Художественный образ в цирке
В чем специфика циркового искусства! Этой теме недавно было посвящено творческое совещание, которое созвали Институт истории искусств. Министерство культуры СССР, Союзгосцирк, Центральный дом работников искусств.
Доклад доктора искусствоведения Ю. А. Дмитриева дал интересный материал для содержательного разговора о теории и практике цирка, в обсуждении приняли участие Ф. Бардиан, Н. Ельшевский, С. Дрейден, М. Местечкин, А. Арнольд и другие. Выступавшие подчеркивали, что обсуждение этой серьезной проблемы надо продолжить в печати и на творческих совещаниях и встречах. В этом номере мы публикуем статью Н. Ельшевского. В основу ее положено его выступление на совещании. Практика советского циркового искусства настоятельно требует еще и еще раз возвращаться к вопросу специфики цирка. Чтобы определить специфику циркового искусства, надо решить два вопроса. Во-первых, определить те общие черты, которые связывают его с группой явлений ему родственных. Во-вторых, определить те качества, которые присущи только ему.
Ясно, что цирк мы должны рассматривать в ряду искусств театрально-исполнительских. Эта группа искусств представляет собой единую театрально-действенную форму художественного отражения действительности. Основным, так называемым родовым признаком театральной группы искусств является то, что художественные образы в них создаются посредством действования человека перед зрителями. Имевшая некогда единый исток в недрах древнейших синкретных игрищ, сегодня группа театрально-исполнительских искусств представляет собой ряд окончательно сформировавшихся специфических театрально-исполнительских форм: драматический театр, опера, балет и т. д. Эти театральные формы образовались как способы наиболее полного и всестороннего отображения в исполнительском действовании существенно важных черт и качеств общественного человека. Каждая из театральных форм, разумеется, обладает своей особой системой художественной образности.
Желая определить специфику любого вида искусства, мы анализируем его художественно-образный строй. Художественно-образный строй любого театрально-исполнительского искусства, в том числе и циркового, состоит из трех основных элементов. Ими являются: во-первых, действование актеров, во-вторых, их перевоплощение и, в-третьих, предлагаемые обстоятельства (или условия) действия. Если сами эти элементы едины для всех театральных искусств, то различия между художественно-образными системами разных видов театрального исполнительства коренятся в различных способах дейсгвования актеров, различных качествах перевоплощения и в различных предлагаемых обстоятельствах (или условиях) публичного действования. В каждом из видов театрального искусства эти три элемента, обусловливая характер друг друга, объединяются в систему художественной образности данного театрального искусства.
Какова же специфика этих трех элементов образности в искусстве цирковом?
Действие в цирковом искусстве — напомним, что речь идет лишь о специфике способа действования актеров, то есть лишь о его материальной структуре, — носит в основном ярко выраженный физический характер. Высшим выражением этого качества служит активное стремление циркового действия к предельно обостренной, так называемой трюковой форме. С этим основным качеством действования актера в цирке непосредственно связано и такое его качество, как «настоящность». Оно проявляется двояко. Во-первых, в том, что под цирковое действие невозможна «подделка», подобная «игре действия» в драматическом театре. Сальто-мортале на скачущей лошади, перелет с трапеции на трапецию под куполом цирка «сыграть» нельзя. Их необходимо вполне реально выполнить, вполне реально продействовать. Эта сторона «настоящности» циркового действия в общем-то близка по природе своей «настоящности» действия в тех театрально-исполнительских искусствах, для которых характерна технически сложная форма действования актеров, далеко отошедшая от привычных нам в обыденной жизни способов выражения мыслей и чувства. Ведь танец в балете и арию в опере тоже не «сыграешь». Их нужно протанцевать и пропеть.
Вторая сторона «настоящности» циркового действования уже непосредственно связана с самой сутью художественной образности циркового искусства. Ведь действительно создание циркового образа происходит не путем имитации — не изображением посредством циркового действия какого-то другого действия — события, а путем прямого выражения в данном сугубо оригинальном цирковом действии определенных качеств и черт человека, определенного характера. Из этого следует еще одно важное определение циркового действования как действия прежде всего не изобразительного, а выразительного. Принцип перевоплощения в цирковом искусстве прямо обусловлен характером циркового действия. «Настоящность» циркового действия делает в высшей степени неразрывной связь актер — образ, резко отличающуюся от связи актер — образ на театре. Ведь при создании циркового образа, обладающего такими чертами, как, например, бесстрашие, ловкость и т. п., актер цирка как личность не может быть менее бесстрашен и ловок, чем образ им создаваемый. А на театре глупец, часто совсем не плохо играет роль умного человека, а трус — роль смельчака.
Актер цирка не только действительно обладает теми качествами, которые входят основным компонентом в образ им создаваемый, но и сознательно воспитывает их в себе. Свой образ актер цирка буквально «лепит из себя». Отсюда и более прямое, нежели в других театральных искусствах, определяющее значение личных качеств артиста цирка для качества создаваемого этим артистом художественного образа. Отсюда и постоянство циркового образа, однажды созданного данным артистом цирка. И, наконец, предлагаемые обстоятельства жизни любого циркового образа всегда откровенные обстоятельства публичного представления-действа. Между актером и зрителем в цирке всегда устанавливается прямая связь. Приведем пример того, как органически сочетаются, оставаясь истинно цирковыми, принцип перевоплощения и предлагаемые обстоятельства в клоунаде — жанре, обладающем на первый взгляд образностью скорее театральной, нежели цирковой. Комический образ-персонаж цирка, точно так же как и любой другой цирковой образ, создается обычно самим артистом как его постоянный образ-маска.
Примечательно, что отбор тех или иных человеческих черт, складывающихся в клоунский образ-маску, определяется двумя зависящими именно от личных качеств данного актера факторами: социальной позицией актера и его психо-физической конституцией. Причем важность второго фактора не имеет прецедента в других видах театрально-исполнительских искусств. Степень художественной убедительности клоунского образа находится в прямой зависимости от возможности выразить типичные человеческие черты, взятые в качестве содержания клоунской маски, через черты, присущие данному артисту-клоуну. Общение клоуна с публикой не только всегда прямое, но и всегда основано на принципе: давайте вместе смеяться над тем-то и над тем-то; ну, и смешно же нам с вами то-то и то-то. А если этот принцип нарушается, то, как правило, действия клоуна превращаются в «кривляние на потеху» и выходят за рамки искусства. Таким образом, в творчестве клоунов проявляется не только специфическое для всех жанров циркового искусства единство актер — образ, но и специфический для цирка характер единства актер — образ — зритель. В цирке это единство гораздо более слитное, нежели в других театральных искусствах. Зритель в цирке является действительно полноправным участником представления.
Поэтому совершенно не случайно, что преобладающее большинство клоунских сценок-антре основано на перипетиях, как бы возникающих в ходе циркового спектакля. Эта общая закономерность художественного строя циркового искусства, в котором предлагаемые обстоятельства — всегда откровенные обстоятельства публичного действа, проявляется в перенесении на манеж места действия любой тематической клоунады. Например, в клоунаде на тему плохой работы мебельных фабрик место действия не кабинет директора-бракодела, а манеж, и в полном соответствии с этим перед нами и не образы директора-бракодела н несчастного покупателя, а клоуны, представляющие эту сценку. Именно — представляющие. Ибо, когда клоун действует в ситуациях, не язляющихся ситуациями данного циркового спектакля, он не живет в этих ситуациях, а представляет их. Равно как не живет он в образах-персонажах, предлагаемых этими ситуацями, не перевоплощается в них в театральном смысле, а опять-таки представляет, разыгрывает эти персонажи от своего лица, своего клоунского образа-маски.
Весьма показательно в этом смысле, что клоуны в той или иной степени переделывают и классические и современные клоунады, написанные «вообще для цирка», — вставляют свои трюки, меняют смысловую акцентировку отдельных эпизодов и часто саму композицию — и все это для того, чтобы именно эти клоунские маски могли действовать в полном соответствии с логикой своих клоунских характеров. Отсюда следует, что клоун не только всегда живет в своем постоянном образе-маске, но и в этом образе всегда находится в предлагаемых обстоятельствах публичного представления-действа, никогда из этих обстоятельств не выключаясь.
Основные черты специфики образной структуры цирка идут от самой глубокой древности. Значительную роль специфически цирковая структура образности сыграла в процессе развития всех театрально-исполнительских искусств. Во-первых, обращает на себя внимание то, что из первоначальных игрищ в качестве самостоятельных зрелищ выделялись прежде других элементы, положившие начало жанрам циркового искусства. Во-вторых, интересно то, что творчество древнейших русских скоморохов и западноевропейских гистрионов было чрезвычайно близко принципам образности цирковой. Творчество гистрионов и скоморохов во всех своих жанровых компонентах носило предельно действенный и во многом трюковой характер. По существу, для всех исполнявшихся ими жанров единым был и принцип постоянного единства актер — образ. Едиными были и предлагаемые обстоятельства их всегда откровенно публичного действования. Структура образности, принципиально близкая образности цирковой, специфична и для западноевропейского фарса, оказавшего, как известно, самое непосредственное влияние на формирование всего европейского драматического искусства. Весьма интересно, что и в итальянской народной комедии — в этом первом, бесспорно театральном явлении, оказавшем громадное влияние на дальнейшее развитие всей европейской театральной культуры, — структура образности в очень многих своих элементах близка структуре образности цирковой. «В там-то и дело, — замечал по этому поводу Г. Н. Бояджиев, — что комедия дель арте не знала этого деления (деления единой исполнительской образности на театральную и цирковую.— Н. Е.) и клоунада такое же родное детище народного театра, как и драматическая игра».
То же самое мы наблюдаем и в русском демократическом театре XVII—XVIII вв., который, как замечал знаток старинного русского быта И. Е. Забелин, был «как бы потомком театра скоморохов... сохранял родственные черты с представлениями скоморохов». Унаследовав элементы цирковой образности вместе с многовековыми традициями, скоморошьих действ, русский демократический театр многие из них передал дальше — русскому драматическому театру. Это, по мнению исследователя данного периода русской театральной культуры В.Д. Кузьминой, «определило некоторые существенные черты русской литературной драматургии — от Сумарокова до молодого Крылова». Нечто подобное мы наблюдаем и во французском ярмарочном театре, развитие которого, начавшееся с чисто цирковых представлений бродячих групп жонглеров, эквилибристов, прыгунов, дрессировщиков и канатных плясунов, дало в конце концов богатые плоды в области водевиля, мелодрамы и комической оперы. Это влияние структуры цирковой образности, идущее от самых древнейших времен и явно наблюдаемое на всем протяжении развития театрального исполнительства вплоть до образования вполне самостоятельных специфических видов театральных искусств, нельзя объяснить ничем иным, кроме как тем, что структура цирковой образности играет пока мало исследованную, но тем не менее весьма значительную историческую роль в развитии театрального исполнительства как особой формы художественного познания.
В связи с этим представляется чрезвычайно любопытной та, казалось бы, внезапная вспышка интереса к цирковому искусству, к использованию его выразительных средств и приемов, которая наблюдалась в русском и советском драматическом театре, в том числе в творчестве таких крупнейших мастеров, как Вахтангов, Маяковский, Мейерхольд, Таиров. Эта вспышка интереса к цирку несомненно наложила отпечаток и на творчество современных нам художников театра. Причем то же самое происходило и на западе. Там в этот процесс была вовлечена такая крупнейшая фигура, как Б. Брехт. О случайности, о прихоти художников здесь едва ли можно говорить. Слишком широк, глубок и многогранен был этот процесс и слишком большое практическое значение имел он для современного театрального искусства. Здесь мы сталкиваемся с проявлением какой-то закономерности влияния цирковой образности на развитие образности театральной.
Правильное решение проблемы специфики циркового искусства имеет не только громадное значение для практики советского циркового искусства, но представляет и значительный общетеатроведческий интерес. Анализ структуры цирковой образности, ее значения в истории развития театрального исполнительства вообще помогает более полно и всесторонне понять процессы, совершающиеся в современном театральном искусстве.
Н. ЕЛЬШЕВСКИИ
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий