В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Франция рукоплещет артистам Советского цирка

Четвертый раз во Франции! Это очень серьезно... Париж видел все, там очень трудно удивить людей.

«Как бы чего не вышло»... — при­мерно такими словами огорошили нас организаторы гастролей советского цирка во Франции, приехавшие в Брюссель, чтобы посмотреть выступ­ление наших артистов в Королевском цирке. И их можно было понять. Действительно, советский цирк триж­ды с большим успехом демонстри­ровал свое мастерство во Франции и трижды французские зрители, боль­шие и тонкие ценители циркового ис­кусства, воздавали должные почести нашим акробатам, клоунам, наездни­кам, дрессировщикам, воздушным гимнастам, всем, кто работал на ма­нежах Парижа, Лиона, Марселя. Ниццы и Лилля.

Известные  кинодеятели  Жюль  Дасен,  Мария   Шелл   к  Рей Вентура   восхищены номером   советских   канатоходцев.На фото. Известные  кинодеятели  Жюль  Дасен,  Мария   Шелл   к  Рей Вентура   восхищены номером   советских   канатоходцев.

Гастроли советского цирка во Франции, которые регулярно прохо­дили через каждые два года и стали уже традицией, утвердили среди французов мнение о том, что это один из лучших циркон в мире. Поэтому вполне понятно то волнение, с кото­рым артисты четвертой советской программы после окончания гастро­лей в Брюсселе направлялись во Францию. Это была хорошая «пред­стартовая лихорадка», прекрасное волнение людей, чувствующих огром­ную ответственность за порученное им дело. Вечером 9 апреля состоялось пер­вое выступление. Сотни и сотни ав­томашин заполнили площадь перед цирком и прилегающие улицы. Кор­доны   полиции   на   мостовой,   тротуарах, у дверей в зрительный зал и у артистического входа. Огромный зал Дворца спорта у Версальских ворот, вмещающий око­ло 5000 человек, переполнен. В зале члены Политбюро Французской ком­партии Франсуа Бийу, Этьен Фажон, Жорж Фримэн, Раймонд Гийо, вид­ные общественные и политические деятели Франции, ученые, писатели, артисты театров, кино, цирка, много­численные представители дипломати­ческого корпуса. Нам называют все новые и новые имена «знаменитостей» и «звезд», прибывших на премьеру. На следующий день одна из газет писала, что в этот вечер вряд ли в Париже можно было увидеть что-ни­будь интересное, так как «весь Па­риж» был во Дворце спорта на премьере Московского цирка.

В Брюсселе артисты Волжанские за­служили почетную премию «Оскар», а в Париже — всеобщее признание у зрителей.На фото. В Брюсселе артисты Волжанские за­служили почетную премию «Оскар», а в Париже — всеобщее признание у зрителей.

...Звучит «Марсельеза» и гимн Со­ветского Союза. Бурей оваций встре­чает зал выходящих на манеж в парад-прологе артистов советского цирка. И так до конца, до триум­фального окончания программы гре­мели оглушительные под высокими сводами зала аплодисменты востор­женных парижан. От первого до по­следнего номера программы все: и воздушные гимнастки Хазовы, и турнисты Николаевы, и жонглер на ло­шади заслуженный артист РСФСР Н. Ольховиков, и силовые акробаты Р. Касеев и Р. Манасарян, дресси­ровщица собачек В. Ольховикова, ар­тисты группы Плинер, акробаты-воль­тижеры Киричуковы, канатоходцы под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Болжанского, туркменские джигиты во главе с народ­ным    артистом    Туркменской    ССР. Ходжабаевым, жонглеры на мачтах Грачевы, силовой жонглер заслужен­ный артист Молдавской ССР В. Херц, дрессировщица Т. Буслаева и руково­дитель аттракциона «Львы на лоша­дях» народный артист РСФСР А. Бус­лаев — все были приняты с огромным восхищением. Уже в антракте организаторы га­стролей за кулисами стали поздрав­лять артистов с небывалым успе­хом. В течение двадцати восьми дней шли во Дворце спорта представления советского цирка. И каждый день в зале не было ни одного свободного места.

20 апреля 1963 года популярный во Франции журнал «Жур де Франс» в статье «На злобу дня. Московский цирк» писал: «Весь Париж, знамени­тый, опасный и всезнающий Париж каждый вечер простаивает в очере­дях у Дворца спорта». Высказывание «Жур де Франс» не было исключени­ем. Можно без преувеличения ска­зать, что вся парижская печать отме­тила гастроли советского цирка как явление исключительное по своему характеру, как чрезвычайное событие в культурной жизни Франции. 6 мая гастроли в Париже были за­кончены. На 43 представлениях побы­вало около 200 000 зрителей. Затем мы выступали в Тулузе, Ницце и Лилле. Два с половиной месяца пробыли советские артисты во Франции. Про­ехали ее от центра до испанской гра­ницы, оттуда на крайний юг, к Среди­земному морю, и снова на север, к дождливым и ветреным берегам Ламанша. Какая же она, Франция 1963 года? Она такая же, какой мы ее представляли, какой знали по книгам, кино, по газетам.

На приеме в мэрии г. Монтрей. Слева секретарь ЦК КПФ   тов. Жак Дюкло.На фото. На приеме в мэрии г. Монтрей. Слева секретарь ЦК КПФ   тов. Жак Дюкло.

Франция с роскошными Елисейскими полями Парижа, с величествен­ной Эйфелевой башней, с невероят­ной сутолокой автомашин на площа­ди Согласия, с мрачными и длинны­ми машинами на площади Республи­ки, до отказа набитыми полицейскими в день митинга трудящихся Парижа в знак протеста против злодейского убийства члена ЦК Испанской ком­партии Хулиана Гримау. Мы увидели Францию со стенами домов, на кото­рых зловеще кривятся остатки чер­ных букв «ОАС» и рядом с ними раз­машистое и твердое «НЕТ», мы уви­дели, как к фешенебельным отелям Ниццы подкатывали сверкающие ни­келем и лаком лимузины с представи­телями «сильных мира сего» и нищих на больших бульварах Парижа с шапкой в руке. В дни нашего приез­да в столицу Франции только что за­кончилась одна из наиболее продол­жительных в истории страны забастовок. Десятки тысяч шахтеров в тече­ние нескольких недель упорно отстаивали свое право на лучшую жизнь, требуя от правительства де Голля увеличения зарплаты. И ничто не могло сломить их сопротивления. Приказ президента о принудитель­ном выходе на работу повис 8 воз­духе. Буквально вся Франция встала на защиту горняков. Тысячи детей шахтеров нашли на время забастовки приют у трудящихся Парижа и дру­гих городов. Около пяти тысяч этих шахтерских детей, находящихся в столице, заполнили в один из апрель­ских дней Дворец спорта. Наши ар­тисты пригласили их на свое представление. Забастовка шахтеров — это только один из эпизодов забастовочной борь­бы французского пролетариата, В авангарде этой борьбы идет много­численный отряд французских ком­мунистов. За время пребывания во Франции мы неоднократно встречались и бе­седовали с ними. На одном из пред-"ставлений цирка в Париже присут­ствовали генеральный секретарь ЦК Французской компартии т. Морис То­рез и член Политбюро т. Жаннета Вермерш, которые дали высокую оценку выступлениям артистов, за­явив о том, что эта программа — лучшая из всех ранее показанных во Франции.

Заслуженный артист Н. Ольховиков выступает перед детьми шахтеров (г. Лилль)На фото. Заслуженный артист Н. Ольховиков выступает перед детьми шахтеров (г. Лилль)

Мы побывали в редакции газеты «Юманите» и в музее движения Сопротивления, находящемся в пред­местье Парижа Монтрей. У входа в музей советские артисты были встре­чены секретарем ЦК КПФ т. Жаком Дюкло (он же директор музея). Жак Дюкло тепло приветствовал наших товарищей, а затем рассказал исто­рию создания музея, о том, что французские коммунисты в трудных усло­виях, при помощи трудящихся, сохранили для будущего ценнейшие до­кументы героической истории французского народа. Здесь имеются так­же экспонаты периода первой французской революции: подлинники пи­сем Марата, Робеспьера,  приказов комиссаров республики, документы эпохи Парижской коммуны и более позднего периода. В течение полутора часов т. Жак Дюкло был нашим экскурсоводом по залам музея, за что мы были ему глубоко благодар­ны, ибо никто другой, пожалуй, не смог бы с такой любовью и увлече­нием, с такой страстностью и подробностями рассказать о революционной истории французского народа.

Итак, каковы же итоги гастроль­ной поездки советского цирка во Францию? Прошедшие гастроли еще больше укрепили его авторитет на международной арене. Советский цирк еще раз показал, что он по пра­ву может считаться лучшим цирком мира. И этот вывод напрашивается не в результате изучения восторженных рецензий, а на основе истинного по­ложения вещей и сравнения с зару­бежными цирками, которые нам при­шлось увидеть в Бельгии и Франции. Зарубежная пресса во весь голос кричит сейчас о кризисе западноев­ропейского цирка. В чем же причина, почему все ниже и ниже опускается престиж французскою и других цир­ков? — задается на страницах газет стереотипный вопрос. Ответы на него даются самые разнообразные, в боль­шинстве своем наивные до крайности. Так, газета «АР» советует директо­рам французских цирков не враждо­вать, а всячески помогать друг другу. Эти благочестивые призывы пре­кратить конкуренцию лишь вызывают улыбку у самих директоров цирков. Правда, кое в каких газетах проскальзывают слова о том, что кризис цирка обусловливается причинами, носящими социальный характер.

Успешные гастроли во Франции обязывают весь творческий коллектив советского цирка работать еще луч­ше, добиваться новых достижений, чтобы не только закрепить достигну­тые успехи, но и превзойти их. Это будет лучшим ответом Союзгосцирка на решения июньского Пленума ЦК КПСС, потребовавшего в интере­сах коммунистического воспитания людей от учреждений искусств реши­тельного  улучшения  работы.
 

Б. МЕЛЬНИКОВ, руководитель поездки

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.

оставить комментарий


 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100