Фельдфебель
Назаренко еще не «ваше благородие», он пока только «господин подпрапорщик», но лучше иметь дело с «вашим превосходительством», чем с ним.
Был он простым солдатом, остался на «сверхсрочной» и дослужился до фельдфебеля. Погон не золотой. Характер железный. Службу несет рьяно и жмет как полагается. Матерщины хватит не только на роту, а и на целую дивизию. Руки все время в движении и ищут куда бы ткнуть кулаком. Старательный фельдфебель. Благополучие его зависит от количества наскоро обученных солдат. Чем больше обучит, тем дольше просидит в тылу. А солдатской науке полагается пять недель — и пошел в маршевую роту, в окопы, «грязь месить, вшей кормить».
Разный солдат приходит в запасной полк. Приходит и неграмотный, приходит и не знающий русского языка. Война. Система обучения у Назаренко «верная». На строевых занятиях он гуляет по плацу и наблюдает.
— Ну, как идет? — спрашивает Назаренко.
— Плохо, господин подпрапорщик, — отвечаю я. — Они по-русски не понимают, я не виноват.
— А я вас и не виноватю. Язык одно, а понятие другое.
— Я вот бьюсь с ними, а они не понимают что «налево», что «направо».
— А ну-ка дайте команду.
— На пра-а-а гоп, — командую я.
Отделение поворачивается налево.
— Ну вот, видите, господин подпрапорщик?
— Видю. Эх, артист, артист, — презрительно говорит он, подходит к правофланговому, берет его за правое ухо и начинает это ухо вертеть, с ожесточением приговаривая: «Это правое, это правое, правое, сюды и вертайся, на право, сюды.»
Ухо делается кумачовым, под мочкой показывается капля крови. Назаренко с улыбкой отходит в сторону, закладывает большие пальцы обеих рук за пояс, резким движением оправляет гимнастерку и командует:
— На пра-а-а гоп!
Все отделение поворачивается направо.
— Вот и уся наука. Понятно?
Бывают случаи, когда Назаренко проявляет гуманизм и своеобразную заботу о человеке. Это когда его хотят угостить и посылают кого-нибудь из солдат за водкой. Тут он обычно говорит:
— Дайте сразу на две бутылки, чтобы не гонять человека два раза.
По воскресениям занятия не проводятся и солдаты отдыхают. Чудесный день. Можно лежать на койке, расстегнув пояс, болтать с соседом, говорить о доме, о своих крестьянских заботах, мечтать о возвращении домой, если «богу будет угодно». Но Назаренко знает, как надо проводить воспитательную работу. Сегодня в полку спектакль. Идет пьеса «Подвиг Василия Рябого». Назаренко идет по проходу, между коек, в руке у него ремень, он хлещет им налево и направо, приговаривая:
— Подымайся у теятры, у теятры подымайся.
— Эх, туды твою... — говорят солдаты. — Ни минуты спокою: то на занятия, то у церкву, то у тиятры.
В театре они сидят мрачно. Мысли не здесь. Они там, далеко, дома. Назаренко ходит между рядами и спрашивает:
— Наравиця?
— Терпим, — говорят солдаты.
Живет Назаренко при роте. Если подняться по лестнице на второй этаж, то налево — огромное помещение роты, уставленное койками, направо — квартира Назаренко. Квартирка в три комнатки, из коих одна — кабинет ротного командира.
Что хорошего есть у Назаренко — это его жена Оксана. И до чего же хороша! Высока, фигурна. Прямой пробор разделяет черные волосы, зачесанные на уши и стянутые в крепкий узел на затылке. Карие глаза с белками, отливающими синевой. Чудо — нос и рот с жемчужинами-зубами. Писаная красавица, честное слово. И как она пошла за Назаренко — кургузого, белесого, гни-лозубого? И разговаривает он с ней, как с солдатом:
— Чего тебе издеся надо? А ну, марш с отседова.
Она покорно уходит, стыдливо наклонив свою чудесную головку. Не знаю почему, но мне Назаренко говорит «вы».
— Господин подпрапорщик, — говорю я, — дозвольте уволиться в город.
— А что вы там не видели, шо у вас тут работы нема? Узяли бы отделение на ружейные приемы.
— У меня в городе жена, — грустно говорю я.
— И у меня жена.
— Так ваша же при вас.
—А вы до меня возвыстесь, и ваша при вас будет.
— Я не мечтаю о карьере фельдфебеля, — улыбаясь говорю я.
— Чего, чего?
В глазах у Назаренко злоба и подозрительность. Слово «карьера» его пугает непонятностью. Он переходит на «ты»:
— Ты ето что, ты чего? А ну-ка кру-у-у-гом! Пшел к...
Беседа закончена. Однажды я шел вверх по лестнице, направляясь в ротное помещение. На площадке стояла Оксана. Я подошел к ней, ловко стукнул каблуками и нарочито торжественно произнес:
— Здравия желаю, госпожа подпрапорщица.
Оксана смутилась, покраснела и протянула мне руку «лопаткой», не сгибая пальцы. Я взял руку и поцеловал. Рука задрожала. Она быстро вырвала ее, покраснела и убежала. Последствия этого эпизода были для меня неожиданные и приятные. Кто шепнул Назаренко об этом, я не знаю: у него было достаточно осведомителей. Через полчаса Назаренко подошел ко мне и, пытаясь скрыть недовольство искусственной улыбочкой, сказал:
— Шо вы крутитесь у роте, шо вам у городе нема шо делать? У вас же там жинка, пишлы бы.
— Нет. Уж лучше я с отделением займусь, да и идти в город на один день не охота.
— Зачем на день, я вам записку на неделю дам.
Я сразу понял, что поцелуй руки Оксаны — это увольнительная записка. Я стал пользоваться этим. Возвращаясь из города, я дожидался, когда Оксана выйдет на лестницу, подлетал к ней: «Здравия желаю, госпожа подпрапорщица» — рука, поцелуй и... увольнительная записка на неделю.
Я торжествовал победу, а Оксане, наверное, влетало. Я был молод и этого не понимал. Сегодня я бы этого не сделал. Ах, бедная Оксана. Ей так хотелось, чтобы ей целовали ручку. От Назаренко разве этого дождешься. Только и слышишь:
— И чего тебе издеся надо? А ну, марш с отседова!
Ах, Оксана, Оксана!
Журнал Советский цирк. Декабрь 1967 г.
оставить комментарий