Мастер воздушной гимнастики Галина Адаскина
Прошло уже более десяти лет c тех пор, как заслуженная артистка РСФСР Галина Адаскина в последний раз исполнила свой «концерт для гимнастики c оркестром», как назвал ее номер рецензент журнала «Советская эстрада и цирк» (1975, N4 3).
Насыщенный сложнейшими трюками, он завершался трудным и эффектным финалом — шестью витками «солнца» на турнике c подвижными метровыми стойками и последующим «обрывом» из-под купола на apeну. Как отмечали специалисты, подобного финала не исполняла ни одна гимнастка в истории цирка.
Галина Семеновна рассталась с цирковом ареной в расцвете своего мастерства. Ну что ж, может быть, это и правильно. Ведь, как говорится, красиво уйти — это тоже искусство! Уйти не тогда, когда силы yбывают, возможности становятся все более скромными и завсегдатаи и знатоки цирка, вспоминая прошлое, поговаривают: «Сейчас-то что, вот раньше —это была артистка...» Гораздо достойнее и почетнее закончить артистическую карьеру в зените. Думается, Галине Семеновне Адаскиной это сделать удалось.
Ну a дальше! Артистка на пенсии! Жизнь нередко дает примеры достаточно болезненного перехода в это новое состояние, когда бывший мастер не находит применения своим знаниям и умению в новых условиях. И выход здесь, по-видимому, только один — режиссерско-педагогическая работа, продолжение своей творческой жизни в судьбах учеников. Но для этого кроме артистического нужно обладать талантом и педагогическим и режиссерским.
Галина Семеновна счастливо сочетает в себе все эти качества. Как артистка оиа способна изнутри пережить каждое движение создаваемого номера, каждый репетируемый трюк, подсказать, как справиться c ошибкой. Как режиссер ома строит драматургию номера, ищет его образное решение, исходя из индивидуальности исполнителей. Как педагог она терпеливо работает c учениками, кропотливо отшлифoвывая c ними каждый элемент. Наконец, как дyшевный, добрый, неравнодушный к судьбам связaнных c нею людей человек она. Bыпустив номер, не теряет связи c учениками, остается для них и помощницей, и советчиком, и опорой в решении как профессиональных, так и житейских проблем.
B ее квартире междугородные телефонные звонки звучат чуть ли не чаще, чем московские, почта приносит письма со всех концов нашей страны.
«Я хочу сказать Вам большое спасибо за содействие и помощь. Я этого никогда не забуду. Хорошо, что Вы есть». «Я люблю получать письма c Вашими советами...».
«Вот поделилась c Вами своими делами и заботами, и стало легче...».
Это строчки из писем учениц Галины Семеновны. Я намерeнно не назывaю их имен. Просмотрев c разрешения адресата ее переписку c учениками, я убедился, что под этими словами мог бы подписаться любой из них.
— Как вы пережили уход из цирка!
— Конечно, проработав двадцать пять лет, трудно перестраиваться, приспосабливаться к новому образу жизни. Но мой случай иллюстрирует справедливость поговорки — не было счастья, да несчастье помогло! B связи c обострением профзаболевания я должна была перейти на легкую работу.
И вот тут Николай Павлович Барзилович, руководивший тогда Всесоюзной дирекцией по подготовке цирковых программ, предложил мне поставить групповой номер для Киргизского коллектива. Вначале я сомневалась — мое ли это дело, удастся ли... Потом увлеклась работой, и получился, по-моему, интересный номер: пять девушек на кольцах, подвешенных на трех уровнях — треугольником. Нет, тогда, в 1974 году, я не думала об олимпийских кольцах. Ведь до Московской олимпиады было еще далеко.
B групповом номере главное — это синхронность исполнения. Он был задуман так, что начинала движение исполнительница на Верхнем кольце, потом тот же трюк повторяли девушки на кольцах второго уровня и передавали это же движение на третий уровень. Номер был окрашен национальным колоритом, был очень эффeктным...
— A почему «был»!
— Потому что подобрать исполнителей в групповой номер, может быть, труднее, чем экипаж космического корабля. Ведь полет длится месяцы, a номер в цирке работается годы. И нужно, чтобы пять человек не только работали как один, но и были бы психологически совместимыми, серьезно относились к делу и т. д. Словом, посвятили бы всю свою жизнь работе. Ведь в цирке иначе нельзя! A получилось так, что то одна исполнительница «потянула» руку и не может работать, то другая - вышла замуж. B общем, жизнь есть жизнь. Так, что проработав вместе месяца два, они... разбежались. Остались только двое — Ализа Бейшебаева и Султанат Танизбекова. Работают они хорошо, но, к сожалению, сокращенный вариант номера — c двумя кольцами... Вот так я и стала режиссером-постановщиком воздушных номеров.
— Я знаю, что в цирке есть традиция: уходя, передавать свой номер и аппарат молодым артистам. Кто стал вашим преемником!
— Когда я уходила, многие подходили ко мне c просьбой передать аппарат, помочь сделать мой финал. Но ведь тут нужно для начала освоить ризенвелли на турнике (или, говоря обыденным языком, «солнце»). А это очень непросто для многих цирковых гимнасток. A уже потом репетировать финал моего номера.
Некоторые тогда обижались на меня, думая, что я преувеличиваю трудности, считали, что меня крутит сам аппарат. И к
этому были основания. Потому что н тогда и сейчас некоторые артисты стараются упростить себе работу. Уже и ризенвелли
стали делать не за счет силы и мастерства, a c помощью технических приспособлений — вращающемся перекладины турника и петель на руках. Зрители, конечно, этого не замечают, но, я думаю, c настоящей работой это ничего общего не имеет.
— А что вы считаете «настоящей работой»! Разве недостаточно просто произвести сильное впечатление на зрителей! Ведь в конечном счете цирк существует именно для них.
— В цирке, как н во всяком другом деле, есть оценки любительские и есть суд профессионалов. B конечном счете одно от другого нельзя оторвать.
Действительно, в цирке есть сравнительно несложные, но зрительски очень эффектные номера. Но мы должны думать и o повышении уровня нашего искусства. A значит, создавать номера высшей сложности, одновременно заботясь об их образном решении. Иначе невозможно развитие нашего искусства, иначе мы станем не нужны и зрителям. Они ведь следят за спортивной гимнастикой.
— Стало уже банальным сравнивать цирковые гимнастические номера c достижениями спортивныx гимнастов. Но ведь этого никак не избежать!
— Надо честно признать, что современная спортивная гимнастика развивается очень бурно, a мы — отстаем. И, думаю, нас не должно утешать, что мы работаем под куполом, а они в партере. Нужно стремиться поспевать за временем.
— Можно ли из сказанного заключить, что вы в своей режиссерской работе как раз и пытаетесь поспеть за временем, создавая номера высшей сложности!
— Это зависит не только от меня, но и от тех, c кем работаю. Мои ученики считают меня очень требовательной, иногда даже слишком. Начиная работать над номером, я всегда предупреждаю, что будет трудно. Иногда мне говорят, а зачем мучиться, репeтировать до седьмого пота, когда можно сделать номер попроще! Я всегда спорю c такой точкой зрения. Считаю, что если ты пришел в цирк, то должен стремиться к тому, чтобы сделать лучший номер, какой только возможно.
Но, к сожалению, к нам приходят люди, которые ищут в цирке легкой жизни, ориентируются, если можно так сказать, только на парадную его часть – успех, аплодисменты и прочее. Но не хотят платить за это тяжёлым трудом, отказом от многого из того, чем живут люди других профессий.
Я помню, когда работала, то уже c утра психологически готовилась к вечернему выступлению, соблюдала режим. И так все двадцать пять лет. Словом, цирк — а здесь я имею в виду настоящих артистов требует всей жизни.
— Всегда ли вам удавалось обкатить учеников в эту свою веру!
— Нет, не всегда. B моей режиссерской практике был случай, когда мне этого сделать не удалось. Готовила я номер на корд де пaрелях. Придумала для гимнасток довольно сложные трюки, но исполнительницы попались из тех, кто не хотел себя перетруждать. Они выбросили из Номера лучшие, самые трудные трюки н связки между ними, тем самым упростили себе работу. Сейчас, когда смотрю их выступление, мне неловко, что я имела к этому номеру какое-то отношение.
— И все же давайте вернемся к номеру, с которым вы выступaли. Удалось ли вам его комy-нибудь передать!
— Свой финальный трюк я репетировала c Машей Твардовской. Это очень сильная гимнастка. И несмотря на это, мы очень долго репетировали с ней ризенвелли на турнике, a затем финальный трюк на аппарате. Она на своем опыте убедилась в том, что не правы были те, кто уверял ее, будто это простой элемент. B результате она повторила финал, но делала его, к сожалению, очень недолго.
— B цирке до сих пор помнят, что, несмотря не категорическое запрещение, вы всегда работали без лонжи.
— Действительно, хотя это и запрещается и мне за это не раз делали выговоры, я все же не пользовалась лонжей. Она меня как-то сковывала. A без лонжи возникало острое ощущение воздуха, легкости, ну и, конечно, риска. A это — большое удовольствие! Когда зритель видит лонжу, он понимает, что артисту гарантирована безопасность. А ведь разумная доля риска — это и есть специфика циркового искусства — и под куполом в клетке c животными. Зритель должен волноваться c артистом и за артиста. Когда дается традиционная барабанная дробь, он должен замирать и потом получать острое удовольствие от чисто сделанного трюка.
— A где они, эти границы «разумного риска»?
— Признаюсь, не знаю. А потому не надо мои слова воспринимать как пропаганду риска. Ведь я разбивалась — ломала позвоночник, руку, долго лежала в гипсе... Но — не будем о6 этом.
