В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ

РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ

РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

К музыкально-разговорным жанрам относятся куплет, частушка, шансонетка, музыкальный фельетон.

Распространенная на эстраде пародия может быть "разговорной", вокальной, музыкальной, танцевальной. В свое время к речевым жанрам примыкали декламации, мелодекламации, литмонтажи, "Художественное чтение".

Точно зафиксированного перечня речевых жанров дать невозможно: неожиданные синтезы слова с музыкой, танцем, оригинальными жанрами (трансформацией, вентрологией и др.) рождают новые жанровые образования. Живая практика непрерывно поставляет всевозможные разновидности, не случайно на старых афишах было принято к имени актера добавлять "в своем жанре".

Каждый из названных выше речевых жанров имеет свои особенности, свою историю, структуру. Развитие общества, социальные условия диктовали выход на авансцену то одного, то другого жанра. Собственно "эстрадным" жанром можно считать лишь родившийся в кабаре конферанс. Остальные пришли из балагана, театра, со страниц юмористических и сатирических журналов. Речевые жанры, в отличие от других, склонных осваивать зарубежные новации, развивались в русле отечественной традиции, в тесной связи с театром, с юмористической литературой. Не случайно в 10-е годы самыми популярными авторами театров миниатюр становятся Аверченко, Тэффи, Бухов, Потемкин, Саша Черный и др. Беззлобный юмор, ядовитая сатира этих авторов, обращенные к жизни "среднего" человека, обывателя, после 1917 года уступили место слову "агитатора, горлана, главаря", апелирующего к самым широким массам. Куплет, бытовой рассказ, доминировавшие до революции, уступили в 20-е годы место фельетону, сатирическим сценкам на двух исполнителей, один из которых был бюрократом и обывателем и становился мишенью для борьбы. Затем и сатира оказалась под запретом. Недоверие вызывал даже смех, одно из главных орудий артиста речевых жанров. Документом времени осталась знаменитая "Лекция о смехе" Масса и Эрдмана (1933), ставшая одним из поводов для их ареста.

В 30-е годы на эстраде лидируют литмонтажи, утверждавшие героику социалистического строительства, сцены из драматических спектаклей, художественное чтение классики. Перед войной оживает политический и бытовой куплет, появляется парный конферанс как разновидность дуэтных сатирических сценок.

Взамен ушедших в прошлое литмонтажей в 50-60-е годы приходят развернутые "положительные" фельетоны, говорящие о достижениях социалистического строительства. В 70-80-е годы особое распространение получают монологи в образе. "Вневременным" жанром, имевшим стойкое распространение в разные годы, оставалась пародия, нередко сводившаяся к имитации. Но так или иначе, слово, несшее основную идеологическую нагрузку занимало главное положение на эстраде. Не случайно, еще в царской России артисты речевых жанров испытывали на себе цензурные запреты со стороны градоначальников, городовых и прочих стражей порядка. После Февральской революции, казалось, с цензурой было покончено. Но уже в 19-20-х годах закрывается ряд театров миниатюр, запрещаются маленькие пьесы даже таких авторов, как Горький, Маяковский. Созданный в феврале 1923 года Комитет по контролю за репертуаром - Главрепертком рассматривал и утверждал репертуар каждого выступашего на эстраде артиста. Однако в творчестве таких артистов, как Райкин, Миронова и Менакер и др., эстрада вырывалась за пределы официоза. Каждая удачная острота, реприза, получали широкий резонанс, работали на авторитет эстрады. На искусстве Райкина выросли Ильченко и Карцев, Петросян, Хазанов, Шифрин, Новикова - артисты, активно работающие в 80-90-е годы, создавшие свои эстрадные театры.

Развитие речевых жанров связано с уровнем литературы. За спиной актера стоит автор, который "умирает" в исполнителе. И все же самоценность актерского творчества не умаляет значения автора, во многом определяющего успех номера. Авторами нередко становились сами артисты. Традиции И.Горбунова были подхвачены эстрадными рассказчиками - сами создавали свой репертуар Смирнов-Сокольский, Афонин, Набатов и др. Актеры, не обладавшие литературным дарованием, обращались за помощью к авторам, которые писали в расчете на устное исполнение, с учетом маски исполнителя. Эти авторы, как правило, оставались "безымянными". На протяжении многих лет в печати дискутировался вопрос, можно ли считать литературой произведение, написанное для исполнения на эстраде. В начале 80-х годов создаются Всесоюзное, а затем и Всероссийское Объединения эстрадных авторов, которые помогли узаконить этот вид литературной деятельности. Авторская "безымянность" ушла в прошлое, более того, авторы сами вышли на эстраду. В конце 70-х вышла программа "За кулисами смеха", составленная по типу концерта, но исключительно из выступлений эстрадных авторов. Если в прежние годы с собственными программами выступали лишь отдельные писатели (Аверченко, Ардов, Ласкин), то теперь это явление стало массовым. Успеху немало способствовал феномен М.Жванецкого. Начав в 60-е годы как автор Ленинградского театра миниатюр, он, минуя цензуру, стал читать на закрытых вечерах в Домах творческой интеллигенции свои короткие монологи, диалоги, которые, подобно песням Высоцкого, распространялись по всей стране.

Острая публицистика Задорнова привлекает публику в Московский театр эстрады. Свой театр "Плюс" создал Измайлов. Вышли на публику и другие авторы (Альтов, Мишин). В итоге актеры оказались перед проблемой отсутствия репертуара. Трудности связаны также с переменами в стране (после 90-х). Если в советское время любой сатирический выпад вызывал живую ответную реакцию, то с уходом цензуры, когда отпали все запреты, любой политический выпад утратил былую остроту. Сатира уступила место, зачастую, низкосортному юмору. Резкое уменьшение сборных концертов отразилось и на судьбе конферанса. Речевые жанры заметно уступили свое лидерство.

На ТВ пользуется любовью зрителей программа "Аншлаг... Аншлаг...", посвященная в основном речевым жанрам; постоянную рубрику "Смехопанорама" ведет Петросян; артисты Петербургской эстрады Олейников с Стояновым ведут программу "Городок". К ним можно добавить "Джентельмен-шоу", "Юмориста вызывали?".

Лит.: Ардов В. Разговорные жанры эстрады и цирка.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

этикеровщик;Санаторий Транссиб