В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Художник циркового костюма

Летом 1967 года проходил Всесоюзный фестиваль самодеятельного циркового искусства. Он показал, как заметно возросло исполнительское мастерство любителей. Но вот художественное оформление номеров, костюмы часто оставляли желать лучшего, хотя на изготовление их, судя по всему, были затрачены немалые средства.

И тут нельзя винить руководителей самодеятельных коллективов. Художе­ственно оформить цирковой номер, со вкусом и удобно одеть исполнителей не так просто, как может показаться на первый взгляд, — ведь далеко не каждый художник знает специфику цирка. Каким должен быть цирковой ко­стюм, каковы требования, предъявля­емые к нему? — убежден, что эти во­просы интересуют многих участников и руководителей художественной само­деятельности. Расскажите, пожалуй­ста, об этом на страницах журнала.

В. СМИРНОВ, режиссер  Народного  цирка Щелковского городского Дворца культуры

На письмо В. Смирнова отвечает художник циркового костюма С. Француз.

Хорошо известно, сколь велика роль костюма в драма­тическом или оперном театре. Не менее важен он и в цирке. Удачный костюм исполнителя помогает зрителям наиболее полно воспринять номер, придает цирковому зрелищу яркую праздничную окраску. Существует множество требований, которым должен отвечать цирковой костюм. Остановимся на некоторых из них. Удачным можно считать такой костюм, который соответ­ствует характеру исполняемого номера и удобен в работе. Он должен подчеркивать красоту собранной спортивной фигуры, скрывать ее недостатки (о костюме для клоунов в силу специфики их профессии — разговор особый). Не надо забывать и о современной моде. Задумывая эскиз костюма, следует учитывать, в каких условиях предстоит работать артисту: будет ли это сцена, манеж цирка или огромный стадион. Ритм номера, его смысловую окраску, внешние данные артиста — все нужно тщательно предусмотреть.

Что же такое удобный цирковой костюм?

Конечно, он должен обеспечить максимальную свободу движений; важно, чтобы артист «не чувствовал» его на себе, чтобы костюм был гибким, эластичным. К тому же в каж­дом цирковом жанре существуют свои особые требования, предъявляемые к одежде исполнителя.

Для воздушной гимнастики особенно необходимо, чтобы костюм обеспечивал полную свободу движений. Достигается это растяжками — собранной на резинки тканью. Наиболее удобен в данном случае костюм, состоящий из эластичного купальника и трико. Если же костюм сшит не из эластич­ной ткани, то руки по возможности надо оставить откры­тыми, а в противном случае — в рукава вставить ластовицу. Одежду воздушных гимнастов не следует перегружать излишними украшениями: оборками, драпировками и боль­шими пачками.

ЭскЭскиз костюма для эквилибристки. Эскиз костюма для велофигуристкииз костюма для эквилибристки.
Эскиз костюма для велофигуристки

Для акробатов-прыгунов очень хороши коротенькие брючки, а эластичные купальники просто незаменимы. В конце номера, даже самого сложного, артист будет выгля­деть таким же аккуратным, как и в начале, если он наденет именно такой костюм.

Ну, а во что же одеть жонглеров? Это в значительной мере зависит от состава участников номера. Если исполни­тели — только молоденькие девушки, то наиболее подхо­дящи для них колеты с трико, грации с пачками, брючки с рубашками или просто спортивные платьица. Женщину средних лет лучше одеть в платье, модное по силуэту, но не слишком открытое. Рукам исполнителей надо опять-таки обеспечить максимальную свободу движений. Не следует забывать при этом, что в большом групповом номере отделка костюмов должна быть более спокойной, ровной.

Для исполнительниц, выступающих в жанрах эквилибра и антипода, нецелесообразно делать большие или очень пышные юбки, ибо в ходе работы костюм неизбежно меняет свой рисунок, и может случиться, что все это пышное одеяние окажется на голове у актрисы. Велофигуристкам удобны грации или купальники с драпировками на бедрах, переходящими сзади в пачки.

Что же касается акробатов-эксцентриков, то образное начало имеет в их одежде особенно важное значение. А темп исполнения номеров, их смысловое значение тре­буют, чтобы костюмы были выдержаны в сочных и жизне­радостных красках. Очень важно также, чтобы костюм в процессе работы не потерял своей формы. (Практика показала, что курц-фраки, которые почему-то так полюби­лись молодым артистам, для эксцентриков непригодны, так как выглядят слишком строго для этого жанра. Курц-фраки более уместны для «нижних» в номере вольтижа.)

У артистки, выступающей с дрессированными птицами или мелкими животными, могут быть самые разнообразные туалеты. Прекрасно выглядит платье с завышенной талией, отделанное перьями, изготовленными из капрона, без блестящих украшений. В другом случае хороши узкие длинные брючки с перламутровой рубашкой или грация с небольшой полупачкой и с трико в цвет костюма. Подчеркнуть достоин­ства фигуры и скрыть недостатки ее помогут резиновые пояса, поролоновые накладки, контрастное сочетание цветов.

Эскиз костюма для номера «Переходные лестницы» Вариант костюма для, дрессировщицы птицЭскиз костюма для номера «Переходные лестницы»
Вариант костюма для, дрессировщицы птиц

Существенным в костюме исполнителя является цвет. Одежда женщин на манеже может быть самых различных расцветок, но мужские костюмы выглядят лучше, если они более спокойны по цвету, имеют умеренное количество блестящих украшений.

Для выступлений на стадионе исключается черный цвет; белого цвета также лучше избегать. При дневном свете хороши все оттенки синего, красного и желтого. Пятно костюма должно быть в данном случае большим, чем нуж­но на манеже. Этого можно добиться, подобрав трико в цвет костюма, удлинив рукава несколько больше, чем это требуется для манежа (если, разумеется, позволяет испол­няемый номер). На стадионе хорошо смотрятся длинные платья. Можно применять так называемые «летящие» тка­ни, чтобы костюм «дышал, жил», если опять-таки это не мешает работе. Ну, а для работы в цирке-шапито, особенно в осенний сезон, хотелось бы посоветовать купальники с длинными рукавами и «фигаро», столь распространенное в современном вечернем туалете.

В заключение — несколько слов о моде, которая тоже накладывает известный отпечаток на цирковой костюм. Линия современного костюма подчеркивает фигуру чело­века, ее пластичность. Сегодняшние модельеры не увле­каются отделкой женского костюма ненужными, отяже­ляющими драпировками, оборками, бахромой и т. п. Отдел­ка вводится в минимальном количестве. В цирковом кос­тюме современные линии тоже необходимы, но без отделки здесь обойтись нельзя. Лучше всего ее использовать в обра­ботке тканей. С успехом применяются парча, гипюр, кру­жева, жемчуг и другие украшения. Блестки применяются теперь тоже в ином качестве: их прячут под капрон, что дает возможность разнообразить фактуру ткани. К тому же такой прием делает костюм практичнее. О требованиях моды не следует забывать и при изготов­лении мужских цирковых костюмов. Надо учитывать про­порции и цвет одежды, характерные для сегодняшнего дня.

Итак, костюм циркового артиста (в равной степени это относится и к костюмам участников народных цирков) должен отвечать нашим современным эстетическим поня­тиям. Поэтому у всех, кто выступает на профессиональной или любительской арене, необходимо воспитывать чувство ответственности за выбор костюма, умение избежать в одежде безвкусицы и аляповатой дешевой «красоты».
 

С. ФРАНЦУЗ, художник циркового костюма

Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100