Гастона Монтегюса любил слушать Ленин
Страницы из истории французской революционной эстрады.
Афиша с портретом Гастона Монтегюса
Ленин — величайший гуманист современности — всегда стремился быть в курсе передовых явлений общественной и культурной жизни своего времени. Страстный поборник демократического боевого искусства, он не только превосходно знал художественное наследие былых эпох, но и постоянно проявлял живейший интерес к самым различным областям литературы, театра, музыхи, изобразительного искусства «сегодняшнего дня». Общеизвестна любовь Ленина к музыке. На всех этапах его жизненного пути, где бы ни бывал Владимир Ильич: на берегах ли любимой и родной Волги — в годы юности, в шумных ли городах или глухих уголках России — в начальную пору революционной деятельности, в далекой ли «погибельной» Сибири — во время пребывания в ссылке, в дальних ли странах — в периоды эмиграции, музыка неизменно сопутствовала ему. Это было не только глубокое постижение совершенных творений музыкальной классики или чудесных образцов старинного народного песнетворчества, но и пытливый интерес к современным достижениям оперного, инструментального и вокального искусства...
А песня? Боевая, призывная революционная песня... Он очень любил песню, и перечень произведений, которые знал или пел Ильич, включает не один десяток названий. В декабре 1908 года Ленин переселяется в Париж, ставший к тому времени одним из крупнейших центров русской политической эмиграции; здесь он пробыл, с перерывами, около трех с половиной лет. Всем своим существом стремился он быть ближе к простому народу. Ильич любил, смешавшись с шумной толпой парижан, принимать участие в радостном веселье на народных праздниках и гуляньях, посещать митинги и собрания рабочих, бывать на заводских окраинах города, внимательно наблюдать людские нравы и различные стороны быта страны. Интересовали Владимира Ильича в ту памятную пору и небольшие пригородные театрики со злободневным репертуаром, запретным для центра Парижа, и эстрада в кабачках простолюдинов, где свободно звучала сатирическая и революционная песня. Неизменный спутник Владимира Ильича в этих прогулках по городу — Надежда Константиновна Крупская — свидетельствует, что в Париже была у них полоса увлечения французской революционной песней.
Особенно нравились Владимиру Ильичу эстрадные выступления любимца фобуров (рабочих окраин) — Монтегюса, чрезвычайно талантливого автора и исполнителя революционных песенок, снискавших огромную популярность в Париже и за его пределами. Интерес Ленина к выступлениям Монтегюса был настолько велик, что, как свидетельствует Крупская, «Ильич выискивал объявления о театральных представлениях в предместьях Парижа, где объявлено было, что будет выступать Монтегюс. Вооружившись планом Парижа, мы добирались до отдаленного предместья»*. Что же представлял собой певец рабочих окраин, эстрадные выступления которого так глубоко заинтересовали Левина?
*Н. К. Крупская. О Владимире Ильиче. — Журн. «Народный учитель», 1927, № 4. стр. 4—5.
Гастон Монтегюс (настоящая его фамилия Брунсвик) родился 4 июля 1872 года в Париже в семье сапожника. Революционные традиции семьи (его отец и дед были коммунарами) оказали несомненное влияние на будущего автора «бунтарских» стихотворений-песен. Служба в армии обнажила перед юным Гастоном неприглядные стороны «великой» французской армии. Дело Дрейфуса — «одно из тысяч и тысяч бесчестных проделок реакционной военщины», по характеристике Ленина, — явилось толчком к смелым выступлениям Монтегюса в монмартрских кабачках с сатирическими песенками, острие которых было направлено против высших чинов армии. Газетная шумиха, поднятая реакционной прессой вокруг грандиозного скандала, разыгравшегося в шикарном кафешантане «Амбассадёр» во время выступления Монтегюса, осмелившегося в «дерзких» песнях напасть на офицерство армии, неожиданно создала известность молодому щансонье. Вынужденный выступать в дешевых кабачках парижских окраин, Монтегюс вскоре становится любимцем простолюдинов. Популярность его необычайно растет, а создаваемые и пополняемые им песенки приобретают большую известность, в особенности среди рабочих.
Исполнительское искусство Монтегюса отличалось подлинным артистизмом, без тени фальши, и подкупало слушателей огромной эмоциональной силой, выразительностью жестов певца. Он был связан с публикой невидимыми нитями поразительной сердечности обращения, подкупающей убедительностью исполняемых песен, которые он не пел, а «играл», пользуясь подчас мелодекламацией. Создаваемые им стихи (а написал он их множество) неизменно строились на умело подобранных мелодиях широко известных песен. Подчас он являлся и автором мелодий к своим стихам, и нередко песни и куплеты Монтегюса, подхваченные слушателями, вскоре разносились по всему Парижу... Шансонье Монтегюс с огромной экспрессией создавал перед слушателями картины ужасной казарменной жизни и нечеловеческих мук бесправных солдат, брошенных волей колонизаторов в пустыни знойной Африки. В остросатирических куплетах он рисовал жестокость и самоуправство фабрикантов, продажность власть имущих, высмеивал сытых буржуа и расчетливых торговцев. Ему ненавистны были алчность и тупость служителей церкви:
«Вы — враги человеческого рода.
Вы — враги искусства и науки.
Не нужны вам сердце и свобода.
Чтобы брать — нужны вам только руки».
В гневных песнях Монтегюса звучала ненависть трудящихся масс против эксплуататоров, голодных против сытых, звучал протест против социальной несправедливости. В боевых призывных песнях поэт-артист стремился выразить заветные думы, надежды и чаяния простых людей Франции. Воспевая труд, он призывал рабочих к классовой солидарности, твердо веря в неминуемую победу пролетариата:
«Мы завтра в свои руки заводы возьмем,
Ведь мы люди, а не собаки».
Беспощадно высмеивал французский шансонье выборную кампанию в стране, которая славилась своим «демократизмом». Ленину очень нравилась остроумная песенка Монтегюса о депутате, стремившемся накануне выборов заполучить побольше голосов у избирателей. Чего только не наобещал этот депутат во время своих разъездов по деревням! Нередко вспоминал Владимир Ильич то место в песенке, где опьяневшие от депутатского угощения крестьяне, согласные на все, благодушно подпевают: «T,as ben dit, mon ga!» («Правильно, парень, говоришь!»). А добившись своего, обеспеченный 15-ю тысячами франков оклада, новоиспеченный депутат менее всего был склонен к защите крестьянских интересов в палате депутатов...
Часто напевал Ильич и одно из лучших творений Монтегюса — песню «Gloire au 17-е» («Слава 17-му полку»). В этой песне поэт приветствует взбунтовавшийся 17-й французский полк, отказавшийся принять участие в кровавом усмирении забастовавших крестьян-виноградарей юга Франции (1907 год). В завершающем песню куплете говорилось:
«Придет пора: народ восстанет
И мир и счастье учредит.
И скоро этот день настанет,
И дело ваше завершит»!.
Дерзко и бесстрашно звучала она в колоннах рабочих демонстрантов... Старый большевик — Ю. М. Стеклов, находившийся в эмиграции в Париже, — свидетельствуя о громадной популярности этой песни, утверждает, что она не только вытеснила всемирно известную «Карманьолу», но и конкурирует по степени популярности с самим «Интернационалом». Выступления шансонье Монтегюса не ограничивались лишь рабочими предместьями столицы Франции. Деятельный участии» «Красной Музы», объединявшей революционных поэтов и народных певцов, он решает пропагандировать свои песни и в других городах Франции. Пользуясь своей властью, чиновники вынуждали содержателей кафе и кабачков не допускать выступлений Монтегюса, В городе Туре взбешенные выступлением певца офицеры насильно вынуждают администрацию прекратить концерты приезжего шансонье. Следствием этого явился грандиозный митинг протеста, устроенный рабочими города, вставшими на защиту певца.
В одном из городов Франции приезд Монтегюса ознаменовался расклейкой приказа коменданта гарнизона, в котором извещалось: «Городской театр анонсирует представление, даваемое неким Монтегюсом. Так как тенденции этого песенника для армии бунтовщические и вызывающие волнения, я запрещаю военным присутствовать на этом спектакле. Нарушители настоящего приказа подвергнутся серьезному наказанию». Страх перед Монтегюсом был настолько велик, что объявления подобного рода появлялись и в других городах... Парижская секция большевиков одним из источников средств ва издание печатного органа и на различные партийные нужды наряду с лекциями и рефератами считала устройство платных вечеринок или спектаклей. Эта мера находила всемерное поощрение со стороны Ленина, подчеркивавшего необходимость культурного характера этих развлечений. В 1911 году секретарь секции Татьяна Федоровна Люд-винская, которой было поручено организовать один из подобных вечеров, обратилась за советом о разработке программы к Владимиру Ильичу. На вопрос о буфете Ильич сказал:
— План должен быть не только коммерческим, но и идейным. В программу должен быть внесен агитационный элемент. Пригласите Монтегюса. Он вам и публику соберет и агитацию проведет**.
Концерт имел большой успех. Ленин внимательно слушал Монтегюса, время от времени тихонько подпевая ему. По окончания концерта Ильич до глубокой ночи беседовал с певцом. И оба они, каждый по-своему, мечтали о грядущей мировой революции. «Так бывает иногда — встретятся в вагоне малознакомые люди и под стук колес вагона разговорятся о самом заветном, о том, чего бы не сказали никогда в другое время, потом разойдутся н никогда больше в жизни не ветретятся. Так и тут было. К тому же разговор шел на французском языке, — на чужом языке мечтать вслух легче, чем на родном» — вспоминала Крупская**.
Перевод Ю. М. Стеклова.
**Т. ф. Людвннская. В Териоках и в Париже. — Сборник «Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине», т. I М., 1956, стр. 410.
***Н. К. Крупская. Что нравилось Ильичу из художественной литературы.—Альманах «Удар», М.. 1927, стр. 126—127.
Мы не зваем, состоялись ли еще встречи Ленина с Монтегюсом, но имеются сведения, что между ними существовала переписка; однако судьба этих писем, к сожалению, неизвестна. В чем же секрет необычайного успеха Монтегюса, если принять во внимание, что его стихи с точки зрения литературных достоинств были слабыми? Объяснение можно найти в эмоциональном и глубокоубедительном раскрытии автором поднимаемых им тем, в злободневности песен, в поразительной способности поэта живо и немедля откликаться на волновавшие страну событий. На нотных же изданиях песен Монтегюса можно прочесть его девиз:
«Я пишу, как народ говорит.
Потому он меня понимает».
Он умел, как никто из современных ему шансонье, превосходно сочетать в одной и той же песне, казалось бы, несовместимое: слезливо-сентиментальные нотки с боевым революционным призывом. С полным правом его можно было бы причислить к «пропагандистам посредством песни», как охарактеризовал Ленин Эжена Потье, автора «Интернационала». При оценке Монтегюса как поэта и певца не следует забывать и о подкупающем личном обаянии артиста, о его исключительном исполнительском мастерстве, зажигавшем толпу, не оставлявшем ее равнодушной. Маленького роста, бледный, сухопарый, с черными блестящими глазами, с нервными порывистыми движениями и богатым тембровыми переливами мужественным голосом, уверенного в своей правоте трибуна-борца, — он был неотразим. Выступал он обычно в костюме парижского гамена, в продранной рабочей блузе, перетянутой широким алым фланелевым поясом, с небрежно повязанным вокруг шеи платком. Прядь волос выбивалась из-под откинутого назад кепи... В настоящее время имя Монтегюса на его родине забыто; его не встретишь во французских энциклопедиях, ни в специальных литературных илн музыкальных словарях. Не установлена даже дата его смерти. Мы ценим в Монтегюсе неукротимый революционный пыл лучшей поры его творчества, когда он с подмостков страстно ратовал за счастливую долю людей труда, за жизнь без войн и горя...
Советской эстраде есть чему поучиться у Монтегюса, в особенности его полнокровной и боевой злободневности, мобилизации масс на героические подвиги. Лучшие произведения Монтегюса достойны занять видное место на нашей эстраде. Не случайно их отметил бессмертный кормчий трудового человечества — Ленин.
Л. УРЕКЛЯН
Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.
оставить комментарий