Цирк должен быть зеленой веткой за окном - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 13:53 | 28.11.2010

Цирк должен быть зеленой веткой за окном

Виктор ФранкеО клоунах, комиках и наболевшем, рассказывает директор Санкт- Петербургского цирка в Автово Виктор Франке:

 - Виктор Яковлевич, я бы хотела начать, так сказать, с корня. С Вашего назначения директором цирка в Автово. С какими трудностями вы столкнулись, и с чем вам до сих пор приходится бороться? Может быть, вы что-то модернизируете, вот, я смотрю, вы развернули активную пиар кампанию.

 - Ни с какими трудностями я не столкнулся, я просто попал в одну большую трудность. И с ней невозможно столкнуться, потому что ты в ней просто тонешь. Столкнуться с трудностью - это другое, ты справился, и дальше идешь, а здесь все совсем иначе. Мне досталось «наследство» в 20 миллионов долга сказали – «Выйдешь в нули, ты - гениальный директор!»  С  программой, которая сейчас работает, мы бы уже выкарабкались и даже с плюсом, если бы нам постоянно не отключали счет, и  не накрывали долги, за прошлые годы, которые идут в налоговую,  пенсионный фонд и другие инстанции. Деньги просто снимают все со счета и закрывают.

 - За сколько же лет такой долг накопился?

 – Ну, видимо, за пятнадцать, за время существования этого цирка. Условно говоря, есть пять миллионов, которые нужно отдать срочно. Если бы  их взял на себя главк, мы, безусловно, компании их вернули бы, тогда мы бы смогли создать минимальную рекламную кампанию. Но, приходится  искать другие пути, чтобы как-то донести до зрителей информацию о том, что этот цирк еще живет и работает.  Большая победа заключается уже в том, что после просмотра представления, они не ищут того, кто продал им билеты, и вполне довольны.

Мне все говорят, что надо какое-то подсобное дело поставить. Например, автомастерскую,  какие-то грузовики взять, заняться извозом, чтобы в цирк приходили, хоть какие-то деньги. И я подумал, вот,  условно говоря, 6 миллионов долга, ну, по большому счету, это 6 аншлагов, и все. Значит, не извозом надо заниматься, не машины  ремонтировать чужие (у нас своих-то нет, все в разобраном состоянии, вот два только колеса  осталось) а надо продавать билеты. Чтобы цирк занимался своим делом, делал программы и продавал билеты. Программы мы делаем, плохо ли – хорошо, но, во всяком случае, без скандалов обходится, и это большое счастье, на сегодня. Осталось начать продавать билеты, вот этим я и занялся. Все остальное – потом.

 - Насколько я помню, много лет назад когда еще артисткой здесь работала, люди приходили в цирк, но все больше жители  этого района, котрые знали о существовании цирка в Автово  и регуляно еше посещали, что же касается остальных петербуржцев, они даже не догадываются, что в городе 2 цирка.

 – Ну, пока мы не пробьемся на телевидение, ничего не будет. Вот, мы недавно дали рекламу, наскребли только на 1 минуту. Эффект – колоссальный, и это всего лишь минута! Потом мы сделали пиар акцию, которую отсняли, в результате чего, мы добились бесплатно пятиминутного эфира в программе «Доброе утро», на Первом канале. Телевидение – прежде всего. На сегодняшний день, у нас есть идея, сделать телевизионную программу  «Цирковая среда», куда бы приглашали, например актеров театра БДТ, и они бы рассказывали разные байки,связанные с цирком, на подобие «Белого попугая». И вторая часть, основанная на идее «Цирка со звездами» , в которой они же приходят в цирк, и пытаются как-то себя проявить. В общем, все, что касается нашего уездного городка, все наши медийные лица, должны здесь побывать. Некоторые каналы проявили заинтересованность, мы сейчас сделали заявку и надеемся, что телеканал «Культура» проявит больший интерес. И если эта передача выйдет со следующего сезона и мы прорвем эту информационную «блокаду» цирка в Автово, то наверное точно выкарабкаемся. Помимо всего, у нас будет реклама в метрополитене, надеюсь, что мне удастся  договориться о каком-то бартере, на обслуживание их детей , чтобы они дали нам возможность  вещать в метро не за те бешеные деньги, которые это стоит, а за то, что мы могли бы им дать.

- Скажите, а «росгосцирк» чем-то помогает, выделяет какие-то субсидии?

