Где музыкальные акробаты
Совмещение музыкального исполнения с элементами акробатики или эквилибристики всегда пользуется успехом у зрителей.
Этот жанр очень эффектен, но в то же время и очень труден. Действительно, надо профессионально владеть музыкальными инструментами и при этом быть акробатом высокой квалификации. Представьте: партнеры исполняют трюк — голова в голову. Верхний потерял равновесие... Усилие воли, еле заметное движение — равновесие восстановлено. Но если артист в это время играет на трубе, то равновесие терять просто нельзя — чуть нарушено дыхание, и фальшивая нота. Любители цирка старшего поколения помнят выступления музыкальных акробатов. Но часто их номера выглядели так: вначале исполнители играли на саксофоне, аккордеоне или гитаре, потом отдавали инструменты униформистам и переходили к исполнению партерной акробатики.
Лишь немногие артисты включали в свои номера трюки, где акробатика или эквилибр органически сочетались с игрой на музыкальных инструментах. В 20-х годах с таким номером выступали артисты цирка Аристарховы. Верхний (X. Мусин), стоя голова в голову, играл на концертино, а нижний (Н. Аристархов) аккомпанировал ему на баяне. Интересный номер «Песня без слов» с тремя концертино был сделан в 30-х годах на ленинградской эстраде братьями Леонидом, Александром и Дмитрием Маслюковыми. Номер имел неизменный успех. Позднее в него входили Тамара Птицына, Леонид и Александр Маслюковы. В цирке музыкальные эксцентрики А. Муратова и Ю. Толкачев заканчивали свое выступление следующим трюком: Толкачев играл одной рукой на флексотоне, другой держал перш, на котором партнерша исполняла мелодию на монетах.
Стремясь сделать свои выступления ярче, интереснее, и другие артисты успешно сочетали элементы музыки и акробатики. Перед Отечественной войной появились номера, в которых музыка и трюки акробатики и эквилибристики органически были связаны между собой. Один из лучших таких номеров «Выходной день в парке» — артистов Кухарж-Кох и Попазова. Чтобы дать представление о нем, упомянем несколько трюков. Попазов шел по забору из колышков, в руках — концертино, на голове — партнерша с саксофоном,.. Или стоял на двух табуретках, нижняя из которых упиралась двумя ножками на колышки забора, на его голове — партнерша, оба исполняли мелодию. Автором этих строк был подготовлен в свое время номер — «Музыкальный баланс». В нем соединились трюки баланса с игрой на разных инструментах. Может быть, хотя бы перечисление их представит интерес.
Музыкальные акробаты под руководством З. Гуревича
Стоя на одной руке, я играл на флексотоне, оформленном, как зеркало. На вольностоящей лестнице играл на саксофоне мелодию, которую начинала партнерша (Вера Купреянова), ударяя по ступенькам лестницы, звучащим как металлофон. Уход был сделан таким образом: на коротком шесте крепился односторонний барабан с тарелками, стоя на подножках шеста, я прыгал на нем за кулисы и в это время бил в барабан в ритме финальной музыки.
Удачный музыкально-акробатический номер создал с группой артистов Зиновий Гуревич. Они сумели связать исполнение мелодии на музыкальных инструментах с трюками партерной акробатики и с эквилибристикой на ножных першах и вольностоящих лесницах. Все исполнялось в быстром, бодром темпе. Особую прелесть выступлению придавали хорошие вокальные данные Морис Ротберт. Этот номер пользовался успехом у советских зрителей и за рубежом. Названные номера вносили нечто оригинальное, необычное в жанры акробатики и музыкальной эксцентрики. Мною перечислены если не все то большинство артистов, выступавших в жанре музыкальной акробатики. К сожалению, современный зритель не увидит эти номера. А жаль! На наш взгляд, этот интересный жанр мог бы получить широкое распространение, у него огромные возможности.
В 1964 году закончился Всесоюзный смотр циркового искусства. Среди его лауреатов и дипломантов мы не найдем музыкальных акробатов. Это вызывает тревогу. Значит, в интересном жанре не создано ничего нового, яркого. И тут невольно вспоминаешь о Государственном училище циркового и эстрадного искусства. За годы учебы студенты имеют возможность серьезно совершенствоваться в музыке и в акробатике. Училище располагает хорошими педагогическими и режиссерскими кадрами. Следовательно, здесь есть все возможности готовить музыкальных акробатов. Это подтверждает такой факт. В 1962 году из училища был выпущен хороший номер артистов Баранка и Архипцева. Молодые артисты освоили ряд сложных трюков. Достаточно напомнить хотя бы финальный: верхний играет на трубе, стоя правой рукой на голове нижнего, тоже играющего на трубе. В этом положении артисты проходят через манеж. Начало хорошее. Пусть любителей цирка порадуют и другие выпускники!
Хочется верить, что на аренах страны появятся интересные номера музыкальных акробатов.
А. КУПРЕЯНОВ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий