В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Форум в Лесной опере

Как известно, в начале авгус­та 1965 года состоялся 5-й Международ­ный фестиваль песни в курорт­ном городке Польской Народной Республики — Сопоте. Членом жюри от Советского Союза был известный композитор В. И. Мурадели.

Мы попросили Вано Ильича поделиться с читателями жур­нала „Советская эстрада и цирк" впечатлениями о состоя­вшемся фестивале. Международный фестиваль в Сопоте, на этот раз уже пятый по счету, был весь­ма представительным: двадцать восемь стран прислали на конкурс премьеров сво­ей эстрады. По условиям фестиваля от каждого государства мог высту­пить только один вокалист с правом лишь одного выхода в вечер.

Состязались певцы и песни. В пер­вый вечер вокалисты исполняли пес­ню своей страны, которую жюри оце­нивало с точки зрения текста, музы­ки и эмоциональной силы воздейст­вия. На второй, так называемый Польский, день в зачет шло только ис­полнительское мастерство. Все певцы выходили с произведением польских композиторов, и нам, членам жюри, помогала реакция зала — шести ты­сяч зрителей Лесной оперы, хорошо знающих свои популярные песни. А в третий вечер, когда победители уже выяснились, волнения и страсти улеглись, состоялся прощальный кон­церт, где певцы получили возмож­ность, как говорится, отвести душу, исполняя свою любимую песню.

Я не буду называть все имена лауреатов фестиваля: они известны читателям журнала. Абсолютной чем­пионкой стала канадская певица Мо­ника Лейрац: первый приз был при­сужден как исполнительнице, так и песне ее страны «Мой край». Второе место, за исполнение польской песни «Один только раз» (в аранжировке В. Федорова), завоевал — я подчер­киваю это слово потому, что достой­ных конкурентов было много, — со­ветский певец Эдуард Хиль. Зал не­истовствовал, вызывая его на «бис». Словом, Эдуард Хиль молодец! Тут же в Сопоте, что называется с места в карьер, советский певец по­лучил приглашения на гастрольные концерты от представителей многих стран. Сейчас я держу в руках прос­пект французского интернациональ­ного конкурса, в котором ему пред­ложили принять участие. При мне его звали в Болгарию. И сразу же после фестиваля он отправился в большое турне по городам Польши. К слову сказать, за всю историю эстрадных конкурсов я не припомню случая, чтобы побеждал мужчина. Так было и на этот раз: четыре ме­ста из пяти заняли женщины. Таким образом наш Эдуард Хиль стал ред­ким «исключением из правила». Это талантливый, всесторонне образован­ный, хорошо оснащенный певец. В таком трудном конкурсе он вывел советскую песню «Я шагаю по Москве» на четвертое место. Хорошо, что наша эстрадная песня оказалась в числе пяти, отобранных жюри из двадцати восьми. Но могло быть и лучше. Надо бы лучше!

На нынешнем фестивале в Сопоте эстрадное искусство нашей страны представлял Ленинград — родина и певца и песни. В будущем — слово за Москвой и столицами союзных республик. Кстати, наша пресса пра­вильно задавала вопрос, почему не было в Лесной опере прибалтийских, украинской, грузинской, азербайд­жанской, армянской, белорусской песен? Ведь по условиям фестиваля каждая советская республика имела право послать в Сопот своего пред­ставителя. Думается, такую возмож­ность пропаганды нашей националь­ной   культуры не следует упускать. Как я еще раз убедился, поля­ки — тонкие знатоки и ценители эст­радной песни. Слушая в последний день фестиваля их певиц — лауреа­тов прошедших конкурсов, я понял, что Польша свободно может прове­сти свой национальный фестиваль из самых ярких звезд эстрады.

На мой взгляд, Польша распола­гает очень хорошим вокальным ре­пертуаром. На втором дне фестиваля я с удовольствием слушал произве­дения истинных знатоков эстрадной музыки. Песни польских композито­ров реалистичны, созданы в роман­тическом ключе, с хорошим настрое­нием. И вот здесь я не могу удержать­ся от самокритики. Что создаем мы для своих эстрадных исполнителей? Чаще всего эскизы чувств и пережи­ваний вместо настоящих сюжетных песен. Сейчас рамки эстрадности рас­ширяются. Современный певец дол­жен быть синтетическим актером. Во­кальная эстрада сегодня — это преж­де всего мысль, выраженная слова­ми в сочетании с музыкой и движе­нием. Нашим певцам нужны музы­кально-драматические рассказы, ариозные баллады,  а  не  только  куплет­ные песни. Но это отступление от темы, хотя и немаловажное. Вернемся в Сопот. Будь на то моя воля, я отметил бы специальным призом изумительный оркестр фестиваля. Он состоял из двух коллективов: эстрадного оркест­ра и оркестра Польского радио. Не­смотря на то, что руководили им од­новременно два дирижера, сыгран­ность была удивительной.

Хочу рассказать и о своеобразном концертном зале — Лесной опере. На свежем воздухе расположено шесть тысяч зрительских мест с пол­ной гарантией от непогоды: у людей крыша над головой. И нет там, пред­ставьте, никаких сложных металло­конструкций — просто тент, прикреп­ленный тросами к деревьям. Ну как не вспомнить о нашем Зеленом теа­тре в парке культуры и отдыха име­ни Горького! Сколько лет идут раз­говоры о его крыше. А разве в на­шем парке нет деревьев? Во всяком, даже самом сложном деле, если над ним хорошо пораз­мыслить, можно найти простое ре­шение. Вот, например, как остроумно пропагандируют свою эстрадную пес­ню польские товарищи. Я уже гово­рил, что по условиям фестиваля ре­пертуар второго дня состоял исклю­чительно из произведений компози­торов Польши. Каждый исполнитель переводил польскую песню на свой язык, основательно ее осваивал, и она таким образом прочно внедря­лась в его репертуар. 27 лучших во­калистов мира вывезли из Сопота 27 польских песен с текстом на язы­ке своего народа. Такой вид экспор­та искусства — самый надежный.

Не настало ли время и нам поду­мать о новых формах пропаганды со­ветской эстрадной, музыки? Может быть, не следует ограничиваться толь­ко песней… Пусть на этот счет серь­езно подумают руководители нашей эстрады. Несомненно одно: проведе­ние у нас в стране Международного фестиваля, подобного сопотскому, обязательно подстегнет композито­ров на создание новых современных произведений для эстрады. О гостеприимном Сопоте у меня остались самые лучшие воспомина­ния. Хочу воспользоваться приятной возможностью; со страниц журнала «Советская эстрада и цирк» сердеч­но поблагодарить польских друзей За гостеприимство и замечательную организацию фестиваля. Убежден, что такие международные форумы искусства  надо  проводить чаще.
 

Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100