Главный режиссер и другие или история одной постановки - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Главный режиссер и другие или история одной постановки

Вот все говорят главный, главный! А что главный? Это, смотря где главный… Главный инженер на заводе, я вам скажу ребята, это величина! 

      Нужен  он  заводу  или  не  нужен,   разговоры  на  эту  тему  даже  не  ведутся.  Да  вам  любая  уборщица  в  цеху  скажет,  конечно,  нужен!  Чтобы  стать  главным  инженером  на  заводе,  мало  одного  желания  стать  им.  Предприятие  надо  знать,  и  с  людьми  надо  уметь  работать.  Велика  ответственность  у  главного,  на  нём  всё  заводское  оборудование,  а  это  не  одна  тысяча  станков,  а  людей  не  счесть.

      Рабочий  класс  в  три  смены  горбатит,  пупок  надрывает,  и  за  всё  главному  ответ  держать  надо.  Главный,  на  то  он  и  главный,  что  неглавных  много,  а  главный  один.  Главный  заходит  в  цех,  все  работяги  шепотом  разговаривают,  уважение  оказывают.  Главного  сразу  узнаешь,  тут  и  вид,  и  стать,  и  всё  такое  прочее.  Ну  что  я  буду  простому  человеку  объяснять  как  .выглядит  главный.  У  нас  в  городе  около  миллиона  жителей,  и  все  работают  на  заводе.  Даже  если  у  тебя  есть  другие  способности,  то  всё  равно  милости  просим  на  завод.  Попадёшь  в  инструментальный.  считай  что  тебе  повезло,  а  вот  если  загремишь  в  механический.  Будешь  долго  вспоминать  маму  родную,  и  причитать,  за  что  ты  меня,  и  за  какие  грехи  на  этот  свет  родила,  бедолагу,  теперь  мне  мучиться  суждено  до  конца  жизни.  Больше  идти  некуда,  весь  Урал  работает  на  войну.  Даже  если  есть  другие  способности,  не  выпендривайся,  рукава  засучи  и  в  ремеслуху.  Там  тебя  научат  свободу  любить.  Музыку  есть,  кому  сочинять,  в  опере  есть,  кому  петь,  а  вот  работать  в  цеху  на  грязной,  тяжёлой  и  низкооплачиваемой   работе,  некому.  Вот  ты  и  попался.  Завод  в  молодых  крепких  руках,  крепко  нуждается. Ты  думаешь  слова   «глашатая  революции»  точны  и  бесспорны?

                                              «Все  работы  хороши,  выбирай  на  вкус»

     Он  никогда  не  работал  потому  и  мелет  чепуху.  Если  бы  он  хоть  неделю  поработал  бы  на  нашем  предприятии,  подобная  глупость  ему  бы  в  голову  не  пришла.  От  нужды  и  нищеты  пойдёшь  и  литые  болванки    перетаскивать,  они  по  40кг.  весом  с   отверстием   посередине,  удобные  для  захвата  под  две  руки.  Скажи  спасибо  Господу,  что  он  сотворил  тебя  двуруким,  а  иначе  по  три  болванки  таскал.  Думать  надо  раньше  было,  когда  школу  прогуливал.

      Ну  вот  а  теперь  мы  к  главному  режиссёру  переходим.  Нужен  он  в  цирке,  или  не  нужен,  вопрос  риторический.  К  нам  в цирк  прислали  главного,  и  сразу  возник  вопрос.  А  зачем,  что  он  тут  будет  делать?  Какие  постановки  осуществлять?  Кем  руководить?  Цирк  своей  труппы  не  имеет,  оркестр  подчиняется  главному  дирижёру,  униформа  инспектору  манежа,  работники    зала,  билетеры,  контролёры,  главному  администратору,  общее  руководство  цирком  осуществляется  директором.  Вот  и  получается , яблочный  пирог  разделили,  а  главному  режиссёру  ничего  не  досталось.  Без  инспектора  манежа  нельзя,  вы  в  этом  сами  только  что  убедились.  А  без  главного…  Без  главного  как  ни  странно  обходились.  Ну  уж  коли  прислали,  ладно,  мы  его  приняли.  Увидел  я  главного  совершенно  неожиданно,  да  и  что  я  за  персона,  чтобы  мне  его  представляли.  Узнал  я  его  сразу  и  не  ошибся.  Узнал  исходя  из  принципа  противоположностей.  Ну  не  должен  главный  инженер  крупного  завода  быть  похожим  на  главного  режиссёра  цирка.  Когда  на  заводе  форс-  мажор,  то  есть  всё  разумное  ставится  с  ног  на  голову,  когда  кругом  бардак,  бардак.  В  таких  случаях  говорят:  а  у  вас  тут  ребята,  однако  цирк.  А  людей  устроивших  этот  шабаш  клоунами    называют,  ну  это  когда  мысли  нет,  и  содержание  отсутствует.  Если  бы  я  на  заводе  не  работал,  а  только  нечаянно  сходил туда     на  экскурсию,  то  не  позволил  бы  себе  такого  сравнения.  И  вот  я  решил,  что  главный  режиссёр  цирка  не  перещеголяет  своим  внешним  видом  главного   инженера  крупного  завода.  Но  никогда  не  думал  что  настолько.  Понятно  творческий  человек,  всегда  от  нормы  сдвинут,  ему  хочется  выделиться  из  толпы.  Кто  носит  красный  шарф  на  шее  «без  нужды»  брюшко  своё  прикрывает,  кто  деревенскую  косоворотку,  а  кто  пиджак  расшитый  петухами.  Творческого  человека  понять  надо,  вот  он  проходит  мимо  вас,  и  не  замечает .Ну  не  видит  вас,  вот  стоит  его  окликнуть  и  всё,  мысль  ушла.  А  теперь  что…  Гениальные  мысли  не  возвращаются.  Вот  и  ждут,  иногда  подолгу  ждут.  Ждут  в  буфете  за  рюмкой  армянского  коньяка.  Есть  и  другая  группа  режиссёров,  «говоруны».  Как  они  любят  поговорить…  Вот  один  из  них  чуть-чуть  и  родился  бы  в  театре,  когда  его  мама  слушала  оперу  «Травиата».  Никто  из  них  не  хочет  родиться,  как  и  все  нормальные  люди.  Другой,  так  и  вовсе,  всем  говорил  что  его мама  родила  в  тюрьме.  Вот  такие  они  все  режиссёры.