— Хорошо, вернемся к зрителям, для которых и существует искусство цирка. Итак, Ваш принцип — зрительски эффектный номер, построeнный на сильных трюках. Как вы это реализуете на практике!
— Из воздушных номеров зрители очень хорошо воспринимают так называемую «вертушку». Это полет по кругу над ареной. Жанр этот сравнительно простой по исполнению, но эффектный. Особенно если соединить зрелищность с высоким мастерством исполнения сложных трюков. Я готовила такой номер, его исполняют Наталия и Александр Короткие. Помню, пришли они ко мне и попросили помочь сделать номер. Вначале подумала: ну что можно нового сделать на «вертушке»? И стала отказываться. Но потом возникла идея — перенести в воздух элементы парной акробатики. В этом направлении и стали работать. Получилось, по-моему, не плохо. И все же сегодня и я и исполнители считаем, что наш замысел еще не воплощен a полной мере. Впереди еще большая работа над этим номером.
— Есть ли среди выпущенных вами номеров такой, которым вы по-настоящему довольны!
— Да, есть. Это номер Надежды Дроздовой на воздушных турниках. Думаю, что в сегодняшнем нашем цирке она одна из самых сильных воздушных гимнасток. A ведь пришла она в студию из самодеятельности, практически ничего не умела делать. Надю тянуло в гимнастику. Я в то время занималась постановкой номера для Киргизского коллектива. Она стала ходить на мои репетиции, спрашивала, как делать те или иныe элементы, просила c ней позаниматься. Начинать нам пришлось на турнике практически c нуля. Но она оказалась очень упорной, способной.
— И этот номер сейчас можно увидеть!
— Прошло время, Надежда вышла замуж, родила ребенка. Сейчас она снова в «рабочей форме». И мы готовимся Создать новый номер — теперь уже на двоих: она будет вы ступать вместе со своим мужем Владимиром Пугачевым. Он мастер спорта по гимнастике. Так что предстоит большая и интересная работа.
— A какие Номера из тек, что вы выпустили, можно увидеть!
— Хорошо сейчас работает Валентина Шалова. У нее очень эффектный темповой гимнастический номер с очень сложными обрывами и c элементами воздушного попета.
Исполняет подготовленный вместе со мной комический номер Ирина Асмус — клоун «Ириска». Она пришла в цирк из драматического театра. Ее клоунский репертуар готовился в нашей студии, и тогда же она попросила меня сделать ей «воздушную репризу». Так и получился номер «На абажуре».
— Можно ли считать, что теперь, найдя себя в режиссерской работе, вы так же счастливы, как и тогда, когда выступали!
— Ну, сейчас, когда прошло уже так много времени, об этом трудно говорить... Но знаете, когда приходится видеть уж очень сильный воздушный номер, становится грустно от того, что я уже не могу работать. Но и когда комиссия, принимая номер моих учеников, его высоко оценивает, это тоже дает большое удовлетворение, ощущение счастья.
— И в заключение трaдиционный вопрос о ваших творческих планах.
— Сейчас y меня на выпуске номер, который я делаю c Владимиром Сошиным — для второго коллектива «Цирк на льду». Выпуск его по некоторым обстоятельствам несколько затянулся, но если удастся сделать все, что задумано, должен получиться интересно.
Есть y меня замысел великолепного номера. Я в нем попыталась сконцентрировать весь опыт собственной работы в качестве артистки и опыт режиссерской работы. Над ним нужно много трудиться. Но сделать его — мечта моей жизни.
— Я хочу пожелать вам осуществить свою мечту. A теперь разрешите задать вам вопрос, впрямую не связанный c темой нашего разговора. Я знаю, что в цирке o вас говорят не только как об артистке, которая исполняла yникальный номер, но и как o женщине, неподвластный возрасту, умеющей многие годы сохранять молодость и цветущий вид. Я думаю, что в наши дни, Когда многие увлекаются разными диетами и системами голодания, бегом трусцой и прочими занятиями, продлевающими молодость, читателям было бы интересно, узнать, как вам это удается!
— Никакого особого секрета y меня нет. Я не соблюдаю никаких диет, не бегаю трусцой. Веду нормальный и, я бы сказала, полноценный образ жизни — ежедневно около часа делаю гимнастику для поддержания тонуса всех мышц. Круглый год хожу в прекрасный открытый бассейн «Чайка». Не курю, практически не употребляю алкоголь. Ем все подряд, но в умеренных количествах, не переедаю. Стараюсь есть побольше зелени, фруктов, овощей. Словом, рецепт прост — нужно не распускаться и держать себя постоянно в рабочей форме.
А к этому я привыкла за время своей работы, и это хочу посоветовать не только тем, кто вроде меня уже оставил выступления, но н тем, кто н сейчас служит делу, которому я посвятила свою жизнь,— нашему замечательному цирку.
Беседу вел B. БОРИСОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Март 1986 г.
оставить комментарий