Гастроли на Кубе
Генка Миносян побывал на гастролях на Кубе, в гостях у самого Фиделя Кастро.
Об этой дружеской поездке на остров свободы, он рассказывал всем весьма охотно, забавно и даже артистично. Конечно не он один побывал на Кубе, туда летали многие цирковые программы, ну как обычно друзья к друзьям. Одно время Куба была для нас, если так можно сказать, чуть - ли не 17-ой союзной республикой. Мы им танкерами нефть, и не только, ракеты тоже "Карибский кризис" помните? а они нам сто тысяч этих... ну не будем считаться, не хорошо как- то, друзья всё же.
И вот что мне кажется интересным, и о чём хочется рассказать: его гастроли рознились от всех остальных особой исключительностью, шли они как он нам рассказывал, чуть - ли не от ЦК партии. Вот на это обстоятельство Генка нажимал особенно крепко. Все по культурному обмену, а он по личному приглашению самого Каманданте. И вот эту козырную карту Генка выбрасывал в самый ответственный момент. Мы всей программой, а он собственной персоной, как государственный деятель особой важности.
Ну пригласил Фидель по простоте души, ну и что, чего выпендриваться. Если изложить упрямые факты, то вот что получается: у них произошла революция, и у нас в 17-ом году революция. У нас развитой социализм, у них тоже социализм но пока не развитой, у них свобода, и у нас свобода. У них на весь остров, а у нас от Калининграда до Сахалина. Но самое интересное в его рассказе было то, о чём другие не надеялись и не мечтали, да просто не было того о чём говорил Генка.
Ну вот к примеру: оказывается, к нему лично, к его покоям, приставили двух крепких ребят с мускулами как у самого Мохаммеда Али, готовых в любую секунду выполнить малейшую Генкину прихоть, а наивные люди верили. Мотивы то политические, как ни крути, а Советский Союз старший брат острову Свободы.. Вот Генку как старшего брата и носили на руках по всему острову. Захочет Генка к примеру, апельсинового соку, тут же крепкие парни, крепкими руками, этот сок и выдавят. Слава Богу добра этого на Кубе столько, сколько у нас по осени на корню гниёт картошки на полях. Ну тепло же на Кубе, это тебе любой первоклассник скажет. Зимы на острове нет, вот и растут апельсины круглый год, живи и радуйся. Но если так честно сказать, у них после революции ещё та разруха, а восстанавливать некому. У нас тоже разруха, и восстанавливать вроде есть кому, но почему то не восстанавливаем, а может не хотим, не знаю. Вот тут мы как братья близнецы. У нас в одном Иванове сто тысяч ткачих, а у них только в Гаване сто тысяч этих самых, но не будем об этом, друзья всё же. Тут у нас как в одной песне поётся: если радость на всех одна, одна и беда на всех...
Конечно жалко кубинских женщин, хищный капитализм сделал своё грязное дело. Годы нужны, ни одно десятилетие пройдёт, прежде чем жизнь войдёт в привычное для человека нравственное русло. Так уж случилось на Кубе, женщины тут не виноваты, что штурм казарм Монкадо во главе со своим лидером Фиделем, прошел так успешно и без больших потерь. Вот и остались кубинские женщины без работы. раньше жизнь была тоже не сахар, но худо бедно а концы с концами сводили. А при социализме, в чём его основная трагедия для всего пролетариата, нормы нравственного поведения, дали крен, сильно поменялись. Коммунисты ведь что говорят: отдай всё государству, а себе оставь только нательную рубашку. А народ хоть и молчит, но недовольный, так как ему приказывают жить не хочет. Им бы кубинским женщинам взять да и переквалифицироваться, но не тут то было. Требуется время, уж больно шибко рознятся эти профессии.
А Генка Миносян будучи далеко не глупым человеком, на это обстоятельство в своих рассказах шибко нажимал. Многое из того что говорил Генка, было правдой. ну нет такого государства, где бы не было нищеты. Не ищите, всё равно не найдёте. Нравственности, правды, справедливости нигде же нет. Вот и счастливую жизнь на Кубе придумал наш Генка. У Генки врождённый ум, особенный, национальный. Вот и коньяк их самый лучший, нигде в мире нет такого коньяка. Верим, Черчиль врать не будет. Но вернёмся к Генке.
Многие были на Кубе, но такого приёма о котором рассказывал Генка, никто не помнит. Подумать только, личное приглашение самого Фиделя. Никому из всей делегации не было представлено такой прислуги как к Генке. Два крепких парня с мускулами как у Мохаммеда Али, как личная охрана, сутками дежурят у входных дверей номера, чуть ли ни на "чих" врываются в фешенебельные покои, вопрошая не нужно ли чего. Кастелянша, средних лет женщина, но ещё ничего на вид, тоже готова пожертвовать собой, лишь бы угодить старшему брату. Даже уборщицу и ту предоставили по конкурсу, вот Генка и остановился на той, у которой ноги растут из под подмышек. К примеру, у нас на родине в России, спроси о чём нибудь уборщицу убирающую коридор в гостинице, сразу почувствуешь межконтинентальную разницу. В лучшем случае оговорит, а то и половой тряпкой пригрозит дать вдоль хребта, чтобы не шастал по коридору без дела и не грязнил пол.
Может и на Кубе своих тоже посылают, и мокрой половой тряпкой пригрозят, не знаю, свидетелем не был, но вот подобные картины у себя на родине наблюдал.
Многие попадали под Генкин гипноз, многих Генка очаровывал своими рассказами о Кубе, а вот Витьку Пухова гипноз не брал. Ехидный был Витька, глаза змеиные, слова ядовитые, отравленные. В уме он конечно уступал Генке, поэтому всегда играл вторым номером. Как только Генка начинал рассказывать о Кубе, рядом не пойми откуда появлялся Витька. Иногда поддакивал, а иногда говорил полную противоположность, так сказать не соглашался с Генкой. Но вот что интересно от этого рассказы Генки только выигрывали. Он не спорил с Витькой, он как бы его не замечал. Витька возражал а Генка продолжал как ни в чём ни бывало, артист Генка, что тут скажешь.
-Ах ребята! какой я пил на Кубе ананасовый сок, с ума можно сойти, такого соку я никогда нигде не пил. Витька соглашался с ним, тем самым усиливая зависть слушателей.
- Точно, точно, сок отменный - говорил он, - мне его приносили охлаждённым в графине. А Генка без малейшей ревности продолжал: - а мне на мельхиоровом подносе, в такой затейливой вазе.
- Из музея что ли? - и взгляд Витьки становился ехидным, даже презрительно ехидным. Когда Генка отходил от толпы окружающей его, эту роль на себя брал Витька. Но у Витьке хуже получалось, у него не было таланта.
