В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Хорошая вещь - куплеты!

Пусть не смотрят на меня строго ценители художественных тонкостей — традиционный куплет представляется мне жемчужиной эстрады. И как раз делом тонким.

В сущности, «правила игры» здесь не менее строгие, чем в сложении сонета или японских трехстиший. Наши лите­ратуроведы двадцатых годов не раз показывали, сколько высокого умения таят в себе так называемые низкие жанры» — это в полной мере относится и к эстрадному куплету. Куплет, родив­шийся в ярмарочном балагане, заслу­живает такого же внимания и уваже­ния, как, допустим, лубочная картинка. Сегодня в нее заворачивают селедку, а завтра появляется энтузиаст-собира­тель, новатор-исследователь и, глядишь, выходят сборники лубков, и становятся они библиографической редкостью, и уже самый строгий ценитель художе­ственных тонкостей считает признаком хорошего тона хранить у себя самую большую коллекцию лубков рядом с древними иконами или деревенскими игрушками, что зовем мы достоянием наивной старины.

Сколько раз происходили такие пере­оценки художественных ценностей! Я мысленно обращаюсь к Бену Бенцианову или другому мастеру этого жанра: надо собрать коллекцию куплетов за полвека, и станет тогда ясно, что эта немудреная на первый взгляд литера­тура, которую и литературой-то не считают, на самом деле по-своему отразила многое в прожитой страной жизни. Эстрадный и народный куплет ждут своего собирателя-энтузиаста, каким, скажем, в истории лубка оказался ныне знаменитый Ровинский,— и появятся за­мечательные сборники, полные остро­умия, и можно будет вспомнить, над чем смеялись мы в ушедшие годы...

Об этом я думал на творческом ве­чере Бена Бенцианова. Словно ток про­ходил по залу, когда артист мастерски бросал в него последнюю строчку стро­фы. Артистизм, уверенный и легкий, полное владение жанром... Исполнялись куплеты, сочиненные в разные годы. Как разнохарактерны они по форме и манере исполнения! Не знаю, сам ли артист писал их или успешно сотрудничал с поэтами-профес­сионалами. Было бы хорошо, кстати, если бы исполнители объявляли об этом зрителям и были внимательны к авто­рам и соавторам, хотя бы так же, как, скажем, к партнерам по концерту.

В любом случае Бенцианов по праву занимает в жанре куплета одно из первых мест на нашей эстраде. Поет ли он изящно-шутливые, но едкие куплеты об аисте или почти раешник о ценах на автомобили, артист «заразителен», он «в своей тарелке», как говорили в ста­рину. Есть у него своя манера — облик улыбчивого, безотказного «заводилы», который будто вчера еще развлекал то­варищей по студенческому или завод­скому общежитию. Куплетами превосходно завершалась программа творческого вечера артиста. Но я покривил бы душой, если бы ска­зал, что она была равноценна.

Нет, она была очень неровной.

С легкой руки блистательного Арка­дия Райкина многие артисты эстрады добиваются своего рода универсализма на сцене — поют и пляшут, рассказывают и сценки играют, и конферируют. Не у всех, далеко не у всех такой уни­версализм получается. Да и не всем он нужен. Достаточно владеть одним эстрадным жанром, но з совершенстве, чтобы считаться мастером. Это куда лучше, чем полуобладание многими. В отчетном вечере Бен Бенцианов играл длинный малоинтересный скетч о надоевших друг другу супругах, и игра его представляется мне более самоуве­ренной, чем мастерской Он делал, так сказать, заявки на ряд жанров — зачем? Довольно и одного хорошего.

Об этом надо говорить откровенно хотя бы потому, что недостаточно оправ­данный универсализм больше мешает сейчас некоторым актерам, чем помо­гает, и скорее скрывает их талант, чем обнаруживает. Зрители порадовались открытию Бенцианова — он представил очень жи­вую, задорную, талантливую певицу Марию Колряну. Рассказал, как пришла к нему за кулисы в Кишиневе эта де­вушка, почти девочка, попросила послушать ее, и вот перед нами поистине эстрадная артистка. Конечно, в буду­щем. И в заключение: почему бы не устроить в Москве всесоюзную встре­чу — конкурс эстрадных куплетистов?

Гозорят: мало сейчас у нас таких артистов. Потому и мало, что мы не­много забыли, как хорош на эстраде остроумный куплет — один из первых жанров эстрады.
 

Я. ВАРШАВСКИЙ

Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100