Галина Алексеевна Шевелева - заместитель директора цирка на Цветном бульваре
В разговоре o ней ее редко называют по фамилии. Для всех, кто ее знает (a знают ее многие), она — Галина Алексеевна. И в том, c какой интонацией произносятся эти слова, чувствуются сердечная теплота и глубокое уважение, которые испытывают люди к бессменному заместителю директора цирка на Цветном бульваре — Галине Алексеевне Шевелевой.
По-разному приходят люди в цирк. Одни — потому, что мечтали o нем c детства. Других привлек сюда пример родителей — и тогда рождаются цирковые династии. У третьих дорога на манеж пролегла через спортивные залы и стадионы.
Шевелева пришла в цирк случайно: могла и не прийти, если 6ы обстоятельства сложились по-иному. До войны работала в строительных организациях. B сорок третьем году, вернувшись из эвакуации, возглавила работу строителей, которым было поручено отремонтировать уже тогда порядком обветшавшее здание старого Московского цирка. Думала, что задержится здесь недолго, до окончания ремонта, a «задержалась»... на сорок c лишним лет! B пятьдесят втором году стала заместителем директора. При ней, осенью прошлого года, началась реконструкция цирка на Цветном бульваре.
Что значит быть хорошим заместителем директора цирка?
Ответить можно коротко. Это значит оперативно, c профессиональным знанием дела решать бесконечное множество больших и малых вопросов, котоpых всегда хватает в жизни циркового предприятия. Решать сегодня, сейчас, не откладывая на завтра. Многие из этик вопросов «не доходят» до директора, и это естественно: y него свой круг забот и обязанностей. Так что заместитель не только замещает директора, когда он 6олен или в отпуске,— они вместе в, одной упряжке везут цирковую колесницу, вместе отвечают за производственную и творческую жизнь коллектива.
При Галине Алексеевне сменилось пять директоров цирка на Цветном бульваре, Юрий Владимирович Никулин — шестом, и ни c одним из них y нее не было мeлочных ссор и конфликтов. Если случалось и спорили, то по серьезным, принципиальным вопросам. Разные директора, c разными характерами и темпераментами, одинаково уважительно Относились к своему заместителю, прислушивались к ее мнению.
И очень ценили ее.
Как-то я спросил Леонида Леонидовича Костюка, как ему работалось c Шевелевой в недавнюю бытность его руководителем цирка на Цветном бульваре? «Жили душа в душу,— ответил он. И добавил:— Она никогда не делала секретов из того, что знает и умеет, всячески помогала мне быстрее освоиться на новом месте».
Организаторские способности Галины Алексеевны, ее умение сплотить людей в полной мере проявились и в зарубежных гастролях, куда она выезжала во главе цирковых коллективов. Y нее было восемь таких поездок, причем две из них продолжались долго, почти по полгода. Она руководила, в частности, гастролями наших артистов в Австралии — для жителей далекого континента это была тогда первая встреча c искусством советского цирка.
B многолетней «цирковой жизни» заслуженного работника культуры РСФРС Г. Шевелевой удалось, мне думается, главное она нашла в цирке свое призвание. Ее труд и энергия оставили заметный след в истории . не только старого, но и нового столичного стационара.
Не все, вероятно, знают o существовании «Авторского свидетельства N 546698 Государственного Комитета по делам изобретений и открытии при Совете Министров СССР», выданного Шевелевой в октябре 1976 года. Галина Алексеевна — один из авторов сложного постановочно-технического оборудования, которое обеспечивает в новом цирке (цитирую свидетельство) «быструю трансформацию арены при разгличных по характеру зрелищных представлениях». Смена арен, выдвижная лестница, безопилочный манеж, реконструкция света в уже построенном цирке — ко всему этому Шевелева имеет самое прямое отношение. И, наверное, не случайно лауреат Ленинской и Государственной премий СССР архитектор Я. Белопольский, под чьим руководством сооружался Дворец циркового искусства на проспекте Вернадского, написал на подаренном ей альбоме:
«На память o нашей совместной работе по строительству нового цирка».
Человек со щедрой, открытой душой, Галина Алексеевна тянется к людям, и люди тянутся к ней. У нее многолетние добрые отношения c мастерами цирка, их семьями. Она дружила и дружит со многими известными писателями, художниками, артистами. Знакомство, начатое в цирке в антракте представления, нередко продолжается потом не годы, a десятилетия.
Бережно хранит она письма выдающегося советского поэта Героя Социалистического Труда Николая Семеновича Тихонова. На одном из новогодних представлений он писал: «Поздравляю передовую советскую женщину, соединившую мужественность и мечтательности тонкое понимание искусства и талант организатора, доброе сердце и мудрость».
На титульном листе сборника поэтессы Екатерины Шевелевой — строки автора: «Галине Алексеевне Шевелевой, моей милой, о6аятельной тезке, благодаря которой написаны многие стихи этой книжки».
Перебираю груду писем и открыток, полученных Галиной Алексеевной в разные годы. Писатели B. Поляков и B. Ардов, композитор B. Мурадели, художники Ф. Богородский и H. Долгоруков, кинорежиссеры Л. Луков и M. Донской, певица M. Кристалинская, искусствовед A. Шнеер, семьи Дуровых, Карандаша, Кио, Волжанских — продолжать этот перечень можно долго. И каждый находил для нее теплые, задушевные слова, c каждым ее связывали или связывают добрые отношения.
B конце этого 1986 года y Г. Шевелевой семейный праздник, или, как говорят в таких случаях, круглая дата. Представляю, какое несметное количество писем, открыток, телеграмм доставит почтальон по ее служебному и домашнему адресам, как настойчиво и беспрерывно будет звонить телефон. И пусть эта заметка в нашем журнале, написанная за несколько месяцев до семейного торжества, станет первым сердечным поздравлением, которое придет к Галине Алексеевне Шевелевой в наступившем, юбилейном для нее, году.
НИК. КРИВЕНКО
Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.
оставить комментарий