- Во, фантазёр! - говорил про Генку Витька, - поездка как поездка, ничего особенного, платили мало, условия сами понимаете, как и у нас, не лучше. Там на Кубе сто процентная влажность, все ребята мучились, как говорится "лежали в лёжку" сил не было никаких. Какие два негра? какой ананасовый сок на серебряном подносе по заказу? Ну, купил пару килограммов апельсин, ну и дави сам, а жрать то всё равно хочется, апельсинами сыт не будешь, да и приторные они. Марокканские лучше, они хоть кисло - сладкие. А то уборщица и та с ногами чуть ли не из под подмышек. В спорте стройные девчушки не спорю, потому как молодые. А вот отели в которых они жили, ещё те клоповники. А то вон куда хватил, личное приглашение самого Фиделя, что Фиделю делать больше нечего, как только нашего Генку приглашать на гастроли. У него самого проблем с этим островом выше крыше, а тут ещё наш Генка циркач со своими запросами на комфорт. Пусть скажет спасибо, что постельное бельё меняли во время.
Теперь уже Генка с упоением рассказывал униформе, как он по приглашению Фиделя побывал с гастролями на острове свободы. Униформа слушала развесив уши, как он там был с Фиделем на дружеской ноге. Теперь только представьте себе: у нас тут на Урале лютые морозы, снег метёт не переставая сутками напролёт, а Генка рассказывает о лазурном море и молодых бронзовых кубинках. Как он выходил с рыбаками в открытое море, как ловили рыбу, как одному несчастному акула чуть не отхватила ногу, оставив свою отметину на всю жизнь. А вот Генку не трогали, его даже вечно голодные акулы, и то не трогали, они его как старшего брата любили.
Вы читали "Прощай оружие" Хемингуэя? Не читали, да. Я это к тому, что большинство из нас, что положено по школьной программе, и то не читали. Ну такие мы, с ленцой что - ли. Вот Генка и восполнит наши пробелы в образовании, потому как ум у него врождённый, особенный, национальный. Они там все умные. И коньяк у них самый лучший, Черчиль врать не будет. Генка не только Хемингуэя, он всего Л.Н. Толстого наизусть знает. "Кавказский пленник" читали, нет? Ну там Жилин и Костылин, не знаете, да? Девочку Дину тоже не знаете, ну, которая помогла бежать нашему солдатику из плена. Вспомнили, нет? Мы в младших классах читали этот рассказ всей школой. Вспоминайте, вспоминайте, вы тоже читали. Не вспомнили? Ну ничего, сейчас почти все дети ничего не читают, но вот песню должны вспомнить:
"Куба далеко, Куба далеко, Куба рядом"...
Ну вот так в песне поётся, Куба вроде далеко и в тоже время рядом, ну потому что друзья. А вот ещё одна песня, её пел Марк Бернес:
"И сокращаются большие расстояния, когда поёт далёкий друг".
Вы уже догадались что эта песня не о Кубе, но о друзьях, он имел в виду Ив Монтана, но какая разница: Франция, Куба. А коли друзья, мы Кубе танкерами нефть, а они нам сто тысяч, этих самых... Ну, не будем об этом, друзья всё же. А вот кубинский сахар точно помните, из тростника, такими плоскими квадратиками. Но ничего, ничего, чай попить можно. Были такие, что говорили будто он не такой сладкий. Так ведь, и жизнь, не такая уж сладкая, просто не нужно привередничать. Правильно, мы его закупали, и даже в большом количестве, а как иначе. надо же помочь друзьям.
Или вот к примеру, кубинский ром. Я привёз отцу бутылку золотого рома, он уговорил её за один присест. Я спрашиваю, как отец ром- то?
Ну как сынок! - отвечает он, нам ведь простым людям, что ром, что водка, или там коньяк какой. Мы в этих напитках не разбираемся. Нам главное чтобы в голову ударяло. А ром ударил, ударил, знать градусы есть, есть. Вот ты мне скажи сынок, а что когда Никитка был в гостях у Фиделя, он пробовал этот ром?
- Ну неужели, побывать на кубе и не приложиться, это ни в его правилах. Выпить то Никитка любил, что откажется что - ли? да и обижать друзей нельзя. Предложили самый лучший, такой точно, что я тебе привёз "золотой", купил в аэропорту за валюту, вот этот ром и пил Никитка. Чем мы с тобой хуже других, один раз живём, что так и не попробуем?
Тут он засмеялся и говорит - да, да, сынок, чем мы хуже. А про Генку ты мне расскажи, расскажи, как он побывал в гостях у самого Фиделя. И я ему в который раз начал рассказывать про Генку, а он радовался как ребёнок, потому что был уже выпивши.
- Это же нужно как он всё придумывает, где он этому учился?
- Да нигде он не учился, он таким родился.
- И вот охота ему это сочинять?
- Тут папка есть объективные причины, жизнь у нас трудная, вот и хочется хоть чуточку её приукрасить., вот послушай как он выстраивает свой рассказ:
" Работаю я значит в Омске, ну для меня это обычные гастроли. Господи, сколько их было и все успешные. Каждый день аплодисменты, цветы, крики "БРАВО!", поклонницы, и всё такое прочее. Живу в отдельном номере, туалет, горячая вода, ну как положено артисту высшей категории. Цирк рядом, столовая хорошая. Ну, иногда подойду к девушкам на раздачу, попрошу сотрудницу Лену чтобы она оставила мне на вечер, антрекот или кусок сёмги, ну и салатик из свежих огурцов с помидорами, простенький, нехитрый. Она отвечает, всё будет сделано Геннадий Артурович".
- Я ведь работал папка в Омске, там в гостинице нет номеров с тёплой водой. У меня молоко на подоконнике в пакете превращалось в лёд. А столовая как и везде, какой антрекот? какая сёмга?, одни ржавые котлеты.
- Значит фантазирует?
- Ещё как фантазирует, слушай отец дальше.
"Просыпаюсь в хорошем настроении, выпиваю чашку крепкого бразильского кофе, и иду на репетицию. Открываю служебную дверь, мне навстречу вахтёр, вежливо с низким поклоном. Говорит, - здравствуйте Геннадий Артурович! я вежливо отвечаю - здравствуйте! Чувствую лёгкое возбуждение, вроде всё как всегда, и в то же время, что - то не так. И вот тут я узнаю, что на моё имя из Москвы пришла срочная телеграмма, чуть ли не правительственная. Сам Фидель Кастро приглашает меня на гастроли на Кубу.
Слова вахтёра, человека живущего в провинции, стали для Генки толчком к бурной фантазии. Отчего бы этим не воспользоваться, подумал он, и воображение заработало.
- А дальше ёщё интереснее:
Пришел директор и разговор принял конкретный деловой характер.
