В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Хочу в артисты

А. Менакер. Очень лестно почувствовать себя добреньким дядей и ответить поучающе: милые детки, искусство, которому вы хотите посвятить себя, очень сложное. Тут прежде всего необходимы данные, нужен талант (ведь артистом может стать далеко не каждый), а потом труд и труд. Но, я думаю, они и сами догадываются об этом.

М. Миронова. Судя по письмам, далеко не все. Меня настораживает уди­вительная безответственность и легко­мыслие авторов некоторых писем. Наверное, ни в один институт не приходит столько наивных посланий, к тому же изобилующих ошибками. Откуда воз­никло это представление о легкости жизни на эстраде? Может быть, мы са­ми признаем, что славу на эстраде сни­скать не так уж трудно, когда молчаливо миримся с серостью, безликостью, сла­щавостью, с тем, что называется третье-сортностью на эстраде? Спросите у ше-стнадцати-восемнадцатилетних, у тех, кто сейчас немедленно хочет заявить миру о себе: почему бы вам не стать, скажем, изобретателями? Тут уж никто не сомневается, что для этого надо настойчиво учиться, что нужны реши­мость, твердость, ежедневный труд. А на эстраде? Смазливенькое личико, яркое платьице, шепоток в микрофон, и, глядишь, ты уже в лучах прожекто­ра, которые многие по наивности принимают за лучи славы. А то, что такая слава — однодневка, что она быстро вя­нет, об этом забывают. Мне хочется по­советовать всем, кто мечтает об эстраде, не признаваясь никому, спросите себя честно: зачем я хочу стать артистом? Что ищу: аплодисменты, известность, может быть, большие гонорары? Если так, то не стоит и пытаться. Дельцы от искусства чаще всего имеют славу до­вольно скандальную. Готовясь стать артистом, надо помнить, что готовишься к творчеству. А это очень ответственно. Легкую жизнь на эстраде искать не сто­ит. Жизнь эстрадного артиста — кочевая жизнь. Половина ее проходит на коле­сах. Все время приходится «обживать» новые сцены, встречаться с новой, неиз­вестной аудиторией. Ведь не случайно поступившие в театральные вузы меч­тают только о театре.

А. Менакер. Авторы писем спра­шивают: где учиться, чтобы стать эст­радным артистом? Мне кажется, что го­товить себя сразу в эстрадные артисты неверно. Предварительно нужно полу­чить высшее театральное образование. Юноша или девушка, поступая в меди­цинский институт, большей частью не задумывается над тем, кем станет — хирургом, педиатром, невропатологом. Через несколько лет учебы наклонности выявятся сами. То же и в нашей профессии. Нужно полюбить дело, которому посвящаешь жизнь, оно должно стать единственным, самым необходимым. Аркадий Райкин, учась в Институте сценических искусств, не думал, что станет мастером эстрады, он мечтал тогда о профессии драматического арти­ста. Потом, работая в театре, он одно­временно выступал на эстраде. Узнав искусство малых форм и полюбив его, он наконец решил посвятить этому жизнь. Высшее театральное образова­ние, работу в драматическом театре до прихода на эстраду имеют за плечами многие мастера эстрады. И, право, это еще никому не повредило.

М. Миронова. Но, конечно, нет правил без исключений. К примеру, на­ши молодые артисты Лифшиц и Левен-бук по образованию врачи — они при­шли к нам из самодеятельного эстрадно­го театра. Культурные, начитанные лю­ди, они понимали, какие требования предъявляет искусство к человеку, решившему посвятить ему жизнь. Именно поэтому путь к успеху, который многие на эстраде проходят за десять-пятнад-цать лет, они прошли за два года.

Наш жанр, острый, боевой, особенно важен сегодня. Разговор эстрадного исполнителя со зрителем — душа про­граммы. В нем шутка соседствует с пафосом, героика — с улыбкой. Артист разговорного жанра почти всегда сати­рик, который помогает отметать старое, отжившее, чуждое нам. Чтобы заста­вить зрителя думать, анализировать, необходимо самому обладать широким кругозором, знанием жизни, интеллек­том.

Смех — оружие острое. Высмеять — равносильно убить. И с этим оружием надо обращаться осторожно. Артисту очень важно знать задачи времени, в которое мы живем. Нужно шагать не вровень с событиями, а опережать, пред­видеть их. Это относится не только к исполнителям политических куплетов.

К сожалению, очень часто случается так, что молодой человек приходит на эстраду фантастически невежественным человеком. По-моему, необходимо в на­ших учебных заведениях, помимо экза­менов по специальным дисциплинам, устраивать собеседования, чтобы выя­вить круг интересов поступающего, широту его мышления, уровень общего развития.

Многие ребята, участники художест­венной самодеятельности, пишут, что подражают Райкину, Мирову и Новиц­кому, Березину и Тимошенко. Но при этом явно упускают из виду, что, ис­полняя интермедии Райкина, которые хорошо знают и любят зрители всей страны, они пусть бессознательно, но все же в какой-то мере эксплуатируют славу артиста. И тут мне хочется обратиться непосредственно к ним:

— Почему бы вам не попытаться найти что-то свое? При отборе материа­ла для своего репертуара вы, кстати, мо­жете проверить, есть ли у вас вкус, чуткость к комедийному, сатирическому слову. Проверьте свою взыскательность. Не надо брать что-то «самоигральное», лежащее на поверхности, идущее от плоского каламбура.

Такой актер, как Райкин, — всегда соавтор и драматурга и режиссера. Он вместе с ними ищет свое решение обра­за,  новые  необычные  повороты.   Когда вы берете что-то удачно найденное дру­гими, то незаметно для себя привыкаете к штампу и, хуже того, к плагиату. Ар­тист же не может позволить себе не только заимствование, но не должен разрешить себе даже долго использовать удачно найденную им самим сцениче­скую маску. Мне, например, со вре­менем пришлось расстаться со столь по­любившейся Капой. Уже с первых ша­гов в искусстве, даже еще в преддверии его, надо учиться искать, надо проявить свою индивидуальность. И, скажу вам по секрету, педагоги, с которыми вы встретитесь на приемных экзаменах, гораздо выше ценят творческую само­стоятельность, чем способность к подра­жанию. Талант артиста проявляется не только в конечном результате актер­ской работы — в спектакле, он должен быть столь же активен на всех этапах рождения образа, начиная от жизнен­ных наблюдений и кончая режиссер­скими поисками, в которые актер обяза­тельно вносит свою долю.

А. Менакер. Кстати, об умении на­блюдать. Для артиста очень радостно, когда его персонаж оказывается жиз­ненным, когда в нем узнают кого-то. Работа актера над ролью никогда не ограничивается часами репетиций. Актер все время живет в сфере своего ис­кусства. Умение наблюдать, находить какие-то отличительные черточки, де­тали, познавать человеческий характер крайне необходимо артисту. И еще. Не беритесь с самого начала за большие рассказы, сценки. Аркадий Райкин не сразу создал свой театр. От конферанса он постепенно переходил к миниатюре, создавал сатирические портреты в кро­хотных интермедиях. И это при его та­ланте!

М. Миронова. Готовя себя к эст­радному поприщу, не ограничивайтесь собиранием коллекции фотографий ар­тистов и не «работайте под кого-то». Становитесь сами собой. И берегите вре­мя: ведь на исполнение всех наших же­ланий отпущено очень мало времени — всего одна жизнь.


Журнал Советский цирк. Май 1967 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100