| 11:40 | 7.08.2015
Главный секрет Валентина Филатова
Найдется ли человек, который смог бы сказать, что из пятидесяти лет его жизни — сорок четыре посвящены любимому делу? В цирке найдутся. Один из них — народный артист СССР Валентин Иванович Филатов.
12 августа потомственному дрессировщику, с шести лет выступающему в цирке, исполнится пятьдесят лет, а его уникальному аттракциону, прославившему советскую школу дрессировки, перевалит за два десятилетия.
...Когда на манеже появляется лихая русская тройка с бубенцами под расписной дугой, не знаешь, на кого и смотреть: то ли на резвых «коней», запряженных в нее, — веселых бурых медведей, кажется, получающих искреннее удовольствие от того, как «с ветерком» катят они своих седоков, то ли на представительного ямщика — тоже медведя в заломленном кучерском цилиндре и расшитой рубахе на выпуск, важно восседающего на козлах впереди самого Филатова, едущего под ручку с разряженной кокетливой медведицей. Впрочем, сам Филатов, как это и задумано в аттракционе, вскоре отступает на второй план, а вниманием зрителей целиком завладевают его четвероногие питомцы, которые, кажется, совсем самостоятельно исполняют свои удивительные трюки.
В самом деле, нельзя не подивиться тому, как легко и изящно медведь делает стойку на двух столбиках, состоящих из кубиков, которые он поочередно сбрасывает то одной, то другой передней лапой, ни на минуту не теряя при этом равновесия. А как отлично работает медведь-антиподист, в темноте вращая задними лапами штангу с горящими факелами! А чего стоит медведь, свободно катающийся на роликах!
Кажется, представление достигает своего апогея, когда на манеж выходят четвероногие боксеры, одетые в
яркие спортивные трусы. На «руках» у них огромные боксерские перчатки, которыми они начинают нещадно лупить друг друга, как только раздается свисток судьи — Филатова. Удары сыплются градом. Случается и «недозволенный захват противника». Тогда вмешивается судья и разводит темпераментных «спортсменов». Раунд окончен. Бойцы в изнеможении опускаются на стулья в углах ринга. Лохматый массажист тащит ведро воды и полотенце... Второй раунд приносит победу сильнейшему, а потерпевший поражение смущенно покидает ринг. «Болельщики» из числа медведей одаривают чемпиона цветами..
Кажется, наступил предел все возрастающему радостному удивлению зрителей. Но нет, филатовские медведи горазды на сюрпризы: они демонстрируют свои музыкальные способности — настоящий медвежий оркестр. Потом заполняют арену косматые велосипедисты, а под конец с шумом и грохотом медведи покатят на мотоциклах, которыми сами будут ловко управлять...
Имя выдающегося мастера дрессуры Валентина Ивановича Филатова хорошо знакомо любителям циркового искусства и в нашей стране и за рубежом. Валентин Филатов, используя старинные русские традиции (вспомните поводырей с медведями, забавлявших публику на ярмарках), заставляет лохматых артистов задорно и весело разыгрывать на манеже получасовое представление, в котором исполняются многие цирковые номера.
Как же добился артист таких интересных результатов в работе с животными, как он стал одним из наших самых лучших мастеров. В чем главный секрет его успеха? * * *
На первый взгляд это совсем простой вопрос. Но только на первый. Профессия эта не так уж распространена, хотя существует с незапамятных времен. Еще в Древней Греции и в Римской империи известны были укротители зверей — предшественники сегодняшних дрессировщиков. И все же людей, посвятивших себя работе с хищниками в наши дни, можно буквально сосчитать по пальцам. И дело тут не только в опасности. Безусловно, дрессировка зверей требует мужества, отваги и, конечно, находчивости. Но настоящий дрессировщик должен, кроме того, обладать и бесконечным терпением. И чуткостью. Внимательный и мудрый воспитатель своих подопечных, он к тому же должен непременно быть и ученым-экспериментатором, умеющим использовать инстинкты животного, его нрав, повадки, характер. С этим обстоятельством тесно связано и еще одно — дрессировщику необходим режиссерский дар, чтобы интересно и занимательно построить выступления зверей на манеже.
Валентин Филатов — дрессировщик настоящий, подлинный дрессировщик по призванию. Человек чрезвычайно деятельный и энергичный, он, несмотря на свою поистине мировую славу, постоянно в поиске. Всегда, везде, на любом этапе — будь то на репетиции, во время знакомства с новым пополнением труппы, или на представлении. Всегда и повсюду ищет новое, даже когда снова и снова отрабатывает давно устоявшиеся трюки. Может быть в этом и кроется секрет его успеха?
А может быть, в том, что, какие бы поиски ни шли, какие бы новые сложные номера ни подготавливались, прославленный медвежий цирк за все годы своего существования — свыше двух десятилетий — еще ни разу не становился на репетиционный период.
Если вдуматься в этот удивительный факт, станет ясной фантастическая трудоспособность, трудолюбие, неиссякаемая творческая энергия замечательного артиста. В подтверждение — еще один факт. За семь месяцев недавних выступлений в Москве филатовская труппа дала 311 представлений. Почти годовая норма!
Словом, «секретов» у Филатова немало, и один из них следует искать в самих истоках возникновения аттракциона.
Сначала — партерный акробат и эквилибрист, со временем — ассистент дрессировщика слонов Александра Николаевича Корнилова, затем — дрессировщик в зооцирках. Таковы начальные этапы пути, который привел Филатова к сегодняшней славе.
Навсегда запомнился двадцатилетнему Валентину день, когда он впервые показал на публике свой первый нехитрый номер с медведями. Не было ни цветов, ни оваций. Даже солнце не показывалось из-за туч, а для юного дрессировщика это был необычайно радостный и светлый день — день первого самостоятельного выступления. Но ни он сам, ни его отец — заслуженный артист республики Иван Лазаревич Филатов, — весьма опытный дрессировщик, не подозревали, что в тот день были заложены первые кирпичи будущего аттракциона, который все мы теперь восхищенно именуем «Медвежий цирк».
В составе бригады артистов, обслуживавшей колхозы, начинающий дрессировщик Филатов немало поездил со своими медведями во время войны по селам и деревням. В Алма-Ате в его распоряжение неожиданно поступила группа львов, с которыми неопытный артист справлялся, казалось, просто чудом.
Затем новый жизненный этап — Филатова назначили дрессировщиком-тренером в номер его старого друга и родственника Александра Николаевича Корнилова.
Другой на месте Валентина, получив «под свое командование» четырех слонов, наверное, совсем забыл бы о медведях. Возможно. Но только другой, а не Филатов. Несмотря на большую нагрузку, он каждый день находил время для репетиций со своими лохматыми артистами.
За три года работы Филатов окончательно подготовил свой медвежий номер и, показав его на манеже, получил диплом и премию на смотре новых произведений циркового искусства. Это еще не был «Медвежий цирк», а простой номер «Дрессированные медведи». Но в нем уже содержалось немало элементов будущего аттракциона, который зрители впервые увидели 6 ноября 1949 года в Москве.
В тот памятный вечер одновременно с открытием циркового сезона в столице произошло и открытие интересного дрессировщика, обладающего собственным, ни на кого не похожим почерком... А спустя немного времени медведи Филатова, превратившись в настоящих пародийных артистов, завоевали горячие симпатии жителей многих городов страны — Свердловска и Риги, Ташкента и Горького, Донецка и Ленинграда, Волгограда, Одессы, Харькова, Куйбышева,
Более того, слава филатовских «артистов» перешагнула пограничные рубежи. «Медвежий цирк», созданный талантливым артистом с помощью режиссера И. Немчинского, начал свое триумфальное шествие по странам мира. За истекшие с тех пор годы он побывал в 24 государствах.
Так, может быть, секрет успеха Валентина Филатова как раз и заключен в том, что ему удалось найти свой собственный почерк?
Язык циркового искусства понятен всем. «Филатов — это человек, который говорит на всех языках мира», — писали в американской прессе. — Но в чем его секрет?» «Работа, проделанная Филатовым, потрясающа, — отмечали брюссельские газеты. — Эти четвероногие работают, как люди. Программа объясняет нам секрет успеха: теория условных рефлексов ученого Павлова принимает в этом участие» — теоретизируют они. Даже весьма сдержанные англичане шутливо спрашивали: «Не ошибся ли Дарвин, считая, что человек произошел от обезьяны? После выступления Валентина Филатова мы склонны предполагать, что предком человека был медведь...»
Искали секрета филатовского аттракциона и японские зрители. Некоторые были уверены поначалу, что перед ними — люди, одетые в звериные шкуры. Представители автомотоциклетного завода даже пожелали удостовериться сначала в подлинности медведей, а затем в том, что мотоциклы, на которых они ездят, не управляются с помощью радиоустановок из-за кулис. Они, кажется, до конца так и не поверили дрессировщику даже тогда, когда внимательно осмотрели мотоциклы и не нашли на них никаких специальных приспособлений, кроме сидения, заменившего обычное седло. Вскоре Филатов получил от японской фирмы две новые машины с пластмассовыми площадками вместо седел. Через два дня его медведи уже выступали на новых мотоциклах, а рядом с цирковыми плакатами появились в городе огромные щиты с изображением медведя, восседающего на японском мотоцикле. Надпись объясняла, что машины этой фирмы так удобны и легки в управлении, что не только люди, но даже животные мгновенно научились кататься на них.
Жители города Штутгардта, где недавно вторично побывал «Медвежий цирк», были свидетелями необычных способностей медведей Филатова. Встретив советских артистов, как старых знакомых, импрессарио попросил Филатова, чтобы один из его питомцев снова, как и в прошлый раз, проехал на мотоцикле теперь по знакомым ему улицам города. И вот уже прохожие с восторгом провожают взглядом косматого путешественника, уверенно ведущего мотоцикл с коляской...
На перекрестке постовой вдруг резко переключил светофор. И хотя медведь оказался на высоте — успел вовремя затормозить, мотоцикл все же слегка наехал на шедшую впереди машину... Однако владелец был нисколько не в претензии — так поразило его медвежье мастерство вождения мотоцикла. Не мало был изумлен и постовой. «Я перекрыл движение, чтобы посмотреть, кто за рулем. Неужели это правда?». На следующий день газеты запестрели сенсационными заметками: «По улицам ездил, осматривая город, русский медведь...» «Небольшое столкновение с машиной кончилось весьма благополучно. Хотелось бы, чтобы этим и ограничивались наши столкновения с русскими...»
Все это, конечно, частности. Отдельные случаи. Но и они — свидетельство того главного, что несет с собой каждый приезд филатовского цирка в какую-либо страну. Он способствует дружбе между народами. Потому что искусство, если оно подлинное, не может не сближать, не объединять народы, на каких бы ни говорили они языках.
Если мы не видим Филатова на столичной арене, это значит, что его искусству аплодируют сейчас зрители какого-нибудь другого города Советского Союза. И глядя на арену, забывают об опасности, которая подстерегает дрессировщика на каждом шагу.
Ведь медведи, пожалуй, самые коварные из хищников — по внешнему виду невозможно угадать их настроение. Поэтому на какой бы высоте ни была техника безопасности, как бы пристально ни следили за зверями ассистенты, дрессировщик никогда не гарантирован от неожиданностей.
...Это произошло на новогоднем представлении. Все шло как обычно, но вдруг злющий медведь Дымка кинулся на Деда Мороза. К счастью, все закончилось благополучно, артист не пострадал. Но в чем дело? Шуба красная ему что ли не понравилась? Хотя дедов морозов на своем веку он перевидал немало... Попробуй тут разберись. А главное — предугадай!..
Вот почему так вдумчиво и внимательно, не жалея сил и времени, изучает Филатов характеры новых своих артистов. Ведь состав его труппы беспрерывно меняется. Недавно ее пополнили три медвежонка. Но даже все трое вместе, они не в силах заменить Филатову его любимца, старейшего «артиста», выступавшего в «Медвежьем цирке» с первых дней его возникновения, — медвежьего «Карандаша» — Макса. «Ушел Макс на пенсию» — невесело шутит Валентин Иванович, и чувствуется, как грустит он без старого друга, хотя замена Максу, конечно, нашлась и способный четвероногий дебютант уже не раз демонстрировал перед зрителями свое искусство.
Валентин Филатов ведет строгий отбор «артистов». Присматривается и к характеру и к способностям тех, от кого во многом зависит успех выступления. Рабочий день прославленного дрессировщика начинается рано утром, когда он первым приходит в пустой цирк. Он непременно сам кормит зверей и ухаживает за ними. В строгом порядке и с соблюдением точного режима проводит репетиции с животными. Рабочий день его заканчивается поздно вечером, когда он последним покидает цирк. Словом, вся его жизнь отдана, подчинена «Медвежьему цирку». Это, наверное, и есть главный секрет Валентина Филатова.
Д. АБРАМОВА
оставить комментарий