      Главный  режиссёр  с  лицом  восточного  человека,  был  чрезвычайно  тучен,  малоподвижен,  неуклюж,  летами  не  стар.  Лацканы  его  серого  пиджака  были  засалены,  рукава  поистрёпаны  и  уже  стали  бахромить.  Воротник  синей  не простиранной  рубашки  скукожился,  а  чёрный  галстук  похожий  на  кожаный  сбившись  в  сторону,  создавал  трагикомическую  мизансцену.  Он  был  из  тех  мужчин,  которые  носят  при  себе,  свой  особый,  не  всегда  приятный  запах  табака,  пота,  несвежей  одежды,  которую  они  годами  не  любят  менять.  В  толстых  влажных  руках  он  держал  несколько  листов  белой  бумаги  с  текстом  своих  мыслей.  Он  то  заглядывал  в  свой  сценарий,  то  отстранял  его,  при  этом  глубоко  задумываясь,  демонстрируя  свои  творческие  муки.  Глазами  он  кого-то  искал,  видимо  того  кто  проявит  неподдельный  интерес  к  его  творчеству.

     Меня  он  также  сразу  узнал  и  не  ошибся.  Творческие   люди  видать  тонко  чувствуют  друг  друга.  Тут  я  спросил  главного, - у  вас  никак  проблемы?

  - Та,  тарагой – сказал  он,  и  лицо  его  выразило  глубокую  печаль  и  большую  заботу.  У  главного  временами,  не знаю,  по  какой  причине,  вдруг  появлялся  сильный  восточный  акцент.  Порой  он  говорил  нормально,  но  потом  его  заносило , и  он  начинал:  Ти,  мой  празнищни  синарий  не  щитал? – спрашивал  он  меня.

  - Да,  нет,  не  успел  ещё,  слишком  много  работы,  у  меня  по  штату  десять  человек,  а  в  наличии  пятеро,  Всё  суета,  суета,  так  и  жизнь  проходит.

  - Как  ти  тарагой  прав.  У  пога  есть  вещнись,  он  может  не  торописа.  Мы  же  творщески  рапотник  не  можим  сипе  это  позволить.  Свой  синарий  я  посвятиль  великий  тух  совецкий  нарот  в  парьпе  с  фашизм.

И  он  мне  начал  пересказывать  свой  сценарий,  прям  тут  в  манеже  (как  у  нас  говорят)  не  отходя  от  кассы.

- Вот   здесь  в  манеже – он  уже  говорил  без  акцента,  и  он  точно  показал,  где  именно,  у  него  будет  стоять  Зоя  Космодемьянская,  а  где  Александр  Матросов.  -Я  ещё  хотел  согласно  написанного  сценария  включить  28  Панфиловцев,  это  всё  герои  прошедшей  войны,  но  не  знаю  сколько  солдат  мне  выделит  местный  гарнизон.  Есть  разговор,  что  будет  рота,  но  есть  и  такая  русская  пословица:

                                    «  На  чужой  каравай  рот  не  разевай»

Теперь,  как  всё  это  будет:

        В  манеже  темнота.  Голос  диктора,  Зоя  Космодемьянская!  Наш  художник  по  свету  даёт  узкий  луч,  высвечивая  нашу  героиню.

Опять  голос  диктора:  Зоя  Космодемьянская  геройски  погибла  в  войне  с  фашистским  зверем.  Александр  Матросов!  Голос  диктора:  Александр  Матросов  бросился  на  амбразуру  вражеского  дзота.  И  так  далее  по  сценарию.

