Время отсчитывают булавы
В наши дни время летит очень быстро. И когда на манеже видишь очень динамичный номер, то кажется, что он созвучен сегодняшним дням и отражает в какой-та степени наш стремительный век.
Представим себе, что жонглерские булавы — это символ времени, a круг, выложенный из булав артистами на манеже,— циферблат часов, отсчитывающих время. Но человек — властелин и хозяин своего времени. Здесь ему подвластны и булавы-секунды. Захотел человек — и двенадцать булав четко и ритмично начинают мелькать от барьера к барьеру, образуя красивую серебристую арку. Под этой аркой проходят стройныe артистки балета. .Такой необычной перекидной булав через весь манеж начинается номер «Групповые акробаты-жонглеры» под руководством народного артиста Татарской АССР Дамира Гибадуллина. Номер принимал участие в спектакле-феерии «салют, фестиваль!» в цирке на ленинских горах.
Ги6адуллиных можно смотреть много раз, и номер их никогда не наскучит, не утратит своей свежести. Отчего же он пользуется y зрителей таким успехом? Верроятно потому, что есть y номера свое лицо. Недаром Гибадуллины выпускались под зорким и пристальным вниманием известных артистов — Эдуарда Аберта и его отца Бориса Евгеньевича Аберта. До сих пор молодые жонглеры c благодарностью и любовью отзываются об этих замечательных мастерах манежа.
Большую часть своего выступления Гибадуллины жонглируют булавами. Это, как мне кажется, все-таки любимый реквизит многих жонглеров. И за последние пять-шсть лет к ним все чаще обращаются. Если раньше трюк c пятью булавами c бросками их за спину был для солиста одним из сложных даже в партере, то теперь его исполняют на небольшой площадке, на моноцикле или, что еще сложнее на вольностоящей лестнице, да к тому же под эфектными, ослепительно яркими прожекторами.
У Ги6адуллиных сложные трюки вытекают один из другого, и не делается особых акцентов на каком-то одном, применяются и дополнительные эффекты.
Разве только когда двенадцать светящихся булав вычерчивают непростой перемещаясь в темном пространстве как будто совсем самостоятельно. Они как 6ы снова напоминают нам секунды, точно отсчитывающие время на ночном циферблате часов.
Номер все более захватывает зрителей. Но причина тому не в сложности трюков, не только в точно выверенной, выстроенной композиции. Хотя все это у Гибадуллиных есть — и очень интересные трюки и оригинальные перекидки, насыщенные акробатическими элементами, своеобразными поддержками,— есть и свои, «гибадуллинские» находки.
Например, перекидки булавами лежа, перекидки в оттяжках — «флажках» и др. Но главное — есть еще удачное партнерство, без которого трудно создать хороший групповой номер вообще. Кто-то ловко взял неточно посланную, как говорят артисты, «трудную» булаву, кто-то должает перекидку с недостающей булавой, или даже просто один улыбнулся другому. Такое взаимопонимание и поддержка прослеживаются от начала до конца номера. B этом плане особо хочется отметить финальный сбор тарелок. Трюк традиционный, можно сказать, стал классическим в жонглерских группах. Но как его исполняют артисты Гибадуллины!
Вот где присутствует столь необходимая ансамблевость, вот где раскрывается яркая индивидуальность артистов. Из-за неточно посланной одной-двух тарелок или малейшей ошибки того, кто их так скрупулезно собирает, трюк приходится повторить сначала. Казалось бы, такой прием в цирке не нов. Но зрители после первой же неудачи начинают обсуждать, волноваться, «болеть» за исполнителей. При повторении вглядываешься в каждую летящую тарелку. A они летят с таким ускорением, что простым взглядом их полет становится трудно улавливать. Артисту, как нам кажется, не хватит ни времени, ни резкости уложить все возрастающую стопку из двадцати четырех тарелок. Но выручает мастерство и находчивость. В последний момент артист всем телом падает назад нa спину, удлиняя таким образом промежутки между летящими, как шайбы, тарелками, и берет их лежа. Иногда ему приходится делать задний кульбит, чтобы быстро встать и не растерять c таким трудом собранную горку посуды.
Так исполняет этот трюк заслуженный артист Татарской АССР Марат Шагеев. Исполняет красиво и убедительно!
Весь нерв и заряд эмоций, вложенный в выступление артистами, подхватывает зрительный зал и тут же превращает их в восторженные аплодисменты, щедро награждая ими уходящих c манежа артистов. Ну, a лучшей награды для артиста ведь не существует. Конечно, это успех! Успех их каждодневного труда, труда жонглерского, нелегкого.
A как же артисты сами относятся ко всему этому? Маргарита Гибаддулина например, считает, что никакого успеха еще нет. У них все впереди. Сейчас им просто хочется всем хорошо работать. Дамир Гибадуллин того же мнения. И каждый день после работы они подолгу не расходятся, спорят, обсуждают и не успокоятся, пока не разберутся во всех деталях. Марат Шагеев говорит, что все-таки им иногда приятно уcлышать: «Молодцы, ребята!» или прочесть лестную строку в журнале. Но это ко многому обязывает, считает он, и такие похвалы «опасны».
Но как и что можeт быть опасным для людей мечтающих, всегда творчески настроенных, работающих?
Дамир несколько раз повторяет: «Эх, жаль, что к Москве не успели отрепетировать шестнадцать булав c барьера на барьер». Действительно, трюк очень сложный, и пока ребята не добьются чистоты исполнения, его нельзя показывать зрителям.
Стабильности исполнения трюковых комбинаций всех учит Рафаиль Мингалеев. У него больше, чем y других партнеров, спортивной выдержки, хладнокровия.
Александр Пурим постоянно работает над собой как солист. Ему удается трюк c шестью булавами. Но надо умело вставить его в общую композицию.
O костюмах и реквизите постоянно заботятся все, не только одна Маргарита. Например, перед фестивалем невозможно было найти времени побеседовать c ними, потому что каждый спешил расшить на своем костюмe ромашку или обновить булавы, не говоря уж o многократных и для них непривычных репетициях на иллюзионном полу, на котором им предстояло выступать.
Да, время бежит быстро. Его много уходит на репетиции, работу. A ведь y каждого есть еще семья. Но не оставляет их мечта найти время на учебу, получить высшее образование. Видимо, это у них впереди.
Они говорят, что им всегда везет. Повезло, считают Гибадуллины, хотя бы потому, что они пришли работать именно в цирк, не так давно стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов цирка. Работая в Японии, они уже мечтали о Москве, об участии в фестивале.
Они были заняты в цирковой фестивальной программе, участвовали и в закрытии фестиваля на огромном поле Лужников вместе c другими жонглерами.
И снова Гибадуллины мечтают. Теперь не плохо бы иметь второй вариант номера — детский. A что если, действительно, раздать всем роли, и пусть на манeже разыграется на дневных представлениях новая сказка, в которой на глазах y зрителей волшебные ведерки перенесут нас из сценки народного гуляния в мир космоса, где, возможно, другой отсчет времени, другие секунды.
Будем надеяться, что все мечты наших артистов сбудутся, как сбылась их последняя мечта. Двенадцатый Всемирный фестиваль закончился, a Гибадуллины продолжают работать и творить под его эгидой, так как номер проникнут чувство м дружбы и единства, желанием всегда преодолеть невозможное. Очень хочется, чтобы y этик замечательных жонглеров остался такой праздничный, фестивальный настрой на Долгие годы их совместной творческой жизни.
МАЙЯ РУБЦОВА, заслуженная артистка РСФСР
Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.
оставить комментарий