Глазами врача - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Глазами врача

Я не режиссер, не артист и не критик, пищущий о цирке, и поэтому, казалось бы, не мое дело давать советы. Но я не просто зритель, посещающий цирк уже шестьдесят лет,— я врач, a в последние годы врач цирковой, вижу артистов и на манеже и за кулисами, и это позволяет мне рассказать о своих наблюдениях.

Как известно, врач одним из первых в цирке во время медицинского осмотра знакомится c приехавшими на гастроли артистами. Из опыта этик осмотров я сде­лал вы вод, что далеко не все артисты, демонстрирующие на манеже силу и ловкость, отличаются крепким здоровьем. Ведь частые переезды, смена климати­ческих и временных поясов, не всегда удовлетворительные условия быта, е так­же режим и структура питания и, наконец, по нескольку представлений в воскресенье и пpаздничные дни — все это нередко способствует развитию ряда заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых. K тому же постоянные, в зависимости от жанра, физические нагрузки на одни и те же группы связок, мышц, суставы и отделы. позвоночника вызывают профес­сиональные заболевания.

Наконец, нужно также учитывать, что последствия ушибов, растяжений, раз­рывов связок и мышц, вывихов суставов и переломов костей наблюдаются y зна­чительного числа артистической молоде­жи. Необходимо принимать во внимание еще и то, что артисты цирка, находясь в частых переездах, лишены медицинского обслуживания по месту жительства, яв­ляясь в этом смысле как бы «беспри­зорными».

Это обстоятельство обязывает врача цирка особенно внимательно проводить медосмотры, диспансеризацию и, что очень важно, обеспечивать высококвали­фицированную, специализированную помощь тем, кто нуждается в ней.

Кстати, врачи в поликлиниках общего типа зачастую не знают специфики труда цирковых артистов, a следовательно, в ряде случаев затрудняются дать какие-либо рекомендации. На мой взгляд, диспансеризацию цирковых артистов должны проводить врачи физкультурных диспансеров, имеющие опыт работы c травмами и их последствиями.

Нередко в цирке подвизаются врачи-совместители, подрабатывающие к своей основной зарплате. Но могут они устраи­вать цирк? Здесь не лишне затронуть и такой вопрос: a может ли и должен ли работать в цирке врач, не любя цирковое искусство? Может, но будет работать, как детский врач, который не любит де­тей, или как спортивный врач, который не любит и не понимает спорт. И еще нужно подумать вот о чем: мне кажется, врачом в цирке должен быть хирург.

B этой связи установленная в Союз­госцирке ставка врача в сумме 120 рублей без учета стажа, квалификации является тормозом для привлечения нужных вра­чей в медицинские пункты цирка. Очевидно, назрела необходимость перейти на оплату медработников по тарифу, существующему в системе здравоохра­нения страны.

Однако вернемся к медицинскому осмотру артистов, во время которого помимо состояния здоровья иногда выяв­ляются, И ЭТО вызывает досаду, неправиль­ные пропорции телосложения: длинное туловище и короткие конечности, о-образные или х-образные ноги, сутулость и тому подобные дефекты.

И это тогда, когда цирк ассоциируется с девизом: «Молодость, сила, красота». Кстати, для цирка красота — это не только гармония пропорций тела, но и красивые лица. Если не красота лица в строгом понимании к принятым эта­лонам, которая к тому же и не Так часто встречается, то приятность в лице — вот она уже обязательна!

Может быть, кому-то мое высказыва­ние покажется обидным. Но что же делать — цирк без красоты не смотрится! Видимо, при приеме в цирковое училище к внешности будущих артистов должны предъявляться более повышенные тре­бования.

Мне приходилось не раз наблюдать конфликты в отношениях артистов. Чаще всего они возникали в групповых номерах на почве психологической несовместимо­сти вследствие невротизации, наличия пси­хопатических и истерических проявлений личности. Все это нередко приводит к развалу номеров. Вероятно, поэтому по­явилось много номеров, где работают только муж и жена, а то и вовсе один исполнитель.

При оценке цирковых номеров можно услышать высказывания: трюки сложные, a исполнение их не отличается артистиз­мом. Дело заключается в том, что ар­тистичность присуща всем, a только людям, имеющим художественный тип высшей нервной деятельности. Для того чтобы понять, что же это значит — ху­дожественный тип высшей нервной дея­тельности, следует посмотреть на этот аспект в искусстве c психо-физиологи­ческих позиций.

И. Павлов вы делил три типа выcшей нервной деятельности, свойственных толь­ко человеку, a именно: мыслительный, художественный и средний.

У людей художественного типа пре­обладает деятельность первой сигналь­ной системы. Как указал Павлов, они «захвaтывают Действительность целиком сплошь, сполна живую действительность без всякого дробления, без всякого разъединения». Таким образом, в ху­дожественном в отличие от мыслительного типа центр тяжести высшей нервной деятельности падает на первую сигналь­ную систему.

У представителей мыслительного типа преобладает Деятельность второй сигналь­ной системы. Они, по определению И. Павлова, воспринимая действитель­ность, «дробят ее, делая из Нее какой-то временный скелет, a затем только постоян­но как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки не удается». Это oбычно люди абстрактного мышления: философы, математики, физики и т. п. Средний тип, как говорил Павлов, «соеди­няет работу обеих систем в должной мере».

Итак, артистичность присуща людям, имеющим художественный тип высшей нервной деятельности. Кстати, все при­знанные талантливые артисты, которых я специально проверял физиологическими тестами, оказались художественными типами. Если учесть, что при поступле­нии в театральные училища абитуриенты демонстрируют этюды, читают стихи и тем самым безошибочно выявляют свою принадлежность к первосигнальному, или, иначе, художественному типу.

Повышенной внушаемостью и самовнушаемостью и объясняется способность к перевоплощению, к лицeдейству, к умению «входить в образ». Это как раз то, чего не хватает многим артистам цирка. Вот почему порой набор сложных трюкoв в акробатике, жонглировании и других жанрах не смотрится как что-то цельное, органически связанное, пронизанное мыслью, особенно это заметно в клоунаде.

Если учесть, что артистам c художест­вeнным типом высшей нервной деятель­ности присуща повышенная внушаемость, то эта особенность представляет воз­можность успешно осваивать Метод аутогенной тренировки. Кстати, владеть этим методом нужно каждому артисту, так как замечено, что немалая группа артистов перед выступлением испытывает значительное волнение, a порой страх. Обычно артисты c мобильной нервной си­стемой просят y врача успокаивающих лекарств, a порой их систематически употребляют. В этой связи метод аутоген­ной тренировки должен быть oсвоен каж­дым артистом еще во время учебы в цирковых училищах н студнях. Надо, чтобы каждый артист помимо физической разминки готовил себя к представлению и психологически: к спокойствию, собран­ности, уверенности.

У меня есть еще такое предложение: для лечения повседневных ушибов, растя­жений, последствии предыдущих травм и снижения веса артистам нужна при цирке парная русской бани или сауна. Парная — это не роскошь, a давно назревшая не­обходимость: горячей водой и паром снимают усталость, напряженность, вос­станавливают силы. При цирках, где это возможно, парныe бани надо строить, a новые цирки обязательно проектриро­вать c баней. Необходимость наличия в штате медпункта массажиста настолько всем очевидна, что не требует коммента­риев.

В заключение хотелось бы еще обратить внимание режиссеров, руководите­лей номеров на повышение Ответственности за технику безопасности, Особенно в репетиционный период во время созда­ния номеров.

Я давно люблю цирк и как зритель и как врач. Поэтому мне хочется видеть на манеже здоровых, сильных и красивых артистов.

 

А. Кабановский

Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования