В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Где музыкальные акробаты

Совмещение музыкального исполнения с элементами акробатики или эквилибри­стики всегда пользуется ус­пехом у зрителей.

Этот жанр очень эффектен, но в то же время и очень труден. Действительно, надо профессионально владеть музыкальными инструментами и при этом быть акробатом высокой квалификации. Представьте: партнеры исполняют трюк — голова в голову. Верхний по­терял равновесие... Усилие воли, еле заметное движение — равновесие восстановлено. Но если артист в это время играет на трубе, то равнове­сие терять просто нельзя — чуть на­рушено дыхание, и фальшивая нота. Любители цирка старшего поко­ления помнят выступления музы­кальных акробатов. Но часто их но­мера выглядели так: вначале исполнители играли на саксофоне, аккор­деоне или гитаре, потом отдавали инструменты униформистам и пере­ходили к исполнению партерной акробатики.

Лишь немногие артисты включа­ли в свои номера трюки, где акро­батика или эквилибр органически со­четались с игрой на музыкальных инструментах. В 20-х годах с таким номером выступали артисты цирка Аристарховы. Верхний (X. Мусин), стоя голова в голову, играл на кон­цертино, а нижний (Н. Аристархов) аккомпанировал ему на баяне. Инте­ресный номер «Песня без слов» с тремя концертино был сделан в 30-х годах на ленинградской эстраде братьями Леонидом, Александром и Дмитрием Маслюковыми. Номер имел неизменный успех. Позднее в него входили Тамара Птицына, Лео­нид и Александр Маслюковы. В цир­ке музыкальные эксцентрики А. Му­ратова и Ю. Толкачев заканчивали свое выступление следующим трю­ком: Толкачев играл одной рукой на флексотоне, другой держал перш, на котором партнерша исполняла мелодию на монетах.

Стремясь сделать свои выступле­ния ярче, интереснее, и другие ар­тисты успешно сочетали элементы музыки и акробатики. Перед Отече­ственной войной появились номера, в которых музыка и трюки акробати­ки и эквилибристики органически были связаны между собой. Один из лучших таких номеров «Выходной день в парке» — артистов Кухарж-Кох и Попазова. Чтобы дать представ­ление о нем, упомянем несколько трюков. Попазов шел по забору из колышков, в руках — концертино, на голове — партнерша с саксофоном,.. Или стоял на двух табуретках, нижняя из которых упиралась двумя ножка­ми на колышки забора, на его голо­ве — партнерша, оба исполняли ме­лодию. Автором этих строк был подго­товлен в свое время номер — «Му­зыкальный баланс». В нем соедини­лись трюки баланса с игрой на разных инструментах. Может быть, хотя бы перечисление их представит интерес.

Музыкальные акробаты под руководством З. ГуревичаМузыкальные акробаты под руководством З. Гуревича

Стоя на одной руке, я играл на флексотоне, оформленном, как зер­кало. На вольностоящей лестнице играл на саксофоне мелодию, кото­рую начинала партнерша (Вера Купреянова), ударяя по ступенькам лестницы, звучащим как металло­фон. Уход был сделан таким обра­зом: на коротком шесте крепился односторонний барабан с тарелками, стоя на подножках шеста, я прыгал на нем за кулисы и в это время бил в барабан в ритме финальной музыки.

Удачный музыкально-акробатиче­ский номер создал с группой арти­стов Зиновий Гуревич. Они сумели связать исполнение мелодии на му­зыкальных инструментах с трюками партерной акробатики и с эквили­бристикой на ножных першах и вольностоящих лесницах. Все исполня­лось в быстром, бодром темпе. Осо­бую прелесть выступлению придава­ли хорошие вокальные данные Морис Ротберт. Этот номер пользовался успехом у советских зрителей и за рубежом. Названные номера вносили нечто оригинальное, необычное в жанры акробатики и музыкальной эксцент­рики. Мною перечислены если не все то большинство артистов, выступавших в жанре музыкальной акробатики. К сожалению, современный зритель не увидит эти номера. А жаль! На наш взгляд, этот интересный жанр мог бы получить широкое распространение, у него огромные возможности.

В 1964 году закончился Всесоюз­ный смотр циркового искусства. Сре­ди его лауреатов и дипломантов мы не найдем музыкальных акробатов. Это вызывает тревогу. Значит, в интересном жанре не создано ничего но­вого, яркого. И тут невольно вспоми­наешь о Государственном училище циркового и эстрадного искусства. За годы учебы студенты имеют воз­можность серьезно совершенство­ваться в музыке и в акробатике. Училище располагает хорошими пе­дагогическими и режиссерскими кадрами. Следовательно, здесь есть все возможности готовить музыкаль­ных акробатов. Это подтверждает та­кой факт. В 1962 году из училища был выпущен хороший номер арти­стов Баранка и Архипцева. Молодые артисты освоили ряд сложных трю­ков. Достаточно напомнить хотя бы финальный: верхний играет на трубе, стоя правой рукой на голове нижне­го, тоже играющего на трубе. В этом положении артисты проходят через манеж. Начало хорошее. Пусть любителей цирка порадуют и другие выпускники!

Хочется верить, что на аренах страны появятся интересные номера музыкальных акробатов.
 

А. КУПРЕЯНОВ

Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

почистить кондиционер Москва