Галина Петринская под куполом цирка
В декабрьской программе Минского цирка, среди старых, много раз виденных номеров, я невольно обратил внимание на выступление молодой гимнастки Галины Петринской.
Галина Петринская под куполом цирка. Фото Л. Хлюппе
Привлекательная, высокая, отлично сложенная, она легко и грациозно исполняла труднейшие трюки на висячем канате (кор-де-парель). Припомнилось, что несколько лет назад я видел эту артистку в Московском цирке. Вместе с партнершей Галина работала тогда на воздушной рамке, и ее номер отличался четкостью отработки трюков, смелостью и изяществом — качествами, заставлявшими безотрывно следите за этим воздушным дуэтом. Но партнерши расстались, номер распался, и теперь Галина работает одна.
И вот — новая встреча в Минском цирке. Только недавно специально для Всесоюзного смотра новых произведений циркового искусства оиа подготовила новый номер в этом незаслуженно забытом жанре. Галина Петринская с подкупающей непринужденностью и пластической выразительностью демонстрирует свое незаурядное мастерство. Легко, словно это не представляет никакой трудности, артистка обвивает руками и ногами канат и под аккомпанемент ор-кестра, медленно, будто исполняет лирический танец, поднимается вверх. Сравнение с танцем я привожу не случайно. Весь подъем по канату и ряд трюков решаются артисткой своеобразными хореографическими средствами и приемами. Мы видим аттитюды, арабески, «ласточки». И все это сочетается с выполнением сложнейших, чисто мужских трюков, требующих большой силы и выносливости
Так например, Галина делает ножной «флажок» в упоре. Исполняет она и «шпагат» на канате, делая одной ногой «заплет» вверху и другой — внизу, разводя руки в стороны. И, если смотреть снизу, Галина, освещаемая лучами прожекторов, напоминает большую причудливую птицу, словно застывшую на мгновение в своем полете. И эта композиция исполняется с таким художественным вкусом и настолько красиво, что зрители разражаются шумными аплодисментами. В финале номера канат, быстро вращаемый внизу ассистентом, превращает изящные упражнения Петринской в своеобразную «мельницу». И опять зал гремит аплодисментами. Свои сложнейшие трюки и различные композиции гимнастка выполняет без всякой страховки на высоте 15—17 метров. И показывает их с такой непринужденностью, что неискушенные зрители и не подозревают о том, насколько они трудны и рискованны! При этом, Галина, обладая чувством меры и такта (что так важно для любого артиста!), все трюки подчиняет решению сложной художественной задачи. Ведь только с помощью рук и ног, производя так называемые «заплеты», она обвивается канатом и, делая упор, силой мышц корпуса удерживается в определенной красивой позе. Порой просто удивляешься, как на такой большой высоте, без всяких приспособлений гимнастка исполняет свои трюки!
Согласитесь, что нужно быть не только прекрасно физически тренированной, но и обладать настоящей смелостью, чтобы не бояться высоты и с подлинной женственностью и грацией исполнять свой номер, доставляющий зрителям такое удовольствие. Несколько месяцев работала Галина над этим новым номером под руководством опытнейшего мастера, в прошлом прекрасного универсального артиста, а ныне — режиссера цирка Александра Николаевича Ширая. И вот теперь пришел заслуженный успех. Его по праву делит с артисткой и режиссер. Все, кто видел превосходных гимнасток Валентину Суркову, работающую в этом же жанре, или француженку «королеву воздуха» Мариз Бегари, несомненно отметят новые художественные черты и достоинства и номера Галины Петринской. Это — гимнастка сильной воли, упрямого и настойчивого характера, настоящая артистка в лучшем понимании этого слова.
Мих. ДОЛГОПОЛОВ
Обложки. Журнал Советский цирк. Март 1964 г.
оставить комментарий