ГУЦЭИ в далекие годы
Август 1930 года. В Москве, на 5-й улице Ямского поля, стоит невзрачное приземистое здание с куполообразной крышей. Над фасадом вывеска: «Районный цирк».
С волнением открываю дверь и переступаю порог. Навстречу мне идут двое молодых людей, в руках у них носилки с кучей битого кирпича и мусора. Сквозь распахнутые двери видны манеж и часть мест для зрителей. Вот он — предмет моих мечтаний — единственный в мире техникум циркового искусства! Вхожу в манеж. Вижу еще двух парней, перетаскивающих какие-то большие деревянные щиты. На местах для зрителей — густой слой пыли. Кругом валяются металлические трубы, тросы, веревочные лестницы, куски каната... Через несколько дней были оглашены результаты испытаний. Заведующий учебной частью в напряженной тишине зачитал список принятых. В числе других была названа и моя фамилия.
Мечта сбылась!
Учебные занятия в техникуме должны были начаться в середине сентября. Я не хотел больше стеснять родственников, которые очень радушно меня приняли. Они не только кормили меня, но и снабжали деньгами на мелкие расходы. Дня за три до начала занятий я вечером пришел в техникум со всеми пожитками — чемоданом и узлом. Смастерив себе постель из старых конских попон, я в первую ночь расположился на одном из балконов над манежем и великолепно выспался. Замечательное по своей оригинальности зрелище представлял собой манеж техникума, когда кончались занятия. Вечером после ухода администрации мы — иногородние студенты — устраивались тут на ночлег, и манеж очень походил на пестрый цыганский табор.
По предложению В. Воробьева несколько человек решили спать на колосниках под куполом, где лежало старое скомканное шапито. Пробирались мы к месту нашего ночлега с крыши здания через специальную дверку. Зимой по ночам дверь заваливало снегом, и утром стоило немалых трудов открыть ее. Тогда мы, чтобы не остужать наше помещение, заколотили дверку и забирались на колосники по веревочной лесенке или канату. В девять часов утра на первом курсе начинался урок акробатики. Просыпаясь незадолго до звонка, мы сквозь колосники наблюдали, как студенты-москвичи собирались к началу занятий. По звонку мы, уже одетые в репетиционные костюмы, спускались по канату в манеж и приступали к уроку. Наш «табор» очень нравился студентам-москвичам. Для них, имевших жилье в Москве, провести ночь на манеже было своего рода романтикой. После вечерних репетиций некоторые из них оставались у нас в гостях. И тогда до поздней ночи над манежем не умолкали говор и смех.
В октябре 1931 года после нашей первой гастрольной поездки мы получили в Подмосковье общежитие, находившееся между станцией Кунцево и платформой 15-го километра по Белорусской железной дороге. Тут мы вскоре завоевали широкую популярность у местного населения. Приходя на станцию к утреннему поезду, мы, чтобы не мерзнуть, начинали небольшую «разминку» — бросали наших верхних «с четырех» и «с восьми рук». Ребята описывали в воздухе разнообразные сальто-мортале. Особенно отличался Александр Анучин — на редкость способный, высокоодаренный мальчик. Он приехал к нам абсолютно неподготовленным, но в короткий срок превратился в замечательного «верхнего». Все его сальто-мортале были изумительны по высоте и по чистоте исполнения.
Стоило только нам появиться на вокзале, как пассажиры сразу же оживлялись. Поезда тогда нередко опаздывали, и мы своими импровизированными выступлениями скрашивали людям томительное ожидание. Студент Александр Скоромыкин облюбовал для себя торчавший из сугроба столбик и, забравшись на него, становился на верхушку, балансируя на одной ноге. Затем отталкивался и делал арабское (боковое) сальто-мортале. А потом, выбравшись из сугроба, опять залезал на столбик и снова повторял свой излюбленный трюк. Впоследствии А. Скоромыкин стал замечательным прыгуном-виртуозом. Он овладел рекордным прыжком, который исполняли лишь немногие выдающиеся прыгуны.
Юность... Юность... Мы ни на одну минуту не переставали быть акробатами. Направляясь обедать на фабрику-кухню, мы проходили через сквер на Ленинградском шоссе. Но передвигаться, как все люди, просто мы не могли. Чувствуя под ногами упругую почву сквера, мы и тут начинали прыгать, вызывая изумление прохожих. Застрельщиками таких штук обычно были В. Воробьев и С. Каштелян. Завидев, скажем, сидящих на скамейке девушек и поравнявшись с ними, ребята вдруг, что называется, перед самым их носом делали заднее или переднее сальто-мортале. Девушки откидывались на спинку скамейки и долго не могли прийти в себя от удивления.
Как-то раз один из наших наиболее ретивых трюкачей, решив поразить двух случайно проходивших девушек, сделал стойку на руках на перилах Крымского моста над Москвой-рекой. Девушка, первая увидевшая это, толкнула подругу:
— Смотри-ка! Вот это здорово!
Но вторая девушка, ничуть не восхитившись, спокойно возразила:
— Ну и дурак, головы своей не жалеет.
Наш «рекордсмен» опустился на ноги и, не глядя на девушек, сконфуженно поплелся своей дорогой. Конечно, все подобного рода выходки были, как бы это помягче выразиться, явлениями не очень-то положительными. Но ведь вся наша жизнь, все наши поступки были связаны с акробатикой, влечение к которой у нас было прямо-таки фанатическое. Сейчас же все это кажется мне несколько смешным, нелепым и вздорным. Но все же совершенно очевидно, что все мы были не просто увлечены, а влюблены в свою будущую профессию. Что ни говори, а приятно вспомнить молодость, далекие юные годы...
И. ФРИДМАН
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1967 г.
оставить комментарий