлялся перед публикой в русском народном костюме.

Артисты отечественного цирка стремились следовать традициям народного искусства, бережно сохраняя его характерные особенности, Из богатой сокровищницы народной одежды они черпали темы, орнаментику для своих профессиональных костюмов. Такого бесконечного разнообразия форм, как в русском национальном платье, нет, пожалуй, ни в одном другом костюме мира: одежды различных областей, губерний, даже деревень и сел отличаются своими тканями, цветовой гаммой, вышивкой, отделками, украшениями. Из этой неисчерпаемой сокровищницы народного творчества и сегодня берутся темы и композиции для их творческой интерпретации в цирковом костюме, при этом допускается тактическая стилизация, современная трактовка. Стилизуя, художник находит новые формы образных решений современных цирковых костюмов, подчас создавая подлинные произведения искусства.

По мнению Н. В. Гоголя, «истинная национальности состоит не а описании сарафана, но а самом духе народа». В равной мере это можно отнести и к подлинной народности создаваемого для цирка костюма — без излишних этнографических подробностей и бытовизма.

В каком же направлении происходило и происходит развитие и совершенствование циркового костюма, что здесь наиболее характерно?

Прежде всего, новая тематика, современное содержание цирковых номеров, аттракционов, пантомим потребовали совершенно иного подхода к созданию цирковых костюмов. Для полноты создания образа наряду с социальным и философским его смыслом, точным жестом, гримом и многими другими компонентами важное значение имеет подлинно выразительный костюм.

Каких-либо готовых образцов, как и рецептов для его создания, нет да и быть не может. Требуется выдумка, творческая фантазия художника. Копирование, пусть даже наиболее удавшихся костюмов, приводит к обезличиванию самобытного творчества артиста манежа. К сожалению, следует сказать, что бездумная копировка номеров и костюма еще встречается а наши дни. Не обходится и без определенного влияния быстротечной моды.

В советское время начало творческим поискам положили первые эксперименты по конструированию театрализованных, довольно необычных цирковых костюмов. Известный художник театра и цирка Б. Эрдман в журнале «Цирк и эстрада» за 1928 год, № 3/4 а статье «Неповторимое время» писал: «Не считаясь с особенностями, свойственными цирку, мы строили цирковое представление как театральный спектакль. Нас не удовлетворяли темные цвета костюмов у рыжих, однообразие трико акробатов и ковбойские костюмы наездников. Мы решили сделать цирк «театром беззаботной радости», одеть его участников в яркие и пестрые костюмы. Им, привыкшим к Целомудренному и экономному отношению к цвету, было мучительно стыдно выходить на манеж в наших пестрых костюмах. Костюмы эти им мешали, снижали их трудоспособность. В пылу азарта мы, конечно, с ними не соглашались. И нам ничего но Стоило внести в костюм каркас, спартри или картон для того, чтобы придать костюму желательную форму. И они стали по отношению к нам в резкую оппозицию. Но необходимость в ренессансе в цирке была выше неудобств, и мы упорно проводили театрализацию». И далее: «Теперь они были ослепительны, но раздражали глаз, движения пропадали, и я боялся сам себе признаться, что раньше, до моего вмешательства, талантливые эксцентрики нравились мне больше».

В дальнейшем надуманная театрализация и формальные изыскания в области «камуфляжа» циркового костюма решительно отбрасываются.

В условиях возросшего уровня культуры, вкуса, а также накопленного опыта творческий поиск а области циркового костюма становится более углубленным и содержательным. В репертуаре клоуна находя! отражение злободневные события сегодняшнего дня, сатира на еще встречающиеся отрицательные явления нашей жизни. О новых веяниях времени ярко сказал Маяковский, создававший в 30-х годах репертуар для цирка:

«Долой с манежа рыжих пощечины

И белой мукой вымазанные лбы!

Советский цирк должен быть

остро отточенным

Оружием классовой борьбы!»

Для убедительного исполнения нового, актуального репертуара понадобились и современные клоунские маски, весь внешний облик, костюм и грим циркового комике.

О том, каким кропотливым, сложным, подчас мучительно долгим бывает путь поисков «единственно своего» костюма, мы узнали из опыта выдающихся артистов И. Гладильщикова, Б. Эдера, Карандаша, Ю. Никулина и других. Опыт этот поучителен, полезен и настоятельно требует своего обобщения и изучения.

