В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ

ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ

Это короткий танцевальный номер, сольный или групповой, представленный в сборных эстрадных концертах, в варьете, мюзик-холлах, театрах миниатюр; сопровождает и дополняет программу вокалистов, номера оригинальных и даже речевых жанров. Складывался на основе народного, бытового (бального) танца, классического балета, танца модерн, спортивной гиманстики, акробатики, на скрещивании всевозможных зарубежных влияний и национальных традиций. Характер танцевальной пластики диктуется современными ритмами, формируется под влиянием смежных искусств: музыки, театра, живописи, цирка, пантомимы.

Народные танцы изначально входили в спектакли столичных трупп. В репертуаре были театрализованные дивертисментные представления деревенской, городской и военной жизни, вокально-танцевальные сюиты из русских народных песен и плясок.

В 10-20-е годы в петербургских и московских драматических театрах ("Девишник, или Филаткина свадьба" с хорами и плясками, муз. А.Титова. На протяжении 19 века после основного спектакля или в антракте шли дивертисменты с танцевальными номерами. Русские, украинские, цыганские пляски входили в программы народных хоров, выступавших на гуляньях, в садах и парках, на эстрадах вокзалов, позднее кафе-шантанов, театров-буфф. Популярной фигурой народных гуляний стал Д.Юров - музыкант и танцор, глава небольшой "семейной" труппы, с представлением "Русская деревня" (танцы, частушки, игра на балалайке, гармонике).

Огромную роль в дворянском быту с петровских времен имели балы, маскарады. Обучение танцам входило в непременный кодекс воспитания дворянина. Танцевали вальс, котильон, мазурку и др., все эти танцы исполнялись и на сцене, входили в программу дивертисментов (превосходным исполнителем мазурки был премьер петербургской драмы И.Сосницкий - один из первых Городничих в гоголевском "Ревизоре").

Разнообразные танцевальные номера занимали значительное место в репертуаре театров миниатюр. В "Кривом зеркале" особый успех имел Икар (Н.Барабанов), блестящий имитатор женских танцевальных номеров. В московских театрах миниатюр - Никольском, "Летучей мыши" начинал К.Голейзовский. Всевозможные стилизованные куколки, маркизы представали в хореографических миниатюрах "Летучей мыши" в исполнении Е.Маршевой, А.Гейнц и др.

Широкая панорама танцев на эстраде складывалась не без влияния гастролеров. Французская оперетта, пришедшая в Россию в середине 19 века, ввела в моду так называемый каскадный репертуар, основанный на пластике канкана. Время диктовало новые ритмы, новую моду: в начале 20 века западноевропейские танцы уступили место танцам Латинской Америки (кек-уок, матчиш). В 10-е годы вспыхнуло повальное и длительное увлечение танго. Со временем появилась разновидность танго - "танцы апашей", в которых взаимоотношения сутенера с проституткой передавались неожиданно грубыми танцевальными приемами с применением акробатики. Элетарную публику привлекали танцы босоножек. Они получили распространение в России после неоднократных гастролей Айседоры Дункан (впервые в 1904 году). Ее реформа танцевальной пластики, сценического костюма, использование классической музыки нашли (особенно в Москве) немало приверженцев. Танцовщица Е.Книппер-Рабенек открывает Студию мимопластики (в 900-е годы при МХТ, с 1911 - независимая).

Проводятся эксперименты по синтезу пластики и поэзии: вечера "Танец под слово" - чтение стихов как фон для пластических композиций танцовщиц Н.Миль (Н.Милюковой), Т.Савинской, также создавших свою студию. В залах благородных собраний, консерватории и московском "Эрмитаже" выступают с концертными номерами артисты Императорского балета: А.Павлова, М.Кшесинская.

Октябрьские события естественно изменили общую картину. Это отъезд ряда известных танцовщиков за границу. Оставшимся пришлось приспосабливать свой репертуар к задачам, выдвинутым революционной идеологией. Так, танцовщица Мамонтовского театра, "тангистка" А.Комнен вместе с партнером Ивингом (В.Ивановым), став солистами московского Теревсата (театр революционной сатиры), исполняют главные роли в балете "Красная звездочка". Проявляют себя молодые балетмейстеры. Среди них Н.Фореггер с его "танцами машин", сюжетно танцевальными миниатюрами, в которых появляются современные персонажи в исполнении воспитанных в его Мастерской синтетических актеров; используются гротеск, эксцентрика, пластика бытовых танцев. Пересмешник и великолепный стилизатор, Фореггер отдает дань экспрессионизму ("Прогулка, страсть, смерть"). Новаторством стало обращение к джазовой музыке "шумовому оркестру". Лексика фореггеровских танцев используется "Синей блузой", до середины 30-х годов с эксцентрическими танцами будут выступать бывшие синеблузники Л.Беркович и С.Ягодинский.

Активную деятельность продолжил Голейзовский, работавший в разных жанрах (миниатюры на муз. С.Прокофьева, А.Скрябина, К.Дебюсси, работы в Ленинградских и Московских мюзик-холлах). Своего рода сенсацией стали его танцы "герлс", впервые поставленные в 1928 году.

К началу 30-х годов танец на эстраде заметно меняется. Ритмо-пластическое направление оказалось под запретом. Исчезли с эстрады "танцы апашей", уменьшилась доля салонных танцев. Их место заняли танцевальные миниатюры, комедийные, сатирические, гротесковые: "Галантерейный" Мея, "Репортер" А.Румнева, "Футболист" А.Мессерер, "Подхалим" В.Цаплин, "Прогульщики" В.Вайонен. На некоторых работах сказывается влияние немецкого экспрессионизма с его акцентом на социальную тематику. Художник-экспрессионист Георг Гросс подсказал создание "Социальных портретов" Л.Спокойской - работы, ярко отразившей тенденцию танцевальной эстрады начала 30-х годов.

Одновременно на волне увлечения спортом развивается дуэтно-акробатический танец, получивший наиболее художественное воплощение в творчестве М.Понны и А.Каверзина, создававших свои номера на классическую музыку. В репертуаре Редель и Хрусталева нашли сценки "На катке", "После бала" и др.

Особенно интенсивное развитие в 30-е годы получает нарродный танец. Это узбекская танцовщица Тамара Ханум, которая соединила в своих номерах танец с песней. Успех созданного И.Моисеевым в 1937 году Ансамбля народного танца СССР способствовал рождению многих других (в 1948 появилась знаменитая "Березка", особое место занял Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Красной Армии (позднее Советской Армии). На этом общем фоне заблистал талант М.Эсамбаева, создателя "театра одного танцора". Его программа "Танцы народов мира" получила долгую и счастливую жизнь на эстраде (в 1960г. 1-я премия на 1-ом Всероссийском конкурсе артистов эстрады).

Однако художественные достижения танцевальной эстрады заметно иссякали - общий кризис в хореографическом искусстве, отсутствие школы. В 60-е годы подготовка эстрадных танцоров и номеров начинается в ГУЦЭИ, в Киевской студии эстрадного и циркового искусства, народно-эстрадное отделение Ленинградского училища им.Вагановой. Вскоре они выпустили талантливых танцовщиков: Р.Петрову, Г. и В.Сазоновых и др. Соответствующие факультеты при ГИТИС и Лениградской консерватории подготовили молодых балетмействеров, работавших и на эстраде: Г.Майорова, В.Елизарьева, Б.Эйфман и др. Для выявления молодых дарований способствовали регулярные конкурсы и смотры.

В 60-е годы снова приобрели популярность танцевальные номера сатирического плана. Хореографической сатире отдал дань один из самых ярких советских балетмейстеров - Л.Якобсон. Созданный им ансамбль "Хореографические миниатюры" (1969) подводил итоги достижениям академической и эстрадной хореографии тех лет.

В 70-е годы на эстраду пришли талантливые исполнители: Л.Сабитова, А.Гайдаров, Н. и О.Кирюшкины. Новым словом на эстраде стала программа В.Шубарина "Танцы в современных ритмах", основанная на лексике чарльстона, рок-н-ролла, твиста и степа, на джазовую музыку (1967).

Танец органично входит в номера разных жанров - стал использоваться в номерах оригинальных жанров, в сочетании с пантомимой, акробатикой, жонглированием и др. (работы С.Каштеляна, А.Бойко и др.). По своему осваивается танец и вокалистами. Неподвижно стоявшие у микрофонной стойки, они к 70-м годам задвигались, затанцевали. Эстрада обогатилась певцами, освоившими современную танцевальную пластику (В.Леонтьев, Лайма Вайкуле, Богдан Титомир и др.). Вслед за А.Пугачевой с ее "Рециталом" большинство эстрадных вокалистов стали выступать со своими танцевальными группами ("Тодес" с Леонтьевым). Неожиданные, экстравагантные сочетания пластики и вокала показывает на эстраде Борис Моисеев. Танец широко используется рок-группами. На основе североамериканских танцев вырабатывается новая танцевальная лексика, осваивается рэп, технотроп, брейк, вбирающие элементы акробатики.

Не остались в стороне и разговорные жанры (программы К.Новиковой, Е.Шифрина, К.Райкина и др.). Спектакль "Лица", первая работа К.Райкина в Гос. театре миниатюр (1982), была целиком построена на танце.

В 90-у годы танец на эстраде резко поляризировался, как бы вернувшись к ситуации 20-х годов. Танцевальные коллективы, занятые в шоу-бизнесе, вроде "Эротик-дэнс" и др., делают ставку на эротику - выступления в ночных клубах диктуют свои законы.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100