-  А.Д. Калмыков обещал помочь, но я то в общем, не мальчик и  понимаю, что у него положение в сорок раз хуже, чем у меня. У него таких  42 цирка, и в еще более удручающем  состоянии, а в компании  сейчас нет денег даже на целевые платежи. Желание у них помочь - есть, у нас, желание получить их помощь, тоже есть, как в одном фильме «Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями!»  Александр Дмитриевич  вызвал меня из Германии, где мы, вместе с сыном работали в варьете, я все бросил и приехал, я всегда готов помочь,если могу. Когда я был режиссером, я постоянно думал «Какие директора идиоты, они же ничего не дают! Не дают возможности работать, ни копейки денег не выделяют» вот, теперь, я жалуюсь только сам на себя, потому как денег еще меньше. Вот мы и делаем искусство, из того бюджета, который имеется.

 - Это истинно русская черта «сделать что-то из ничего», пытаться быть свободными, в условиях несвободы. И ведь получается! А как вообще у вас возникла идея создания «Королей манежа» ,  спектакля, в котором участвуют только клоуны?

 – 20 лет назад, подобную программу  я делал в цирке на Цветном Бульваре, называлась она - «Осторожно,клоуны!». И в Днепропетровске, где я был режиссером, была попытка сделать такой же спектакль, и вообще, я всегда старался собрать в программе,как можно больше клоунов. И когда все кричали, что невозможно,чтобы одни клоуны работали, я это делал.

- Мне кажется, это такой рисковый шаг, учитывая  менталитет российской публики, у нас же совсем не  развита культура клоунады, как в той же Европе.

 – Ну, вот в нашей программе,  есть все жанры. Хуже-лучше, но они все есть. Зритель получает полноценный продукт, но в исполнении клоунов, где все исполняется с юмором, и чуть легче  смотрится. Ну, вот ты говоришь, публика не готова ходить...Сегодня публика готова только к одному- она идет в цирк, как в зооцирк, в лучшем случае и в худшем,  просто как в зоопарк. Первое, что они спрашивают - «Какие у вас животные? Дайте поголовье скота!» Больше никого ничего не интересует, ни гимнасты, ни жонглеры, ничего. Жанры не интересуют, не говоря уже о фамилиях, которых вообще никто не знает. Как к искусству отношения вообще никакого нет, и бороться с этим практически невозможно. Вот, сегодня мы делаем новогоднюю программу «Дед Мороз и мешок смеха» , я в афишу добавил фразу « Все звери лунного календаря» и перечисляю еще кучу животных, которые не входят в лунный календарь, но будут показаны в представлении. Больше в афишах писать ничего не надо, надеюсь больше никто и спрашивать ничего не будет, а просто купят билет и придут. Их даже не интересует, дрессированные животные или нет, их надо просто продемонстрировать, тогда зрители не будут чувствовать себя обманутыми и, опять же, искать того, кто продал им билеты. А в дополнение к животным, мы еще показываем какой-то спектакль, который не очень зависит от поголовья скота, которое мы им представили.

- То есть, в итоге, программа заимеет успех, но об этом зритель узнает потом, сначала их нужно «заманить» в цирк. Как охота на живца прямо!

- Да, единственная проблема - их затащить. Поэтому и ты не имеешь права написать,что у тебя тиргы, слоны, гиппопотамы и не показать их. Это еще хуже, поэтому, все, что мы обещаем, я достану кровь из носа!

Нельзя бороться с тем,что они хотят видеть,  надо показывать и через это пытаться их втащить сюда, а параллельно, показывать им нечто другое, но так,чтобы  не раздражать. И потихонечку они будут интересоваться - «А как зовут вот того гимнаста или жонглера?» Тем более, что есть новые имена в российском цирке, как молодой жонглер Саша Кулаков, или  например, братья Мележевы, на катушках,  я давно такого не видел!  Есть молодые ребята, просто уникальные, и я бы хотел, чтобы зрители пришли, и, заинтересовавшись,  купили бы программку уже после шоу. Вот, если мы добьемся этого, значит это - победа.   Я вообще работаю в цирке, потому что ненавижу его в том виде, в каком он есть и  хочу сделать его,  хоть чем-то, лучше.  Лучше, как мне кажется, это совсем не значит, что он будет лучше, мнения все равно субьективны. Но, хотя бы мне так будет казаться, но последнее слово все равно за публикой.

- Так кто же тогда будет определять относительный уровень? Ведь  публика тоже, порой не может отличить что есть хорошо и плохо, и ее  надо воспитывать и делать  «прививку вкуса».

 – Ну, публику надо воспитывать, но постепенно. После этих американских фильмов с клоунами-убийцами, дети стали боятся клоунов. У нас вообще «клоун» - имя нарицательное. Даже в Америке, ты же была там, знаешь, что клоун считается низшей кастой цирковых артистов.

-В Америке- да, их там пачками нанимают и они бегают по 50 штук за раз на манеже. Но у нас и в Европе,  это, все-таки, элитная  интеллектуальная деятельность!

 – У нас сегодня тоже самое произошло. Клоун – человек,который вяжет шарики на Днях Рождениях, который на улице, на любых праздниках. Мне постоянно звонят и говорят - «дайте клоуна на welcome» Вот и все! Наверное, стоит теперь разделиться и сделать комиков и клоунов, как когда-то сделал Карандаш. Он же просил называть его «комик Московского цирка» А это еще когда было! И какой же он был умница и философ! Вот, меня устраивают те люди, которых я могу назвать комиками. А если говорить о клоунах, ну, «клоун» -высокое звание, а сегодня мы клоунами называем ряженых. И, к сожалению, они не только на Днях Рождениях, а уже просочились в манеж.

– Вы знаете, один раз Дэвид Ларибль сказал мне презабавнейшую вещь - «Eсли все будут хорошими клоунами, не хватит хороших точек»

 – Фумагали, на мой взгляд, более забавно сказал, когда его спросили о том, куда он едет после фестиваля, он сказал «Нам все равно, нас везде ждут!» Вообще, по-большому счету, для коверные успешны только в Германии. Наша публика- она теплее, роднее, но , честно сказать.. приятнее работать на Западе. Но, опять же, это немного расхолаживает, потому как там на любую корючку твою зал реагирует. На любое движение бровью. У тебя хорошая работа, нет сквозняков, под боком вся Европа, но морально, это убийственно тяжело. Поэтому, трудно сказать где лучше. Американская публика тоже фантастическая. В общем, после западных контрактов, можно просто потерять профессионализм. По-тому что все там очень по-доброму, и очень с авансом. Это очень опасно застревать там надолго. Идеальный вариант-комбинировать. Здесь поднапрягся, получил по морде, поехал туда – отдохнул, расслабился. Я побывал во многих известных европейских цирках, там же зал битком набит! И я бы не сказал, что ахти какие программы, мы-то и получше делаем.

Вот, я был в двух варьете «Ройал палас» и еще одном, южнее. Просто, как в Америке, шик-блеск, практически «Буреваж»! Но, сидит старая – престарая публика, клюют носом, шоу, конечно, неважное, но денег вложено... Конечно же, точка хорошая, но отработав там, как ты себя будешь чувствовать?

 – Виктор Яковлевич, опять же, возвращаясь к вашей программе,  как же  эти клоуны уживаются все вместе? Все-таки, люди  одного жанра, и каждый из них привык быть главными на манеже. Ну, случаются же,наверняка, какие-то, может негласные, стычки?

 –Наверное, это какие-то атавизмы. У нас просто КЛЕВО! Такая, семейная атмосфера. Очень тепло, не смотря на то, что мы-шапито. Тепло за кулисами, тепло во взаимоотношениях и совсем нет конкуренции.  Напряжение чаще возникает на Фестивалях. Вот, что было поразительно на Всемирном Фестивале клоунады, у Марчевского, мы приехали, еще на 1-й Фестиваль, все немного напряженные.  Через день-два все расслабились, потому что настолько была удивительная атмосфера! Всем пообещали дать призы, и все – одинаковые. Как только люди поняли, что битвы не будет, наступила просто  потрясающая релаксация! Вот  Марчевский , в этом отношении, просто – гений! Он создал удивительную структуру, где приятно и работать и просто приезжать смотреть. Это стало главным событием года! Клоунского года.

Марчевский приучил людей любить и ходить в цирк. И, не смотря на то, что проходит он в таком отдалении от центральных городов, люди приезжают даже из области. И, вот парадокс, огромный же город, а ощущение, что отработал в деревне, потому что тебе просто не дают пройти по улице, люди подходят, здороваются, благодарят и вот это - удивительное ощущение! Вот настолько Марчевскому удалось популяризовать цирк в Екатеринбурге.

В этом году, к сожалению, мне не удастся вырваться на Фестиваль, потому что я уже никуда не могу оторваться от директорских забот. Единственно куда я не имею права не поехать, это в этом году, с сыном Антоном в Монте Карло, на пятнадцать дней. Там я закончу свою артистическую деятельность, и уже осяду тут с корнями.

 – Виктор Яковлевич, ну и на последок, возвращаясь к нашей публике... Чем, вы считаете, сегодня можно удивить зрителя?

 –  Только эстетикой. В нашу суровую бытность, цирк  должен быть зеленой веткой за окном.

Диана Ведяшкина

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования