В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Фронтовой друг

...1942. Наша армия отходит к Волге. Пыль, гарь, огонь. На душе скверно,  горько.

А. Шаг-Новожилов — «Веселый   повар» (Фронтовая фотография)Вечером, когда утих бой, в избе-читальне донского хутора останови­лась на ночлег группа солдат и офи­церов. Чадила коптилка, сделанная из гильзы. У всех нашлось свое де­ло: подлатать сапог, почистить вин­товку, написать письмо, которое не­известно когда можно будет отпра­вить... Общая беда — нет курева. Про­бовали листья, полынь — не вышло.

А. Шаг-Новожилов — «Веселый   повар» (Фронтовая фотография)

Молчат люди. Тяжело. И вдруг мо­лодой боец или офицер — в темноте разве разберешь — громко спросил:

— Товарищи, кто хочет закурить?

Все повернулись к нему, но молча­ли. Вопрос был вроде, скажем, «кто хочет сейчас пойти в Большой театр?» Но спросившего это не смутило. Он подошел к молодому солдату, сидя­щему у коптилки:

—Дай пилотку.

Тот удивленно посмотрел и дал.

—Пустая? Все видят? А теперь — раз, два, три...

Пилотка завертелась в руках, и вдруг из нее выскочила... пачка ма­хорки, за ней — вторая, а потом — лента папиросной бумаги. Разрыв тысячекилограммовой бом­бы, пожалуй, не произвел бы такого впечатления, как это «чудо». На ли­цах людей расцвели улыбки. Как буд­то светлей стало в избе и на душе полегчало. Ведь улыбка — могучий исцелитель от всех трудностей и ли­шений. Эту истину, как выяснилось позже, хорошо знал наш фокусник. Он не просто роздал бойцам получен­ную на складе махорку, а применил свое искусство иллюзиониста, чтобы поднять настроение солдат.

Так впервые встретился я с Анато­лием Сергеевичем Шаг-Новожило­вым — артистом цирка и чудесным мастером улыбок. Когда грянула вой­на, он ушел на фронт, стал смелым пулеметчиком и автоматчиком. Он оборонял Крым, участвовал в битве на Волге, форсировал Сиваш и штур­мовал Севастополь. В бою он был от­важным воином. В минуты затишья Анатолий Сергеевич — снова артист: и иллюзионист, и чтец, и «веселый по­вар».

...1948. Севастополь. Город еше в руинах. Примитивная летняя сцена — светлый островок среди каменных развалин. Зрители — строители горо­да. Они еще живут в палатках. Да и в номере гостиницы, где остановился Анатолий Шаг, два окна заложены камнем. Аплодисменты зрителей — словно взрывы. А лица — радостные. «Здоро­во работает наш артист!» Его уже называют «нашим».

...1962. Белорусский коллектив по­казывает в новом прекрасном симфе­ропольском цирке свою программу «Будьте здоровы!». В каждом номере чувствуешь влияние художественного руководителя коллектива — Анатолия Сергеевича Шзга — улыбку, добрую и заразительную. Выступает Новожилов. Чудесные трюки, великолепный реквизит. Как тут не вспомнить фронтовую «аппа­ратуру»— солдатскую пилотку й ча­дящую коптилку из гильзы.

Но точно так же, как и в суровые военные годы, артист советского цир­ка Анатолий Шаг дарит людям ра­дость. Он всегда в строю — мой фрон­товой друг, вчерашний боец, а сейчас мастер циркового искусства.
 

Н. БОЛТИН, журналист, майор запаса

Журнал Советский цирк. Май 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100