- Вы Геннадий Артурович, - начал он - лично приглашены на гастроли, лидером Кубинской Революции Фиделем Кастро. Буду кратким: посылаем лучших, проверенных, надёжных. Наша партия и её Центральный Комитет, возложил на вас сложную и ответственную миссию. Своим демократическим искусством вы должны сблизить наши дружеские народы, объятые пламенем борьбы, за светлое будущее, за мечту всех пролетариев, за коммунизм. Генка как умный человек слушал и не возражал. Потом поблагодарил за доверие Партию, правительство и лично верного ленинца, Леонида Ильича Брежнего.
Директор продолжал: я уже дал соответствующее распоряжение администратору, он принимает срочные меры по отправки вас в Москву. Выезжаете завтра, багаж отправим сегодня. Поезд отходит утром, машина будет у гостиницы к десяти часам. Желаю вам больших творческих успехов. Хоть здесь не было идеологической трескотни, подумал Генка.
О том что его отправляют на Кубу, уже знал весь цирк
Оказывается уборщица, убирающая кабинет директора, увидела эту телеграмму раньше директора, ну и тут же сказала другой уборщице, убирающей фойе цирка, а та позвонила другой уборщице, работающей в гостинице, а та другая, сообщила в срочном порядке дежурной по этажу. А дежурная по этажу, вниз, администратору. Вот так в цирке распространяется всякая информация.
Генка к администратору, а тот ему билет до Москвы с нижней полкой в купе. он в бухгалтерию, а ему пожалуйста расчёт, он к кассиру а кассир ему новенькими купюрами, будьте любезны примите. Он оставляет кассирше 98 коп, она улыбается, - говорит спасибо, и вдогонку желает творческих успехов и привет Фиделю Кастро от работников культуры города Перми и Урала.
Везде надо подмазать, а иначе - то как?
И Генка на следующий день выехал в Москву, а из Москвы рейсом "Аэрофлота" на Кубу с дозаправкой в Шенноне, вот и всё.
Ну а как прошли его гастроли на Кубе, вы уже знаете.
Иллюзионист
Витька Третьяков работал в цирке» иллюзионистом», не путайте эту профессию с «фокусником – манипулятором».Как говорил старейший мастер циркового искусства, дядя Вася Маляров, - стать манипулятором сложнее чем закончить три института. Манипуляция – это поразительная ловкость рук, требующая ежедневных тренировок, до предела, до нервного срыва, до самоотречения.
Вот манипулятор достаёт из кармана серебряный рубль, вы его видите, можете взять в руки и убедиться что он есть. Вас никто не гипнотизирует и не обманывает. Вот он держит его двумя пальцами левой руки, потом правой ладонью зажимает его в кулак и говорит – в какой руке рубль ? тут и думать нечего, дураку ясно, конечно в правой. Манипулятор разжимает ладонь, но она пуста. Вы не угадали и просите повторить трюк, и опять неудача. Тогда вы пускаетесь на хитрость после того как не угадали в какой руке рубль, вы просите чтобы он вам показал и вторую руку. Но настоящий фокусник не такой уж простак. Монеты нет и там. Вы глубоко задумываетесь, но это вам никак не помогает. Куда же делся рубль, вот мысль которая вас не покидает, может у меня что то со зрением не так. Да нет со зрением у вас всё в порядке, это работает классный манипулятор.
Серебряный рубль в руках манипулятора превращается в живой предмет. Когда фокусник раскрывает свою ладонь, рубль непонятным образом прилипает к внешней стороне ладони. Точно так же в его руках пропадает колода карт.
За десять лет изнурительных репетиций фокусник, делает это так запросто, что как бы пристально вы за ним не следили, всё равно ничего не увидите. Вы не увидите, как он это делает. Тут мастерство в самом артисте, тут нет никакой машинерии.
Теперь вернёмся к иллюзии.
В иллюзии всё построено на ящиках с двойным дном на хитрых люках, через них подают нужных для спектакля действующих лиц. Под манежем у раскрытых люков стоят крепкие ребята, и делают своё дело. Но чтобы работать, нужны ассистентки, стройные, красивые с длинными ногами. Они же и танцовщицы, они же и чьи - то жёны. Их распиливают, сжигают, их съедает лев, ими заполняют сценическое пространство. Они залезают в ящики, в тумбы, прячутся в неудобных полых лестницах. Есть ассистентки близнецы, их у солидных иллюзионистов даже по несколько пар. Ассистентки приятны на вид, не плохо сложены, не плохо танцуют, в меру растянуты, гибкие, пластичные, но ни одно из этих качеств не даёт им возможности стать артисткой, потому что всё как то в меру, а в искусстве очень важно, что бы в чём то была чрезмерность. Да и обязанностей на них лежит непомерным грузом столько, сколько и породистая лошадь не выдюжит.
А где же Витька Третьяков ?- спросите вы, вроде и рассказ не о нём. О нём рассказ, о нём !
О иллюзионистах я больше говорить не буду, не стоят они того, для меня это не искусство. Всё что необходимо иллюзионисту, у Витьки Третьякова нет , не было и не будет. У него не было отца иллюзиониста, кто ему и что передаст, вот только одни иллюзии и остались. Беспризорник Витька это хорошо понимает, и ни на кого не рассчитывает. Это Витькина судьба у него из реквизита два старых ящика, и то случайно найденных, среди прочего хлама на складе одного стационарного цирка. Из живности – лисица, несколько голубей, две три кошки, и ассистентка блондинка, с обязанностями служащей по уходу за животными. Не красавица, но когда приведёт себя в порядок, то не плохо смотрится, не танцовщица, но в манеже пританцовывает, для Большого театра слабовато, но для передвижных цирков даже очень не плохо.
Основная Витькина беда, с которой он постоянно борется, и никак не может одолеть, это нищенское его существование как артиста. В борьбе он рук не опускает, и в уныние не впадает. Человек он был не без способностей, и даже обладал некоторыми талантами. В возможности выживания в условиях форс мажорных ситуациях, ему не было равных. Первое и самое главное, что сделал Витька, он отказался от живности. От документов на голубей, по которым он получал на них, крупы, пшеницу, и всё что на них положено, он не отказался. Так что продукты он получал справно. А вот теперь можно и кашу себе сварить и трудное время до « зарплаты» пережить. От кошек он тоже отказался, но всё что им положено получал.
Но тут сразу возникает вопрос, как всё это утаить. Он же каждый вечер выходит на манеж. Живность показывать надо, на этом и трюки построены. И вот тут то и возникает высочайшая, доступная только Витьке, иллюзия. В манеже во время спектакля вся живность присутствует. Вот это фокус, вот это трюк ! Для меня и то загадка. У Витьки «мёртвые души». Ну как у Гоголя, тот написал этот сделал.
