В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Крупные животные

Перечень крупных дрессированных животных, показываемых в цирке, менее обширен, чем мелких.

В отдельных номерах в разное время были показаны такие довольно редкие в цирке животные, как бегемоты, верблюды, кенгуру, зебры, олени, лоси, яки, ламы, зубры. Некоторые из них оказались зрелищно эффектны в отдельных трюках (например, матч бокса, проведенный двумя кенгуру или кенгуру с ассистентом дрессировщика). Особое место в цирковых программах издавна занимают слоны. Умные и послушные, они очень восприимчивы к требованиям дрессировщика, быстро привыкают к человеку и позволяют добиваться от них выполнения интересных трюков. Несмотря на огромный вес и габариты, слоны способны к множеству действий, которые на первый взгляд не соответствуют их данным.

Слоны умеют подниматься на задние ноги, становиться на передние и даже стоять на одной передней ноге. Они кружатся в вальсе, строят пирамиды, отбивают подкидную доску, па которой стоит артист, ходят по "бутылкам", передвигаются па шаре и т. д. Особенно забавны слоны в игровых сцепках. Например, в сценке "Слоны-футболисты" они деловито стремятся точно ударить ногой по мячу, вызывая смех зрителей. В популярной сценке "Слон-парикмахер" гигант старательно намыливает лицо клоуна большой кистью, которую он держит хоботом. Мыльной пены у него полное ведро. Затем "парикмахер" усердно "бреет" огромной бутафорской бритвой дрожащего от страха клиента.

Громоздкость слонов, послужившая поводом для иронического обозначения человеческой неуклюжести ("как слон"), в соединении с аккуратностью их действий всегда вызывает удивление. С какой осторожностью эти махины перешагивают через лежащего на манеже дрессировщика или поднимают его хоботом!

Трюковый репертуар дрессированных слонов обширен. Однако работа с ними требует внимания и терпения. В цирке известны случаи, когда слоны, в общем-то, добродушно настроенные к человеку, внезапно становились злыми и жестоко мстили за когда-то нанесенную обиду. Рассерженный слон может принести немало бед. Противостоять их силе весьма сложно. Поэтому за кулисами слонов прикрепляют к полу (к специальным толстым щитам) цепями.

А на манеже самое надежное средство - это ласковое обращение. Но, несмотря на свою огромную силу (слон - единственное животное, у которого нет врагов, даже львы не отваживаются нападать на него), эти великаны довольно трусливы. Иногда малейшая неожиданность может навести на них панический страх. Ночью они никогда не спят все одновременно - один слон обязательно "дежурит", пока его не сменит другой.

В советском цирке хорошо известен аттракцион "Слоны и танцовщицы" под руководством Александра Корнилова. (В настоящее время его сменил сын Анатолий Корнилов.) Всегда были представлены слоны в крупнейших дуровских зооаттракционах.

Слоны выступают, но только однородной группой, но и участвуют в смешанных. По отношению к другим участникам группы ведут себя довольно миролюбиво. Бывает даже, что слоны выбирают себе кого-либо из более мелких четвероногих в друзья. Известна многолетняя дружба слона с верблюдом в зооаттракционе В. Г. Дурова. Находясь на манеже, слои следовал за своим другом, обязательно держа верблюда хоботом за хвост. А за кулисами, во избежание шумного скандала, их ставили в стойлах, расположенных рядом. Смешанные группы животных в нашем цирке наиболее распространены. Совместное выступление животных различных видов дает возможность дрессировщику выигрышно использовать контраст между крупными и мелкими экземплярами, выполняющими вместе те или иные трюки, показать забавные сценки, в которых хищные звери выступают партнерами домашних животных. Конечно, зрительный эффект номера во многом зависит от подбора животных, от удачного сочетания их в совместных действиях па манеже. В оригинальном номере Л. Филатовой "творческое содружество" объединило попугаев, медведя, пони и обезьян различных пород. А в номере Л. Кафаровой партнерами оказались огромный неповоротливый верблюд и резвая егоза обезьянка. Сценка с их участием восхищает и детей и взрослых. Для дрессировщиков всегда было заманчивым показывать редких экзотических животных. Но подобрать такую группу весьма сложно. Как правило, эти животные в нашей стране не водятся, труден процесс их акклиматизации. Некоторые виды экзотических животных недостаточно изучены, а поэтому нелегко подыскать ключ к их дрессировке. Вот почему особый интерес представляет созданная С. Исаакяном группа экзотических животных, в которую входит крокодил, удав, бегемот, павлины, шимпанзе и др.

Дрессировщики Б. и Л. Федотовы выступают с редкой по составу группой животных: зебрами, ламами, страусами. Есть в группе и совсем необычное для цирка животное - лошадь Пржевальского, которую Федотовы впервые вывели на манеж.

Нечасто встречается на манеже бегемот (в русском дореволюционном цирке это животное но было представлено вообще). Несмотря на огромный вес и видимую неповоротливость, бегемоты довольно легко ходят по барьеру, переступают по "бутылкам", делают боковые перевороты.

В нашей стране водится много животных, показ которых был бы не менее интересен, чем показ экзотических "иностранцев". Несколько лет назад артист Г. Богомолов впервые в цирке вывел на манеж группу красавцев оленей. И. Боргунов создал оригинальную группу из черно-бурых лисиц и белок, к которой сумел подключить дрессированного лося.

Очень редко можно увидеть на манеже удава. Мозг этого пресмыкающегося крайне примитивен, он не способен понять, что от него хотят. К тому же удав лишен слуха и, следовательно, не может воспринимать звуковую команду.

При таких весьма ограниченных "артистических" данных удава можно использовать в цирке лишь для демонстрации борьбы с ним.

Еще в прошлом веке номер "Борьба с удавом" рекламировался, как сенсация. Но, конечно, в такой борьбе больше театрализации, элементов игры, чем действительного единоборства человека с удавом. Ведь могучие кольца удава способны задушить даже быка. Мускулъная сила, как и прожорливость удава, необычайны. Поэтому для артиста, выступающего с удавом, всегда существует реальная опасность нападения со стороны его подопечного. Работа с удавом требует большой осторожности и знания его повадок. В процессе многочисленных репетиций удав постепенно привыкает обвиваться вокруг своего хозяина без применения мускульных усилий. Трудно бывает предугадать неожиданности в поведении удава - от предельной пассивности он может внезапно перейти к необузданной ярости. Артист всегда должен быть, как говорится, начеку. Одно из условий спокойствия удава - своевременное и обильное кормление и содержание в тепле. Испытанное средство защиты от него - умение быстро и ловко схватить удава за голову, чтобы парализовать его нервные центры. Такой прием сразу ослабляет страшную силу этой змеи.

Огромным успехом у зрителей пользуется морской лев, обитатель южных широт. Природная способность морских львов к балансированию просто изумительна. Благодаря гибкой, сильной и подвижной шее, врожденному чувству баланса животное может исполнять такие трюки, которые требуют поистине жонглерской техники. Морские львы легко, изящно, можно сказать виртуозно, балансируют на кончике носа множеством предметов - от мяча до горящей керосиновой лампы. И не просто балансируют, а и переносят через лестницу. Понятливые и наблюдательные, эти животные быстро осваивают и другие трюки, исполняя их с явным удовольствием. Ни одно из животных не может так точно отбивать и ловить колпачки и мячи, как это делают морские львы.

Такие удивительные жонглерские способности выработались у морских львов благодаря условиям существования, а также физиологическим особенностям - у них тонкая черепная коробка и узкий пищевод. Предохраняя темя от ударов, морской лев отбивает своей крепкой челюстью любой бросаемый ему предмет, а узкий пищевод, затрудняя проглатывание рыбы с хвоста, заставляет его всегда подбрасывать добычу, чтобы поймать ее с головы.

Условия содержания морских львов довольно сложны. Они питаются только свежей рыбой и нуждаются в бассейне с водой. Нарушение этих условий часто является причиной их гибели.

Материал предоставлен крайне фрагментарно.
Для получения дополнительной информации обращайтесь на:
info@ruscircus.ru.


Литература:
3.Б. Гуревич, О жанрах советского цирка, М., 1977.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100