Фильм под названием «Сегодня — новый аттракцион»
На фасаде Ленинградского цирка несколько дней висела красочная афиша с фамилией дрессировщицы хищников Валентины Кузнецовой. Потом ее сняли.
Дли многих так и осталось загадкой: кто она, столь разрекламированная Валентина Кузнецова? И почему не состоялось ее выступление перед зрителями? Между тем выступления Валентины Кузнецовой проходят в Ленинграде и поныне. В городе на Неве открылся, оказывается, еще один цирк. С манежем и амфитеатром, со зрителями и аплодисментами. Короче — самый настоящий цирк, разве что без входных билетов и без единой, из вечера в вечер, программы. К тому же у нового цирка нет... своего помещения: на здании, где он разместился, висит строгая табличка — «Ленфильм».
Все объясняется просто: ленинградские кинематографисты снимают широкоэкранный цветной фильм о мужественной и отважной профессии дрессировщика хищников. О праве на эту профессию. Фильм под названием «Сегодня — новый аттракцион». Коротко его содержание сводится к следующему. Цирковой артистке, которая прежде работала в групповом номере вольтижировки на лошадях, ее муж, дрессировщик, поспешно передал свой аттракцион с хищниками. «Так будет выигрышнее для аттракциона, — убедили его, — укротительницей свирепых зверей станет женщина, хрупкая и изящная». И к Валентине Кузнецовой приходят успех, слава.
Но вот на одном из представлений случается беда. Звери «срываются» и ранят дрессировщицу и ее ассистента. Случай как будто вполне возможный на манеже. Но ведь его могло не быть, его не должно было быть! В ответе за то, что произошло, не только сама Валентина Кузнецова, кому легкий успех вскружил голову. Виноваты и люди, которые по долгу службы должны были решить, есть ли у молодой артистки право стать дрессировщицей. Цирк, где работа связана с опасностями и ежедневным риском, требует предельно серьезного к себе отношения и большого настойчивого труда. Об этом и ведут разговор в картине «Сегодня — новый аттракцион» сценаристы Ю. Дунский к В. Фрид.
Постановщикам фильма Надежде Кошеверовой и Аполлинарию Дудко цирк не в новинку. Еще десять лет назад они познакомили зрителей со своей «Укротительницей тигров». Основной контингент четвероногих «актеров» нового фильма куда более разнообразен — уссурийские и бенгальские тигры, малайские пантеры, львы. Без их участия обходится редкий кадр.
Можно с уверенностью сказать, что подобного еще не было кинематографе. Посудите сами, картина снимается почти без дублеров. В клетку к хищникам вошли люди, никогда ранее не имевшие ничего общего ни с цирком, ни с дрессурой. За исключением разве Марины Полбенцевой (она играет в фильме роль Валентины Кузнецовой), которая несколько лет назад закончила Государственное училище циркового и эстрадного искусства, да и то по классу клоунады и музыкальной эксцентрики. Вряд ли думали Марина Полбенцева и ее партнеры по фильму — актеры драматических театров Стар Коберидзе (дрессировщик Марат Месхиев) и Гелий Сысоев (Володька, ассистент Кузнецовой), — что наступит день, когда, вооружившись поначалу вилами, а позже и попросту легким стеком, им придется посылать львов и тигров на трюки. Разумеется, под неусыпным контролем профессиональных цирковых дрессировщиков, без участия которых сама съемка подобного фильма была бы невозможной.
Первоосновой, которая определила построение большинства эпизодов будущего фильма, связанных со съемкой хищников на манеже, стал аттракцион Вальтера Запашного. Однако помимо животных Запашного, предназначенных для «парадных» съемок в центральной клетке, нужны были звери для всевозможных трюковых съемок, И вот тут-то понадобился второй дрессировщик — Константин Константиновский, принимавший в свое время участие в создании таких фильмов, как «Укротительница тигров», «Полосатый рейс» и другие. Из разных зоопарков страны Константиновский набрал необученных, еще не знакомых с дрессурой животных — льва и трех тигров. Каждого из них надо было готовить к определенному «амплуа», к трюкам...
Съемки фильма «Сегодня — новый аттракцион» идут полным ходом. Сейчас пока еще рано говорить, каким будет этот «новый аттракцион», создаваемый совместными усилиями кинематографистов и мастеров цирка. Хочется верить, что это будет поистине цирковой фильм — жизнерадостный, яркий, интересный.
В. ЦЫГАНКОВА
Журнал Советский цирк. Январь 1966 г.:
оставить комментарий