Форум в Лесной опере
Как известно, в начале августа 1965 года состоялся 5-й Международный фестиваль песни в курортном городке Польской Народной Республики — Сопоте. Членом жюри от Советского Союза был известный композитор В. И. Мурадели.
Мы попросили Вано Ильича поделиться с читателями журнала „Советская эстрада и цирк" впечатлениями о состоявшемся фестивале. Международный фестиваль в Сопоте, на этот раз уже пятый по счету, был весьма представительным: двадцать восемь стран прислали на конкурс премьеров своей эстрады. По условиям фестиваля от каждого государства мог выступить только один вокалист с правом лишь одного выхода в вечер.
Состязались певцы и песни. В первый вечер вокалисты исполняли песню своей страны, которую жюри оценивало с точки зрения текста, музыки и эмоциональной силы воздействия. На второй, так называемый Польский, день в зачет шло только исполнительское мастерство. Все певцы выходили с произведением польских композиторов, и нам, членам жюри, помогала реакция зала — шести тысяч зрителей Лесной оперы, хорошо знающих свои популярные песни. А в третий вечер, когда победители уже выяснились, волнения и страсти улеглись, состоялся прощальный концерт, где певцы получили возможность, как говорится, отвести душу, исполняя свою любимую песню.
Я не буду называть все имена лауреатов фестиваля: они известны читателям журнала. Абсолютной чемпионкой стала канадская певица Моника Лейрац: первый приз был присужден как исполнительнице, так и песне ее страны «Мой край». Второе место, за исполнение польской песни «Один только раз» (в аранжировке В. Федорова), завоевал — я подчеркиваю это слово потому, что достойных конкурентов было много, — советский певец Эдуард Хиль. Зал неистовствовал, вызывая его на «бис». Словом, Эдуард Хиль молодец! Тут же в Сопоте, что называется с места в карьер, советский певец получил приглашения на гастрольные концерты от представителей многих стран. Сейчас я держу в руках проспект французского интернационального конкурса, в котором ему предложили принять участие. При мне его звали в Болгарию. И сразу же после фестиваля он отправился в большое турне по городам Польши. К слову сказать, за всю историю эстрадных конкурсов я не припомню случая, чтобы побеждал мужчина. Так было и на этот раз: четыре места из пяти заняли женщины. Таким образом наш Эдуард Хиль стал редким «исключением из правила». Это талантливый, всесторонне образованный, хорошо оснащенный певец. В таком трудном конкурсе он вывел советскую песню «Я шагаю по Москве» на четвертое место. Хорошо, что наша эстрадная песня оказалась в числе пяти, отобранных жюри из двадцати восьми. Но могло быть и лучше. Надо бы лучше!
На нынешнем фестивале в Сопоте эстрадное искусство нашей страны представлял Ленинград — родина и певца и песни. В будущем — слово за Москвой и столицами союзных республик. Кстати, наша пресса правильно задавала вопрос, почему не было в Лесной опере прибалтийских, украинской, грузинской, азербайджанской, армянской, белорусской песен? Ведь по условиям фестиваля каждая советская республика имела право послать в Сопот своего представителя. Думается, такую возможность пропаганды нашей национальной культуры не следует упускать. Как я еще раз убедился, поляки — тонкие знатоки и ценители эстрадной песни. Слушая в последний день фестиваля их певиц — лауреатов прошедших конкурсов, я понял, что Польша свободно может провести свой национальный фестиваль из самых ярких звезд эстрады.
На мой взгляд, Польша располагает очень хорошим вокальным репертуаром. На втором дне фестиваля я с удовольствием слушал произведения истинных знатоков эстрадной музыки. Песни польских композиторов реалистичны, созданы в романтическом ключе, с хорошим настроением. И вот здесь я не могу удержаться от самокритики. Что создаем мы для своих эстрадных исполнителей? Чаще всего эскизы чувств и переживаний вместо настоящих сюжетных песен. Сейчас рамки эстрадности расширяются. Современный певец должен быть синтетическим актером. Вокальная эстрада сегодня — это прежде всего мысль, выраженная словами в сочетании с музыкой и движением. Нашим певцам нужны музыкально-драматические рассказы, ариозные баллады, а не только куплетные песни. Но это отступление от темы, хотя и немаловажное. Вернемся в Сопот. Будь на то моя воля, я отметил бы специальным призом изумительный оркестр фестиваля. Он состоял из двух коллективов: эстрадного оркестра и оркестра Польского радио. Несмотря на то, что руководили им одновременно два дирижера, сыгранность была удивительной.
Хочу рассказать и о своеобразном концертном зале — Лесной опере. На свежем воздухе расположено шесть тысяч зрительских мест с полной гарантией от непогоды: у людей крыша над головой. И нет там, представьте, никаких сложных металлоконструкций — просто тент, прикрепленный тросами к деревьям. Ну как не вспомнить о нашем Зеленом театре в парке культуры и отдыха имени Горького! Сколько лет идут разговоры о его крыше. А разве в нашем парке нет деревьев? Во всяком, даже самом сложном деле, если над ним хорошо поразмыслить, можно найти простое решение. Вот, например, как остроумно пропагандируют свою эстрадную песню польские товарищи. Я уже говорил, что по условиям фестиваля репертуар второго дня состоял исключительно из произведений композиторов Польши. Каждый исполнитель переводил польскую песню на свой язык, основательно ее осваивал, и она таким образом прочно внедрялась в его репертуар. 27 лучших вокалистов мира вывезли из Сопота 27 польских песен с текстом на языке своего народа. Такой вид экспорта искусства — самый надежный.
Не настало ли время и нам подумать о новых формах пропаганды советской эстрадной, музыки? Может быть, не следует ограничиваться только песней… Пусть на этот счет серьезно подумают руководители нашей эстрады. Несомненно одно: проведение у нас в стране Международного фестиваля, подобного сопотскому, обязательно подстегнет композиторов на создание новых современных произведений для эстрады. О гостеприимном Сопоте у меня остались самые лучшие воспоминания. Хочу воспользоваться приятной возможностью; со страниц журнала «Советская эстрада и цирк» сердечно поблагодарить польских друзей За гостеприимство и замечательную организацию фестиваля. Убежден, что такие международные форумы искусства надо проводить чаще.
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий