В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием "оригинальные". Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические номера, жонглирование, эквилибристика, гимнастика, иллюзия, манипулирование, мнемотехника, звукоподражание, вентрология (чревовещание), клоунада и др.

Взаимосвязь эстрады и цирка имеет глубокие исторические корни. В России эти корни уходят в творчество скоморохов, которое представляло собой эстрадно-цирковое исполнительство. Позднее в русском балагане вместе выступали гимнасты и плясуны, акробаты и рассказчики, атлеты и звукоподражатели, фокусники и певцы. Такое же сосуществование эстрадных и цирковых жанров было показательно и для эстрадных программ садов и парков второй половины 19 века. После Октябрьской революции артисты эстрады, исполнители цирковых жанров, служили революции, разъезжая с 1918 года по фронтам, выступая перед солдатами Красной Армии. В дальнейшем цирковые номера включаются в сюжетно-тематические постановки и обозрения эстрадных театров и мюзик-холлов. В 1919 году в блестящих эстрадных программах "Дома цирка", организованного в Москве в 1918 году, выступают артисты московских цирков: эквилибрист Боренко, клоуны Беллинг и Пишель, акробаты-эксцентрики Коранжо, жонглер В.Феррони, клоун-прыгун В.Лазаренко и др. В "Вечере шуток", проходившем в Колонном зале Дома Союзов в 1920 году, участвуют музыкальные клоуны-сатирики братья Танти и дуэт музыкальных клоунов С.Гарин и Н.Вильтзак (Бим-Бом). Осенью 1922 года здесь же выступает со своим спектаклем зверей шут и сатирик Владимир Дуров.

Среди выдающихся мастеров цирка, выступавших в 20-е годы на эстраде, были эквилибристы на проволоке Шуретта и Жорж Розетти (их трюки органично сочетались с песенками и танцами), "2 Жерве" (танцжонглеры), "3 Кастелио" (танцакробаты), "2 Делан" (танцакробаты). Номер "2 Делан" начинался с выхода исполнителей (А.Дерманера и Н.Самошникова), изображавших двух молодых парней на прогулке. Под звуки мелодии "Блэк-бота" приятели, не прерывая разговора, пританцовывали, возились, при этом исполняя акробатические трюки. Театрализированный мимико-танцевально-акробатический номер "2 Делан", созданный в 1925 году во многом был подражанием иностранных гастролеров. Номера иностранцев, как правило, были театрализированными и создавались в расчете на демонстрацию с подмостков варьете. Тенденция к театрализации цирковых номеров на эстраде прослеживается с дореволюционного времени. Так, цирковые жонглеры Лизетт и Жанто, разыгрывали сценку, в которой ловкий индеец, демонстрируя совершенное владение томагавками и стрельбу из лука, покорял сердце своей возлюбленной. Жонглеры Коньковские работали с теннисными ракетками и мячами в образах джентельменов - любителей спорта. Среди жонглеров выделялись также Лихачевы, Пьер (Ефимов), Спарри (Е. и К.Кукины).

Если для большинства номеров театрализация носила чисто внешний характер, то номерам комических жанров театрализация присуща от природы. Выдающимися номерами акробатической эксцентрики был дуэт Макс и Жак, Макс и Максли (Алексеев и Александрова). На эстраде в 30-е годы было много номеров клоунады. Это - Мария и Серж, Фока и Бондаренко, Буяновские, Анатоль и Коко; музыкальные эксцентрики - Е. и В.Гринье, Гарин и Вильтзак, "Братья Кольпетти, музыкальные клоуны"(Грудзинские),копируя схему номера Бим-Бом (Радунский и Кортези), "Биб-Боб", "Рим-Рам", "Дин-дон".

На эстраде выступали иллюзионисты и манипуляторы: Боско (М.П.Трахтенберг), Дик Картер, Пассо (П.А.Соколов (манипуляцию сочетал с жонглированием. Работал с монетами, шариками, платками, кольцами, с картами). После революции, поначалу от иллюзионистов требовали разоблачения трюков, опасаясь, чтобы это не стало пропагандой суеверий. А также требовали Агитационной направленности. Так, например, фокусник Тейде (Давыдов), у которого выступление проходило под девизом "от суеверия к науке", трюк с пропадающими часами назывался "часы прогульщика", а трюк с исчезающими кольцами - "уничтожение колец как наследия прошлых предрассудков о браке". Оригингально решил проблему современности антиспирит Берестов, который "обнакновенное яйцо в бывшем буржуазном цилиндре превращал в пролетарскую яичницу". В 1921 году в Москве начал свои выступления Э.Т.Ренард (Кио), который тоже вводил в свои номера современную тематику. В 20-е годы на эстраде начали работать манипуляторы и иллюзионисты Алли-Вад (Вадимов) и Клео Доротти (Карасик).

Многие номера иллюзионистов и манипуляторов включали трюки из репертуара трансформаторов, чревовещателей, факиров и гипнотизеров.. А.Д.Козюков - король цепей, карт, магии, цветов и чревощания. Скауэр (Ф.М.Григорьев) - манипулятор, чревовещатель. Иллюзионист Д.И.Лонго был еще и факиром. С мнемотехникой выступал А.А.Мартынов.

В облике римских гладиаторов в 20-е годы выступало громадное количество силовых акробатов: "Трио Де-Рибас", "4 Оресто-Беретта", "2 Елисеевы" и др.

Дуэты силовых акробатов: "2 Глорио", "Трио Кларк", "4 Марк" и др.

В эстрадно-цирковые программы включались и воздушные номера: "4 Головины" - воздушные полетчики, "8 чертей - труппа Леотарис", "4 черта - Донато", "4 черта Руденко", воздушные гимнасты братья Кучинские, Райтер, Любимов, Аркадий Борель и др.

Эквилибристы: на столах Н.Ф.Афонин, на проволоке Феррони и Кассини.

Сверхметкая стрельба: женщина-снайпер Бояни, снайперы Поповы и Александров-Федотов.

Велофигуристы: Баранские, Польди, Вартанио.
Дрессировщики: с собачками - Ронай, Генрих Собский (у него были собачки-авиаторы, велосипедисты, акробаты и даже балерины), борьба с медведем - Н.П.Гладильщиков.

Смотр фронтовой эстрады 1945 года выявил много интересных артистов цирка, работавших на эстраде: акробаты Донвальдо, жонглер А.Виркаус, "Икарийские игры" под рук. В.Ушакова.

Количество эстрадных концертов с 1946 года стало расти, причем цирковые номера занимали в них большое место. В 1946 году был Всесоюзный конкурс артистов эстрады, который проходил в Москве в Зале им.Чайковского. Вторую премию получили экв. на свободной проволоке А.Воронцова и Р.Славский.

В 50-е годы подлинного артистизма добились артисты номеров манипуляции и иллюзии: манипулятор Е.И.Шукевич (у него весь реквизит номера помещался в карманах), Дик Читашвили, А.А.Акопян, пары: Малиновская и Зайцев, Юрий и Люфтия Мозжухины. Малиновская и Зайцев разыгрывали комедийную сценку "Учитель и ученик", в кот. Зайцев изображал нерасторопного ученика, постоянно раскрывающего секреты своего учителя. Но когда фокус вроде бы разоблачен, то выясняется, что его спекрет еще более непонятен. Например, учитель делает взмах волшебной палочкой и клетка с птичкой исчезает. Учитель требует, чтобы ученик отнес палочку за кулисы и зритель видит, что клетка висит у него за спиной.

Комической театрализации добивались исполнители и таких жанров, как акробатика и эквилибр. Например, братья Сергей и Владимир Горемыкины исполняли сценку "Липкая бумага". Один из исполнителей решил поймать шмеля на липкую бумагу и сам к ней прилипает. Номер был поставлен режиссером цирка и эстрады Арнольдом Григорьевичем Арнольдом. Интересны были и такие номера акробатических пар, как Гурский и Чичерин (реж.Птицин), братья Воронины (выступали в образах забавных гномов), Птицина и Маслюков, Калачова и Птицин.

Среди групповых акробатических номеров украшали концертные программы номера Степановых ("акробатическая пятерка"), Ушаковых ("икарийские игры"), эквилибристов на велосипедах Васильевых.

В начале 60-х годов расцвету цирковых жанров на эстраде способствовало ГУЦЭИ и студия, созданная в 1959 году при содействии Смирнова-Сокольского при Московском театре эстрады. В 1961 году она была реорганизована во Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). Ее работу возглавил Л.С.Маслюков. Постановку цирковых номеров делали режиссеры-бывшие артисты эстрады: Т.Птицына, М.Харитонов, Г.Лукин, С.Каштелян, Р.Славский, Л.Маслюков.

Интересны были номера: акробатки Л.Петрик, акробатов-каскадеров Грищенковых ("сценка на хоккейной площадке"), манипуляторов Сары Кабибужиной и Шукурова ("Как прекрасен этот мир"), танц-жонглера В.Микитченко ("Капризная гитара"), жонглера с палкой А.Беренштейн - режиссера С.Каштеляна.

Среди фокусников лауреат 6-го Всероссийского конкурса артистов эстрады В.Данилин.

Важно сказать: если раньше цирковая эстрада черпала свои кадры главным образом из цирка или спорта, то теперь пополнение происходит из эстрадных студий Москвы, Петрограда, Киева и Алма-Аты. И такие номера, как "Моноцикл на свободной проволоке" В.Серова (реж.Птицына), "Эстрадно-цирковой дуэт на велосипеде" Е. и Л. Каратасюк (реж.Птицын и Харитонов), жонглеров Ю.Позднякова и М.Руденко (реж. Цманская), "Эквилибристки во вращающемся кольце" Л.Кудеяровой (реж. Исаева), развивают и обогощают цирковые жанры на эстраде.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100