Со временем широкое развитие получают цирковые костюмы физкультурно-спортивного характера, причем не только для номеров акробатики, но и других жанров, Костюмы эти требуют чистоты форм и чувства меры. Однако подчас в них вносится налет, свойственный американскому шоу или западноевропейскому варьете, нежели духу подлинной красоты и неувядающей юности спорта. К сожалению, и сегодня встречаются подобные «просчеты» как результат подражания западноевропейским зрелищам, о чем говорилось в рецензии «Оглянуться, понять» Б. Зернова, посвященной премьере «На крыльях времени» в Московском цирке на Цветном бульваре («Правда», 1984, 15 окт.).

Эталоном могут послужить прекрасные, с большим вкусом выполненные костюмы, в которых многие годы выступали с номерами в совершенно разных жанрах блистательные артистки, наделенные превосходными внешними данными: И. Бугримова, Р. Немчинская, В. Сербина, Е. Синьковская (все эти костюмы выполнялись по эскизам А. Судакевич). В их костюмах преобдалали изящество, женственная благородная красота, было использовано традиционное классическое балетное и цирковое трико. Оно всегда идеально смотрится, выгодно подчеркивая силуэт и скульптурность фигуры, как бы гримируя обнаженное тело. Кроме этого, на трико отлично «накладываются» самые разнообразные отделки, украшения, вышивки, аппликации с применением богатой цветовой гаммы; все это позволяет художнику разнообразить стилистику костюма, его выразительность.

В наши дни в трико, изготовленном из очень красивой современной так называемой «аэродинамической ткани», одними из первых в цирке стали выступать братья Пантелеенко, Разнообразная по своей сочной гамме цвета, отлично воспринимающая свет, растягивающаяся почти в два раза и очень легкая, эта ткань, как мне кажется, найдет наряду с другими материалами самое широкое применение.

Конечно же, в журнальной статье невозможно охватить в полном объеме даже основные аспекты циркового костюма: для этого, как мы уже сказали, необходимы специальные исследования. Здесь не должно быть места для далеко не профессиональных, чисто вкусовых и пока еще довольно расхожих суждений и оценок: они никак не способствуют дальнейшему совершенствованию циркового костюма.

Но поиск «своего», неповторимого костюма продолжается, и вполне естественно, что на его пути возможны неудачи. Но вот примером счастливого успешно завершившегося творческого поиска могут послужить запоминающиеся костюмы клоунской пары — Антона и Антошки (артисты Анатолий Латышев и Екатерина Можаева), с заслуженным успехом выступающих сегодня перед зрителями. Исполняемые этими клоунами пародийно-акробатические сценки потребовали по ходу действия разнообразных трансформаций их эксцентричных костюмов. В выходной интермедии Антон появляется среди зрителей в нескладно сидящем на нем куцем фраке, белом жилете, е пунцовым пышным бантом. Он очень ловко управляет куклой-марионеткой, одетой в яркую футболку с желто-красными полосками, короткие мальчишечьи штанишки, ежиком торчат рыжие пряди. Из зрительного зала Антон вместе с марионеткой спускается на манеж, где кукла превращается в очень жизнерадостного забияку Антошку, одетого в точно такой же костюм, какой мы видели на кукле-марионетке, В финале выступления пестрый мальчишечий костюмчик Антошки эффектно превращается в изысканное вечернее платье. Эта заключающая все выступление артистов трансформация хоть и не нова, но в данных обстоятельствах очень уместна. В удивительном появлении Можаевой и Латышева на манеже, в их завораживающем зрителей одухотворенном облике, в чарующем волшебстве «нереальности» их поступков присутствует убедительная художественная правда. Этому содействуют и точно найденные костюмы.

Вполне возможно, что создание костюмов-образов и есть одно из тех направлений, по которому сегодня происходит и будет развиваться успешная работа по созданию оригинального циркового костюма.

Современная тематика и содержание многих цирковых постановок последних лет: «Прометей» (режиссер В. Волжанский, художник М. Зайцева), спектакли, аттракционы и номера многонациональных цирковых коллективов, другие постановки, осуществленные в московских цирках на Ленинских горах и Цветном бульваре, другими постановочными цирками, потребовали от художников создать подлинно новаторские костюмы полные изящества, безупречного вкуса и яркой образности. От того, насколько высока художественно-постановочная культура, уровень профессионального мастерства, будет зависеть результат творческого труда режиссера, художника и артиста.

Дальнейшее развитие многообразных форм цирковых костюмов видится мне прежде всего в прямой связи с неуклонным повышением художественно-идейного уровня произведений искусства манежа.

А. ФАЛЬКОВСКИЙ, заслуженный художник РСФСР

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования