В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Создание и функционирование музеев циркового искусства (Россия, США, страны Европы)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии ШАИНОЙ Екатерины Юрьевны

                                                                                                                                                                                                       На правах рукописи 

СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МУЗЕЕВ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА (РОССИЯ, США, СТРАНЫ ЕВРОПЫ) 

Специальность 24.00.03 - музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Санкт-Петербург 2008

Диссертация выполнена на кафедре музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель - доктор культурологии, профессор кафедры музееведения и экскурсоведения В. П. Грицкевич

Официальные оппоненты: доктор культурологии, профессор В. М.Некрасов, кандидат культурологии С. В .Пшеничная

Ведущая организация – Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоялась 17 июня 2008 года в 12 часов на заседании диссертационного совета   Д  210.019.01 при Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д.2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан «  »   2008   г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор культурологии, профессор В.Д. Лелеко

Общая характеристика работы

            Актуальность темы исследования. Проблема музеев циркового искусства и цирковых коллекций, как основных составляющих при создании и комплектовании музейных фондов представляет интерес как для музееведения (специфика процессов формирования цирковых коллекций, их преобразование в музей или, напротив, растворение в других социокультурных институтах, особенности показа музейных предметов, разнообразие культурно-образовательных программ и т.п.), так и для изучения циркового искусства. Цирк и музей как феномены культуры «встречаются» не только в культурном пространстве циркового музея. Цирк сам по себе является своеобразным «грандиозным музеем уходящей народной культуры», «музеем ярмарочно-площадных аттракционов» (Н.А.Хренов). Современный музей, в свою очередь, тяготеет к зрелищности, заложенной в природе цирка. Рост интереса к зрелищам, в частности к цирку, характерен в целом для современной культуры, о чем можно судить по многочисленным телевизионным передачам (каналы: ОРТ, 5-й канал, НТВ, РенТВ, Культура, СТО).

        Исследование цирковых музеев актуально также в связи с "музейным бумом" рубежа ХХ и XXI веков и интересом к нетрадиционным музеям, сосредоточившимся на одном явлении, проблеме, теме или объекте. Особую значимость тема музея циркового искусства приобретает также в результате преобладания визуально-зрелищного пласта в современной культуре, обращения к цирку в контексте культурологии, изучения его феноменологии (Н.А.Хренов, В.А.Баринов), и, что самое важное, в связи со стремительным ростом цирковых музеев по всему миру. Актуальность исследования обусловлена углублением и расширением проблемного поля современного музееведения, изменением места и роли музея в социокультурной ситуации.

        В современных условиях нестабильности особую важность приобретает обращение к культурному наследию прошлого, духовному опыту, накопленному человечеством. Именно поэтому музеи, как хранители вещей, истории судеб людей, а также истории разных видов искусств, обретают такую высокую значимость. Актуализация рекреационной и реабилитационной функций музея позволяет более широко взглянуть на потенциал цирковых музеев.

           В мире уже существует около 70 музеев циркового искусства, и их число интенсивно увеличивается, что обусловлено растущим интересом к ним и их востребованностью. За период с 1928 по 1990 возникло около 25 цирковых музеев, а с 1991 по 2006 появилось уже около 40 новых. Уникальность этих музеев состоит в том, что они сочетают в себе элементы мемориальных, краеведческих, исторических, художественных музеев, кунсткамер и т.п. при неизменном стремлении максимально воссоздать атмосферу цирка. В связи с этим возникает необходимость в обобщении знаний о музеях циркового искусства, в выделении их в особую группу, в разработке классификации музеев циркового искусства в зависимости от принципа комплектования фондов, с целью выявления приоритетных направлений их деятельности и дальнейших перспектив развития.

          Изучение еще не до конца сформировавшегося явления обусловливает необходимость рассматривать его в развитии с точки зрения истории и теории музейного дела.

          Хронологические рамки диссертации - XX - начало XXI вв.- определены темой исследования, поскольку о понятии «цирк» можно говорить только со второй половины XVIII века, а первый цирковой музей появился в начале XX века.

        Анализируя степень научной разработанности проблемы и источниковую базу исследования, следует отметить, что в отечественной и зарубежной литературе тема цирковых музеев отражена крайне недостаточно. Процесс исторического развития музеев, посвященных цирковой тематике, не стал еще к настоящему времени предметом научного исследования. Причинами этого являются сравнительно позднее появление цирковых музеев (начало XX века), проблемность статуса цирка как искусства, отсутствие высших учебных заведений, готовящих специалистов в области циркового искусства.

         При профильной классификации музеи циркового искусства могут быть распределены по различным группам музеев. В российских справочниках музеи циркового искусства (при этом только два - в Санкт-Петербурге и Воронеже) можно найти только по названию. В музейных справочниках Европы их относят к музеям исполнительских искусств (performing arts museums) или специальным, в США они часто попадают в группу мемориальных, краеведческих, исторических музеев и только несколько самых крупных выделены в отдельную группу. Это объясняется многообразием видов цирковых музеев, и еще раз подчеркивает необходимость их совокупного изучения в междисциплинарном контексте.

          Обобщающих работ по теме не существует, поэтому при исследовании основную трудность составил поиск литературы. Большую помощь в написании работы оказали сотрудники Музея циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке, предоставив для изучения не только обширную библиотеку, но и архивные документы.

        Наиболее важные источники при изучении данной проблемы: библиографический указатель Р.Тула-Стотта (Toole-Stott R. Circus and allied arts. A world bibliography : in 5 vols.), где можно найти сведения о некоторых частных коллекциях, в том числе находящихся в музеях, а также путеводитель под редакцией А.Вайнстайна (Bibliotheque et musee des arts du spectacle dans le monde / ed. par A.Veinstein). Были использованы также русские и зарубежные указатели, путеводители, буклеты и рекламные издания по музеям циркового искусства, архивные материалы, хранящиеся в фондах Музея циркового искусства при Санкт - Петербургском цирке. Отдельно можно выделить личные и делопроизводственные неопубликованные источники, касающиеся В.Я.Андреева (основателя музея в Санкт-Петербурге).

         Теоретическому осмыслению феномена циркового коллекционирования способствовали публикации по общим проблемам коллекционирования (А.Н.Дьячков, Л.С.Клейн, Л.А.Петрушенко, Д.Фарро Фональерас, А.И.Фролов, Ж.Шово) и материалы по истории цирка (Е.М.Кузнецов; Д.Жандо), по его современному состоянию (М.И.Немчинский, Ю.А.Дмитриев); его научному осмыслению (В.А.Баринов, 2004 - 2006; Н.А.Хренов, 1988 - 2006).

          Сведения о русских коллекционерах циркового искусства публиковались преимущественно в периодической печати 1950-х - 1980-х годов; более доступна информация (из англо- германо- и франкоязычных источников) о зарубежных коллекциях, в основном американских, поскольку индустрия развлечений, и особенно цирка, в США играет огромную роль. Охватить абсолютно все коллекции и музеи циркового искусства всех стран в рамках данного исследования не представлялось возможным из-за непрерывного процесса образования, реорганизации одних и исчезновения других музеев и из-за частичной недоступности источниковой базы.

          Биографии, автобиографии и мемуары дали возможность понять мотивации коллекционного интереса и музейного сознания ряда цирковых деятелей.

          В качестве основной теоретической базы были использованы следующие издания по музейному   делу: «Музеи. Маркетинг. Менеджмент» (М., 2001),

          «Музееведение. На пути к музею XXI века: музейная экспозиция: сб. науч. трудов» (М., 1997), «Музей и общество. Проблемы взаимодействия: сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. Вып.3» (М., 2001), «Музейное дело России / под ред. М.Е.Каулен, И.М.Коссовой, А.А.Сундиевой» (М., 2003), «Основы музееведения: учеб. пособие / отв. ред. Э.А.Шулепова» (М., 2005), Грицкевич В.П. «История музейного дела до конца XVIII века» (СПб., 2001), Шляхтина Л.М. «Основы музейного дела. Теория и практика: учеб. пособие» (М., 2005).

          Вопросы построения экспозиции и составления музейно-педагогических программ в музеях            циркового искусства рассматривались  с учетом диссертационных исследований последних лет по искусствоведению и культурологии. В них освещены направления досуговой деятельности музея (И.А.Бурганов, 2001),            культурологические аспекты музейной экспозиции (Т.М.Пчелянская, 2005),  статус современных музеев и тенденции        их развития (Ю.В.Иванова, 2005), проблема самореализации личности (А.М.Климанова, 2005), цирковое искусство в Петербурге XIX в. (И.А.Селезнева-Редер, 2006).

        В осмыслении общих тенденций развития музейного дела большое значение имели научные музееведческие конференции: международная конференция «Музейный менеджмент» (Вологда, сентябрь 2000г.); форум «Игровое пространство культуры» (Санкт-Петербург, апрель 2002г.); конференция-семинар молодых ученых «Науки о культуре - Шаг в XXI век» (Москва, 5 - 6 декабря 2006г.); «Музей. Экскурсия. Туризм.» (СПбГУКИ, 2006 - 2007гг.).

          Значительная часть информации по музеям циркового искусства была получена из Интернета. На русском, английском, немецком и французском языках приведены более 60 Интернет ресурсов, посвященных изучаемой теме. В основном это официальные сайты музеев, туристические справочники, новости.

           Объектом исследования являются музеи циркового искусства как социокультурное явление; предметом - создание и функционирование музеев циркового искусства в России, США и странах Европы.

         Целью работы является исследование музеев циркового искусства как явления культуры XX века и определение их места в историко-музейном процессе.

Для достижения поставленной цели ставятся задачи:

-  выявить специфику цирка как феномена массовой культуры конца XIX - XX веков;
-  проследить историю создания и обозначить характерные черты цирковых коллекций;
-  проанализировать процессы возникновения и становления музеев циркового искусства;
-  классифицировать музеи циркового искусства;
- определить сходства и различия в истории развития отечественных и зарубежных музеев циркового искусства, раскрыв их характерные черты;
- наметить перспективы развития музеев циркового искусства.

           Методологической основой исследования является системный подход к феномену циркового музея, рассмотрения его в контексте культуры. Исходной посылкой такого подхода является понимание культуры как сложной, исторически развивающейся системы. Системный подход предполагает комплексное, междисциплинарное исследование музея циркового искусства, реализованное в совокупности следующих методов: историко-генетического, историко­-сравнительного, историко-типологического, историко-культурного.

          Для выявления закономерности возникновения и развития музеев циркового искусства в различных странах была использована модель поэтапного развития музея как культурного феномена в историческом процессе (от приватной коллекции до социокультурного института со всеми ему присущими функциями), предложенная В.П.Грицкевичем. В связи с этим были изучены мотивации коллекционирования, предложенные А.С.Виттлин, В.П.Грицкевичем, К. Хадсоном, их философское осмысление Л.А.Петрушенко, Э.Тоффлером, А.И.Фроловым. Для определения мотиваций циркового коллекционирования анализировалась массовая культура и ее влияние на пристрастия человека. Философско-культурологическое рассмотрение массовой культуры исследователями А.В.Костиной, С.П.Мамонтовым, Н.Н.Суворовым помогло определить характерную черту современной культуры, как культуры потребления развлечений. Для отражения специфики циркового коллекционирования дали основания исследования А.И. Липкова и Н.А.Хренова, подчеркивающие гипертрофированное внимание к зрелищам и их социальный контекст, а также положения, предложенные В.А.Бариновым, рассматривающего феноменологию цирка. Базируясь на историко­культурном методе, на изучении автобиографий, выявляющих, согласно концепции С.Н.Иконниковой, духовный мир личности, ее уникальность и неповторимость, был определен круг коллекционеров. На основе анализа классификаций музеев, предложенных Д.А.Равикович, Л.М.Шляхтиной, была избрана классификация музеев циркового искусства, способная воссоздать общую картину развития этих музеев. Для характеристики деятельности музеев циркового искусства как социокультурных институтов использовалась концепция Л.М.Шляхтиной и Е.Н.Мастеницы, в основе которой лежит коммуникационный подход. Экспозиция, как основная форма музейной коммуникации рассматривалась, согласно представлениям С.Т.Махлиной, в семиотическом аспекте; исходя из трактовки Т.Гаврюсевой, М.Т.Майстровской, Т.П.Полякова и С.Е.Стрижневой, как особая форма, подчиненная законам сценографии; по концепции Л.М.Шляхтиной, разработкам И.М.Коссовой, Е.Б.Медведевой, М.Ю.Юхневич, как осуществляющая образовательно-воспитательную функцию. Перспективы развития музеев циркового искусства предложены, базируясь на положениях маркетинга и менеджмента в сфере культуры, на основе выводов Т.Абанкиной, М.Е.Каулен, Ч.Лэндри, С.Фокса, Т.Шолы.

        Базой исследования выступил Музей циркового искусства при Федеральном государственном учреждении культуры «Большой Санкт-Петербургский государственный цирк».

        Научная новизна исследования заключается в следующем:

- введение в научный оборот более 50 отечественных и иностранных (франко-, англо- и германоязычных) источников по проблемам циркового коллекционирования и музеев циркового искусства, в их числе музейные буклеты и проспекты, официальные сайты музеев, цирков и коллекционеров;
- работа кладет начало последовательной истории музеев циркового искусства и тем самым впервые включает ее в историю музейного дела, имеющую более сложившуюся научно-исследовательскую традицию;
- выявление особенностей циркового коллекционирования, главная из которых состоит в том, что коллекции, как правило, создаются людьми, профессионально связанными с цирком;
- выделение сходств и различий между музеями циркового искусства США, России и других стран Европы по следующим направлениям: состав и размещение фондов, организация экспозиции, работа с посетителями;
- определение специфики цирковых музеев и разработка их классификации, в основу которой положен принцип комплектования фондов.

         Теоретическое и практическое значение исследования определяется введением в научный оборот фактов по созданию и функционированию музеев циркового искусства в России, США, странах Европы. На основе полученных данных была разработана классификация изучаемых музеев, позволяющая выявить сходства и различия их формирования и направления деятельности в разных странах. Были рассмотрены вопросы комплектования фондов с выявлением необходимости сохранения как материального, так и нематериального циркового культурного наследия, их научная обработка, интерпретация в экспозиции и музейно-педагогических программах.

Работа может быть использована историками и теоретиками музейного дела при написании обобщающих исследований, как в целом по истории музейного дела, так и по истории музеев зрелищных искусств, в частности; при составлении справочников и путеводителей. Материалы диссертации могут быть также использованы при создании музеев циркового искусства. Для сотрудников уже существующих цирковых музеев эта работа может быть полезна в профилизации музея, а также в его научно-фондовой работе, экспозиционно-выставочной и образовательной деятельности.

           Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика цирка как феномена массовой культуры конца XIX - XX веков заключается в демонстрации того, что способно восприниматься как неожиданное, исключительное, вызывающее удивление.

2. До появления музеев циркового искусства у цирковых коллекций существовало три пути бытования после смерти их создателей: исчезновение, передача различным учреждениям, создание частного музея или коллекции с управляющим. После создания циркового музея в городе или стране проживания коллекционера появляется четвертый путь бытования, наиболее перспективный. Чем большие культурные ценности накапливаются в коллекциях частных владельцев, тем острее осознается необходимость решения проблемы сохранения их для общества, и тем естественнее становится трансформация крупных частных коллекций в музеи, доступные широкой публике.

3. Значительный рост цирковых музеев наметился во второй половине XX столетия. Появление ряда стационарных цирков по всему миру, развитие самого циркового искусства, поддержка циркового искусства со стороны государства и осознание циркового наследия как неотъемлемой части истории и культуры послужили стимулом к накоплению материалов по цирковой тематике и дальнейшему созданию музеев циркового искусства. Особенно это актуально в связи с кочевым образом жизни цирковых артистов и их стремлением передать о себе память потомкам.

4.  В основу классификации музеев циркового искусства положен принцип комплектования фондов, который определяет приоритетные направления деятельности каждой из выделенных групп. Существуют музеи всемирного, национального и регионального циркового искусства; мемориальные музеи циркового искусства; специализированные музеи циркового искусства; музеи при цирках.

5. Цирковые музеи, изначально ориентированные на эмоциональное восприятие, красочность, праздничность в большинстве случаев в экспозиции воссоздают атмосферу цирка и все большее внимание уделяют мультимедиа технологиям. Для них характерно разнообразие музейно-педагогических программ, большая часть которых ориентирована на развитие творческого потенциала ребенка, на создание благоприятной психологической атмосферы для общения, снятия стресса, реабилитации, организации досуга и семейного отдыха. Цирковые музеи отличает то, что они, как правило, либо находятся при цирках, либо стремятся восполнить их отсутствие созданием примузейных цирковых представлений (наиболее это характерно для музеев клоунады и иллюзии).

6. Музеи циркового искусства находятся на начальной стадии развития. В перспективе они могут стать привлекательным досуговым центром с комплексом различных услуг и квалифицированным штатом сотрудников и одновременно серьезным научно-исследовательским учреждением, предлагающим поливозрастные культурно-образовательные программы.

           Апробация работы. Основные положения диссертации были освещены на 52й Студенческой конференции (2001), Всероссийской научно -практической конференции «Музей. Экскурсия. Туризм» (2006), Студенческой и аспирантской научно-практической конференции (2006) и Ежегодной научно-практической конференции аспирантов и студентов «Музей. Экскурсия. Туризм» (2007), проходивших в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств; а также отражены в научных публикациях. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и рекомендована к защите.

         Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на четыре параграфа, и заключения. Справочный аппарат включает подробные примечания, библиографию, приложения.

Основное содержание работы

         Во Введении обосновывается актуальность темы и хронологические рамки, обозначаются цель, задачи, методы, объект, предмет и база исследования. Дается характеристика степени научной разработанности проблемы, методологической и источниковой основ, раскрывается научная новизна и практическое значение работы.

         Первая глава «Музей циркового искусства как социокультурное явление ХХ века» состоит из четырех параграфов.

         В первом параграфе «Стремление удивить» как один из аспектов массовой культуры и характерная черта цирковых коллекций» рассматривается гипертрофированная тяга общества к зрелищам, необыкновенному, исключительному. Сегодня для массовой культуры, решающее значение имеет именно то, что это культура свободного времени. «Просветительская» модель культуры сменяется так называемой «гедонистической» концепцией, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, если обучать, то «играючи». Например, девизом Всемирного циркового музея в Барабу (США) стало: «Приходите ради истории, оставайтесь ради удовольствия» (Come for the history... stay for the fun!).

         При анализе циркового искусства с точки зрения массовой культуры, автору наиболее близка концепция А.В.Костиной, которая сегодня видит в массе совокупность деперсонализированных индивидов, объединенных общностью потребляемой продукции - информации, развлечений, моды, имиджей, стереотипов, а также единством картины мира и системы ценностей. Для XX века цирк открывался не только как зрелищная форма или вид искусства, а как специфическая форма художественного сознания, как особый тип мышления. В культурологическом аспекте история цирка - это в первую очередь история возникновения и утверждения потребности в демонстрации всего того, что способно восприниматься как неожиданное, исключительное, вызывающее удивление и восторг, притягивающее к себе своей новизной и необычностью.

          Анализируя составы цирковых коллекций, важно отметить, что они отражают ценностные ориентации эпохи. Для конца XVIII - начала XIX века характерна увлеченность естествознанием, интерес к различного рода механическим автоматам (например, Ж.Вокансона и В. фон Кемпелена) и иллюзионным аппаратам (например, Р.Гудена). В XIX веке больший интерес представляет история культуры, археология, проводятся этнографические выставки (можно выделить К.Гагенбека (Германия), превратившего свою этнографическую выставку в передвижной цирк). Для начала XX века характерно увлечение спортом, например французской борьбой, чемпионаты которой проводились, в том числе на манежах цирков, где она подавалась не как спорт, а как зрелище с заранее расписанными ролями. При изучении истории американского цирка, было отмечено, что начало некоторым американским циркам и цирковым коллекциям положили собрания диковинок ("уродцев" и "монстров" - существ, чем-то отличающихся от нормы). Особо выделялись "цирковые монстры", в основном "человеческие" по своей природе (бородатая женщина, мальчик-волк, карлик, альбинос и др.). Мастером таких шоу аномалий являлся Ф.Т.Барнум, который, учитывая психологию обывателя, ввел их в свой               Американский музей и сделал частью своих шоу. В России, особенно в XVIII веке, также были подвержены созерцанию умалишенных, калек и уродцев, которые показывались в Кунсткамере, паноптикумах и балаганах. Эти явления зрелищной культуры нашли отражение в цирковых коллекциях, и в дальнейшем в музеях разных стран.

          Изымая предметы из реального мира для своего собрания, коллекционер во многом (особенно в начале) подвержен эмоциям и отдает предпочтение тому, что его удивило, поразило, увлекло. Отбирая «удивительные» предметы, он создает новую единицу - свою коллекцию, которая сама призвана удивлять других. Таким образом, предмет цирковой коллекции способен удивить дважды - в среде своего бытования, т.е. цирке, и как составная часть собрания.

         Во втором параграфе «Коллекционирование предметов циркового искусства и его роль в создании цирковых музеев» подчеркивается необходимость наличия музеев циркового искусства для сохранения и трансляции циркового наследия. Отмечается, что эмоциональные переживания, а также доступность материалов по цирку (вследствие их тиражируемости и относительно невысокой стоимости, по сравнению с произведениями искусства), могут привести к появлению большого числа цирковых коллекций. Применительно к мотивациям циркового коллекционирования можно говорить о любознательности, стремлении идентифицировать себя с определенной группой. Для артистов коллекция частично реализует потребность в общественном признании, выполняя функцию самопсихотерапии. Мотивация социального престижа или моды вряд ли применима к цирковым коллекциям. Нельзя также говорить о цирковой коллекции как о форме инвестиции и сохранения капитала как в случае собирания произведений искусства.

Анализ более 30 собраний разных стран позволил выделить три пути бытования собрания после смерти его создателя при отсутствии циркового музея в городе (или часто даже стране), где проживал коллекционер.

         1. Коллекция перестает существовать как единое целое (продается родственниками по частям, растворяется в других собраниях, теряется, выбрасывается, поскольку окружающие не видят в ней ценности и т.п.).
Нет сведений о судьбе коллекции профессора Д.У.Звиера (J.U.Zweers), штат Пасадена, США, отражающей его деятельность как артиста, историка, преподавателя, иллюзиониста, кукольника, и человека, помогшего основать в Голливуде Общество Американских Иллюзионистов и Музей Магии, часть экспонатов которого создана его руками. Неизвестно точно, где собрание российского театроведа А.Я.Шнеера, в частности библиотека, более полутора сотен книг которой на иностранных языках. Живший в Москве Р.Е.Славский хотел передать накопленные материалы музею циркового искусства в родном городе, но тот пока не существует, хотя необходимость в нем явно ощущается. Видел потребность в профильном музее в Москве и был готов отдать туда коллекцию А.М.Волошин (долгое время директор и художественный руководитель Государственного Училища циркового и эстрадного искусства в Москве). Бывшая, по мнению специалистов, самым большим частным цирковым собранием в России, она после смерти коллекционера утратила свою целостность и ныне существует в крайне ущербном состоянии. Более благополучна судьба коллекции по истории цирка и тяжелой атлетики П.Н.Потокина, основной массив которой хранится в доме-музее А.Л.Дурова, часть отдана коллекционером для создания экспозиции Ейского дома-музея И.М.Поддубного, другая - в фонды Тартуского музея спорта.

          2. Коллекция передается в другие учреждения (архивы, библиотеки при университетах, научные общества, не цирковые музеи), для того, чтобы обеспечить к ним доступ. Такие коллекции со временем могут получить статус музея. Иногда коллекции могут являться составной частью досугового учреждения, магазина или ресторана, при этом предметы не изучаются, их информационный и культурный потенциал остается не раскрытым, а воздействие на посетителя малоэффективно.

          Среди коллекционеров, передавших свои собрания научным обществам, можно выделить Л.Вестервельта (L.Westervelt), чья коллекция находится в собрании Нью-Йоркского Исторического Общества и А.Мориса (A.D.Morice) отдавшего коллекцию в Абердинский университет в Шотландии. Коллекция по истории цирка Д.М.Хайзера (J.M.Heiser) была передана им в Хьюстонскую Публичную библиотеку и Исследовательский центр в штате Техас, США. Собрание Г.Херцберга (H.Hertzberg) было отдано по завещанию своего создателя в Публичную библиотеку Сан-Антонио, штат Техас. Когда основная библиотека переехала в новое здание в 1968 году, цирковая коллекция была размещена на двух этажах старого здания и получила имя своего создателя. В конце 1980-х она получила статус музея (The Hertzberg Circus Collection and Museum). В театральные музеи попали коллекции Э.Хипписли Кокса (A.Hippisley Coxe) (Театральный музей в Лондоне) и Тристана Реми (Tristan Remy), вынужденного передать свою коллекцию Музею «Гранд­Опера», поскольку в 1970-е годы циркового музея во Франции еще не существовало.

Ряд музеев обладают цирковыми отделами как одними из сфер интереса их владельца. Например, Музей Шелборна (Shelburne Museum), штат Вермонт, США, основанный Э.Х.Уэбб (E.H.Webb), отражает ее интерес к архитектуре и включает обширную цирковую коллекцию. В Швейцарии, в деревне Версио (кантон Тичино) при Фонде, театральной школе и театре Димитри (клоуна) благодаря Г.Сцимену (H.Szeemann) был организован Музей комедии. Все экспонаты связаны с театром комедии, с цирком или фигурой клоуна.

         3.Коллекционер может создать свой частный музей или сохранить собрание в виде коллекции с управляющим, который разрешает пользоваться ее материалами исследователям и интересующимся. По предварительной заявке возможно ее бесплатное посещение, экскурсия. Научно-исследовательская деятельность в этом случае не является приоритетной и комплексное изучение музейных предметов отсутствует. Финансовые и технические проблемы осложняют существование таких музеев.

           Примером коллекции с управляющим, который разрешает пользоваться ее материалами исследователям и интересующимся, можно считать частный клуб «Игроки», штат Нью-Йорк, США, с коллекцией писателя и иллюзиониста Д.Малхолланда (J.Malholland) по истории магии. Обширная коллекция Ю.Маркшис - ван-Трикса (J.Markschiss-van Trix) (Германия) носит название «Студия и архив истории эстрады и цирка» и также доступна. Коллекция по цирку и варьете Р.Тецлафа (R.Tetzlaff) в Гамбурге бесплатно открыта для посетителей по предварительной заявке.

           К сожалению, наиболее частым пока является первый путь бытования коллекций, т.е. в лучшем случае их растворение в других собраниях. В настоящее время уже существует ряд цирковых музеев - центров спасения циркового культурного наследия - но они недостаточно информируют коллекционеров о себе и своих возможностях. Еще только находясь на начальной стадии развития, они часто не способны купить коллекцию целиком, а коллекционер не всегда заинтересован в ее безвозмездной передаче. Само наличие музеев циркового искусства, их умение доказать свою жизнеспособность и востребованность создает ситуацию выбора для коллекционера, а при грамотной работе музейных сотрудников предметы его коллекции не исчезнут, а станут доступны широкой публике.

         Чем большие культурные ценности накапливаются в частных коллекциях, тем острее осознается необходимость решения проблемы сохранения этого богатства для общества. Как отмечает А.А.Сундиева, сама логика развития коллекционирования приводила к трансформации крупных частных коллекций в частные музеи, а затем и в музеи, доступные широкой публике. Сейчас для музеев актуален вопрос более тесного сотрудничества с коллекционерами, которые могут оказать неоценимую помощь музеям, обладая огромным объемом часто невостребованной информации. В свою очередь музеи могут делиться опытом хранения, классификации и каталогизации материала.

           В третьем параграфе «Возникновение музеев циркового искусства» анализируются предпосылки создания цирковых музеев и потребность в их систематизации. Начало ХХ века, когда зародились изучаемые музеи, явилось временем перехода к эпохе «зрелищецентризма». Первая треть XX века также сложный и яркий этап истории отечественного музейного дела, когда появляется много музееведческих идей, проектов и концепций. В этот период создается первый в мире музей циркового искусства (Ленинград, 1928 год).

           Значительный рост цирковых музеев наметился во второй половине XX столетия. Хронологически это совпадает с музейным бумом, начавшимся с 1960 -х годов указанного столетия и продолжающимся до настоящего времени, чему способствовало бурное развитие туризма. Наиболее активно цирковые музеи появляются и развиваются в странах, где они находят поддержку власти. Например, их число преобладает в США, что неудивительно, ведь «цирк так же естественен для Америки, как 4 июля или Статуя Свободы». Напротив, во Франции цирк долгое время относился к Министерству сельского хозяйства и только в 1972 году был включен в сферу Министерства культурных дел, что привело к позднему возникновению там музеев (1990-е годы). Наличие большого количества цирковых музеев в Европе, где основная масса цирков - семейные, связано с тем, что для циркового искусства характерна династичность, а, следовательно, многолетнее создание архивов и коллекций внутри семьи. Возникает потребность в демонстрации достижений предков, в подчеркивании значимости своей семьи в мировом цирковом сообществе, в использовании созданных коллекций в качестве рекламы для посетителей и части шоу. Появление музеев становится, таким образом, закономерным. Россия также испытывает необходимость в сохранении и изучении накопленного наследия, что в последнее десятилетие привело к созданию ряда цирковых музеев (Пермь, Казань, Ростов, Екатеринбург). К сожалению, многие из них могут считаться музеями лишь формально, так как, находясь на стадии становления, они по разным причинам не в состоянии реализовывать все функции музея как социокультурного института, а способны лишь накапливать и частично экспонировать материал по цирковому искусству.

         Опираясь на модели создания музеев К.Помяна, были выделены «коммерческая», «традиционная» и «филантропическая» модели создания цирковых музеев, в то время как «революционная» выявлена не была.

         Сравнительно позднее возникновение музеев циркового искусства по сравнению с зарождением самого этого выразительного искусства, возможно, связано в первую очередь с постоянными перемещениями артистов, с отсутствием в большинстве городов стационарных цирков. Таким образом, исключается возможность «оседания» материала в некотором центре, и он либо рассредоточивается по многочисленным коллекциям, либо теряется (поскольку ценность его в глазах общества, как правило, незначительна). Неудивительно, что всего через 51 год после открытия первого стационарного циркового здания в Санкт-Петербурге открывается и первый музей циркового искусства, в который попадает много материалов, относящихся к этому цирку. Появление ряда стационарных цирков по всему миру, развитие самого циркового искусства, поддержка циркового искусства со стороны государства и осознание циркового наследия как неотъемлемой части истории и культуры послужили стимулом к накоплению материалов по цирковой тематике вследствие их тиражируемости и доступности в различных социальных слоях. Возникновение музеев циркового искусства связано также с востребованностью обществом накопленной информации и с высокой значимостью музея как социокультурного института в деле выявления, сохранения, истолкования и популяризации наследия, а также с развитием циркового искусства в целом. В параграфе приводятся диаграмма динамики роста музеев циркового искусства, которая отражает количество возникших музеев за конкретные десятилетия, и таблица изучаемых музеев, систематизированных по странам создания.

          В четвертом параграфе «Тенденции современного развития музеев циркового искусства» высказывается близкое автору положение Н.А.Хренова, что цирк сам по себе является своеобразным «грандиозным музеем уходящей народной культуры», в котором хранятся и «реставрируются» традиции, и так же, как музей, осуществляет тем самым культуроохранительную миссию. Цирк, как и музей, выполняет в своей публичной выразительности, по мысли В.А.Баринова, функцию просветительской и собирательной деятельности. То есть каждый новый цирковой дивертисмент представляет собой собрание живых картин в виде цирковых номеров, собранных на основании одной темы.

           Изученный опыт музеев циркового искусства в России, США и странах Европы позволяет отметить что они, как правило, либо находятся при производстве (т.е. цирке), либо сами его организуют в виде коротких представлений, детских спектаклей, иллюзионных шоу (последние практически неотъемлемая часть музеев иллюзии). Эта уникальная черта цирковых музеев позволяет с одной стороны сконцентрировать производственный материал (административные документы, архив, рекламную продукцию, отзывы посетителей на представления) в одном месте, с другой - избежать реконструкции цирковой среды необходимой для непосредственного восприятия циркового искусства.         Музеи циркового искусства отличает также то, что они сочетают в себе элементы мемориальных, краеведческих, исторических, художественных музеев, кунсткамер и т.п. при неизменном стремлении максимально воссоздать атмосферу цирка в экспозиции. Особенно это характерно для американских музеев, где отдельное внимание уделяется истории местности, ее исторической и культурной значимости. В этих музеях делается также акцент на знаковых персоналиях данной местности. Мемориальные музеи циркового искусства отличает то, что в их фонды входят все предметы, относящиеся к увековеченной личности и отражающие разные сферы ее интересов и деятельности (в том числе и не цирковую).

         Практически все цирковые музеи обладают характерным набором предметов: цирковыми плакатами, афишами, другими видами рекламы, программками, предметами декоративно-прикладного искусства, обширной библиотекой (где особо выделены периодические издания, газетные и журнальные вырезки), макетами, костюмами, реквизитом, фотоматериалами, фоно- и видеозаписями, архивами отдельных артистов. Особенно актуальны для музеев циркового искусства проблемы сохранения и трансляции нематериального наследия. Многонациональность цирковых артистов, впитывание ими традиций разных народов и стран, кочевой образ жизни позволяют рассматривать цирковое искусство как мировое культурное наследие, а созданные музеи - как центры по его сохранению и интерпретации. До использования мультимедиа технологий и фотографии цирковые номера фиксировались изобразительно, делалось их словесное описание по трюкам (примеры подобных описаний находятся в Музее циркового искусства при Санкт-Петербургском цирке).

          Цирковой музей может выступать в качестве "реабилитационного центра", старшее поколение артистов будет искать в таком музее реализации своей потребности в признании, более молодые артисты могут рассматривать музей как творческую лабораторию. Музеи США и стран Европы в большей степени ориентированы на предложение разнообразных программ для более широкого круга посетителей: занятия для школьников и студентов, семейные абонементы с грамотной ценовой политикой, организация детских праздников в музее и т.п.

Именно через экспозицию, как основную форму музейной коммуникации, через информативный и эмоциональный потенциал, заключенный в подлинных предметах, посетитель соприкасается с духовным и материальным наследием прошлого. Двумя наиболее читаемыми знаками циркового искусства являются - круг (манеж) и клоун. Можно отметить, что ряд музеев отталкивается от этих знаковых сущностей в построении своих экспозиций. Зрелищное искусство по своему существу обращено к эмоциональной сфере сознания человека, что объясняет тяготение цирковых музеев к ярким, образным, нестандартным формам собственного выражения. Эмоциональное восприятие усиливается, когда в восприятии участвуют не только зрение, но и остальные органы чувств и расположение музея в цирке или рядом с ним дает такую возможность.

         Основной ассоциацией с цирком является клоун, и вызываемый им смех. На современном этапе интерес вызывает раскрытие именно философской и особенно социокультурной сущности смеха, которые находят свое отражение в цирковом музее (экспозиция, музейно-педагогические программы). В условиях дефицита духовных ценностей смех предоставляет человеку возможность самоутверждения в новой реальности, является одним из средств повышения межкультурного и межвозрастного взаимопонимания. В цирке вне зависимости от национальности и возраста разногласия уходят, когда всех охватывает смех, даря прилив жизнерадостности, ощущение праздника. Объединяет и музей, предлагающий своей поливозрастной аудитории знание об общечеловеческих ценностях. Благодаря способности к экспериментам, созвучным особенностям самого циркового искусства, он является столь привлекательным для широкой публики.

           Для современной культуры характерно стремление все сохранить, музеефицировать. Идет очевидный процесс выдвижения на первый план визуальных и зрелищных искусств. В этой связи изучение музеев этого профиля очень перспективно.

          Для дальнейшего развития музеев циркового искусства важна роль работы с коллекционерами и артистами, обладающими и обменивающимися предметами музейного значения. Особо важно для музейных сотрудников объяснить значимость любого "свидетельства эпохи" артистам и людям, связанным с цирковым искусством. Понимание и увлеченность делом превращает их в незаменимых помощников музея.

          Музеи циркового искусства способны рассматривать цирк не только как производство, но и освещать такие темы как цирк в литературе, цирковые мотивы в изобразительном искусстве, этнографические мотивы в цирковых номерах разных стран, цирковые темы в кинематографе, ветеринария в цирке, цирковая реклама и т.п., тем самым, делая музей учебной и исследовательской базой для различных специальностей. При музее могут организовываться профессиональные (цирковые) учебные заведения, обладающие как огромной систематизированной информационной базой, так и практической площадкой, профессиональные реабилитационные центры со штатом психологов, в том числе детских. В перспективе цирковые музеи могут стать настолько самодостаточным явлением с развернутой инфраструктурой (кафе, магазины с сувенирами и профессиональной продукцией, клуб, гостиница, школа (или другое профессиональное учебное заведение вплоть до высшего), реставрационные мастерские, реабилитационный центр), что уже при них будут организовываться цирки, где смогут быть реализованы разного рода музейные программы. Уже сейчас частичным примером подобного "циркового музея будущего" можно назвать Всемирный Цирковой музей в Барабу, штат Висконсин, США.

           Вторая глава «Многообразие музеев циркового искусства и их классификация» состоит из четырех параграфов.

            Данное исследование предполагает выделение музеев циркового искусства в самостоятельный профиль. Музеи циркового искусства сродни по принципу организации своей деятельности музыкальным и театральным музеям и также имеют внутреннюю классификацию. Д.А.Равикович, приводя основные профильные группы музеев в Российской музейной энциклопедии (2005), называет театральные и музыкальные музеи отдельно, не объединяя в единый профиль искусствоведческих музеев (как, например, Л.М.Шляхтина, 2000). Это дает основание выделить музеи циркового искусства в отдельную профильную группу. Базируясь на определении театральных музеев (как наиболее схожих по организации их деятельности), можно обозначить музеи циркового искусства как профильную группу музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников циркового искусства. Автору наиболее близко обобщенное определение профильных групп музеев, сформулированное рядом исследователей (например, Л.М.Шляхтиной, 2000), которое позволяет отнести изучаемые музеи к искусствоведческой группе музеев (так же как музеи театрального, музыкального искусств, фото- и киноискусства).

         Сведений о уже существующих классификациях музеев циркового искусства автором найдено не было. Был изучен опыт систематизации музеев театрального и музыкального искусств и проанализирован собранный фактический материал по цирковым музеям. В основу классификации музеев циркового искусства был положен принцип комплектования фондов, поскольку для цирковых музеев он является основополагающим, в противном случае утратится целостная картина формирования этой группы музеев, приоритетные направления их деятельности. Были выделены следующие группы музеев:

        1. Музеи всемирного, национального и регионального циркового искусства.

 К музеям всемирного циркового искусства можно отнести те, которые собирают материал по истории мирового циркового искусства; к музеям национального циркового искусства - музеи, отражающие развитие циркового искусства отдельной страны; к музеям регионального циркового искусства - музеи, специализирующиеся на изучении цирковой истории отдельной местности, региона или, в случае США, штата.

        2. Мемориальные музеи циркового искусства.

Мемориальные музеи создаются в память о выдающейся личности или в память об умершем его родственниками, чтобы увековечить его вклад в развитие циркового искусства.

        3. Специализированные музеи циркового искусства.

Выделение этой группы музеев возможно благодаря одной из характеристик циркового искусства - жанровости. Данные музеи посвящены одному из жанров циркового искусства или конкретной узкой тематике. Наиболее распространены музеи иллюзии и клоунады.

       4. Музеи при цирках.

 На современном этапе развития циркового искусства все большее количество цирков приходит к тому, что накопленный ими опыт должен сохраняться, систематизироваться и передаваться потомкам. Многие цирки принадлежат крупным цирковым династиям (особенно это характерно для Европы, где развиты традиции семейных цирков), и отражение этого семейного бизнеса часто находит отражение в создании коллекции и в дальнейшем музея, носящего мемориальный характер. В России музеи при цирках в основном создаются стараниями одного энтузиаста и более похожи на склад, часто без научной обработки материала, в виду того, что штат сотрудников невелик, а финансирование ограничено. В силу этого они не могут в полной мере называться музеями. Тем не менее, их необходимо учитывать, поскольку в дальнейшем они смогут представлять серьезное научно - исследовательское учреждение со всеми, присущими музею, функциями. Важно отметить, что, находясь при производстве, эти музеи могут оказать неоценимую помощь артистам-профессионалам, учащимся и исследователям широкого профиля.

         Комплектуемые фонды позволяют определить масштаб музея. Всемирные, национальные и ряд мемориальных музеев (созданных в память выдающейся личности) относятся к музеям мирового значения. Крупные специализированные музеи имеют государственное значение. Музеи циркового искусства отдельных местностей, регионов или в случае США штатов можно классифицировать как региональные. Музеи при семейных цирках с вековой историей способны обладать государственным статусом. Иные музеи при цирках и мемориальные музеи, созданные родственниками в память об умершем по масштабу относятся к муниципальным.

