В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Гордость Таджикистана

Москва встречала дорогих гостей в Кремлевском Двор­це съездов. Лучшие свои достижения показали ма­стера искусств Таджикистана. Три ча­са продолжался концерт. Танцоров сменял чтец, на сцену выходили пев­цы, играл эстрадный ансамбль.

Зрителям очень понравилось вы­ступление ансамбля рубабисток. Со­рок девушек играют на старинном музыкальном инструменте — рубабе, одновременно поют и танцуют. Соз­дается чарующая гармония цвета, звука и движения. Этот своеобразный ансамбль заставляет полюбить на­родный   таджикский   танец.   Он   был создан в 30-е годы, когда Таджикская государственная филармония при­ступила к организации своих нацио­нальных коллективов. В республике тогда не было институтов и школ, го­товящих кадры творческой интелли­генции. Ансамбль составили энтузиа­сты из художественной самодеятель­ности. Теперь на смену первооткры­вателям богатства народной культуры пришла молодежь, окончившая ду­шанбинское музыкальное училище.

Ш. Муллоджанова поет о любви Голос А. Бабакулова летит навстречу солнцу Малике Сабировой придется танцевать на «бис» Ш. Муллоджанова поет о любви
Голос А. Бабакулова летит навстречу солнцу
Малике Сабировой придется танцевать на «бис»

Народный танец «Духтари хандон» исполнила народная артистка СССР Лютфи Захирова. Это первая таджич­ка, выступившая в балетном трико и хитоне в то время, когда еще были живы сложившиеся веками предрас­судки, связанные с паранджой. Бале­рина умело внесла элементы народ­ного танца в классику, и он заиграл изяществом   и   четкостью   рисунка.

Зрители познакомились с пред­ставительницей молодого поколения таджикского искусства — двадцати­двухлетней Маликой Сабировой, выпускницей  Ленинградского  хореографического училища, лауреатом международного конкурса артистов ба­лета в Варне. В паре с Г. Головянцем, она танцевала «Грезы» Шумана в по­становке народного артиста Таджик­ской ССР Г. Валамат-заде. На затем­ненной сцене полукругом располо­жились девятнадцать юных скрипа­чей. Чарующе поют скрипки, и меж­ду музыкантами, в призрачном тума­не, медленно плывет девушка. Расхо­дится полукруг, и она встречается с юношей. Танец вызвал восторг зри­телей.

Заслуженного артиста республики Алла Аллаева знают в Иране, Егип­те, Эфиопии, Ливии, Тунисе, Марокко, Швейцарии, Бельгии и во Франции. Он играет на дойрах (бубен). Артист сам настолько обаятелен, что лишь только он выйдет на сцену и улыб­нется, сразу вспыхивают аплодисмен­ты. А своим исполнением Алла Аллаев утверждает, что дойра — самый главный музыкальный инструмент таджикского народного оркестра. Да и    действительно,   в   республике   нет праздника без дойры. С одиннадцати лет артист не расстается с ней и до­стиг высокого мастерства. В 1957 году на Всемирном фестивале молодежи в Москве А. Аллаев получил звание лауреата за исполнение соло на трех дойрах. Вокальное искусство было пред­ставлено в концерте очень разнооб­разно и интересно. Пел свои соб­ственные произведения и таджикские народные песни заслуженный артист республики Э. Назимов. Порадовала слушателей сильным, чистым сопрано народная артистка республики X. Мавлянова.

Особо хочется отметить народ­ную артистку Ш. Муллоджанову. Шестнадцати лет поступила она в филармонию. Пела в ансамбле рубабисток, потом окончила Московскую консерваторию, выступала в опере, затем, организовав концертную груп­пу, объездила с ней всю страну, по­бывала за рубежом. На концерте во Дворце съездов артистка исполняла песню композитора Ш. Сайфиддинова «Любовь». Пела она с большим искусством: звучит ровное, спокойное сопрано, но вдруг явственно слышатся альтовые звуки, потом голос опу­скается в самый низкий регистр, и внезапно взлетает высокая нота. В середине песни голос артистки будто заполняет весь зал. Раздаются аплодисменты, смолкают, а та же но­та все еще звучит! Одно поистине бесконечное дыхание.

В сопровождении эстрадного ан­самбля «Гюльшан» («Цветник») высту­пила Лейла Шарипова. Она сама пи­шет музыку и стихи своих песен, знает семь языков, и в репертуаре ее — песни народов мира. Больше года назад Лейла Шарипова орга­низовала творческий коллектив для пропаганды музыки Востока, кото­рым сейчас руководит. Успешно выступил на концерте народный артист республики Ахмад Бабакулов — певец, обладающий вы­разительным сильным тенором. Быв­ший тракторист, он окончил Москов­скую государственную консервато­рию. Сейчас у Ахмада Бабакулова уже свои ученики. Объявляется песня С. Туликова «Родина». Голос певца, кажется, летит навстречу солнцу, славя свою страну, взрастившую такое вдохно­венное, яркое национальное искусст­во, лучшим образцом которого яв­ляется сам Ахмад Бабакулов. В короткой рецензии трудно пе­речислить всех талантливых арти­стов — участников этого замечатель­ного концерта. Безусловно одно — концерт мастеров искусства Таджик­ской ССР, посвященный 40-летию республики и Коммунистической пар­тии Таджикистана, показал возросшее мастерство режиссеров, балетмей­стеров, музыкантов, певцов и танцо­ров таджикского народа.

Этот  яркий талантами  концерт еще раз подтвердил торжество идей ленинской   национальной   политики.
 

Ю. МУРЗИН

Журнал Советский цирк. Апрель 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100