В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

"Любите цирк, приходите в цирк и помните о великом человеке, подарившем нашему региону это самое великое чудо из чудес!"

Самым прекрасным местом в мире назвал когда-то цирк великий русский актер и режиссер Константин Станиславский. Единственный на Кавминводах Кисловодский государственный цирк - одна из "визитных карточек" и главных достопримечательностей региона. Сколько поколений воспитал он своим чудотворным искусством, сколько тепла и света подарил нашим сердцам! Но успех артистов и праздник для зрителей были бы невозможны без одного человека. Имя его - Геннадий Михайлович Трахтенберг.

28 мая этого года основателю, строителю и бессменному руководителю Кисловодского цирка в течение более чем тридцати лет исполнилось бы 95 лет. В предыдущем номере "Кавказской недели" мы уже немного рассказали о его необычной судьбе. А в преддверии юбилейной даты нам посчастливилось встретиться с внуком Геннадия Михайловича - Игорем Штейном - и из первых уст узнать историю семьи.
Славная цирковая династия Трахтенбергов насчитывает 130 лет. Еще в дореволюционные годы ее родоначальник - Михаил Павлович Трахтенберг - отправился в Америку по поручению своего отца, солидного санкт-петербургского хлеб заводчика и мультимиллионера, продавать зерно. И кто бы мог подумать, что все вырученные деньги он потратит на иллюзионный аттракцион - машину для демонстрации фокусов! Как отреагировал на этот авантюрный поступок сына промышленник-отец, история умалчивает, но, вернувшись в Россию, Михаил Трахтенберг стал выступать как цирковой артист.
В то время в Европе гремело имя итальянского иллюзиониста Бартоломео Боско. Михаил Павлович решил взять себе этот псевдоним, чтобы привлечь публику. Однако вскоре ему уже не было необходимости выдавать себя за родственника знаменитости - он стал известен по всей стране.

Его фокусы и феерии поражали публику, а пользующийся оглушительным успехом аттракцион "Иллюзия, телепатия, гипноз" был создан задолго до сеансов Вольфа Мессинга.
Революция обошлась с артистом довольно мягко: цирк был традиционно любим пролетариями. Поэтому карьера Боско не прервалась, а продолжилась весьма успешно и в годы советской власти. За высочайшее мастерство нарком просвещения Луначарский даже вручил ему "волшебную палочку", всю усыпанную драгоценностями. Сейчас она хранится в музее цирка.
Жизнь и карьера артиста трагически прервалась зимой 1943 года. Михаил Павлович умер в блокадном Ленинграде от голода. Он умер, но родилась династия...

Сын Михаила Павловича, Геннадий, участвовал в отцовском аттракционе с семи лет. Затем выступал как жонглер на лошади, а в 1941 году вместе со своей женой (Таисия Михайловна тоже была из цирковой семьи: ее отец владел зверинцами в Средней Азии, руководил зооцирками, а она сама выступала в жанрах иллюзии, антипода, дрессуры животных) создал уникальный иллюзионный аттракцион "По щучьему велению".

Когда грянула Великая Отечественная, Геннадий Михайлович окончил Омское танковое училище и ушел на фронт. Поразительно, но пройдя всю войну и участвуя в самых кровопролитных сражениях, он не только остался жив, но даже не был ранен. Видимо, Бог хранил этого замечательного человека. После Победы Трахтенберг остался в армии и посвятил ей долгих 17 лет. Ушел в отставку в звании подполковника, имея 15 правительственных наград, в том числе - ордена Красной звезды и Великой Отечественной войны, медали "За боевые заслуги" и 2З а победу над Германией". В 1958 году он был назначен заведующим концертным отделом Луганской областной филармонии, но тому, кто вырос в цирке, невозможно забыть этот притягательный, колдовской и чарующий мир.
Спустя недолгое время Геннадий Михайлович вернулся к любимому делу, возглавив передвижной цирк.

В разные годы под его руководством было создано еще шесть крупных цирков-шапито. Один из них, на 4 000 мест (для сравнения - зал Кисловодского цирка рассчитан на 1544 посадочных места), Геннадий Михайлович привозил в Иран и Кувейт. "Эти гастроли имели оглушительный успех. Именно после них советский цирк за рубежом стали называть по аналогии с Большим театром "Большой цирк", - вспоминает Игорь Штейн.
А дальше судьба распорядилась так: приехал как-то глава советского правительства Алексей Косыгин в Кисловодск и заметил непорядок. Город курортный, отдыхающих много, а стационарного цирка нет. Решение этого вопроса он поручил министру культуры Екатерине Фурцевой. Она выяснила, что в Пятигорске выступает цирк-шапито под руководством хорошо зарекомендовавшего себя Трахтенберга и предложила ему организовать в курортном регионе постоянный цирк. Так жизнь Геннадия Михайловича сделала еще один крутой поворот, и, оставив профессию, завещанную ему еще дедом, артист и руководитель аттракционов стал строителем.

Спустя всего три года под синим кисловодским небом, в окружении величественных гор на главной городской площади Победы выросло прекрасное и необычное по тем временам куполообразное здание. Проект был разработан институтом "Гипротеатр", автор - победитель конкурса, заслуженный архитектор России Г.В. Наприенко. 30 июня 1973 года отдыхающий в Кисловодске дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Павел Романович Попович перерезал ленточку у входа, и цирк распахнул свои гостеприимные двери перед первыми благодарными зрителями. Построив цирк и вдохнув в него жизнь, Геннадий Михайлович сам его же и возглавил, а затем директорствовал бессменно до самой своей смерти в 2000 году. В свое время Трахтенберг считался старейшим из директоров цирка. Этот рекорд держится до сих пор...

Желая превратить проект в уникум, жемчужину курортного региона, Геннадий Михайлович приглашал лучшие советские и зарубежные коллективы. Словно фокусник, он каждый раз доставал из рукава нечто неожиданное, поражающее своим масштабом воображение. Кисловодские зрители смогли увидеть и "Цирк на льду", и "Водную феерию", и великолепные постановки Терезы и Юрия Дуровых, и знаменитые аттракционы Игоря и Эмиля Кио, и проникновенные клоунские этюды в исполнении Олега Попова. Под руководством Геннадия Михайловича цирк был удостоен звания "Образцовое предприятие культуры", а артисты, когда-то начинавшие свой творческий путь на его манеже, теперь востребованы во всех уголках мира.

И дело было не только в прекрасных организаторских способностях Трахтенберга как руководителя. Секрет популярности цирка заключался в его незаурядной личности. По воспоминаниям Игоря Штейна, Геннадий Михайлович был очень рачительным директором, и в огромном цирковом хозяйстве у него всегда царил идеальный порядок. Вместе с тем он был безгранично добрым, демократичным и сопереживающим человеком, покровительствовал малоимущим, многодетным семьям и детям Чернобыля, для которых вход втцирк был бесплатным.

А сколько артистов с благодарностью вспоминают своего умного и опытного наставника! Есть множество фотографий, на которых Трахтенберг запечатлен в дружеских объятиях, притом, что цирковые артисты - люди чувствительные, с обостренным чувством справедливости, и далеко не каждому выказывают свое расположение. Но вот к Геннадию Михайловичу они просто льнули толпами, обнимали и целовали, уважая за высокое чувство ответственности, душевную и сердечную теплоту, готовность разделить все их невзгоды и радости.

"Мой дедушка был очень жизнерадостным, любил юмор. Никогда не забуду случай, когда знаменитая дрессировщица гамадрилов Тамара Шатирова пришла к нему с заявлением на выдачу спецсредств. А он, если знал людей давно, бесконечно доверял им. Вот и на этот раз подписал бумагу не глядя, думая, что Тамара Юрьевна просит помаду или грим. Тут она спрашивает: "Геннадий Михайлович, вы видели, что подписали?" - "Нет". И читает: "Прошу выдать мне со склада 4 метра манежной ковровой дорожки для пошива рабочих трусов". Это был смех", - вспоминает Игорь Штейн.

Геннадия Михайловича уважали и местные жители - его имя внесено в список почетных граждан города Кисловодска наряду с маршалом и архиепископом. Нельзя повернуть время вспять. Уходят люди, сменяются эпохи, но навсегда остаются с нами чьи-то добрые дела. Дело Геннадия Михайловича живет в памяти его друзей, соратников, последователей, учеников и благодарных зрителей, а также в его детях, внуках и правнуках. Все члены семьи Трахтенберг избрали цирковые профессии.

Но наше повествование было бы неполным, если бы мы не рассказали о сегодняшнем дне Кисловодского цирка. В настоящее время он переживает второе рождение благодаря Наталии Алексеевне Стихановской - своему нынешнему директору. Благодаря ее таланту, продуманной политике и кипучей энергии цирк не просто существует, он активно действует.
Каждый год его посещает с гастролями 6-8 творческих коллективов России и зарубежья. Жители и гости курортов КМВ имеют возможность знакомиться с новыми программами, всегда разнообразными и интересными. Как и в прежние времена, Кисловодский цирк привлекает зрителей отточенным мастерством и самоотдачей выступающих здесь артистов, красочностью и зрелищностью представлений, уютной атмосферой и душевным общением с залом.

Наталия Алексеевна сумела достойно продолжить дело Геннадия Михайловича Трахтенберга и сохранить его фирменный стиль. Так же, как и легендарный маэстро, она оказывает режиссерскую помощь программам, никогда не откажет коллегам в профессиональном совете, занимается
благотворительностью. В честь юбилея основателя цирка и в рамках благотворительного марафона "Большое сердце" 27 мая, в последний гастрольный день программы "Увидеть невиданное", состоится бесплатное представление для сирот и детей из малоимущих семей региона КМВ.
Геннадий Михайлович тоже был человеком с Большим Сердцем. Очень многое делается Наталией Алексеевной и для сохранения памяти о маэстро. По инициативе Стихановской с 2006 года Кисловодский цирк носит его имя. В 2007-м на здании появилась памятная доска, и все дети, внуки и правнуки артиста приехали в Кисловодск, чтобы лично присутствовать при этом событии. В торжественной обстановке слониха Ранга из аттракциона народной артистки России Таисии Корниловой сдернула покрывало, и все собравшиеся смогли увидеть красивую мраморную доску с именем и изображением Геннадия Михайловича Трахтенберга.

"Для меня слова "Кисловодский цирк" и "Трахтенберг" неразделимы. Не было бы Геннадия Михайловича, не было бы и цирка. Он был уникальной личностью. Не каждый отважится заниматься строительством шапито и цирка, и очень мало цирковых артистов становится директорами - в России таких людей можно пересчитать по пальцам. Ведь что представляет собой артист? Это творческая натура, которую надо любить и хвалить. Адиректор - человек, от которого все только чего-то требуют, и который постоянно получает "тумаки". Тем не менее, Геннадий Михайлович сумел соединить в себе эти взаимоисключающие друг друга сущности. Он смог отказаться от славы и аплодисментов, с нуля построить цирк и собрать такой коллектив, о котором ходили легенды. Дело в том, что они выступали не только в Кисловодске. Летом всем штатом работали на стадионах, а зимой - в селах и во Дворцах спорта. Они побывали во всех крупных городах Северного Кавказа, причем привозили туда огромные программы.

Геннадию Михайловичу хватало энергии каждый раз строить конюшни, кухни для животных, помещения для артистов, кассу, администрацию, размещать людей. Кроме него такого подвига не совершал никто! В цирковом мире до сих пор ходит одна крылатая фраза. Если новый директор был некомпетентен, не уважал и не любил артистов, то ему могли сказать: "А вот Трахтенберг каждую собачку и каждого медведя во всей системе советского цирка знал по кличке и "в лицо"!". Это
показатель наивысшего внимания и заботы, которые проявлял этот человек. Такие люди рождаются очень редко", - убеждена Наталия Алексеевна.

Предполагалось, что открытие памятной доски будет только первым шагом. Затем планировалась реконструкция здания, пристройка второго репетиционного манежа, строительство конюшни, открытие детской цирковой студии для того, чтобы это был не просто цирк, а Центр имени Трахтенберга. Но этим планам и надеждам на тот момент не суждено было сбыться. "К сожалению, цирк как искусство долгое время не интересовал наше правительство. Отсутствие внимания и материальной поддержки со стороны властей привели к упадку многих цирков, - делится Наталия Стихановская. - Но я надеюсь, что дело все же сдвинется с мертвой точки. 2 апреля была принята концепция развития циркового дела до 2020 года и подписана Владимиром Путиным. Впервые за многие годы мы получили правительственный документ, где черным по белому написано: "Финансовая поддержка государственных цирков, находящихся в федеральном ведении, со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления может заключаться не только в выделении средств на модернизацию циркового имущества, но и в финансировании адресных мероприятий для различных категорийи возрастных групп населения,субсидировании стоимости билетов, предоставлении циркам налоговых льгот по уплате земельного налога и налога на имущество".

Финансовая поддержка частных цирковых организаций и любительских цирковых коллективов может осуществляться за счет финансирования из бюджетов разных уровней". Думаю, это распоряжение возымеет свое действие. Кроме того, сейчас наступил очень ответственный момент, касающийся всех цирков - происходит полное обновление артистического состава. На смену пожилым артистам приходит молодежь. Это очень важно, потому что необходим приток свежих сил. Повсеместно проводятся наборы
и конкурсы, восстанавливаются жанры, которые вообще перестали уже существовать. Цирк возрождается, и это здорово!
Многие великолепные аттракционы и цирковые номера еще ждет кисловодская арена. Любите цирк, приходите в цирк и помните о великом человеке, подарившем нашему региону это самое великое чудо из чудес!

Наталья Помогайлова

смотреть фото

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100