Главный секрет Валентина Филатова - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 11:40 | 7.08.2015

Главный секрет Валентина Филатова

Главный секрет Валентина ФилатоваНайдется ли человек, который смог бы сказать, что из пятидесяти лет его жизни — сорок четыре посвя­щены любимому делу? В цирке найдутся. Один из них — народный артист СССР Валентин Иванович Филатов.

12 августа потом­ственному дрессировщику, с шести лет выступающему в цирке, испол­нится пятьдесят лет, а его уникально­му аттракциону, прославившему со­ветскую школу дрессировки, перева­лит за два десятилетия.

...Когда на манеже появляется ли­хая русская тройка с бубенцами под расписной дугой, не знаешь, на кого и смотреть: то ли на резвых «коней», запряженных в нее, — веселых бу­рых медведей, кажется, получающих искреннее удовольствие от того, как «с ветерком» катят они своих седоков, то ли на представительного ям­щика — тоже медведя в заломленном кучерском цилиндре и расшитой ру­бахе на выпуск, важно восседающего на козлах впереди самого Филатова, едущего под ручку с разряженной ко­кетливой медведицей. Впрочем, сам Филатов, как это и задумано в ат­тракционе, вскоре отступает на вто­рой план, а вниманием зрителей целиком завладевают его четвероно­гие питомцы, которые, кажется, сов­сем самостоятельно исполняют свои удивительные трюки.

В самом деле, нельзя не подивить­ся тому, как легко и изящно медведь делает стойку на двух столбиках, со­стоящих из кубиков, которые он по­очередно сбрасывает то одной, то дру­гой передней лапой, ни на минуту не теряя при этом равновесия. А как отлично работает медведь-антиподист, в темноте вращая задними ла­пами штангу с горящими факелами! А чего стоит медведь, свободно ка­тающийся на роликах!

Кажется, представление достигает своего апогея, когда на манеж выхо­дят   четвероногие   боксеры, одетые в
яркие спортивные трусы. На «руках» у них огромные боксерские перчатки, которыми они начинают нещадно лупить друг друга, как только раздается свисток судьи — Филатова. Удары сыплются градом. Случается и «недозволенный захват противника». Тогда вмешивается судья и разводит темпераментных «спортсменов». Раунд окончен. Бойцы в изнеможении опускаются на стулья в углах ринга. Лохматый массажист тащит ведро воды и полотенце... Второй раунд приносит победу сильнейшему, а потерпевший поражение смущенно покидает ринг. «Болельщики» из числа медведей одаривают чемпиона цветами..

Кажется, наступил предел все воз­растающему радостному удивлению зрителей. Но нет, филатовские медве­ди горазды на сюрпризы: они демон­стрируют свои музыкальные способ­ности — настоящий медвежий ор­кестр. Потом заполняют арену кос­матые велосипедисты, а под конец с шумом и грохотом медведи покатят на мотоциклах, которыми сами бу­дут ловко управлять...

Имя выдающегося мастера дрес­суры Валентина Ивановича Филато­ва хорошо знакомо любителям цир­кового искусства и в нашей стране и за рубежом. Валентин Филатов, ис­пользуя старинные русские традиции (вспомните поводырей с медведями, забавлявших публику на ярмарках), заставляет лохматых артистов задор­но и весело разыгрывать на манеже получасовое представление, в кото­ром исполняются многие цирковые номера.

Как же добился артист таких ин­тересных результатов в работе с жи­вотными, как он стал одним из на­ших самых лучших мастеров. В чем главный секрет его успеха? * * *

На первый взгляд это совсем про­стой вопрос. Но только на первый. Профессия эта не так уж распространена, хотя существует с незапамят­ных времен. Еще в Древней Греции и в Римской империи известны были укротители зверей — предшественни­ки сегодняшних дрессировщиков. И все же людей, посвятивших себя работе с хищниками в наши дни, можно буквально сосчитать по паль­цам. И дело тут не только в опасно­сти. Безусловно, дрессировка зверей требует мужества, отваги и, конечно, находчивости. Но настоящий дресси­ровщик должен, кроме того, обладать и бесконечным терпением. И чутко­стью. Внимательный и мудрый вос­питатель своих подопечных, он к то­му же должен непременно быть и ученым-экспериментатором, умею­щим использовать инстинкты живот­ного, его нрав, повадки, характер. С этим обстоятельством тесно связано и еще одно — дрессировщику необ­ходим режиссерский дар, чтобы инте­ресно и занимательно построить вы­ступления зверей на манеже.

Валентин Филатов — дрессиров­щик настоящий, подлинный дресси­ровщик по призванию. Человек чрез­вычайно деятельный и энергичный, он, несмотря на свою поистине миро­вую славу, постоянно в поиске. Всег­да, везде, на любом этапе — будь то на репетиции, во время знакомства с новым пополнением труппы, или на представлении. Всегда и повсюду ищет новое, даже когда снова и снова отрабатывает давно устоявшиеся трюки. Может быть в этом и кроется секрет его успеха?

А может быть, в том, что, какие бы поиски ни шли, какие бы новые сложные номера ни подготавлива­лись, прославленный медвежий цирк за все годы своего существования — свыше двух десятилетий — еще ни разу не становился на репетиционный период.

Если вдуматься в этот удивитель­ный факт, станет ясной фантастиче­ская трудоспособность, трудолюбие, неиссякаемая творческая энергия замечательного артиста. В подтвержде­ние — еще один факт. За семь меся­цев недавних выступлений в Москве филатовская труппа дала 311 пред­ставлений. Почти годовая норма!

Словом, «секретов» у Филатова не­мало, и один из них следует искать в самих истоках возникновения аттрак­циона.

Сначала — партерный акробат и эквилибрист, со временем — ассистент дрессировщика слонов Александра Николаевича Корнилова, затем — дрессировщик в зооцирках. Таковы начальные этапы пути, который при­вел Филатова к сегодняшней славе.

Навсегда запомнился двадцатилет­нему Валентину день, когда он впер­вые показал на публике свой первый нехитрый номер с медведями. Не бы­ло ни цветов, ни оваций. Даже солнце не показывалось из-за туч, а для юного дрессировщика это был необы­чайно радостный и светлый день — день первого самостоятельного высту­пления. Но ни он сам, ни его отец — заслуженный артист республики Иван Лазаревич Филатов, — весьма опыт­ный дрессировщик, не подозревали, что в тот день были заложены пер­вые кирпичи будущего аттракциона, который все мы теперь восхищенно именуем «Медвежий цирк».

В составе бригады артистов, об­служивавшей колхозы, начинающий дрессировщик Филатов немало поез­дил со своими медведями во время войны по селам и деревням. В Алма-Ате в его распоряжение неожиданно поступила группа львов, с которыми неопытный артист справлялся, каза­лось, просто чудом.

Затем новый жизненный этап — Филатова назначили дрессировщи­ком-тренером в номер его старого друга и родственника Александра Николаевича Корнилова.

Другой на месте Валентина, полу­чив «под свое командование» четырех слонов, наверное, совсем забыл бы о медведях. Возможно. Но только дру­гой, а не Филатов. Несмотря на боль­шую нагрузку, он каждый день нахо­дил время для репетиций со своими лохматыми артистами.

За три года работы Филатов окон­чательно подготовил свой медвежий номер и, показав его на манеже, по­лучил диплом и премию на смотре новых произведений циркового искус­ства. Это еще не был «Медвежий цирк», а простой номер «Дрессиро­ванные медведи». Но в нем уже со­держалось немало элементов буду­щего аттракциона, который зрители впервые увидели 6 ноября 1949 года в Москве.

В тот памятный вечер одновремен­но с открытием циркового сезона в столице произошло и открытие инте­ресного дрессировщика, обладающего собственным, ни на кого не похожим почерком... А спустя немного времени медведи Филатова, превратившись в настоящих пародийных артистов, за­воевали горячие симпатии жителей многих городов страны — Свердлов­ска и Риги, Ташкента и Горького, До­нецка и Ленинграда, Волгограда, Одессы, Харькова, Куйбышева,

Более того, слава филатовских «артистов» перешагнула пограничные рубежи. «Медвежий цирк», созданный талантливым артистом с помощью режиссера И. Немчинского, начал свое триумфальное шествие по стра­нам мира. За истекшие с тех пор го­ды он побывал в 24 государствах.

Так,  может  быть,  секрет   успеха Валентина  Филатова   как  раз  и за­ключен в том, что ему удалось найти свой собственный почерк?

Язык циркового искусства поня­тен всем. «Филатов — это человек, который говорит на всех языках ми­ра», — писали в американской прес­се. — Но в чем его секрет?» «Работа, проделанная Филатовым, потрясаю­ща, — отмечали брюссельские газе­ты. — Эти четвероногие работают, как люди. Программа объясняет нам секрет успеха: теория условных реф­лексов ученого Павлова принимает в этом участие» — теоретизируют они. Даже весьма сдержанные англичане шутливо спрашивали: «Не ошибся ли Дарвин, считая, что человек произо­шел от обезьяны? После выступления Валентина Филатова мы склонны предполагать, что предком человека был медведь...»

Искали секрета филатовского ат­тракциона и японские зрители. Неко­торые были уверены поначалу, что перед ними — люди, одетые в звери­ные шкуры. Представители автомо­тоциклетного завода даже пожелали удостовериться сначала в подлинно­сти медведей, а затем в том, что мото­циклы, на которых они ездят, не уп­равляются с помощью радиоустановок из-за кулис. Они, кажется, до конца так и не поверили дрессировщику да­же тогда, когда внимательно осмотре­ли мотоциклы и не нашли на них ни­каких специальных приспособлений, кроме сидения, заменившего обычное седло. Вскоре Филатов получил от японской фирмы две новые машины с пластмассовыми площадками вме­сто седел. Через два дня его медведи уже выступали на новых мотоцик­лах, а рядом с цирковыми плакатами появились в городе огромные щиты с изображением медведя, восседающего на японском мотоцикле. Надпись объясняла, что машины  этой фирмы так удобны и легки в управлении, что не только люди, но даже живот­ные мгновенно научились кататься на них.

Жители города Штутгардта, где недавно вторично побывал «Медве­жий цирк», были свидетелями нео­бычных способностей медведей Фи­латова. Встретив советских артистов, как старых знакомых, импрессарио попросил Филатова, чтобы один из его питомцев снова, как и в прошлый раз, проехал на мотоцикле теперь по знакомым ему улицам города. И вот уже прохожие с восторгом провожа­ют взглядом косматого путешествен­ника, уверенно ведущего мотоцикл с коляской...

На перекрестке постовой вдруг резко переключил светофор. И хотя медведь оказался на высоте — успел вовремя затормозить, мотоцикл все же слегка наехал на шедшую впереди машину... Однако владелец был ни­сколько не в претензии — так пора­зило его медвежье мастерство вожде­ния мотоцикла. Не мало был изумлен и постовой. «Я перекрыл движение, чтобы посмотреть, кто за рулем. Неу­жели это правда?». На следующий день газеты запестрели сенсационны­ми заметками: «По улицам ездил, ос­матривая город, русский медведь...» «Небольшое столкновение с машиной кончилось весьма благополучно. Хо­телось бы, чтобы этим и ограничива­лись наши столкновения с рус­скими...»

Все это, конечно, частности. От­дельные случаи. Но и они — свиде­тельство того главного, что несет с со­бой каждый приезд филатовского цирка в какую-либо страну. Он спо­собствует дружбе между народами. Потому что искусство, если оно под­линное, не может не сближать, не объединять народы, на каких бы ни говорили они языках.

Если мы не видим Филатова на столичной арене, это значит, что его искусству аплодируют сейчас зрители какого-нибудь другого города Совет­ского Союза. И глядя на арену, забы­вают об опасности, которая подстере­гает дрессировщика на каждом шагу.

Ведь медведи, пожалуй, самые ковар­ные из хищников — по внешнему ви­ду невозможно угадать их настроение. Поэтому на какой бы высоте ни была техника безопасности, как бы при­стально ни следили за зверями асси­стенты, дрессировщик никогда не га­рантирован от неожиданностей.

...Это произошло на новогоднем представлении. Все шло как обычно, но вдруг злющий медведь Дымка кинулся на Деда Мороза. К счастью, все закончилось благополучно, ар­тист не пострадал. Но в чем дело? Шуба красная ему что ли не понра­вилась? Хотя дедов морозов на своем веку он перевидал немало... Попробуй тут разберись. А главное — предуга­дай!..

Вот почему так вдумчиво и внима­тельно, не жалея сил и времени, изу­чает Филатов характеры новых своих артистов. Ведь состав его труппы бес­прерывно меняется. Недавно ее по­полнили три медвежонка. Но даже все трое вместе, они не в силах заменить Филатову его любимца, старейшего «артиста», выступавшего в «Медвежь­ем цирке» с первых дней его возник­новения, — медвежьего «Каранда­ша» — Макса. «Ушел Макс на пен­сию» — невесело шутит Валентин Иванович, и чувствуется, как грустит он без старого друга, хотя замена Максу, конечно, нашлась и способный четвероногий дебютант уже не раз демонстрировал перед зрителями свое искусство.

Валентин Филатов ведет строгий отбор «артистов». Присматривается и к характеру и к способностям тех, от кого во многом зависит успех выступ­ления. Рабочий день прославленного дрессировщика начинается рано ут­ром, когда он первым приходит в пу­стой цирк. Он непременно сам кормит зверей и ухаживает за ними. В стро­гом порядке и с соблюдением точного режима проводит репетиции с живот­ными. Рабочий день его заканчивает­ся поздно вечером, когда он послед­ним покидает цирк. Словом, вся его жизнь отдана, подчинена «Медвежье­му цирку». Это, наверное, и есть глав­ный секрет Валентина Филатова.

Д. АБРАМОВА

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования