Хоккей глазами цирка
Хоккейное поле. Грохот клюшек под аккомпанемент ревущих и стонущих трибун. Ураганом мчащиеся, все и всех на своем пути сметающие, падающие от натренированных удароя игроки.
Падающие и вновь встающие... И среди этих разъяренных парней мечется судья, не раз уже испытавший на себе все преимущества «силовой борьбы». Но вот взметнулись в воздухе клюшки — гол! Вот он, долгожданный и желанный. Во имя него бьются, во имя него превращают о «ледовое побоище» хоккей.
Такого матча в действительности нс было и результаты его не зафиксированы ни в одном судейском протоколе. А есть на арене остросатирическая цирковая пародия на заокеанских хоккеистов-профессионалов, и слова о «ледовом побоище» звучат в момент ее исполнения.
«Антихоккей» — само название сценки говорит об ее идейной направленности. Эта своеобразная акробатическая клоунада отнюдь не просто копирует грубую игру иных профессионалов. «Антихоккей» — детище манежа, а потому спортивные комбинации преломляются здесь через призму цирка.
...Спортсмены — кумир публики и его коварный противник — стоят друг против друга, что называется, лоб в лоб. Шайбу! Шайбу во что бы то ни стало! Ради нее они готовы крутиться арабским сальто, ловить ее ртом, совершать сложнейшие каскады, но только бы забивать, забивать, забивать. И нс беда, если в ворота вместо шайбы влетает «судья», ненароком попавший под клюшку.
Согласитесь, проводить встречи на таком уровне можно только в цирке.
Когда акробату Валерию Аверьянову, не так давно получившему диплом режиссера, предложили разработку и постановку реприз для коверных В. Рощина и О. Петрова, он решил наделить этот дуэт «спортивным почерком». «Антихоккей» — всего лишь первая клоунада «Олимпиады-80», программы, которую вскоре должны увидеть зрители. Однако вернемся к нашей веселой пародийной сценке.
На манеже три человека: «судья» — Валерий Аверьянов и два «хоккеиста» — Виктор Рощин и Олег Петров. А между том создастся впечатление, будто команды играют в полном составе. Для получения такого эффекта артистам пришлось немало потрудиться. Осваивали роликовые коньки и такие «коронные приемы», как «подножка под клюшку» и другие. впрочем, артисты не только пользовались арсеналом спортивных комбинаций, но и придумали целый ряд новых трюков, в числе которых сальто-мортале через ворота.
Исполнители вместе с оператором В. Хорошевцевым часами прослушивали музыкальную фонограмму, дабы удары их клюшек совпадали со звуками ударов, записанными на пленку, и тут же возникал бы «стон» трибун. Тут уж поистине нужна была ювелирная работа! Наиболее трудно давалась им «замедленная съемка»: так телевидение показывает нам наиболее острые моменты игры.
Данный фрагмент очень забавен: судья не засчитывает очередной гол. Хоккеисты вначале возражают, а затем оказывают на него «давление» в буквальном смысле слова. Тогда судья просит повторить спортивную комбинацию в замедленном темпе.
Чтобы это выполнить, нужно поистине великолепно владеть и акробатикой и приемами пантомимы. Сейчас исполнители отлично справляются с задачей. Но было время, признается Аверьянов, когда они с партнерами хотели отказаться от задуманного. И все же настойчивость победило.
Посмотрев это острохарактерное произведение, убеждаешься — цирк с его возможностями способен к созданию неожиданных реприз и клоунад на спортивную тему.
Приятно отметить, что поиск молодых артистов Виктора Рощина, Олега Петрова, а также исполнителя и постановщика номера Валерия Аверьянова увенчался успехом.
А. ХАЧАТУРЬЯН
оставить комментарий