Франция рукоплещет артистам Советского цирка
Четвертый раз во Франции! Это очень серьезно... Париж видел все, там очень трудно удивить людей.
«Как бы чего не вышло»... — примерно такими словами огорошили нас организаторы гастролей советского цирка во Франции, приехавшие в Брюссель, чтобы посмотреть выступление наших артистов в Королевском цирке. И их можно было понять. Действительно, советский цирк трижды с большим успехом демонстрировал свое мастерство во Франции и трижды французские зрители, большие и тонкие ценители циркового искусства, воздавали должные почести нашим акробатам, клоунам, наездникам, дрессировщикам, воздушным гимнастам, всем, кто работал на манежах Парижа, Лиона, Марселя. Ниццы и Лилля.
На фото. Известные кинодеятели Жюль Дасен, Мария Шелл к Рей Вентура восхищены номером советских канатоходцев.
Гастроли советского цирка во Франции, которые регулярно проходили через каждые два года и стали уже традицией, утвердили среди французов мнение о том, что это один из лучших циркон в мире. Поэтому вполне понятно то волнение, с которым артисты четвертой советской программы после окончания гастролей в Брюсселе направлялись во Францию. Это была хорошая «предстартовая лихорадка», прекрасное волнение людей, чувствующих огромную ответственность за порученное им дело. Вечером 9 апреля состоялось первое выступление. Сотни и сотни автомашин заполнили площадь перед цирком и прилегающие улицы. Кордоны полиции на мостовой, тротуарах, у дверей в зрительный зал и у артистического входа. Огромный зал Дворца спорта у Версальских ворот, вмещающий около 5000 человек, переполнен. В зале члены Политбюро Французской компартии Франсуа Бийу, Этьен Фажон, Жорж Фримэн, Раймонд Гийо, видные общественные и политические деятели Франции, ученые, писатели, артисты театров, кино, цирка, многочисленные представители дипломатического корпуса. Нам называют все новые и новые имена «знаменитостей» и «звезд», прибывших на премьеру. На следующий день одна из газет писала, что в этот вечер вряд ли в Париже можно было увидеть что-нибудь интересное, так как «весь Париж» был во Дворце спорта на премьере Московского цирка.
На фото. В Брюсселе артисты Волжанские заслужили почетную премию «Оскар», а в Париже — всеобщее признание у зрителей.
...Звучит «Марсельеза» и гимн Советского Союза. Бурей оваций встречает зал выходящих на манеж в парад-прологе артистов советского цирка. И так до конца, до триумфального окончания программы гремели оглушительные под высокими сводами зала аплодисменты восторженных парижан. От первого до последнего номера программы все: и воздушные гимнастки Хазовы, и турнисты Николаевы, и жонглер на лошади заслуженный артист РСФСР Н. Ольховиков, и силовые акробаты Р. Касеев и Р. Манасарян, дрессировщица собачек В. Ольховикова, артисты группы Плинер, акробаты-вольтижеры Киричуковы, канатоходцы под руководством заслуженного артиста РСФСР В. Болжанского, туркменские джигиты во главе с народным артистом Туркменской ССР. Ходжабаевым, жонглеры на мачтах Грачевы, силовой жонглер заслуженный артист Молдавской ССР В. Херц, дрессировщица Т. Буслаева и руководитель аттракциона «Львы на лошадях» народный артист РСФСР А. Буслаев — все были приняты с огромным восхищением. Уже в антракте организаторы гастролей за кулисами стали поздравлять артистов с небывалым успехом. В течение двадцати восьми дней шли во Дворце спорта представления советского цирка. И каждый день в зале не было ни одного свободного места.
20 апреля 1963 года популярный во Франции журнал «Жур де Франс» в статье «На злобу дня. Московский цирк» писал: «Весь Париж, знаменитый, опасный и всезнающий Париж каждый вечер простаивает в очередях у Дворца спорта». Высказывание «Жур де Франс» не было исключением. Можно без преувеличения сказать, что вся парижская печать отметила гастроли советского цирка как явление исключительное по своему характеру, как чрезвычайное событие в культурной жизни Франции. 6 мая гастроли в Париже были закончены. На 43 представлениях побывало около 200 000 зрителей. Затем мы выступали в Тулузе, Ницце и Лилле. Два с половиной месяца пробыли советские артисты во Франции. Проехали ее от центра до испанской границы, оттуда на крайний юг, к Средиземному морю, и снова на север, к дождливым и ветреным берегам Ламанша. Какая же она, Франция 1963 года? Она такая же, какой мы ее представляли, какой знали по книгам, кино, по газетам.
На фото. На приеме в мэрии г. Монтрей. Слева секретарь ЦК КПФ тов. Жак Дюкло.
Франция с роскошными Елисейскими полями Парижа, с величественной Эйфелевой башней, с невероятной сутолокой автомашин на площади Согласия, с мрачными и длинными машинами на площади Республики, до отказа набитыми полицейскими в день митинга трудящихся Парижа в знак протеста против злодейского убийства члена ЦК Испанской компартии Хулиана Гримау. Мы увидели Францию со стенами домов, на которых зловеще кривятся остатки черных букв «ОАС» и рядом с ними размашистое и твердое «НЕТ», мы увидели, как к фешенебельным отелям Ниццы подкатывали сверкающие никелем и лаком лимузины с представителями «сильных мира сего» и нищих на больших бульварах Парижа с шапкой в руке. В дни нашего приезда в столицу Франции только что закончилась одна из наиболее продолжительных в истории страны забастовок. Десятки тысяч шахтеров в течение нескольких недель упорно отстаивали свое право на лучшую жизнь, требуя от правительства де Голля увеличения зарплаты. И ничто не могло сломить их сопротивления. Приказ президента о принудительном выходе на работу повис 8 воздухе. Буквально вся Франция встала на защиту горняков. Тысячи детей шахтеров нашли на время забастовки приют у трудящихся Парижа и других городов. Около пяти тысяч этих шахтерских детей, находящихся в столице, заполнили в один из апрельских дней Дворец спорта. Наши артисты пригласили их на свое представление. Забастовка шахтеров — это только один из эпизодов забастовочной борьбы французского пролетариата, В авангарде этой борьбы идет многочисленный отряд французских коммунистов. За время пребывания во Франции мы неоднократно встречались и беседовали с ними. На одном из пред-"ставлений цирка в Париже присутствовали генеральный секретарь ЦК Французской компартии т. Морис Торез и член Политбюро т. Жаннета Вермерш, которые дали высокую оценку выступлениям артистов, заявив о том, что эта программа — лучшая из всех ранее показанных во Франции.
На фото. Заслуженный артист Н. Ольховиков выступает перед детьми шахтеров (г. Лилль)
Мы побывали в редакции газеты «Юманите» и в музее движения Сопротивления, находящемся в предместье Парижа Монтрей. У входа в музей советские артисты были встречены секретарем ЦК КПФ т. Жаком Дюкло (он же директор музея). Жак Дюкло тепло приветствовал наших товарищей, а затем рассказал историю создания музея, о том, что французские коммунисты в трудных условиях, при помощи трудящихся, сохранили для будущего ценнейшие документы героической истории французского народа. Здесь имеются также экспонаты периода первой французской революции: подлинники писем Марата, Робеспьера, приказов комиссаров республики, документы эпохи Парижской коммуны и более позднего периода. В течение полутора часов т. Жак Дюкло был нашим экскурсоводом по залам музея, за что мы были ему глубоко благодарны, ибо никто другой, пожалуй, не смог бы с такой любовью и увлечением, с такой страстностью и подробностями рассказать о революционной истории французского народа.
Итак, каковы же итоги гастрольной поездки советского цирка во Францию? Прошедшие гастроли еще больше укрепили его авторитет на международной арене. Советский цирк еще раз показал, что он по праву может считаться лучшим цирком мира. И этот вывод напрашивается не в результате изучения восторженных рецензий, а на основе истинного положения вещей и сравнения с зарубежными цирками, которые нам пришлось увидеть в Бельгии и Франции. Зарубежная пресса во весь голос кричит сейчас о кризисе западноевропейского цирка. В чем же причина, почему все ниже и ниже опускается престиж французскою и других цирков? — задается на страницах газет стереотипный вопрос. Ответы на него даются самые разнообразные, в большинстве своем наивные до крайности. Так, газета «АР» советует директорам французских цирков не враждовать, а всячески помогать друг другу. Эти благочестивые призывы прекратить конкуренцию лишь вызывают улыбку у самих директоров цирков. Правда, кое в каких газетах проскальзывают слова о том, что кризис цирка обусловливается причинами, носящими социальный характер.
Успешные гастроли во Франции обязывают весь творческий коллектив советского цирка работать еще лучше, добиваться новых достижений, чтобы не только закрепить достигнутые успехи, но и превзойти их. Это будет лучшим ответом Союзгосцирка на решения июньского Пленума ЦК КПСС, потребовавшего в интересах коммунистического воспитания людей от учреждений искусств решительного улучшения работы.
Б. МЕЛЬНИКОВ, руководитель поездки
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.
оставить комментарий