В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Художник цирка и театра

Михаил Станиславович Варпех пришел в цирк уже сложившимся, зрелым мастером, опытным театральным художником.

Еще в 1927 году, будучи студентом Киевского художественного института, Варпех принимал участие в создании спектаклей «Мещане» и «Недоросль», работал под руководством замечательного режиссера Александра Довженко над оформлением представлений «Синяя блуза». По окончании института он в разных театрах страны оформлял постановки таких основополагающих для советского театрального искусства пьес, как «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Темп» и «Поэма о топоре» Н. Погодина, «Чудак» и «Страх» А. Афиногенова и др.

В 1932 году Варпех был приглашен в Московский Центральный детский театр на должность главного художника. Но и в это время он не порывает творческих связей с другими коллективами. Так, например, в Малом театре он оформил «Скута-ревского» Л. Леонова, в Театре Революции — «Таню» А. Арбузова и «Весну в Москве» В. Гусева, у вахтангов-цев — «Труса» А. Крона, в Ленинградском Малом оперном театре — «Мать» В. Желобинского. В творческом активе Михаила Станиславовича такие пьесы классического репертуара, как «Горе от ума», «Ревизор», «Свадьба Кречинского», «Враги», «Принцесса Турандот», оперетты «Марица», «Бал в Савойе» и др.

Здесь нет возможности перечислить все театральные работы Варпе-ха, ибо он принимал участие в создании почти двухсот спектаклей. Ему довелось сотрудничать с такими замечательными самобытными режиссерами, как Н. Соболыциков-Сама-рин, А. Лобанов, Н. Горчаков, И. Судаков, Ю. Завадский. Более двадцати лет он был главным художником Театра имени Н. В. Гоголя (ранее Центральный театр транспорта). В 1957 году Михаилу Станиславовичу Варпеху было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

С 1965 года Варпех — главный художник Центральной студии циркового искусства. Хотя многие годы Михаил Станиславович отдал театру, его приход в цирк не был случайностью. Еще работая в театре, он не раз в своем творчестве обращался к искусству манежа. Так, например, в Иркутске он принимал участие в постановке одной из цирковых пантомим, в Москве оформлял программу Карандашу. Да и вообще его всегда привлекало искусство ярких зрелищных форм, праздничных массовых действ. Не случайно он оформлял один из первых после войны физкультурных праздников на столичном стадионе «Динамо», несколько новогодних елок в Георгиевском зале Кремля.

В Центральной студии циркового искусства Варпех проявил себя не только как умелый руководитель художественно-оформительской работы, но и как оригинальный художник, владеющий секретами выразительности, понимающий и чувствующий природу циркового искусства. Можно отметить, в частности, одну из последних его крупных работ — оформление нового аттракциона под руководством заслуженной артистки РСФСР Маргариты Назаровой.

Свое шестидесятилетие Михаил Станиславович Варпех встретил полным сил и творческих замыслов. Сейчас он работает над программой народного артиста РСФСР Олега Попова, которую артист и художник посвящают 50-летию советского цирка.

А. ФАЛЬКОВСКИЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100