В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Гастроли советского цирка на Кубе

Группа артистов советского цирка побывала на гастролях на Кубе. Это не первая уже поездка наших мастеров арены на остров Свободы. И неизменно искусство советских артистов цирка встречает самый горячий прием у кубинцев.

Корреспондент журнала А. Гурович попросил поделиться впечатлениями об этой поездке заслуженного артиста РСФСР Виктора Тихонова, на долю аттракциона которого выпал наибольший успех.

Мы, артисты цирка, привыкли к постоянным переездам, к бесконечной дороге и смене впечатлений. Это наша жизнь. Привыкли и к зарубежным поездкам. Они ведь на той же ленте нашей дороги. И все-таки, как бы прочен ни был у тебя успех дома, на родине, перед каждой зарубежной поездкой волнуешься. Потому что зарубежные гастроли — еще один экзамен на творческую и политическую зрелость. Ведь ты не просто заезжий гастролер без роду и племени, в представляешь искусство страны с таким громадным международным авторитетом и к тебе, не только к твоему мастерству, а именно к тебе самому, особый интерес.

Если кому-либо из молодых артистов, еще не бывавших за рубежом, все сказанное покажется преувеличением, то, отправившись на гастроли, он очень скоро убедится в правоте моих слов на собственном опыте.

Всякая зарубежная поездка интересна, по-своему замечательна. Никакие книги и фильмы, никакие рассказы очевидцев, конечно, не заменят непосредственного знакомства со страной. Но мы, артисты цирка, едем за границу не как туристы. Мы едем работать, а потому наши впечатления и ощущения от страны бывают иными, нежели те, что выносятся за недельное или двухнедельное туристское ознакомление. Нам больше помнятся не достопримечательности и особенности быта страны, хотя и нам это так же интересно, как и всем другим, а та атмосфера, в которой работалось, тот творческий контакт, который возник у нас со зрителем.

Детали быта, достопримечательности постепенно тускнеют в памяти. А вот человеческое участие, интерес к тому, что ты делаешь, радость, приносимая твоим трудом, творчеством,— это незабываемо, нить живого чувства не обрывается. Это становится памятью сердца.

И мне думается, что сравнительно недавняя поездка на Кубу и через годы будет помниться ее участниками среди других интересных и значительных гастролей как одна из самых дорогих сердцу.

Расхожая фраза о том, что в стране «больше всего понравились люди», не банальна по своему существу. Ведь именно люди, их образ жизни, их обычаи и взгляды, их стремления и надежды откладывают особый, неповторимый отпечаток на весь облик страны. Артисты цирка обычно эту .тривиальную фразу, повторяю, фразу, но не чувство и мысль, передают по-своему: «Мы там здорово прошли!» И это значит—не просто был успех, а протянулась та живая, трепетная нить, что соединяет сердца людей разных стран и континентов, рождает взаимопонимание и дружбу.

Я рад, что могу сказать: «Мы здорово прошли на Кубе!». Тот отклик, который вызвало наше искусство у кубинцев, те дружеские чувства, которые они проявляли к нам, советским артистам, причем не только на представлениях, но и повсюду, где бы мы ни появлялись, наполняли нас гордостью за свою страну.

За три с половиной месяца во многих городах Кубы представления советского цирка посмотрело около двух
миллионов зрителей. Это по официальной статистике. На самом же деле тех, кто видел наш цирк (во всяком случае, часть представлений), было больше. Почему статистика разошлась с реальным положением вещей, я расскажу несколько ниже. А сейчас — о необычайной атмосфере и обстоятельствах, в которых проходил каждый спектакль.

В Гаване мы работали во Дворце спорта, имеющем четырнадцать тысяч мест. Но и этот огромный зал не мог вместить всех желающих попасть на наше представление, хотя переполнялся каждый вечер до семнадцати тысяч. А вокруг Дворца стояли тысячи людей, завидуя тем, у кого есть билет и кто попал в цирк. Стояли все представления напролет, чтобы потом расспросить видевших.

У кубинцев очень популярен бейсбол, в такой же степени, как у нас, например, хоккей. И собирает бейсбол полные стадионы. Когда мы приехали, спортивный сезон был в полном разгаре. И получалось:, у нас — спектакль, а на стадионе — матч. И какой! Гавана — Сантьяго! Это равносильно хоккейному поединку, скажем, ЦСКА — «Спартак». Но стоят у цирка тысячи людей без билетов и не идут на стадион! Стоят, повторяю, все представление напролет у стен цирка. Настроение этих людей в какой-то мере выразил, пожалуй, подросток, сказавший корреспонденту одной из кубинских газет: «Пока в Гаване советский цирк, бейсбол для меня не существует».

Какой статистикой учесть этих наших заочных и тем не менее таких преданных почитателей! Проходя в цирк сквозь толпу, я всякий раз прихватывал с собой какого-нибудь мальчишку, говорившего: «Но песо, но билетико», или терпеливо стоящую старушку. Цирк хотели видеть все, действительно — и стар и млад. Но что стоила эта моя благотворительность? Капля в океане. Однако когда, закончив выступать в Гаване, мы отправились гастролировать по другим городам Кубы, то стали работать в шапито. И вот во втором отделении, после того как ставили клетку для моего аттракциона, я давал указания снять фартук шапито, так что все стоящие у цирка без билета могли видеть часть представления.

Да и как было не сделать все возможное, чтобы ответить на те горячие чувства, которые кубинцы проявляли к советским артистам. Куда бы мы ни приезжали, нас встречало население от мала до велика, повсюду слышалось: «Вива Куба! Вива Советико!» И в воздухе мелькали бесчисленные советские и кубинские флажки, они были в руках каждого человека.

Из города в город мы передвигались обычно на машинах. По пути из Сантьяго в Ольгин нам пришлось проезжать мимо плантации сахарного тростника. Узнав, что мы советские артисты, кубинцы остановили работу, устроили нам овацию и пожелали познакомиться с нами. Они почистили тростник и дали нам пожевать, показали, как надо его рубить мачете — кривым и тяжелым ножом,— предложили попробовать самим, что мы с удовольствием и сделали. А наших девушек кубинцы галантно сажали на лошадей и возили по плантации. Наконец, мы все вместе сфотографировались.

Кстати, нам довелось побывать на лучшем заводе по переработке сахарного тростника, где нас встречали так же радушно, как и везде. Когда мы покидали территорию завода, был включен прощальный гудок. Здесь в который раз подтвердилось, -как высоко котировался советский цирк: только сто билетов на наше представление было выделено в качестве большого поощрения ударникам этого передового предприятия.

Кубинцы предоставили нам широкую возможность познакомиться с разными сторонами жизни страны. В Гаване мы посетили прекрасную школу-десятилетку имени В. И. Ленина. Это интернат, где ребята учатся и работают, на плантациях они выращивают фруктовые деревья. Были мы и в школе имени Юрия Гагарина. Вообще на Кубе уделяют большое внимание образованию молодежи, воспитанию малышей. В городе Матанзес нас как почетных гостей пригласили на открытие чудесного детского сада «Юные друзья Советского Союза». Это современное здание со всевозможными службами, комнатами для игр и труда, бассейном, душевыми и т. п. Открытие вылилось в праздник с массовым митингом, на котором говорили взрослые, а сами пяти-шестилетиие ребятишки продемонстрировали вольные упражнения с кольцами и другими спортивными снарядами.

С шефскими концертами и просто в качестве экскурсантов мы побывали на многих предприятиях и а памятных, дорогих для кубинцев местах. Интересной была поездка в экспериментальное животноводческое хозяйство, которым руководит старший брат Фиделя Кастро — Рамон Кастро. В этом образцовом хозяйстве успешно проводят акклиматизацию животных, удачно скрещивают канадских коров с зебу, получая отличное мясо и молоко. Здесь мы прямо под открытым небом дали один иа своих выездных шефских концертов. Я рассказал о советском цирке, о дрессировке, Ю. Куклачев развлекал собравшихся клоунскими репризами, Н. Ермаков выступил с собачками, А. Клевцова и П. Коновалов продемонстрировали акробатический этюд, а В. Коренюк, укрепив проволоку за пальмы, показала свое искусство эквилибристики.

Побывали мы и на вилле Хемингуэя, в домике Капабланки. И в таких экзотических местах, как, например, индейская деревня Гуама — этнографический памятник

Здесь мы прямо под открытым небом дали один иа своих выездных шефских концертов. Я рассказал о советском цирке, о дрессировке, Ю. Куклачев развлекал собравшихся клоунскими репризами, Н. Ермаков выступил с собачками, А. Клевцова и П. Коновалов продемонстрировали акробатический этюд, а В. Коренюк, укрепив проволоку за пальмы, показала свое искусство эквилибристики.

Побывали мы и иа вилле Хемингуэя, в домике Капабланки. И в таких экзотических местах, как, например, индейская деревня Гуама — этнографический памятник прошлого. Сооруженные вигвамы, искусно выточенные из дерева в полный рост фигуры индейцев — все как было когда-то. Сейчас здесь, в этих вигвамах, — мотель для туристов. Пригласили нас и в крокодилий питомник. Надо сказать, что экспорт кожи крокодилов — один из источников национального дохода.

Но с особым чувством ездили мы в горы Сьерра-Маэстра, в те памятные места, которые справедливо называют колыбелью кубинской революции.

А в Плайя-Хироне, 'там, где кубинцы героически защищали уже завоеванную свободу, мы получили бесценный подарок — шкатулку с землей, политой кровью бойцов революции, и обойму стреляных гильз. Вообще в Плайя-Хироне нас встречали с исключительной теплотой. Пионеры приготовили программу цирка. Висел плакат «Кубинский цирк приветствует цирк Советико». Вначале ребята продемонстрировали групповые акробатические упражнения, а затем стали имитировать цирковые номера. Положив иа пол веревочку, девочка, держа равновесие, осторожно шла по ней, как по проволоке. Укротитель строго обращался со своими тиграми, которых добросовестно играли ребята в масках. В этом цирке было даже два клоуна, немилосердно раздававших друг другу «апачи» — шлепки. А в финале ребята исполнили национальные кубинские танцы. И так приятно было смотреть на этих счастливых детей в красных пилотках и синих галстуках.

Примеры внимания и истинно дружеского расположения к нам можно было бы приводить и приводить, потому что проявлялось это буквально на каждом шагу.

Город Ольгин, вечер, мы только что вернулись после представления в отель. И вдруг под окнами дружное: «Вива Советико!» Выходим на балкон — идут студенты, подняв лица, улыбаются, размахивают советскими и кубинскими флажками.

Еще вечер в отеле после спектакля. Но это уже Сантьяго. У дверей моего номера возникает мелодия бесконечно родных «Подмосковных вечеров». Открываю дверь — улыбаясь, играет скрипач. Затем, слегка поклонившись, удаляется, продолжая играть.

И теперь, когда я вспоминаю Кубу, прежде всего вижу дружеские лица.

Наши гастроли не первые. Советский цирк уже бывал на острове Свободы. И мне рассказывали ответственные руководители, что до приезда советских мастеров арены национальному цирку не уделялось должного внимания. Теперь же поняли, воочию убедились, какое это прекрасное и нужное искусство. С помощью советских специалистов создается школа, где будут готовить цирковых артистов. А труппа способных ребят поедет учиться в Москву. Да и мы во время гастролей старались помочь, чем могли, нашим кубинским коллегам, стремились передать свой опыт. Так, например, научили их быстро ставить шапито. А часть кубинских артистов, чтобы глубже постичь цирковую премудрость, стояла у нас в униформе, ассистировала в номерах, старалась вникнуть в каждую деталь. Ибо в цирке, как известно, мелочей нет.

НаДо ли говорить о значении такой творческой дружбы? Да, нам, артистам советского цирка, дано счастье испытывать дружбу, которая соединяет сердца людей через моря и океаны.

ВЙКТОР ТИХОНОВ, заслуженный артист РСФСР

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100