        Тут  он  поправил  свой  кожаный  галстук,  вытер  носовым  платком,  похожим  на  портянку,  обильный  пот  со  своего  лица,  и  стал  ждать  ответной  реакции  на  свой  сценарий..

        Скажу,  сейчас  всё  скажу,  ничего  не  утаю.  Никогда  в  жизни  мне  не  хотелось  врать  как  сейчас,  а  теперь  хочется.  С  какой  жадностью  я  начал  это  делать,  с  каким  удовольствием..  Непризнанные  гении,  что  же  вы  мусолите  одну  и  туже  тему.  Как   всё  надоело,  ведь  это  тысячи  раз  было,  было,  было.  В  каждом   цирке  ко  дню  Победы  ставят  одно  и  то  же,  и  каждый  режиссёр  в  этой  постановке  первый.  И  вот  этот  видимо  думает,  что  он  открыл  Америку.  «Весь  мир  театр – сказал  Шекспир – и  люди  в  нём  актёры»  как  он  был  прав.  Мы  все  актёры,  вот  и  я  актёр.

      «Вот  это  сценарий – начал  я – сценарий  что  надо!  В  этом  сценарии  ярчайшим  образом  отражены  основные  события  минувшей  войны.  А  то  ведь  мы  стали  забывать  то,  что  совершил  наш  героический  народ,  а  вы  им  напомнили,  крепко  напомнили,  скажу  больше , капитально  напомнили.  Что  тут  необычного,  так  это  то,  что  всё  сделано  цирковыми  средствами.  Театру  легче,  театру  легче.  Там  постоянная  труппа.  Ни  тебе  гимнастики,  акробатики,  эквилибристики.  У  нас  искусство  многожанровое,  а  там  всего  лишь  слово. Вот,  к  примеру,  в  «Большом  театре»  поставили  оперу  «Повесть  о  настоящем  человеке».  Ошиблись  ребята,  не  каждый  сюжет  ложится  на  оперную  основу.  Это  должен  знать  даже  самый  задрипаный  режиссёр.    Я  понимаю , от  ошибок  никто  не застрахован.  Риск  ошибиться  есть.  Идущего  вперёд  всегда  подстерегают  опасности.  Это  же  творчество,  это  постоянные  муки  и  поиски  новых  средств  художественной  выразительности,  но  не  должно  быть  провалов.  Они  в  «Большом»  не  просто  ошиблись,  они  провалились  в  полное  дерьмо.  А  это  лучший  театр  страны,  лучшие  режиссёры,  актёры  и  весь  обслуживающий  персонал  тоже  лучший.  Наверное,  хотели  государственную  премию  получить. Каждый  идёт  к  цели  своим  путём.  И  путь  этот  кремнист,  а  сколько  завистников,  подлецов,  а  то  и  просто  откровенных  негодяев.  У  профессионала  могут  быть  ошибки,  но  не  должно  быть  провалов.  Бывает  так,  что  человек  споткнулся,  его  поддержать  надо.  Да  куда  там…  Ему  раз  и  подсечку,  ему  раз  и  в  поддых.  Талант  раздражает  посредственность,  и  причиной  всему  человеческая  зависть.  Талант  от  Бога,  талант  беречь  надо.  Доколе  же  мы  будем  признавать  их  только  после  смерти,  ставить  памятники,  оплакивать,  и  воздавать  должное.  Так  и  хочется  сказать,  нет,  кричать  даже,  люди  что  вы  делаете?!  Остановитесь,  укротите  свой  гнев,  оглянитесь  по  сторонам,  смягчите  свои  сердца,  и  вы  увидите,  что  среди  вас,  ныне  живущих  есть  талантливые  люди.»

         Главный  всё  это  время  молчал,  когда  я  закончил,  возникла  пауза.  Видать  такого  пассажа  он  от  меня  не  ожидал.  Ко  всему  был  готов  только  не  к  этому.  Вот  я  сказал  вначале,  что  мне  так  хотелось  врать,  с  такой  жадностью,  с  таким  удовольствием  и  даже  с  восторгом.  Врал  ли  я,  или  говорил  правду,  всё  выяснится  через  несколько  дней.  А  пока,  а  пока  ему  дали  кабинет,  небольшой,  напротив  кабинета  директора,  через  предбанник.  Секретарь  ему  не положена,  но  при  необходимости  он  может  в  любой  момент  воспользоваться  её  услугами.  Конфликтов  между  главным  и  директором  не  наблюдается.  Как  ни  говори,  а  люди  культурные,  знают,  где  и  что  сказать.  А  вот  артисты  это  ещё  тот  народец.  Не  такие  уж  они  простенькие,  как  думают  некоторые  наивные  люди,  влюблённые  в  цирковое  искусство.  Не  осади  их  во  время,  они  тебе  такое  наговорят,  на  целый  роман  материала  хватит.


Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования