Гарольд Пирцхалава
Уверена, многим читателям это имя покажется совсем новым, хотя выступает на концертной эстраде певец не первый год, выступает с самостоятельными сольными программами (в ансамбле с пианистом Олегом Мостоном), и рядом с фамилией Пирцхалава уже имеются на афише «документальные» подтверждения больших творческих успехов — звания заслуженного артиста Аджарской АССР, лауреата Всесоюзного конкурса вокалистов имени Мусоргского. Солидно!
И все же не приобрел пока Гарольд Пирцхалава по заслугам широкой известности. Почему? Думаю, прежде всего в силу молодости не успел: тридцать лет — для вокалиста возраст совсем небольшой. А еще по причине того, что не сразу избрал он себе артистическую карьеру — сначала техника, наука занимала главное место в жизни. Технический вуз, диплом инженера, короткое время работа в городе Дубне — средоточии научно-технической мысли. И хоть были за плечами уже детская музыкальная школа и музыкальное училище по классам гобоя и теоретико-композиторских дисциплин — пению, музыке отводилось лишь свободное от основных занятий время.
«Только случайные обстоятельства все изменили, — объясняет Гарольд Пирцхалава, — чистейшая случайность». Странное стечение событий: на прогулке в столичном Парке культуры и отдыха имени Горького он стал свидетелем конкурса-экспромта, в котором каждый желающий, естественно, без всякой предварительной подготовки и определенной программы, мог потягаться в мастерстве танца, пения, чтецком искусстве, игре на каком-нибудь из инструментов. Ради озорства решил включиться в состязание — спел под собственный аккомпанемент и, неожиданно для себя, стал победителем. Сторонним наблюдателем за этим забавным соревнованием случайно оказался известный певец Давид Бадридзе, бывший солист Большого театра, а в ту пору (в 1957 году) — преподаватель института имени Гнесиных. Вот на этом-то, очевидно, заканчиваются всякого рода случайности, потому что знаток вокала, воспитатель молодых певцов посчитал себя не вправе оставить без внимания редкий талант незнакомого ему юноши. Пирцхалава стал учеником Бадридзе. Начались упорные систематические занятия, сначала (очень недолго) в училище, затем в институте Гнесиных. За четыре года был пройден полный курс высшего музыкального учебного заведения, и вчерашний любитель-певец, приводивший в восторг своих товарищей, знакомых, друзей, коллег по работе, предстал перед самой широкой аудиторией.
Случайно, утверждает молодой артист. Так ли? По-моему, случайны лишь детали и частности в творческой биографии Пирцхалавы. А все остальное — закономерно, вполне закономерно: слишком щедро одарила его природа редким по богатству тембровых красок, по силе, по диапазону голосом, редкой музыкальностью и актерским темпераментом. Такое не могло не выплеснуться наружу, и неуемная тяга к искусству непременно должна была взять верх над всеми другими интересами и увлечениями.
А тяга эта огромна, даже не тяга — жадность, алчность (да простятся мне столь нелестные выражения, но применительно к искусству, к творчеству они ни в коей мере не могут оказаться оскорбительными). Разве не ими вызвано совершенно явное стремление певца расширить рамки вокального исполнительства, выйти за пределы какого-то одного жанра певческого искусства — оперного ли, камерного или эстрадного. Гарольд Пирцхалава пробует свои силы в разном репертуаре, в разных творческих стилях и многого достигает.
Если бы потребовалось сейчас точно, придерживаясь установившихся понятий, классифицировать творческий облик этого исполнителя, так сказать, навесить ярлычок «эстрадный певец», «камерный» и т. д., я бы оказалась, очевидно, в затруднительном положении. Эстрадный? Но причем же тут арии Бориса, или Игоря, или Демона и другие подобные, далекие от представлений о подлинной эстраде номера программы? Значит, камерный? Позвольте, а «шлягеры», а модные песенки, а оперетта, а «итальянщина»! Все это может показаться «кощунственным» с точки зрения защитников чистоты стиля. И, правду сказать, когда, не слушая еще певца, смотришь на программы его концертов, эдакий червь недоверия закрадывается. Рядом «Не спеши» Бабаджаняна и монолог Бориса Годунова, «Не уходи» Модуньо и романс Демона. Целая программа, составленная из арий русских, советских и зарубежных авторов. Эстрадный вечер смешанный. Что и говорить, мысленно очень трудно сочетать в одном артистическом облике исполнителя какой-нибудь наилегковеснейшей песенки Гранова «Двадцатый век» и вершинного по глубине мысли и художественной силе выражения «Сомнения» Глинки, народно-жанровой картинки «Дубинушка» и томной лирики Рознера. Интерпретатор кальмановских опереточных мелодий, той же арии Мистера Икса, и трагических образов «Трепака», «Полководца» Мусоргского. Как отнестись к подобному? Может быть, здесь не широта диапазона, а попросту всеядность?
Однако все эти сомнения исчезают, как только слышишь Гарольда Пирцха-лаву. Да, это действительно певец, которому под силу самые разнообразные, контрастные краски, это вокалист, предельно расширяющий само понятие эстрадного исполнительства. В самом деле, сколько раз мы спорили об эстрадной специфике: то за нее выдавался определенный репертуар, то определенная певческая манера, а именно — микрофонное «шопотком» пение. Спорили о том, нужна или не нужна на эстраде настоящая, большая вокальная культура, не помешает ли она сохранить понятие «эстрадности»?
Но вот появился такой певец, у которого все в комплексе — и сила голоса, и гибкость, и выразительность. Должен ли он замыкаться в рамки эстрадного, микрофонного пения, должен ли ограничивать свой репертуар? Уверена — нет. Тем более что в каждом из исполняемых произведений он ищет образное решение в сфере вокальной выразительности (на мой взгляд, неоценимое достоинство!). Вокальными красками рисует характер, состояние, настроение своего героя. В нем актер и певец живут нераздельно, и это позволяет мне говорить о Пирцхалаве именно как об эстрадном певце. Характерно: он не избегает микрофона, когда такой краски требует образ. Но он не боится оторваться от него, отставить его в сторону, ибо динамический диапазон голоса вполне позволяет добиваться и самых ярких, мощных и самых интимных красок.
И еще одна, очень привлекательная черта в творчестве артиста — свое видение героя, умение найти в каждой песне, в каждом романсе, арии свой исполнительский ключ, свою трактовку. Темперамент, волевой напор, многообразие эмоционально-выразительной палитры помогают артисту. Пирцхалава свободно пользуется всем многообразием вокальных приемов, свободно и осмысленно—в этом, очевидно, секрет его успеха: в умении логически обосновать музыкальный образ, даже в произведениях малозначительных по художественным достоинствам, выявить в них не внешнюю форму, а по возможности существо содержания. Не потому ли даже «шлягеры» превращаются у него в веселые, милые песенки, лишенные вульгарности, развязности, расхлябанности (подчас именно они и выдаются за эстрадную «изюминку»), сохраняя свою эстрадную природу.
Я слушала Гарольда Пирцхалаву и думала о том, что все теоретические споры, дискуссии, рассуждения о жанровых рамках и требованиях к вокалистам на эстраде остаются пустыми, беспочвенными, если они не адресуются к определенной творческой индивидуальности, к данному исполнителю. Вот Пирцхалава: он не похож на других ни по манере, ни по репертуару, ни по тем задачам, которые ставит перед собой. Но это — эстрадный исполнитель. И побольше бы таких — с таким художественным тактом, вкусом и певческими данными!
Сейчас вместе с пианистом Олегом Мостоном (с которым они работают уже два года, и за эти годы уже сложился цельный исполнительский ансамбль с едиными художественными требованиями) он задумал создать театр одного актера, точнее, театр одного певца, задачи которого — широкая пропаганда вокального искусства. Замысел интересный. Молодость и талант, будем надеяться, — самые верные помощники в его осуществлении.
М. ИГНАТЬЕВА
Журнал Советский цирк. Июнь 1966 г.
оставить комментарий