Витька был бедным артистом, но очень образованным молодым человеком, так что с Гоголем он был хорошо знаком, читал, однако Чичикова превзошел. Витька был талантливым экономистом, и талантливым практиком. Он мне сказал однажды, если есть живность она должна приносить выгоду. Это так у умных людей. У Витьки она приносила двойную выгоду. Значит Витька был умным в квадрате. То что он не тратился на питание – это первая выгода. Вторая заключалась в том, что продукты он получал, а живность не содержал, а это значит что , все 100% попадало на его стол, не часть как это у тех у кого есть живность, а всё под чистую. Когда нет живности, нет забот, нет головной боли, а это тоже выгода.
Если бы Витька руководил аграрным сектором нашей экономики, мы бы давно избавились от закупок продовольствия за рубежом. Есть у Витьки на мой взгляд и третья выгода – это его личная инициатива и могучая энергия. Его мозг рождал идеи, а энергия блестяще их материализовывала.
В близ лежащих домах, частного сектора, он расклеивал объявления на простых тетрадных листиках.
Граждане ! помогите рыжему лисёнку Васе кто чем может - ГОЛОДАЕМ. Обращайтесь в цирк, к артисту Третьякову.
И люди шли, и люди несли. Бывало всей семьёй приходили покормить лисёнка Васю. Витька встретит гостей, ответит на все вопросы, потом покажет живность какая есть в передвижке ; маленьких пони, собачек и даже обезьянок.
Пригласит в убогий, покосившийся от спущенных шин, вагончик. Почему то все люди думают, что циркачи деньги гребут совковой лопатой, но таких поверьте, два три процента, а нас простых беспощадно эксплуатируют по 40-45 выступлений в месяц. Витьку понимали, жалели, утешали, помогали. Детишки радовались, глядя на лисёнка, что он вытворяет, и приговаривали – « хороший Вася мы тебя любим, какой ты у нас красивый, мы к тебе придём завтра.
Это первое отделение.
Во втором отделении Витька показывал фокусы с серебряным рублём, я о нём уже рассказывал вначале. Витька творил чудеса, я никогда не думал прежде, что он такой блестящий манипулятор.
Но гвоздём программы, был гвоздь. Самый настоящий гвоздь, каким на стройке пользуется каждый плотник для фокуса нужно два гвоздя, но зрители видят только один. Вот он берёт и вставляет его в одно ухо, а вытаскивает из другого. Впечатление такое, что гвоздь проходит через внутреннюю часть головы, без каких либо последствий для фокусника. Эффект поразительный. Он однажды показал фокус с картами.
Представьте, на его ладони колода карт, он просит вас взять любую из них, вы её запоминаете и снова кладёте в колоду.
Потом просит завязать ему глаза и не глядя, достаёт ту карту, которую вы запомнили. Когда он мне раскрыл секрет этого фокуса, я был удивлён, насколько это просто.
Вас наверно мучает вопрос, так как же на манеже появляется живность, коли её нет в наличии, кроме лисёнка Васи.
Кошек он вылавливает в близ лежащих домах частного сектора, да так ловко, любой мальчишка позавидует. К спектаклю он заряжает их в ящики с двойным дном, а они не привыкшие к подобным трюкам, вырвавшись из неволи с диким визгом разбегаются по манежу, прячась под трибуны зрителей. Пусть бегут, они ему больше не нужны, кормить их не надо, пускай сами ловят мышей. Точно также он поступает и с голубями, прикормив щепоткой пшена, накидывает на них сеть и дело сделано. Вне работы, голуби ему не нужны, он их не держит уж больно хлопотно.
Нет живности нет заботы, нет заботы, человек счастлив, Если оно конечно есть на свете это счастье. Этот фокус с животными, был самым сложным фокусом Витьки Третьякова. Об этом никто не знал, возможно никто и не догадывался. Такие у нас люди, не наблюдательные. Всё только суетимся, вот так и жизнь проходит.
А что там, у соседа, мы и не знаем, а это плохо.
Витькины долги
Витька часто брал деньги, но не имел привычки отдавать. Вопрос этот конечно лежит в плоскости морали и нравственности , но если быть до конца откровенным, а кому хочется отдавать, от сердца ведь отрываешь. Конечно, должно быть совестно, но когда часто берёшь и не отдаёшь, совесть уже не так мучает, а то и вовсе уже не мучает. Мозоли на душе появляются. Хорошо когда мозоли на руках от трудов праведных. Рукам нужна защита. А душа должна страдать, ей защита во вред. Таким Господь создал человека. А там где Господь, тут и сатана, он невидим , но рядом.
Сатана совращает душу человека, когда человек делает добро, сатана страдает, а когда грешит, сатана радуется что загубил ещё одну душу. Итак , душа человека постоянно в борьбе между добром и злом. Но если плоть можно излечить вмешательством врачей, то с душой так не получиться. Её совершенство зависит от того, кому она принадлежит и от нашего Господа.
Процесс этот долгий, трудный и часто не имеет никакого результата.
У своих коллег Витька денег уже не занимал, свои знали , что не отдаст. И всё равно иногда спросит, эту операцию он называл «проверкой капканов». Ну, мало ли что, расслабился человек, задумался, потерял бдительность, нельзя же вечно жить в напряжении. Вот каким бы умным человек не был, а обмануть его всегда можно.
Витька занимал у всех, суммы маленькие, трёшка, пятёрка, рубль. У народных он не просил, у них всегда нет денег. Остаётся одно, просить у тех, кто мало получает, у них всегда есть деньги
Витька может попросить в долг в первый день знакомства, Иные в разговор вступают, через неделю другую, но это не коммуникабельные люди, Витька к ним не относится. Он очаровывает людей сходу, может даже и гипнотизирует, тут все методы хороши. В жизни всё гораздо сложнее, чем на арене, на арене баловство, игра, забава. А вот в жизни всё должно быть по настоящему Конечно сценический навык помогает в жизни, а иначе на кой лят нам нужно это искусство (я имею ввиду цирковое искусство) если от него нет никакой выгоды. Итак, выбрав жертву, Витька её несколько секунд изучает. Это, как правило, женщины, косвенные работники искусства. .
Ну, вот к примеру, какое отношение к искусству имеют дежурные по этажу, уборщицы, кастелянши, ну все те кто работает в цирковой гостинице ? Да и в самом цирке хватало женщин у кого можно попросить в долг. На эту роль хорошо подходили работницы буфетов, вот у них всегда были деньги. Только от продажи мороженого в вафельных стаканчиках, набиралось барышей мелочью не одна горсть серебряных монет. Мороженое стоит 18 копеек, а детишки держат в руках монетки по 20 копеек. Получив стаканчик, они, не дождавшись сдачу, тут же убегают, а очередь огромная, все спешат, торопятся, как на пожар бегут. Для Витьки этот контингент людей, бескрайний полигон для усовершенствования актёрских навыков. Он по своему богатому жизненному опыту хорошо знал, что человек не может не желать себе чуда.