       Приведенная классификация является лишь первой попыткой и пока не может быть жестко фиксированной, поскольку особенности циркового искусства дают возможность отнести ряд музеев сразу к нескольким группам (например, к мемориальным и музеям при цирках, к мемориальным и специализированным). Она позволяет выявить приоритетные направления деятельности каждой группы музеев, помочь музейным специалистам при изъятии предметов из среды бытования, их интерпретации, демонстрации и построении музейно-педагогических программ.

        На современном этапе развития музеи циркового искусства обладают еще недостаточной научно-теоретической и практической базой для разделения их на самостоятельные типы (научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные). По большей своей части они носят научно-просветительный характер, с преобладанием образовательно-воспитательной функции, однако создание их типологии является, на взгляд автора, преждевременной.

        В первом параграфе «Музеи всемирного, национального и регионального циркового искусства» рассматриваются 5 музеев всемирного и 10 национального и регионального циркового искусства.

        К музеям всемирного циркового искусства можно отнести те, которые собирают материал по истории мирового циркового искусства.

        Первым в мире и пока единственным такого масштаба в России стал Музей циркового искусства при ФГУК «Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк» на Фонтанке. Основанный в 1928 году усилиями В.Я.Андреева (положившего в основу музея свое собрание), Е.П.Гершуни и Е.М.Кузнецова, он стал активно пополняться дарами артистов и коллекционеров. Собираемые материалы по истории мирового циркового искусства делают его неоценимой творческой лабораторией для многих артистов и исследователей.

       В Германии Первый цирковой музей (Das Erste Circus-Museum in Deutschland) открылся в 1974 году в городе Прец, Шлезвиг-Гольштейн. Вторым является Международный Артистический музей (Internationales Artistenmuseum). Основатель музея Р.Вайзе (R.Weise) первоначально располагал свою коллекцию в квартире, но в 1997 году Берлинский магистрат предоставил ему еще одну квартиру в том же доме, специально для коллекции.

        Во Франции первый Музей Цирка появился в 1994 году в Ватане (Musee du Cirque a Vatan) благодаря мэру города, объединившего усилия канатоходца, обладателя обширного собрания афиш и документов по истории цирка М.Коду (M.Caudoux) и Ж.-К.Люсе (J.-C.Lucet), в то время Президента Национального Клуба цирка. Свою известность музей приобрел благодаря коллекции доктора Алана Фрера (АЪп Frere) - уникального и самого крупного циркового коллекционера Европы.

        Одним из самых известных цирковых музеев США является Всемирный цирковой музей в городе Барабу (Circus World Museum), штат Висконсин, организующий ежегодный цирковой парад с использованием музейных цирковых повозок. Он был организован в 1954 году по инициативе Дж.Келли (J.M.Kelly), разместившего музей на месте зимней стоянки цирка братьев Ринглингов (у которых был юрисконсультом). В создании музея активно участвовали коллекционеры Ч.Фокс (Ch.Fox) и Р.Паркинсон (R.Parkinson), присоединивший к музею библиотеку и архив, теперь носящие его имя. Музей обладает развернутой инфраструктурой и предлагает семейный отдых на весь день.

           Музеи национального и регионального циркового искусства запечатлевают цирковое наследие в узких географических рамках и соответственно носят черты краеведческих музеев.

          Существуют два музея регионального циркового искусства в Дании. Первый, ориентированный на историю цирка в Дании за последние 200 лет, был создан в 1982 году в деревне Ролд на месте школы верховой езды, построенной для цирка Майе, закрывшейся после сезона 1958 года. Второй музей организован в 2001 году в Видовре (пригороде Копенгагена) на месте бывшего военного лагеря. В основе музея лежат две крупные коллекции - жонглера Э.Барли (0.Barly) и иллюзиониста Э.Труксы (E.Truxa).

          Известно о существовании циркового музея в Энкенбах-Алсенборне, Германия (Cirkusmuseum Bajasseum). Предметом исследования этого музея стала местность, где он располагается, и откуда ведут свою династию такие известные цирковые фамилии как Альтхофф, Роенберг, Трабер и др.

          Необычен цирковой музей И.А.Раманаускаса (Литовского циркового артиста) в Каунасе, к которому прилегает земельный участок, куда со всей Прибалтики им были перенесены останки мастеров цирка с надгробными памятниками. Сам музей посвящен истории литовского цирка.

          В мае 2007 года на Украине открылся Музей циркового искусства при Всеукраинской общественной организации «Цирковой союз Кобзова». Инициатором создания музея стал ее президент Н.Кобзов (владелец ряда шапито на Украине).

          В США есть небольшие цирковые музеи, отражающие местную цирковую историю: в штате Нью Йорк - Музей Исторического Общества Сомерс (Somers Historical Society Museum) и цирковой музей при ярмарке Алтамонт (The Altamont Fair Circus Museum), в штате Огайо - музей Массильон (Massillon Museum), а также Цирковой зал Славы (Circus Hall of Fame Museum) штат Индиана.

          Создание и поддержка музеев всемирного, национального и регионального циркового искусства может быть частью национальной политики государства по сохранению культурного наследия. Музеи этой группы хаотично собирают предметы, связанные с цирковым искусством, и в определенной степени проигрывают музеям с более узкой направленностью. С другой стороны, они способны дать наиболее полную картину развития циркового искусства в ретроспективе, разрабатывать большее количество музейных программ для разных категорий посетителей, служить «творческой лабораторией» для широкого круга артистов, помогать им в самоопределении. Собрания этих музеев позволяют делать сравнительный анализ как цирковой культуры различных стран в целом, так и национальных особенностей внутри отдельно взятого жанра. Безусловно, коллекции в музеях не равноценны, и наследие страны бытования преобладает. Наличие дублетных фондов (как правило, из предметов родной страны) дает возможность обмена материалами между музеями всемирного циркового искусства, в то время как обмен с музеями узкой специализации (или отдельной страны / региона) затруднен.

           Во втором параграфе «Мемориальные музеи циркового искусства» анализируется создание и функционирование около 15 музеев.

           В Европе многие цирки принадлежат цирковым династиям, и отражение этого семейного бизнеса часто находит себя в создании коллекции и в дальнейшем музея, носящего мемориальный характер (часто подобные музеи находятся при цирках и рассматриваются в соответствующем параграфе). Мемориальные музеи нередко создаются родственниками, а также в память выдающейся личности, часто мирового масштаба.

          Иногда цирковые артисты хотели увековечить свое имя, не связывая его с цирком. Примером может стать музей Искусств Джона и Мейбл Ринглингов (John and Mable Ringling Мшеит of Art), открытый в 1930 году в штате Флорида, США. Д.Ринглинг, управлявший всемирно известным цирком, вкладывая деньги в произведения искусства, создал вторую по значимости художественную коллекцию в Америке. В 1948 году к ней был присоединен цирковой музей, экспозиционный зал которого, передающий атмосферу цирка, был оформлен как шапито. Музей призван сохранять память о человеке, сделавшем город Сарасоту знаменитым.

           Интерес представляет Американский Музей Ф.Т.Барнума (The American Museum of P.T.Barnum) - крупнейшего циркового антрепренера. Имя Ф.Т.Барнума связано с городом Бриджпорт, штат Коннектикут, где он прожил многие годы и с 1875 по 1876 был мэром. В память о себе он спроектировал здание Института истории и науки, открывшегося в 1893 году, через 2 года после смерти Ф.Т.Барнума. В 1968 году он был вновь открыт уже как Музей Ф.Т.Барнума, и рассматривал не только его, как личность, но и цирковую историю в целом, а также историю Бриджпорта. Известно, что еще один музей Ф.Т.Барнума (The Barnum Museum of Natural history) существовал при Университете Тафта, штат Массачусетс, США (сгорел в 1975 году).

          Менее известен Национальный Центр Магических Искусств или Дом Робера Гудена (Un Centre National des Arts de la Magie (Maison Robert Houdin) во Франции, поставившего перед собой цель создать атмосферу дома и мастерской великого изобретателя и иллюзиониста.

          Другому выдающемуся иллюзионисту конца XIX - начала ХХ века - Гарри Гудини - посвящены несколько музеев. Магический Зал Славы Гудини (Houdini Magical Hall of Fame) в Канаде, открытый в 1968 году, первоначально создавался как мемориальный музей, но позднее стал расширяться и отражал уже имена других иллюзионистов. Основу музея заложил друг Г.Гудини иллюзионист Д.Даннингер (J.Dunninger), купивший многое из его реквизита. В апреле 1989 года треть музея сгорела, а вопрос о восстановлении не был решен. Другой иллюзионист- коллекционер С.Х.Реднер, передал реквизит Г.Гудини из своей коллекции как в музей в Канаде, так и в Исторический центр Гудини в Эпплтоне (штат Висконсин, США) (Outagamie Museum and Houdini Historical Center), открытый в 1989 году. Третий музей Г.Гудини (The Houdini Museum) в штате Пенсильвания, США, существующий примерно с 1993 года, участвует в телевизионных проектах, проводит иллюзионные шоу и спиритические сеансы времен самого Г.Гудини.

           Исторический музей клоуна Э.Келли (The Emmett Kelly Historic Museum), штат Канзас, США, был учрежден в июне 1967 года и посвящен памяти Э.Келли старшего, родившегося в этом штате. Музей посвящен Гражданской, Первой и Второй мировым войнам, но в нем обширно представлены собранные Э.Келли материалы по истории местной клоунады и цирка.

        В России особо выделяется Дом-музей Анатолия Леонидовича Дурова в Воронеже, фигурирующий в музейных справочниках. А.Л.Дуров (клоун- дрессировщик) с 1901 года жил в Воронеже, где создал в своей усадьбе музей -маленькую картину мироздания. В годы войны большая часть собрания была утрачена, а в 1964 году вдова А.Л.Дурова - Е.Р.Дурова - передала дом в дар городу для создания мемориального музея. После реконструкции в 1978 году он стал доступен для посетителей.

           В Москве можно найти музей, посвященный еще одному представителю династии Дуровых - Владимиру Леонидовичу. Это Музей «Уголок дедушки Дурова» Московского Театрального комплексного центра «Страна чудес дедушки Дурова» (открыт в 1994 году).

           Известно об открытии Музея Анатолия Анатольевича Дурова (также дрессировщика) в Таганроге в 1988 году.

           В 1998 году был основан Музей Юрия Владимировича Никулина в Москве, в помещении созданного известным цирковым и киноартистом Ю.В.Никулиным фонда «Цирк и милосердие». Еще один музей Ю.В.Никулина был открыт в январе 2007 года в Кузьминской школе-интернате циркового профиля № 15. Это учебное заведение носит имя артиста и стремится воссоздать атмосферу его жизни. Идейным вдохновителем и главой музея стала вдова Ю.В.Никулина - Татьяна Николаевна.

          Музей в память брата - режиссера Свердловского (Екатеринбургского) цирка Э.Пудлеса был организован А.И.Зарятдиновой в мае 2002 года.

По инициативе сыновей появился музей первого казахстанского чемпиона мира по греко-римской борьбе Хаджимукана Мунайтпасова в Казахстане (Южно­Казахстанская область). В бюджете области предусмотрены суммы на пополнение фондов музея.

            Таким образом, проанализировав сведения о мемориальных цирковых музеях, можно отметить, что условно они делятся на музеи, запечатлевающие достижения поколений внутри одной фамилии (чаще всего это европейские музеи при цирках), музеи создаваемые в память умершего родственника и мемориальные музеи знаковых личностей (возможно создание нескольких музеев в разных местах). Помимо мемориальных предметов в собрания музеев этой группы, как правило, входят коллекции лиц, которым посвящены музеи, и предметы по интересующей их тематике. Организация подобных музеев дает возможность стране, краю или местности занять свое место в национальной (всемирной) культуре, подчеркнуть свою значимость и достижения через музеефикацию отдельной личности.

          В третьем параграфе «Специализированные музеи циркового искусства» рассматриваются музеи, посвященные одному из жанров циркового искусства или конкретной узкой тематике. Наиболее распространены музеи иллюзии (около 10 музеев) (поскольку потребность в чуде заложена в самой человеческой природе) и клоунады (около 8 музеев) (поскольку в мире, как говорил Ч.Чаплин, только «могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха»). Для профессионалов подобные музеи могут служить не только теоретической базой для совершенствования, но превратиться в клуб по интересам с возможностью обмена опытом.

          В основном музеи магии похожи друг на друга; во всех главное - это обширная библиотека, реквизит и афиши, а основатели и владельцы, как правило, иллюзионисты, в чьем доме и размещается коллекция. Среди американских музеев можно выделить Музей истории магии (Egyptian Hall Museum of Magical History), управляемый иллюзионистом Д.Прайсом (D.Price) в штате Теннеси и Американский музей магии (The American Museum of Magic), штат Мичиган, открытый с 1978 года Р. и Э. Ландами (R. and E. Lund). Особо следует отметить частный музей известного иллюзиониста Дэвида Копперфильда, штат Невада, получившего название Международный музей и библиотека магических искусств (The International Museum and Library of the Conjuring Arts), а также Музей магии и иллюзии (The museum of magic and illusion) в Жиру (Канада), основанный в память умершего в 1986 году от рака в возрасте 15 лет Ф.Орнана его родителями, где особой частью стала выставка даров, сделанных мальчику иллюзионистом Д.Гуннарсом. Парижский Музей магии (Musee de la magie), принадлежащий Ж.Прусту (крестнику Д.Копперфильда), предлагает идущее каждый час иллюзионное шоу и магический магазинчик, с отделом специально для профессиональных исполнителей. Музей цирка и иллюзии (Le Musee du cirque et de l’illusion), созданный Р.Демантом (R.Demantes), при помощи многочисленных артистов, коллекционеров и любителей цирка в мае 2004 года во Франции, использует различные эффекты, отправляя посетителя в путешествие между реальностью и мечтами. Единство школы, музея и клуба представляет собой организованный в Намюре в Бельгии в 1963 году Городок Магии (Cite Magique Namuroise ASBL. Ecole - musee - club).

           Свои музеи имеют также магические клубы и организации. Крупнейшей такой организацией в Англии является Магический Круг, членами которого могут быть только иллюзионисты; в США это Магический Замок (штат Калифорния). Известно о существовании Зала Славы Магии и Кино в Лас-Вегасе - столице иллюзии - чье собрание оценивается в $ 4,5 миллиона.

           Старейшим из музеев клоунады является Австрийский музей цирка и клоунады в Вене (Osterreichisches Circus- und Clown-Museum) (создан в 1935 году и передан коллекционером в управление городу в 1968 году). Начало музею положила частная коллекция венского писателя Г.Зайтлера (H.Seitler), который создал собственный печатный орган «Цирк» и иногда выступал в качестве клоуна на благотворительных представлениях в цирке. Галерея, Музей и Архив Клоунады (The Clown’s Gallery, Museum and Archive) в Англии наиболее известны благодаря коллекции расписных куриных яиц, представляющей маски реальных клоунов. Музей возник в 1960 году, чтобы разместить картины и клоунские предметы, и постепенно расширился за счет реквизита, костюмов и литературного архива. В 1986 году был основан Международный Клоунский Зал Славы и Исследовательский Центр (The International Clown Hall of Fame and Research Center, Inc.), штат Висконсин, США. Музей призван сохранять, развивать и популяризировать искусство клоунады. В другом американском клоунском музее - Рона Ли (Ron Lee's down Мuseum), штат Невада, представлена анимационная версия процесса изготовления фигурок клоунов, из которых и состоит сам музей. Известно о существовании музеев клоунады в Австралии, Бельгии, музея клоунских статуэток в Нидерландах.

           К музеям с узкой специализацией можно отнести Музей циркового искусства в Нидерландах, известный своим крупным собранием цирковых плакатов и их размещением в Интернете он-лайн.

          В России специализированных музеев выявлено не было, что возможно связано с отсутствием влиятельных и финансово обеспеченных организаций соответствующего профиля.

           Специализированные цирковые музеи наиболее скрупулезно способны отражать узкую тематику, которой они посвящены, в отличие от других групп цирковых музеев. В силу заинтересованности своих создателей и, как правило, с кругом знакомых в этой же узкой сфере эти музеи обладают возможностью стать клубом по интересам, где постоянен обмен опытом, предметами музейного значения, контактами. С другой стороны, не все специализированные музеи (особенно посвященные иллюзии) готовы к популяризации получаемых знаний, к допуску аудитории «со стороны». Музеи, предоставляющие музейно­педагогические программы для посетителей, в основном, предлагают экскурсионное обслуживание и посещение шоу, соответствующей специфики. В наиболее развитых музеях существуют свои творческие мастерские, где посетителям предлагается самим поучаствовать в творческом процессе, изготовить реквизит. Изученный экспозиционный опыт специализированных музеев позволяет считать многие экспозиции перенасыщенными (порой однотипными) предметами.

          Поскольку специализированные музеи, как правило, отражают интересы своих создателей, многие из музейных предметов носят мемориальный характер - это книги с автографами, сделанный создателем музея реквизит, его рекламный материал, вырезки из периодических изданий посвященные ему, его коллекции. Располагаясь в доме создателя, музеи сохраняют изначальную планировку и личные вещи.

         Музеи узкой цирковой специфики могут быть наиболее востребованы специалистами, так как способны более многогранно рассматривать свою тематику, чем цирковые музеи, изучающие цирковое искусство в целом. Например, клоунские музеи способны большее внимание уделить клоунаде в театре, на эстраде, комическому в литературе, живописи, целенаправленно выбирать предметы быта с подобной тематикой (посуда, светильники, текстиль), декоративно-прикладное искусство и т.п., что для других цирковых музеев в силу приоритетности и ограниченности средств не представляется возможным.

          В четвертом параграфе «Музеи при цирках» отмечается, что на современном этапе развития циркового искусства все большее количество цирков приходит к тому, что накопленный ими в течение многих десятков лет опыт должен сохраняться, систематизироваться и передаваться потомкам. В последней трети ХХ века музеи при цирках стали появляться во многих странах (в Европе это чаще всего история семейного цирка). В России они в основном создаются стараниями одного энтузиаста и носят характер склада, без научной обработки материала, с минимальным штатом сотрудников и финансированием, так что не могут в полной мере считаться музеями. Тем не менее, их необходимо учитывать, поскольку в дальнейшем они способны представлять серьезное научно-исследовательское учреждение со всеми, присущими музею, функциями. Важно отметить, что, находясь при производстве, эти музеи обладают большими возможностями в документировании современного творческого процесса и в оказании помощи артистам-профессионалам, учащимся и исследователям широкого профиля. В контексте данного исследования упоминается 16 музеев при цирках.

          Можно выделить музей при Пермском цирке. В 1995 году, в связи с 25­летним юбилеем Пермского государственного цирка, по инициативе его директора С.И.Стефанова, состоялось открытие музея. В основу были положены архивные материалы, собранные первым директором цирка Ю.Б.Александровским. С 1999 года у музея есть своя страница в Интернете. Была идея создать музей при Тверском цирке, ставшая реальностью благодаря усилиям Н.Д.Флоровой, разработавшей экспозицию по истории Тверского цирка, но в 2006 году она отошла от дел, и сейчас все собранные ею материалы находятся у нее дома и ожидают дня, когда официально будет создан музей, в фондах и на экспозиции которого они займут достойное место. Известно о планах создания музея при Самарском цирке, о существовании Музеев при Пензенском, Иркутском, Ростовском и Казанском, Екатеринбургском цирках, при Донецком цирке на Украине.

          В Европе существуют музеи при цирке Грюсс (Gruss) во Франции, который носит название Живой Европейский Музей цирка (Musee Vivant Europeen du Cirque), при цирке Ронкалли (Roncalli) в Германии, музей семейного цирка Ралюй (Raluy) с обилием цирковых повозок и стилистикой «старинного цирка» (бархатные кресла в зрительном зале, обилие золоченого декора и т.п.) в Испании; собирались создать музей династии Буглион (Bouglione) в Бельгии. В Швейцарии цирковой музей, призванный сохранить историю семьи Кни (Knie) расположен в той местности, где размещался Швейцарский национальный цирк, с момента зарождения в 1919 году. Еще один швейцарский семейный цирк - цирк Нок (Nock) - также нашел свое отражение в музее, основой которого стала коллекция близкого друга семьи - А.Флотирона (A.Flotiront). В Германии в городе Гюстров музей семьи Кольтер-Мальстрем (Malstrom-Museum), располагается в цирковом вагончике и двух комнатах в доме, показывая через цирковые предметы историю семьи.

           Музеям при цирках проще, чем иным цирковым музеям, осуществлять комплектацию своих фондов, моментально изымая из действительности предметы музейного значения. Они более детально изучают документируемые процессы и часто вынуждены максимально быстро делать их доступными обществу (например, цирковым артистам, работающим в данном цирке короткий период времени). Этому виду музеев легче всего стать «творческой лабораторией» в силу информированности о нем артистов. Они также служат для них местом отдыха, реабилитации. В своей экспозиционной деятельности эти музеи, как правило, ограничены из-за нехватки свободных площадей. Чаще всего выставки размещаются в фойе и коридорах. Фондовые помещения нередко оформляются как стационарные экспозиции, но доступны лишь для ограниченного круга лиц (артисты, исследователи). Основополагающий фактор во внутренней организации музея при цирке и его работы - является этот цирк стационарным или это передвижное шапито. Музей при шапито помимо привычных для любого музея проблем сталкивается с необходимостью частых переездов и вытекающих отсюда сложностей с транспортировкой, охраной, режимом хранения фондов, практически полного отсутствия экспозиционных площадей, что фактически делает существование серьезного музея при нем невозможным.

            В Заключении подводятся основные итоги исследования. Делается вывод о необходимости обобщения знаний о музеях циркового искусства, как явления культуры ХХ века, в выделении их в массе искусствоведческих музеев, в разработке классификации музеев циркового искусства.

Возникновение музеев циркового искусства стало в ХХ веке закономерным, благодаря появлению ряда стационарных цирков по всему миру, стремлению сохранить нематериальное цирковое наследие для потомков и его востребованности, накоплению предметов циркового искусства в частных коллекциях, развитию самого циркового искусства, уделению внимания цирковому искусству со стороны государства, осознание циркового наследия как неотъемлемой части местной (и национальной) истории и культуры.

           Анализ циркового коллекционирования выявил наиболее характерные мотивации, а также тенденцию создания коллекций людьми, так или иначе связанными с цирковым искусством.

           Рамки данного исследования не позволили изучить наличие и специфику цирковых музеев стран Востока и Азии. Вероятно, из-за недоступности информационных ресурсов в достаточном объеме некоторые цирковые музеи России, США и стран Европы были упущены.

           Эта работа не исчерпывает проблему цирковых музеев и их классификацию, а только стремится описать и проанализировать историю их создания и функционирования. Изучение музеев циркового искусства является одним из этапов более глобального феномена музеев зрелищных искусств в контексте социокультурных явлений ХХ и ХХ! веков.

            В Приложениях представлен «Перечень музеев циркового искусства» согласно предложенной классификации, где отражено название музея, год его создания, страна и город, где он находится; «Перечень программ телеканала «Культура», посвященных цирковому искусству, за 2005 - 2007 годы», выявляющий четкую закономерность - все праздничные выходные дни неизменно сопровождаются показом цирковых передач, в то время как в другие выходные дни подобные передачи могут отсутствовать; карта Всемирного циркового музея (штат Висконсин, США), как частичный пример "циркового музейного комплекса будущего".

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Шаина Е.Ю. Музеи циркового искусства и их классификация / Е.Ю.Шаина // Вопросы культурологии. - 2008. - № 4. - С.47-50
Публикации в других изданиях:
2. Шаина Е.Ю. Трагическая судьба В.Я. Андреева - одного из музейных сотрудников Ленинграда 1920 - 1930-х годов / Е.Ю.Шаина // Человек и Вселенная. - 2005. - № 1(44) - С.178-182
3. Шаина Е.Ю. Музеи циркового искусства: проблема существования / Е.Ю.Шаина // Российская культура глазами молодых ученых : сб. трудов молодых ученых. Вып. 17. - СПб, 2006. - С.206-212
4. Шаина Е.Ю. Впечатление - визитная карточка Музея циркового искусства / Е.Ю.Шаина // Музей. Экскурсия. Туризм. : сб. материалов конференций. - СПб,
5. С.159-164
6. Шаина Е.Ю. Стремление к зрелищу как один из аспектов массовой культуры / Е.Ю.Шаина // Науки о культуре - шаг в ХХ1 век : сб. материалов ежегодной конференции - семинара молодых ученых. Т.7. / отв.ред. И.М.Быховская. - М.,
7. - С.267-271


оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100