Глазами врача
Я не режиссер, не артист и не критик, пищущий о цирке, и поэтому, казалось бы, не мое дело давать советы. Но я не просто зритель, посещающий цирк уже шестьдесят лет,— я врач, a в последние годы врач цирковой, вижу артистов и на манеже и за кулисами, и это позволяет мне рассказать о своих наблюдениях.
Как известно, врач одним из первых в цирке во время медицинского осмотра знакомится c приехавшими на гастроли артистами. Из опыта этик осмотров я сделал вы вод, что далеко не все артисты, демонстрирующие на манеже силу и ловкость, отличаются крепким здоровьем. Ведь частые переезды, смена климатических и временных поясов, не всегда удовлетворительные условия быта, е также режим и структура питания и, наконец, по нескольку представлений в воскресенье и пpаздничные дни — все это нередко способствует развитию ряда заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых. K тому же постоянные, в зависимости от жанра, физические нагрузки на одни и те же группы связок, мышц, суставы и отделы. позвоночника вызывают профессиональные заболевания.
Наконец, нужно также учитывать, что последствия ушибов, растяжений, разрывов связок и мышц, вывихов суставов и переломов костей наблюдаются y значительного числа артистической молодежи. Необходимо принимать во внимание еще и то, что артисты цирка, находясь в частых переездах, лишены медицинского обслуживания по месту жительства, являясь в этом смысле как бы «беспризорными».
Это обстоятельство обязывает врача цирка особенно внимательно проводить медосмотры, диспансеризацию и, что очень важно, обеспечивать высококвалифицированную, специализированную помощь тем, кто нуждается в ней.
Кстати, врачи в поликлиниках общего типа зачастую не знают специфики труда цирковых артистов, a следовательно, в ряде случаев затрудняются дать какие-либо рекомендации. На мой взгляд, диспансеризацию цирковых артистов должны проводить врачи физкультурных диспансеров, имеющие опыт работы c травмами и их последствиями.
Нередко в цирке подвизаются врачи-совместители, подрабатывающие к своей основной зарплате. Но могут они устраивать цирк? Здесь не лишне затронуть и такой вопрос: a может ли и должен ли работать в цирке врач, не любя цирковое искусство? Может, но будет работать, как детский врач, который не любит детей, или как спортивный врач, который не любит и не понимает спорт. И еще нужно подумать вот о чем: мне кажется, врачом в цирке должен быть хирург.
B этой связи установленная в Союзгосцирке ставка врача в сумме 120 рублей без учета стажа, квалификации является тормозом для привлечения нужных врачей в медицинские пункты цирка. Очевидно, назрела необходимость перейти на оплату медработников по тарифу, существующему в системе здравоохранения страны.
Однако вернемся к медицинскому осмотру артистов, во время которого помимо состояния здоровья иногда выявляются, И ЭТО вызывает досаду, неправильные пропорции телосложения: длинное туловище и короткие конечности, о-образные или х-образные ноги, сутулость и тому подобные дефекты.
И это тогда, когда цирк ассоциируется с девизом: «Молодость, сила, красота». Кстати, для цирка красота — это не только гармония пропорций тела, но и красивые лица. Если не красота лица в строгом понимании к принятым эталонам, которая к тому же и не Так часто встречается, то приятность в лице — вот она уже обязательна!
Может быть, кому-то мое высказывание покажется обидным. Но что же делать — цирк без красоты не смотрится! Видимо, при приеме в цирковое училище к внешности будущих артистов должны предъявляться более повышенные требования.
Мне приходилось не раз наблюдать конфликты в отношениях артистов. Чаще всего они возникали в групповых номерах на почве психологической несовместимости вследствие невротизации, наличия психопатических и истерических проявлений личности. Все это нередко приводит к развалу номеров. Вероятно, поэтому появилось много номеров, где работают только муж и жена, а то и вовсе один исполнитель.
При оценке цирковых номеров можно услышать высказывания: трюки сложные, a исполнение их не отличается артистизмом. Дело заключается в том, что артистичность присуща всем, a только людям, имеющим художественный тип высшей нервной деятельности. Для того чтобы понять, что же это значит — художественный тип высшей нервной деятельности, следует посмотреть на этот аспект в искусстве c психо-физиологических позиций.
И. Павлов вы делил три типа выcшей нервной деятельности, свойственных только человеку, a именно: мыслительный, художественный и средний.
У людей художественного типа преобладает деятельность первой сигнальной системы. Как указал Павлов, они «захвaтывают Действительность целиком сплошь, сполна живую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения». Таким образом, в художественном в отличие от мыслительного типа центр тяжести высшей нервной деятельности падает на первую сигнальную систему.
У представителей мыслительного типа преобладает Деятельность второй сигнальной системы. Они, по определению И. Павлова, воспринимая действительность, «дробят ее, делая из Нее какой-то временный скелет, a затем только постоянно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки не удается». Это oбычно люди абстрактного мышления: философы, математики, физики и т. п. Средний тип, как говорил Павлов, «соединяет работу обеих систем в должной мере».
Итак, артистичность присуща людям, имеющим художественный тип высшей нервной деятельности. Кстати, все признанные талантливые артисты, которых я специально проверял физиологическими тестами, оказались художественными типами. Если учесть, что при поступлении в театральные училища абитуриенты демонстрируют этюды, читают стихи и тем самым безошибочно выявляют свою принадлежность к первосигнальному, или, иначе, художественному типу.
Повышенной внушаемостью и самовнушаемостью и объясняется способность к перевоплощению, к лицeдейству, к умению «входить в образ». Это как раз то, чего не хватает многим артистам цирка. Вот почему порой набор сложных трюкoв в акробатике, жонглировании и других жанрах не смотрится как что-то цельное, органически связанное, пронизанное мыслью, особенно это заметно в клоунаде.
Если учесть, что артистам c художествeнным типом высшей нервной деятельности присуща повышенная внушаемость, то эта особенность представляет возможность успешно осваивать Метод аутогенной тренировки. Кстати, владеть этим методом нужно каждому артисту, так как замечено, что немалая группа артистов перед выступлением испытывает значительное волнение, a порой страх. Обычно артисты c мобильной нервной системой просят y врача успокаивающих лекарств, a порой их систематически употребляют. В этой связи метод аутогенной тренировки должен быть oсвоен каждым артистом еще во время учебы в цирковых училищах н студнях. Надо, чтобы каждый артист помимо физической разминки готовил себя к представлению и психологически: к спокойствию, собранности, уверенности.
У меня есть еще такое предложение: для лечения повседневных ушибов, растяжений, последствии предыдущих травм и снижения веса артистам нужна при цирке парная русской бани или сауна. Парная — это не роскошь, a давно назревшая необходимость: горячей водой и паром снимают усталость, напряженность, восстанавливают силы. При цирках, где это возможно, парныe бани надо строить, a новые цирки обязательно проектрировать c баней. Необходимость наличия в штате медпункта массажиста настолько всем очевидна, что не требует комментариев.
В заключение хотелось бы еще обратить внимание режиссеров, руководителей номеров на повышение Ответственности за технику безопасности, Особенно в репетиционный период во время создания номеров.
Я давно люблю цирк и как зритель и как врач. Поэтому мне хочется видеть на манеже здоровых, сильных и красивых артистов.
А. Кабановский
Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.
оставить комментарий