Разве молоденькая продавщица мороженого не хочет чуда ? Или классическая буфетчица торгующая позавчерашними бутербродами и ржавыми котлетами, которые не ест даже наша вечно голодная цирковая собака,
Да ну что вы!… Все хотят чуда. И Витька, не отходя от прилавка, даёт им это чудо. Он берёт гвоздь, (мы уже
рассказывали об этом ) засовывает его в левое ухо и вынимает через правое. Эффект потрясающий, продавщица в изумлении открывает рот, несколько секунд стоит как завороженная, опомнившись кличет свою подругу. Вера ! Вер ! иди , посмотри ты такого никогда не видела. А откуда она могла такое увидеть, она, как и многие работающие в Перми, из области, вот после окончания средней школы в районном городишке Губахе или Чернушке приехали в областной центр. Ну и что ? а тут такое… Она пришла, увидела, рот раскрыла, а закрыть не может. Даже опытнейшая буфетчица, торгующая в розлив коньячком, сама сотни раз за вечер манипулирует тем, что не доливает по десять граммов на одно лицо, в граненый стаканчик, и та рот раскрыла. Понимает что это обман, сама этим занимается, но вот обман уж больно шибко красив, художественный обман, честное слово, но как хочется поверить, что это только чудо. Вот чудо и никакого обмана.
Конечно, на продаже мороженого много не наторгуешь, а вот там где коньячок идёт в розлив, грех обижаться.
Простит Господь, думает Витька, если и я их немного обману. Ну не настолько чтобы с сумой по миру пустить, а в меру, в меру.
Тут нет никакой трагедии, не разорю ведь. Прилипают деньги к рукам в торговле, ох как прилипают, вроде никого не обманывают, а без барышей домой не уходят. За день торговли любая из них обернётся, и с лихвой вернёт потерянное.
Но так Витька думал раньше, когда только начинал своё дело, успокаивал себя, потому как совесть не давала покоя. Теперь - то всё по-другому, берёшь в долг и не думаешь. Что нужно отдавать. Мысли мешают, он это хорошо знает по- своему сценическому опыту. Выходишь на арену, никаких волнений, никаких мыслей, что какой - то трюк не получиться.
Даже тогда, когда у него в зарядке, в ящике с двойным дном, задохнулась кошка, и он во время работы вытащил уже бездыханное тело, он и тут не растерялся, а сказал бросив её на обнажённые плечи своей ассистентке, - вот тебе на воротник-. Зал умирал со смеху, а ассистентка хоть и была девка не промах, огни и воды прошла, но и та не выдержала такого пассажа, возьми и упади в обморок.
Зрители подумали что это подстроено, что так и нужно по программе ( цирк ведь это ребята, цирк ).
Директор, за всю свою долгую жизнь в искусстве, такого смеха никогда не слышал. Смеялись так, что троим, стало плохо, ещё несколько человек были близки к такому же обмороку. А остальные зрители подумали, что это подстроили циркачи. И только уж потом, когда приехала скорая, все поняли, ничего это не подстроено. Врачи успокоили бедняжек, сказали, что от смеха ещё никто не умер, что смех наоборот продлевает жизнь человеку. Но толпа на то она и толпа, подумала, что их всё- таки разыграли и что скорая, это не скорая, а сами циркачи, взяли и переоделись в белые халаты (подсадка это, подсадка) кричали с задних рядов (цирк ведь это ребята, цирк )
За кулисами ассистентку, которая сама не промах и прошла огонь и воды, нашатырным спиртом на ватном тампоне не без труда но кое как, привели в чувство. И вот она выходит в манеж и видит ту самую кошку, которую Витька только что подарил ей на воротник, бросив небрежно на плечи. На её глазах кошка стала оживать, она потянулась, встала на ноги но не убегала, а стала пристально смотреть своими зелёными глазами на ассистентку. Та, от оживления кошки, пританцовывая как будто с ней ничего не случилось, стала отходить назад ( арена не любит статических положений ) снова упала, но не в обморок , а зацепившись высоким каблуком туфель о складку ковра. Толпа снова взорвалась от смеха
- Да подстроено всё это у них ! – кричали ребята с задних рядов – гипноз это, гипноз, они даже кошку и ту загипнотизировали! Циркачи всё это подстроили, циркачи ! мама родная это же нужно что творят !
Но и это не смутило Витьку, он и тут блестяще вывернулся из этой непростой ситуации.
Я бы не стал так уверенно рассказывать об этом артисте но что поделаешь, я всё это видел своими глазами
И Витька в очередной раз занял деньги, но главное впереди. Наверное всем будет интересно узнать, как нужно вести себя чтобы в очередной раз не отдавать долги.
Об этом вы узнаете в следующем рассказе.
Не отданные долги
Витька знал, что нехорошо не отдавать долги. Знать то знал, он и Пушкина всего наизусть знал, но знать это ещё не означает того что ты стал Пушкиным. Да ведь и человек родившись от греха, знает что умрёт, ну уж совсем глупо переживать по этому поводу. Ну и живи, коль живётся, не жди когда придёт судный день. От тебя тут ровным счётом ничего не зависит, смерть всё равно придёт.
Если мы живём и не паникуем, что можем умереть, так зачем паниковать, переживать и изводить себя преждевременно по таким пустякам как долги, ведь в жизни всё временно.
Вот он и решил для себя, что отдавать долги не будет, он сказал своей душе, видимо успокоив её тем, что долгов нет.
И вот тут возникает другой вопрос, и он шибко мучает – совестно. Конечно совестно, мы с этим согласны. Такое случается, редко, но случается. Вот рождаются люди совестливыми, как же они мучаются, что живут с бессовестными. Вот что нам посоветовать таким людям? Конечно, можно сказать, на бессовестных, не обращайте внимания. Так все советуют. Это неквалифицированный, примитивный совет. Чтобы человеку стало не совестно его надо обучить этому, неужели спросите вы, есть такие учебные заведения ? Конечно, есть, они всем известны, и даже каждый год набирают студентов для обучения. Так, где же эти учебные заведения. Да вот они : МХАТ, Щука, ГИТИС, ЩЕПКА, ВГИК, все театральные вузы страны. Актёры легко и даже охотно идут на это, на растление души человеческой (отсюда их забвение и одинокая старость ) и всё что с этим связано, но на узаконенное прикрытое волшебным словом – « ТЕАТР». Тут в этом деле, огромную роль играет режиссёр, «главный растлеватель душ человеческих»
Вот если он берёт на себя нравственную ответственность за актёра, тот такое может натворить…. Голым на сцену выбежать может без какой либо надобности. Как главный скажет, так он и сделает.
Театр не воспитывает, не учит нравственности. Театр, по своей природе безнравственен, вот почему актёры любят театр. Это, то место, где всем своим порокам, можно придать художественную форму, и не нести за это никакой ответственности, вот почему актёры даже умереть хотят на сцене.
Мы циркачи, умирать на арене не будем.
Так как же Витька не будет отдавать долги….
