Фельетон
Из всех жанров циркового искусства Борис Яковлевич Гурович с давних пор пуще всего любил воздушный полет.
Еще задолго до приобщения к цирку голоногим мальчишкой Борис Яковлевич любил с замирающим сердцем смотреть во время представления под купол цирка, где в напряженной тишине демонстрировали свое мастерство воздушные гимнасты Джиованик или «6 Донато 6». С трепетным вниманием вслушивался тогда Борис Яковлевич в негромкое «ап» гимнастов перед каждым их новым трюком, в легкое поскрипывание трапеций, раскачивающихся в такт мелодичному вальсу... И чем взрослее становился Борис Яковлевич, чем чаще любовался он воздушными полетами, тем чаще и неодолимее влекло его в цирк... на руководящую работу. Что ж! Любовь, как известно, полна неожиданностей... В 191В году мечта Бориса Яковлевича исполнилась, и он получил первый руководящий пост в системе Госцирков.
И хотя Борису Яковлевичу за всю работу в цирке ни разу не довелось ни подниматься на мостик, ни обхватить руками трапеции, он навсегда сохранил глубочайшее уважение к ловиторам, именно — к ловиторам, что, как мы увидим дальше, имеет свое объяснение. С детства склонный к философским обобщениям и отвлечениям (этому ничуть не мешало пятиклассное образование), Борис Яковлевич на всем протяжении своей руководящей деятельности считал себя в душе гимнастом-вольтижером, и не беда, что вольты и пассажи ему приходилось совершать не в свете прожекторов под куполом цирка, а в своем служебном кабинете хозяйственника под сенью импозантной настольной лампы с шелковым абажуром.
Личное дело Б. Я. Гуровича за № 690, хранящееся в отделе кадров Союзгосцирка, бесстрастно, с протокольной сухостью и точностью указывает номера приказов, в которых на протяжении 20 лет руководящей деятельности Б. Я. Гуровичу вымесились выговоры за нарушение финансовой, штатно-сметной дисциплины, за наобеспачение своевременной инвентаризации и проч., то есть за нечистоплотность в обращении с государственными средствами и материальными ценностями. К сожалению, личное дело № 690 не уточняет степени опасности трюков, к которым прибегал Б. Я. Гурович, равно как не указывает имена «ловиторов», которые после каждого неудачного пассажа Бориса Яковлевича не давали ему упасть с руководящего стула, а, наоборот, способствовали его дальнейшему продвижению к вершинам карьеры и славы. Зато мы располагаем полными данными о последнем, самом рискованном трюке Бориса Яковлевича, из которого он с непостижимым искусством пришел в руки к «ловитору» — директору московской группы «Цирк на сцене» С. А. Эльдарову.
Вот, дорогой читатель, как это случилось. Будучи до недавних пор директором художественно-производственного комбината Союзгосцирка, не ослепляя, мягко говоря, начальство и творческих работников цирка
производственными успехами руководимого им предприятия, Гурович пригрел у себя на комбинате некоего Кауфмана, которого назначил начальником красильного цеха. Не слишком давно названный выше валютчик Кауфман был осужден на I5 лет за участие в деятельности подпольной трикотажной фабрики — для нее Кауфман в художественно-производственном комбинате Союзгосцирка в огромных количествах красил трикотажные изделия, выпускаемые шайкой преступников. На этот раз хоть и не очень сильно, но гром прогремел и над головой самого Бориса Яковлевича: приказом № 41 от 22 января 1964 года по Союзгосцирку Гурович был снят с занимаемой должности. Гуровича лишили доверия и права иметь доступ и государственным деньгам, материальным ценностям, штампам, печатям, пустым бланкам и проч. Но как было сказано выше, несмотря на смертельно-опасный трюк, совершенный «вольтижером» Б. Я. Гуровичем на глазах у многочисленных зрителей, его спас «ловитор» в образе уже названного С. А. Эльдарова.
— Ап! — и вот уже Гурович чисто пришел «руки в руки» к своему спасителю. Еще одно «ап» — и Гурович назначается Эльдаровым заведующим постановочной частью в Московской группе «Цирк на сцене».
Нужно отдать должное смелости «ловитора»: его не испугало ни исключение Гуровича из членов КПСС, ни обилие выговоров в послужном списке «вольтижера» за неблаговидные действия и поступки. И снова у Гуровича подотчетные суммы и бланки — широкое поле деятельности. Действия т. Эльдарова тем более непостижимы, что совсем недавно, 2 июля сего года, газета «Вечерняя Москва» в фельетоне Бумеранги рассказала читателям о том, как в руки этому самому «ловитору» благополучно пришел другой проходимец и авантюрист Д. Авершин. Это уже невольно наводит на тревожную мысль о появлении в цирковом искусстве нового, неведомого доселе жанра «наземных вольтижеров» и «ловиторов», список которых, к прискорбию, мы вынуждены продолжить, дабы не выглядеть голословными.
Приказом за № 170 от 16 мая 1918 года директору зооцирка № 10 Штейну В. М. за необеспечение надлежащего контроля за финансово-хозяйственными операциями, содержанием животных, за нарушения финансовой дисциплины и незаконный доступ к производству кассовых операций бухгалтера Д. Миронайте, что помогло ей присвоить 7.101 руб. 80 копеек государственных денег, был объявлен выговор. Но со Штейна как с гуся вода! Прошло немногим более двух лет, и доску приказов Союзгосцирка «украсил» новый приказ № 395 от 24. 10 1960 года, в коем снова Штейну было указано на нарушение им финансовой дисциплины. И опять — не прошло еще двух лет и снова — приказ № 157 от 30.VIII-62 года.
За необеспечение надлежащего контроля за работой бухгалтерии цирка, что привело к присвоению государственных денежных средств ст. бухгалтером Н. А. Михайловой и серьезным нарушениям кассовой дисциплины и инструкции по ведению билетного хозяйства, незаконную выплату заработной платы своей жене Колесниковой В. Д., систематический допуск в цирк зрителей без билетов и другие нарушения финансово-хозяйственной дисциплины директор передвижного цирка №10 Штейн В. М. от занимаемой должности освобожден. Акт ревизии по передвижному цирку № 10, датированный I августа 1962 года, уточняет фактическую сторону дела. Бухгалтер Михайлова присвоила свыше двух тысяч рублей (в новом масштабе цен) выручки от реализации билетов. Свою жену Штейн зачислил на должность ассистента с окладом 60 рублей плюс 50 процентов суточных, хотя никакой работы она не выполняла. В некоторых южных странах обезьян ловят простым, но остроумным способом: опускают в глиняный кувшин очищенный банан, обезьяна засовывает лапку в горловину сосуда, хватает банан, но расстаться с ним уже не может — жалко упустить добычу.
Примерно так же просто и вульгарно попался на афере и В. М. Штейн: его подвела жадность и страсть к стяжательству. Штейн пристроил в цирке шесть новых мест. Этого ему показалось мало. Во время представления в проходе устанавливались дополнительные скамьи из досок, на которых могли разместиться до ста зрителей. Что делало действия Штейна такими беззастенчиво нахальными? Уверенность, что любую минуту опасности его примет в руки какой-нибудь опытный «наземный ловитор». И такой «ловитор» незамедлительно нашелся: им на этот раз оказался директор передвижного цирка № 13 Эдуард Юрьевич Исанов. Снова негромкое «ап» — и «наземного вольтижера» Штейна, сделавшего столь неудачный пассаж, назначают... заведующим постановочной частью цирка № I3. В руках снова все, что нужно для преуспевания ловкого дельца, лишенного чести и совести. В настоящее время Штейн работает в этой же должности в передвижном цирке № 7.
Роль «наземного ловитора» была для Э. Ю. Исакова не нова. Некогда в передвижном цирке № 11, где директором был К. Д. Григорянц, бухгалтером работала некая Бурыкина А. Л. Она присвоила 1.450 рублей (в новом исчислении) — ее уволили. И вот здесь-то и начался тот перекрестный полет, который является своеобразным аттракционом нашего фельетона. Сначала Бурыкина «пришла в руки» к «наземному лоавитору» Григорянцу, своему директору — он выдал Бурыкиной фальшивую трудовую книжку взамен подлинной. В фальшивой трудовой книжке указывалось, что Бурыкина уволилась-де из цирка № 11 по собственному желанию. Трюк на первых порах получился, и тогда Григорянц передал Бурыкину в руки второму «наземному ловитору», уже знакомому нам директору передвижного цирка № 13 Эдуарду Юрьевичу Исакову: снова (в который уже раз) прозвучало «ап!» и Бурыкина была зачислена на работу в цирк к Исакову в качестве костюмерши. Но неожиданно после трюка с Бурыкиной Григорянц сам сорвался с «ловиторки» — был уволен за махинацию с трудовой книжкой Бурыкиной. Но и на этот раз новый опытный «наземный ловитор» Г. Лилов — директор передвижного цирка № 4 не дал упасть своему коллеге. «Ап!» И — чудо! Григорянц без дальнейших слов назначен опять же — кем бы ты думал, читатель? — заведующим постановочной частью цирка № 4.
Так и кажется — заведующий постановочной частью — это не должность, а какая-то райская обитель, с кущами и медовыми реками, где наши «герои» могут набираться силдля новых своих трюков. Вот тот же Григорянц. Уж кому-кому, а Лялову-то уж было известно, что такого «деятеля», как Григорянц, надо было обходить стороной, да еще при этом и креститься: «пронеси, господи!» Судите сами. В 1955 году Григорянцу было поставлено на вид за ряд нарушений финансово-хозяйственной дисциплины [приказ № 93 от 28 апреля 1915 г.]. В 1951 г. [приказ № 1.344 от 37 декабря 1953 г.) за грубое нарушение инструкции по изготовлению, хранению, реализации и учету билетов в театрально-зрелищных предприятиях ему же был объявлен выговор. Несколько позже, приказом № 349, подписанным управляющим Всесоюзных объединений Государственных цирков, Григорянцу за необеспечение контроля за денежными операциями и проявленную при этом халатность, в результате чего создались условия для неоднократного присвоения получаемых из госбанка сумм, за излишества в расходовании средств, за нарушение штатно-сметной дисциплины и проч. был объявлен строгий выговор с предупреждением, что при повторении подобных безобразий он будет снят с работы.
И Григорянц «прислушался», совершил подлог, граничащий с уголовным преступлением: выдал расхитительнице государственных средств поддельную трудовую книжку. И такому, с позволения сказать, «таланту» «называемый ловитор» Лилов помог благополучно прийти на мостик, встряхнуться, приободриться. А перекрестный полет, где царят и парят «наземные вольтижеры» и «ловитвры», продолжается и закончить его дано нашему старому знакомому, директору передвижного цирка № 13 Эдуарду Юрьевичу Исакову. На этот раз с мостика в полет на трапеции отправится бывший старший бухгалтер зооцирка № 12 Р. Баткин. В свое время он был снят с работы за грубое нарушение финансовой дисциплины. Но снова грянула бодрая цирковая музыка и Р. Баткин вмиг обрел так необходимый всем цирковым артистам куряж, придающий им уверенность в своих силах, толчок, двойное сальто с пируэтом, и вот наш очередной «наземный вольтижер» уже качается в могучих руках надежного «наземного ловитора» Исакова.
Странное дело! Никто из перечисленных нами правонарушителей ни одного раза не попросил направить его для исправления на низовую работу: скажем, конюхом или униформистом, или хотя бы ассистентом к дрессировщику зверей. Упаси бог! Ведь там же очень запросто можно сломать себе шею или оказаться в качестве бифштекса для какого-нибудь не слишком разборчивого льва или тигра. Там в любом номере нужны умение, мастерство, смелость, мужество, неустанный каждодневный труд. На должностях же директоров передвижных цирков и заведующих постановочными частями, судя по приведенным выше примерам, некоторым индивидам достаточно иметь запятнанную репутацию, наглость, предрасположенность к присвоению не принадлежащей тебе собственности. «Наземные вольтижеры» и «ловиторы» кладут позорное пятно на многих и многих честных работников советского цирка. Нелицеприятным получился фельетон! Но молчать нельзя! Нелъзя примириться с неблаговидными действиями отдельных предприимчивых дельцов, которые позорят большую армию творческих работников советского цирка — лучшего цирка в мире.
Прекратить затянувшийся «перекрестный полет», в котором подвизаются «наземные вольтижеры» и «ловиторы» — дело чести всех работников нашего цирка.
Ю. ЧЕПУРИН
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1964 г.
оставить комментарий