Хлопоты с утра до вечера Раисы Рубан
Дикие животные... Чаще всего они являются перед нами на экране телевизора. Реже мы встречаемся с ними в зоопарке или цирке. Но речь сегодня пойдет не o празднике, a o будничной ежедневной работе, скрытой от глаз зрителей, — работе многотрудной, требующей колоссального терпения и любви к животным.
На фото. P. РУБАН со своим любимцами
Аттракцион «Смешанная группа хищников» под руководством народного артиста РСФСР Ивана Федоровича Рубана известен многим. O нем, o его руководителе писали достаточно. Но во всех публикациях всего лишь одна строчка традиционно отводилась помощнику и жене дрессировщика — Раисе Александровне Рубан.
A между тем белых, бурых медведей, малайского медведя и индийского медведя-губача, снежного барса, леопардов, гепарда, тигров и других хищников, которые ныне чаще встречаются на страницах Красной книги, чем в природе, воспитала дрессировщица Раиса Александровна Рубан, которую земляки-астраханцы помнят под фамилией Трофимова.
Один из ее последних воспитанников — тигр Ясень попал к ней совсем крошкой. Мать отказалась от малышей, a кормление искусственными смесями привело к гибели его братьев и сестер. Работники зоопарка, отчаявшись спасти последнего оставшегося в живых тигренка, принесли его Раисе Александровне. И снова — бессонные ночи, чем накормить, как избавить от авитаминоза, где сделать прививку специальной вакциной.
Находились скептики и среди дрессировщиков цирка, они советовали не мучиться и усыпить тигренка. Однако труд, многолетний опыт, помноженные на любовь к животным и преданность делу, победили. Долгое время тигренок жил в артистической гримерной на правах члена семьи, играл c маленькой собачкой, спал, свернувшись клубочком, на груди приемной матери, которая не смела повернуться, оберегая сон воспитанника.
Сейчас тигр Ясень — красавец c бархатной шерстью. На любовь своей воспитательницы зверь отвечает неподдельной привязанностью. Когда Раиса Александровна подходит к его клетке, он трется о решетку и протяжно тянет тигриная мама ласково треплет его по хопке и переходит к соседнем клетке.
Таких подчиненных y дрессировщицы около двух десятков. O каждом она может рассказывать часами. Вот медведь Каштан. Кто может поверить, что этот полутонный гигант в ясельном возрасте больше любил слизывать манную кашу c пальца, чем сосать ее из бутылочки, a ходить на задних лапах учился, держась коготком за полу халата. Среди ее питомцев нет хороших или плохих, есть только те, кто нуждается в ее внимании. Какой аппетит, каков самочувствие, чисто ли в клетках, вовремя ли приготовлена кормежка — такими заботами обычно заполнении! Восемнадцать часов в сутки, и нет в этой работе ни праздников, ни выходных дней, ни отпусков вот уже на протяжении тридцати лет. Бывают дни и недели, когда все заботы в немалом хозяйстве ложатся на ее плечи — Раиса Александровна становится одновременно и рабочей по уходу за животными, и ассистентом, оставаясь и дрессировщицей, и женой. Взглянув на ее руки, изъеденные стужей, водой и металлом, можно сделать сколь угодно много ошибочных выводов о профессии их хозяйки.
Но не это является поводом для расстройств героини нашего рассказа, причины их всегда связаны c ее воспитанниками. Звери болеют, их век намного меньше человеческого. Бывают простуды и травмы, бывают и специфические тигриные и медвежьи болезни. Часто Раиса Александровна — ветеринар по специальности — сама выполняет обязанности доктора Айболита. Вот только прием пациентов в жизни происходит совсем не так, как в детской сказке. Больной хищник становится более подозрительным и агрессивным.
Сколько терпения, смекалки н знаний требуется дрессировщице для того, чтобы дать зверю таблетку или микстуру. Сколько мужества и силы должно быть y женщины, которая, не колеблясь, вошла в клетку к огромному медведю Сережке (он выступает на манеже до сих пор) и вправила ему пупочную грыжу. Как и доктор из известной сказки, Раиса Александровна не разделяет животных на своих и чужих. Не жалела она ни времени, ни сил на спасение дворняжки, которой распорол живот медведь. Иногда дрессированных хищников по тем или иным причинам приходится отправлять в зоопарк. B Московском зоопарке, например, живет белая медведица
Северяна, которую не приняли в свой круг четвероногие артисты. Раиса Александровна как-то навестила ее. Через десять лет, услышав голос Рубан, медведица заволновалась, поднялась на задние лапы, стала c шумом втягивать в себя воздух, пристально всматриваясь в толпу.
Однако было бы неправдой утверждать, что ласка полностью «перевоспитывает» зверя. Хищник так и остается хищникам не менее опасным от того, что он дрессирован. K сожалению, травмы не обошли стороной и Раису Александровну... Во время гастролей в Австралии тигр распорол ей руку, потребовалась срочная операция. После ее окончания «мамa Рубан» — таки ее назвали австралийцы — вернулась не в госпитальную палату, а в автопоезд, которому предстояло пройти сотни миль по пустыне. Когда в Перте ее встретил врач, то был поражен — скобы со шва были сняты.
Этот случай, увы, не был единственным ни последним. Раиса Александровна могла бы на своих примерах написать не одну главу дополнений к книге по технике безопасности... Подходил к Концу очередной переезд из города в город. Товарные вагоны c животными, которые всегда сопровождают сами дрессировщики, был поставлен под погрузку. По недосмотру работников станции вновь начались маневры, от резкого толчка вагоны тряхнуло. B это время Раиса Александровна поила зверей и находилась около клетки c медведицей Ревушкой. Испуг животного, желание защититься — и лапа, молниеносно выброшенная между прутьями решетки, задела нижнее веко дрессировщицы. Врачам так и не удалось восстановить слезные каналы, из поврежденного глаза до сих пор течет слеза.
Вас интересует, что сделали c Ревушкой? Никто не тронул ее даже пальцем: наказать немедленно не смогли, a спустя некоторое время делать это было уже не только бесполезно, но и вредно.
Сама же Раиса Александровна за свою жизнь ни разу не ударила животное. По ее мнению, нельзя нести радость людям, уродуя четвероногих артистов. Забота o них, воспитание их — дело всей жизни Раисы Рубaн.
A. ТАРАСОВ
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.
оставить комментарий