Всё чему учат актёра, в выше названных учебных заведениях, Витька не учась освоил в совершенстве. Витька играл, играл виртуозно. Бессовестность, то есть отсутствие совести, было у него врождённым.
Когда Витька с серебряным рублём начинает манипулировать, все буфетчицы в полной эйфории, они никак не могут понять, куда девается в его руках рубль, а вот куда исчезает свой рубль , знают хорошо. Вот прижми любую, застань на месте, да хоть за рукав поймай, ни одна не сознается, потому как дело свято. Ну, кто же на себя будет наговаривать.
Все буфетчицы утверждают, что торгуют честно. Знаем мы это честно… Грешат буфетчицы, грешат…. Вот и Витька грешит, когда не отдаёт долги нечестно наторгованным буфетчицам. То, что у Витьки нет совести, тут мы ему не судьи, да и буфетчиц оговаривать не наше дело. Взяв в долг на два три дня, Витька в залог оставляет «честное слово». А это сами понимаете, такой товар , что не имеет никакой цены, не в том смысле что бесценен, а в том что ничего не стоит. Ну слово есть слово, что тут мудрствовать.
Прошла неделя, ему напоминают о долге. Он, улыбаясь, говорит – как же помню, помню, три рубля.
- Какие три – недоумевает буфетчица – ты у меня брал десятку. –
- Разве ? – и Витька делает придурковатым выражение лица – я же хорошо помню, что была трёшка, я ещё развернул её а уголок от розлива вина подмочен, ну я и вытер её о пиджак и положил в боковой карман. Зелёного цвета почти новая, хрустящая, я ещё подумал, кто - то зарплату получил новенькими купюрами, вот расплатился.
Меня поразило, что Витька помнит такие подробности, такие мельчайшие детали не столь важные в этом деле, но почему то не помнит главного, какого достоинства была купюра.
Памятью Витька обладал абсолютной ( как великий музыкант )., ему важно было сейчас запутать буфетчицу, сбить её с толку и непременно уменьшить сумму долга. Имея ежедневный навар от десяти до двенадцати рублей в вечер, она не ценит так рубль, как его ценит Витька.
Если хочешь извлекать выгоду, то научись извлекать её даже из воздуха, говорил мне Витька.
Он мне посоветовал и (был прав ), когда просмотрев мою работу сказал – то что ты делаешь, все это разложи на два номера, не девальвируй своего искусства. Он был прав, те же слова мне сказал, нар. арт. СССР В. Волжанский – гений циркового искусства. Но вернёмся к Витьке.
Есть такая народная мудрость:
Сколько верёвочка не вьётся, а кончик бывает. Вот и Витьку как матёрого волка обложили флажками и гонят на кредиторов. С Витьки требуют долги.
-О тдай, говорят буфетчицы и девочки торгующие мороженым, - умеешь брать, умей и отдавать.
Если отдавать долги, то встаёт главный вопрос , зачем их брать. Какая в том выгода, какой прок. Он хорошо понимал, иметь достаток, и сохранить душу в чистоте невозможно, надо чем- то жертвовать. Было мучительно тяжело, нужда так подступала к горлу , хоть в петлю лезь. И он решил, что нужно потерять совесть, не на всегда, на время убеждал он себя, на трудные времена, вот полегчает и всё, тогда и вернусь на праведный путь. Но так в жизни не бывает, да и лёгкие времена не наступали.
Вот так и получилось, хотел на время, а вышло навсегда.
финал
Всему приходит конец.
Вот и Витькино время пришло. Настал час расплаты по долгам. Хоть Витька и матёрый зверь, каждый шорох слышит, каждый запах улавливает. Но и матёрый зверь попадается, не потому что где то просчитался, а потому что, уж больно много на него силков поставлено.
Девочки, работающие на мороженом, молча, вопрошают, а вот буфетчицы так - те стыдят.
Стыдить Витьку – что решетом воду черпать, нет у Витьки стыда, с детства такого товара не имел, но что - то необъяснимое, доброе, человеческое, в нём осталось.
- Как тебе не стыдно – снова в который раз возвращают Витьку к вопросам совести, буфетчицы.
- А вам? – встречным вопросом отражает нападение Витька.
- Нам то за что – недоумевают буфетчицы, - мы что ком у то должны и не отдаём ?
- Ну вы же не доливаете !
- Это кому мы не доливаем ?
- Всем !
- Так уж всем, тебе- то чего….
- А то, вам, видите ли, не стыдно, а меня стыдите.
- Нам- то от чего стыдиться, в наш адрес жалобы не поступают.
- Есть жалобы! – как топором рубанул Витька.
- Где? – удивляются буфетчицы и разводят руками.
- А вон жалобная книга – и Витька указывает где – сейчас напишу, и попробуйте только не дать. Всё расскажу администратору. За такие штучки по головке не погладят. Сейчас с недовесами, недоливами, обсчётами такая борьба ведётся по всей стране, мало не покажется. Вон в Москве директора « елисеевского» магазина повязали и тоже ни за что. Идёт суд ему вышак светит. А он что пол магазина украл ?... Да нет, всё вроде по мелочам, а вон сколько набежало, совковой лопатой не разгрести. У нас ведь всё так, я не обманываю, не обвешиваю, а у самих все зубы золотые, и напоказ, как на воровской сходке. Да и духами от вас дорогими тянет. Я что не разбираюсь в парфюмерии, никак « Шанель номер пять» Они во Франции и то престижными считаются. Ни от каждой парижанки такой дух идёт. Как никак, а уж « Красную Москву» от французских отличить могу. Даже знаю, у кого вы их купили. Хотите, скажу ?.. А,а,а, вот вы уже и задумались. Не всё так чисто в вашей торговле, как вы тут мне рисуете картину маслом
Витька гипнотизировал и уже начал, как удав заглатывать первую жертву, но одна из них ещё сопротивлялась, она ещё раз попыталась пристыдить Витьку и повернула оглобли в сторону нравственного воспитания.
- Это за всё то хорошее что мы для тебя сделали, ты напишешь в жалобную книгу ?...
- Нет, писать не буду, это криминал и вас посадят, а я этого не хочу. У вас как - никак, тоже семья, дети, и всё такое прочее.
Я не хочу брать грех на душу. Вы что думаете, мне вас не жалко ?... Ещё как жалко. Но вы же не доливаете…
С пива и то вон какие барыши… А тут коньяк… С коньяка то больше выходит, ну и спишите мне долги с барышей , не с зарплаты – же ? Для вас это семечки.
- Девки ! – обращается к своим коллегам блондинка – у меня что с головой не всё в порядке ? Вы только послушайте что этот аферист плетёт.-
- Да я аферист, уважаемые женщины, пусть я буду аферистом, не обижаюсь, но не вор и не разбойник. Ну а кто же вы, в таком случае коль не доливаете?. Ангелы да?… Ну, хорошо, я согласен на бартер – снова начинает путать буфетчиц Витька.
- На какой такой бартер – не унимается блондинка, и её большие серые глаза становятся ещё больше – у тебя же ничего нет кроме того что на тебе. У тебя что есть недвижимость ?
- Да верно у меня ничего нет, всё что есть, всё на мне. А откуда у меня недвижимость ? Я же не ворую. Я честный человек.
- Ты честный человек ? – изумляется блондинка, да ты безбожник и нет на тебе креста.
- Это я то безбожник ! и Витька лезет за пазуху достаёт небольшой оловянный крестик на крепкой суровой нитке, целует его и приговаривает – это я- то безбожник. Да какой же я безбожник, коль я с этим крестиком не расстаюсь. Вот он, вот мой Бог, мой спаситель. А теперь вы покажите своего бога. Вон, какие цепи на вашей груди, словно танковые траки да не по одной по две три, а вот Господу, места на вашей груди не нашлось. Ну где ваш спаситель ? Ну , покажите? Вот видите , и нет. Да и пальцы у вас все в золоте, Вон и серьги в ушах с бриллиантом, я что, в ювелирных изделиях не разбираюсь А на моих пальцах одни мозоли. Да я аферист, но я не ворую мне, нечего воровать.
Я работник искусства, униженный , оскорбленный, и обворованный своим же государством, а конкретно « Союзгосцирком». Цирк приносит фантастический доход нашему государству, а его артисты живут в нищете. Но я в распределении денежных средств не участвую. Я циркач и к тому же аферист, вы сказали, но дорогие мои, я себя не оправдываю, но не вор и не насильник. Насколько могу, стараюсь быть человеком. Где то не получилось, не спорю, виноват. Но есть тысячи причин, по которым я не смог стать достойным для вас человеком, да и кто в этом жестоком мире достойный. Может тот кто пообещал нам светлое будущее, разве он не аферист ? Тогда кто же он ?...
Да мы все грешны, одни больше другие меньше, давайте поможем друг другу в спасении души человеческой. Трудно это, конечно трудно, но пока есть надежда, всё можно изменить. Вот и спишите мои долги, из барышей то можно, всё не так накладно. Вы коньячок в какую посуду наливаете ? Правильно, в гранёные стаканчики, а должны ?... Вы это лучше меня знаете в какие должны, у вас есть специальные фужеры, в них недолив сразу виден. А в гранёных в виду этих проклятых граней происходит искажение в вашу пользу. Недолив незаметен. А это грубейшее нарушение в торговле, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот вы плеснули ненароком в такой стаканчик вместо ста , восемьдесят граммов, пока он плещется, коньячок то в в просторной посуде, определить недолив почти невозможно. Да, толпа напирает, все торопятся, все хотят побыстрее, это тоже вам в плюс. Да два столика, и те вечно заняты, вот и пьют, не отходя от прилавка. Заплатили за сто, а пьют по восемьдесят, уж сотню другую за вечер вы легко пропустите, а когда три спектакля ? Не трудно подсчитать барыши то. Арифметика для школьника начальных классов, Что не так ? скажете, вру ? А теперь слушайте дальше. На закусь вы что даёте клиенту ? Конфету, ну конечно конфету, а то чем же коньяк осаждают, не огурчиком же. Коньяк не водка скажете вы и будете правы. Конфета стоит 18 копеек, но вы же сдачу не даёте. Мелочёвка, две копейки, а триста спартанцев пройдут вот вам шесть рублей, столько в день получает простой инженер на заводе.
Я всё вижу, но молчу. Вам ведь тоже жить надо, у вас семья дети и всё такое прочее…
Я вас понимаю, но и вы поймите меня, если бы я был последним отпетым негодяем, то не стоял бы сейчас перед вами, а тихонечко смылся на вокзал и, нет меня. Как человек я не без недостатков, но как артист я, что- то стою. Я с детства мечтал приносить людям радость. Но так сложилась моя жизнь, я почти не помню своих родителей, я детдомовский. Вот у вас у всех есть дети, знаю, видел, обращаясь к блондинке, продолжал Витька – на днях к вам приходили детки. Мальчик и девочка, я стоял вот тут за колонной и тихо плакал. Да, да, я действительно плакал, глядя на эту красоту. Модно, и со вкусом одеты. Радовалась моя душа за вас, и обливалась кровью за самого себя. В детстве я носил только униформу. Свою мать я видел только однажды, вот и сейчас она стоит перед моими глазами, молодая, красивая. Я помню, как она прощалась со мной и её слова – « я обязательно вернусь за тобой сынок, и мы будем жить вместе» Больше я её никогда не видел.
А вот теперь финал будет, так сказать заключительная ярчайшая часть моего выступления перед вами. «Мне бы только до тридцати лет дотянуть, а там – кубок об пол»
Так устами своего героя сказал Ф. М, Достоевский, слушайте и не перебивайте. Ох как я сейчас скажу ! Крепко скажу. Может в чём- то повторюсь, но это от избытка чувств. Давно мечтал, душа томилась, да не был представлен случай. Теперь он здесь. Вот он у меня в руках, вечный и самый главный жизненный вопрос, вечный денежный и неразрешимый. Сколько прекрасных слов человечеством выброшено на ветер, и всё потому что не хватает духа сказать правду Ну до чего же сложен и труден этот венец божественного творения. Казалось бы всю жизнь изучаешь его, думаешь всё познал, ан нет, это только иллюзия, мираж не более того. Конечно , хочется совершенства, любви и гармонии в человеческих отношениях. Каждую маленькую деточку хочется погладить по головке и утешить ради Господа нашего. Каждого взрослого хочется обнять и сказать, прости брат за черствость, грубость и равнодушие. Век наш короток, не оскверняй плоть земными страстями, а что делаем мы, забыв заповеди Господа, грешим против истины. О душе надо думать о душе Глядя на нас, другие люди должны видеть, что внутри нас сияет свет им дотоле неведомый, Христос сам говорит нам, что он пришёл не для того, чтобы ему служили, а чтобы послужить, и нас он послал в этот мир с той же целью : обновлять его, быть вестником Царства Божия и вечной жизни.
Витька говорил и говорил.
Блондинка – буфетчица с большим стажем работы в торговле, тут же на глазах стала преображаться. Было видно, как её мучает совесть. Девочки, торгующие мороженым, с глубоким покаянием в сердце смотрели на Витьку, прижав к груди дрожащие ладони бледных рук. Толпа торговых работников обмякла, стала податливой как воск, настал момент, нужно добиться списания долгов, говорил его внутренний голос. Дело идет к финалу, они ещё не знают, какой сюрприз им приготовил Витька, непревзойдённый мастер в искусстве манипуляции.
А теперь уважаемые дамы, и не присутствующие господа, вот мой финал, так сказать последнее моё действие.
Я итак сказал больше положенного, Витька снял куртку, принял устойчивое положение ног, как это делают боксёры перед поединком. А теперь, бейте меня, бейте сироту Витю Третьякова, бейте артиста оригинального жанра, бейте и не жалейте. Помните что я только что сказал :душу мою вы повредить не сможете, она принадлежит Господу. Душа в своих помыслах чище плоти, а вот плоть заслуживает кнута. Бейте ! только не ломайте рук, не лишайте меня куска хлеба. Руки- моя профессия. Бейте по лицу, бейте по голове, коль заслужил так бейте. Но прежде подумайте, так ли вы сами безгрешны, чтобы судить грешника. В божием писании сказано : « не судите, да не судимы будете». Я любую обиду, любую боль стерплю. Мне не себя жаль, мне душу мою загубленную жаль, Бейте, пострадать хочу.
За что бить- то ? проходя мимо спросила буфетчица с левого крыла , громадной стойки.
Разве человека бьют за что то, чаще ни за что – сказал Витька. И буфетчица, ещё та хабалка , саданула Витьке по лицу дамской сумочкой. Тонкой струйкой потекла кровь по бледному, уставшему Витькиному лицу. Кто ещё ? прошу вас, бейте, бейте, я виноват бейте.
Может Витька действительно искренне каялся, мы тут ему не судьи. Финал действительно стал неожиданным, и до глубины души потрясающим. Витька понимал, долги ему спишут. Конечно, с барышей это сделать проще, вот из честно заработанных , трудновато, но тут такого контингента лиц и в помине нет. И вот дело пошло, и хорошо пошло, чего Витька в своём сценарии и близко не предусмотрел. Из практики мы знаем, что жизнь не укладывается даже в самые хорошо продуманные сценарии, она в сотни раз сложнее, неожиданнее и многообразнее, чем та , которая изложена на тетрадных листиках.
Вдруг блондинка - буфетчица бросилась к Витьке со словами:
- Прости нас Витька ! прости за то что мы искушали тебя нечестно наторгованным, ты правду сказал, истинную правду.
- Девки ? – обратилась она к своим подругам,- несите всё что у нас там есть, а сама принялась обрабатывать его рану на левой щеке.
Витьке наложили целую сумку из того что осталось, из того что не могли унести домой.
Вот тебе Витька на дорогу. Там были бутерброды с колбасой, с сыром, десятка два котлет, шоколадные конфеты, торт, и две бутылки сухого вина.
Все женщины, обнимая Витьку как родного брата, желали ему здоровья и творческих успехов. На следующий день утром, Витька выехал в Москву фирменным поездом « КАМА «.
Так закончились его гастроли в Пермском цирке.
Постскриптум
Впечатление которое произвёл Витька на буфетчиц и девушек , торгующих мороженым было потрясающе – ошеломляющим и, не укладывалось в ум простого человека. После отъезда о нём говорили каждый день, наделяли его достоинствами, которых даже по его личному мнению, у него никогда не было. Но то, что он талантлив, с тем и мы готовы согласиться. Правда талант не всегда работает на государство, так ведь и государство никогда не работает на талант.
Ему бы на высоких должностях работать, а он по злой иронии судьбы в циркачах служит.
Они даже видать по наивности, дали слово друг другу, что не будут больше обманывать покупателей, не будут недоливать коньяк, будут сдавать сдачу по две копейки с каждой проданной конфетки. Прав был Витька ( рассуждали они ), и поделом нам, когда сказал, не в ту посуду коньячок разливаете. Коньяк не водка, как никак а благородный напиток, а мы всё туда же, в гранёные стаканчики .Наша задача не спаивать народ, а прививать культуру в употреблении спиртосодержащих напитков. Они были согласны жить честно, и убеждали себя что это возможно. Пусть там в Европе, на диком западе обманывают своих людей, жаждущие наживы проклятые капиталисты, а мы простые труженики торговли в стране развитого Социализма, никогда не будем обманывать скромного труженика, строителя новой жизни. Конечно, нужно приложить немалые усилия, чтобы улучшить жизнь, а то всё топчемся на месте, пора бы уж, сколько можно. Как будет здорово, когда все станут честными. Они чуть не плакали, прощаясь с той, не плохо обеспеченной жизнью.
Трудновато будет, но когда то же надо начинать жить по-новому.
Но человек по своей природе, слаб, порочен, неблагодарен и бунтарь.
Они не учли главного; они же не в один день стали такими, их тоже вначале мучила совесть, они тоже, когда то сдавали сдачу по две копейки, и коньяк наливали по сто, а не по восемьдесят граммов. Торговали честно, но и навару не было. А как быть с непредвиденными расходами, что из своего кармана ? Так это работать себе в убыток. Конечно, нужно торговать умно, не воровать, а с каждого по чуть-чуть. Вот так постепенно и успокоили свою душу. Всё бы хорошо, да тут как назло появился Витька и пробудил их совесть. Что же теперь, рассуждали они, и от такси отказаться надо ?
Ну, ничего – сказала одна из них - меньше продуктов будем уносить домой, можно и общественным транспортом, а то уж совсем избаловались.
Ну что девчонки, решили жить по-другому ?!
- Решили ! - дружно ответили все.
Но они опять забыли, что к хорошей жизни человек привыкает легко, а вот к трудной жизни идёт через тернии и не одним поколением. Пока не было торговли по причине смены программы, всё шло хорошо.
Премьера приближалась. Вино, коньяк, шампанское, коробки с печеньем, с колбасой, с сыром, завозили целыми машинами, в буфете было всё что душе угодно. От такого изобилия продуктов, кружилась голова, и я подумал, это какую же надо иметь, силу воли, чистоту души, сердца, чтобы не поддаться искушению. Да нет, наверное, я один такой грешный, коль соблазнился на это изобилие, другие лучше меня , чище благороднее, а я отпетый негодяй, и мысли у меня скверные.
И вот премьера, и вот пошла торговля. В цирке аншлаг, народу туча. Все в буфет все голодные, сок сотнями стаканов, уже разбавлен. уже разлит, уже стоит в три этажа на подносах. Бери, плати, пей, радуйся. Детки бегут к мороженому, а их родители к напиткам покрепче. Торговля шла как обычно. Коньяк не доливали, с конфет и мороженого сдачу не давали. Голова не думала, руки работали автоматом. Как циркач, который отходит с подкидной доски, он никогда не думает, всё работает в автоматическом режиме. Уже потом, когда наторговались, упаковались, когда нагруженные вывались на свежий воздух, когда вызвали такси, чтобы увезти всё домой, вдруг вспомнили о чём они говорили накануне.
- Да ладно девки – сказала одна из них, махнув рукой, - сегодня премьера, с завтрашнего дня и начнём….
Из книги Паяцы Владимира Фалина
оставить комментарий