Я покорена сердечностью советской театральной публики. Гизела Май
Буржуазная пресса назвала ее так, очевидно, не только за аскетически-строгий облик на эстраде (словно она спустилась на сцену с галерки), не только за пристрастие к судьбам простых людей, о которых она поет в своих песнях-монологах, и верность любимому автору — Б, Брехту, великому пролетарскому поэту.
«Мадонна» — это признание величия и единственности. «Пролетарская» — вкупе с оценками необъятности и отточенности ее сценического таланта, актерского и вокального, поразительной властности и тонкости интеллекта, редкой душевной зрелости — не признание ли это победы новой идеологии и на эстраде, идеологии борющегося и мыслящего человека, идеологии творца?
Гизела Май, ведущая актриса прославленного драматического театра «Берлинер Ансамбль», на его гастролях в Москве и Ленинграде выступила с сольными концертами. Это были вечера из произведений Б. Брехта с музыкой Ганса Эйслера, Курта Вайля и Пауля Дессау. Зонги из ранних пьес Брехта — «Величие и падение города Махагони» (1927), «Трехгрошовой оперы» (1928), «Хэппи энд» (1929), баллады и вокальные монологи из пьес «Страх и отчаяние Третьей империи» (1935), «Матушка Кураж и ее дети» (1939), «Швейк во второй мировой войне» (1943) и несколько песен Ганса Эйслера на стихи Б. Брехта, в том числе «Песня о мире» написанная в 1951 году по мотивам там Пабло Неруды.
Эти концерты — незабываемы.
В каждой песне Гизелы Май восхищает вас страстное, обязывающее ко вниманию соучастие в судьбах героев. Она рассказывает, и о многом. О поруганной любви героини из песен «Сурабайя — Джонни». О затаенной вере в добро Матушки Кураж, потерявшей нить настоящей правды. О публичной казни нацистами Мари Зандер, полюбившей еврея. О судомойке, проклявшей жизнь и осудившей на смерть не город, нет — целый мир. О солдате, шагающем по чужим землям об одураченном солдате, думающем, что, завоевывая, он освобождает, и его вдове, получившей последний подарок — вдовью шаль, вдове, так и не сообразившей, откуда ее печаль, ее трагедия.
Гизела Май не навязывает вам контакта. Поначалу ее отчужденность кажется даже чрезмерной и задевает. Отчужденность от зрителя, до которого ей как будто и нет дела, некая отчужденность от героев, про которых она рассказывает — заинтересованно, но и не сливаясь с ними, не играя их, а. так, словно находясь чуть поодаль. И тем не менее вы обнаруживаете удивительную внутреннюю, глубокую свою связь с актрисой. Вы начинаете думать вместе с нею, воспринимать ее интонации как единственно возможные, ее оценки как свои собственные, ее интерпретацию как понятое и выстраданное вами лично.
Она напряжена и жестковата. Смена настроения угадывается мгновенно. Тревога в огромных печальных глазах вдруг сменяется звонкой радостью, мягкой женственностью. Ни одного лишнего жеста. Каждая секунда жизни на сцене — почти скульптурная завершенность. В графике движений ни тени покоя: аскетизм только подчеркивает нервную остроту развития эмоций. Актриса не педалирует в утверждении, она размышляет — сурово, трезво, но с такой поражающей и захлестывающей вас энергией властного и сильного чувства, что вы невольно начинаете думать и чувствовать вместе с нею. И это чувство наполняет вас, делает вас, кажется, сильнее и мужественнее. Не в этом ли великая победа Гизелы Май, ее таланта и ее песен?
Да полно, песни ли это? Просто ли баллады о судьбах понятых, найденных или навсегда утраченных вами людей? Гизела Май рассказывает о своих героях с особенной, собственной интонацией. И мы, знакомясь с ними сквозь призму ее личности, вдруг начинаем понимать, что нам бесконечно дорога именно эта личность — с ее неприятием фальши и двоедушия, ее внутренней чистотой, совестливостью, яркостью в ненависти и убежденностью в правде. Нет, это не песни. Это — притчи. О добре и зле, о трусости и мужестве, о геройстве, Она поет о фашизме. Нет-нет, не о том, что погребен под крестами на дорогах Польши и России. Разве ее ненависть к взбесившемуся мещанству — фанаберии выскочек, самодовольству моральных ублюдков, этой реальной психологически-нравственной почвы для развития фашизма — не остается в вашей памяти как попытка объясниться с вами на темы о сегодняшней опасности новых социальных бедствий, о вашей — вместе с нею — ответственности за все, что происходит в мире, о фашизме, его главной опасности?
Огромная серьезность и неподдельный юмор. Музыкальность и безупречное владение голосом. Сердечная философичность, соучастие в жизни сегодняшнего человека... Не за это ли рукоплескали ей Амстердам и Будапешт, Брюссель и Варшава, Женева и Вена, Копенгаген, Хельсинки, Стокгольм, Триест, Цюрих? Не потому ли покорены ею немецкие слушатели, по праву считающие певицу своей национальной гордостью? Не потому ли так велик был успех у советского зрителя, впервые и, вероятно, не в последний раз наградившего ее своими овациями?
Гиэела Май играет в «Берлинер Ансамбле» — а за плечами опыт работы во многих театрах. Она поет в немецкой государственной опере. Лауреат Национальной премии ГДР, награждена Гран При Международного Диска Академии Шарля Кро в Париже, Большим призом общества итальянской грамзаписи. Выдающаяся актриса современности, она олицетворяет артистическую совесть немецкого народа, ведь смысл ее песен-притчей столь же прекрасен, как и ее музыкальность, актерское и режиссерское совершенство.
Так запомните ее имя, если верите в высокое назначение искусства. Запомните, если верите, что разум, гражданская несгибаемость и отточенный талант способны воспламенять сердечную энергию и высокое мужество людей. Живых людей. Запомните, если волнуетесь судьбами мира и душой человека в этом мире. Запомните: Гизела Май.
Н. СМИРНОВА
оставить комментарий
СЭЦ. 12 - 68