В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 19:48 | 12.10.2015

И. В. Дубинский - директор саратовского цирка

И. В. Дубинский - директор саратовского циркаКазалось бы, что мастера арены не слишком присматриваются к тому, на каком манеже они выступают, тем более того все наши новые цирки, а их много сейчас, и сущности, одинаково хороши, удобны и красивы. Сегодня здесь — завтра там! До свидания, до новой, часто очень не скорой встречи...

Но думается все же, что если провести среди наших артистов анкету на тему: «лучший цирк», обнаружится. пристрастность, глубокая заинтересованность исполнителей и этом вопросе. И среди лучших, особо выделенных непременно окажется и Саратовский цирк. Почему же?

Потому что цирк — это не только здание и его оснащение, и уж тем более не просто прокатная, площадка. В понятие цирк входит и то, как артисту здесь работается, каково его творческое самочувствие, нашел ли он здесь практическую помощь я поддержку своим новым замыслам. Так что административная, казалось бы, сторона дела оборачивается, как не трудно понять, чисто творческой гранью. А все ото в конечном счете имеет прямое отношение к развитию нашего циркового искусства.

И вот предъявить по этому главному счету Саратовскому цирку есть что. За последние годы здесь создано более двадцати номеров и аттракционов. Среди них такие крупные работы, как целая программа впервые созданного Казахского циркового коллектива, аттракцион Запашных «К звездам», номера Магомедовых, Замоткиных, Хмыровых, Ленковых, Салминых. Миносян и других.

Между прочим, новый самобытный номер — это нередко и новый аппарат и оригинальный реквизит, требующие сложного инженерного решения и не менее сложного исполнения. Л потому давно уже установились у Саратовского цирка деловые, творческие отношения со многими заводами и проектными институтами города. Звонок из цирка в какой-либо научно-исследовательский институт, весьма далекий от проблем искусства манежа, здесь теперь явление обычное.

Вот уже десять лет руководит цирком Иосиф Вениаминович Дубинский — заслуженный работник культуры РСФСР, — о нем наш рассказ.

Есть большой соблазн вспомнить, как рабочий парнишка приобщился к искусству, как рос его рано появившийся. организаторский дар. Но это увело бы нас от избранной темы. Однако несколько предваряющих слов все-таки скажем.

Четырнадцатилетним подростком пришел Дубинский ка один из харьковских заводов. Работал электриком, бригадиром, мастером, заместителем начальника цеха. Там же, на заводе, закончил ФЗУ, затем без отрыва от производства — рабфак, три курса Экономического института.

В девятнадцать лет он — председатель завкома. А позже, и сорок третьем году, уже на заводе а Саратове. его избрали, тоже еще совсем молодым человеком, секретарем партийного комитета. Как тысячи советских людей, он рвался на фронт, но направления так и не получил: «белый» билет — результат тяжелой травмы на производстве.

Напряженная работа на заводе, где Дубинский трудился в общей сложности двадцать один год, не помешала и не умерила его тяги к искусству, возникшей еще с детства. Комсомольцем он был культпропом комитета комсомола, а затем организовал Театр рабочей молодежи, где выступал и сам. Этот театр как один из лучших был послам в Москву, где на всесоюзном конкурсном смотре удостоился диплома. Так что выдвижение через несколько лет Дубинского на должность председателя Саратовского областного комитета профсоюза работников культуры было закономерным и оправданным...

Словом, в цирк он пришел уже человеком, хорошо знающим жизнь, искусство, специфические особенности труда к нужды творческих людей. А главное, умеющим и любящим работать с людьми.

В день приезда в Саратов я просидел у него в кабинете несколько часов. Все время заходили люди и беспрерывно звонил телефон — вечером принимали званых гостей, делегатов областной партийной конференции, которых еще загодя, на партактиве, пригласил и цирк Дубинский. С приглашенными вес уже было устроено. А телефон продолжал звонить. и возникали все новые желающие попасть на сегодняшнее представление. Директор, спокойно соединяясь с кассиром, принимал и принимал новых зрителей, гак что я, зная, что программа идет с аншлагами, даже спросил, сколько же мест в цирке?

А назавтра звонили из театров, сетовали, что вот в цирке делегаты были, а у них нет. Дубинский, смеясь, успокаивал их, говоря, что в следующий раз придут и к ним. А мне сказал:

— Понимаете, я подумал: люди приедут из области, из самых отдаленных районов. Ну, днем они будут работать, потом по городу побродят. А вечером —о же, им сидеть в гостинице и скучать? Пусть отдохнут, посмотрят интересное представление. Кстати, не так уж часто этим по-настоящему занятым людям выпадает такое. Вот тогда, несколько месяцев назад, на партактиве, я и пригласил делегатов. О таких вещах надо заранее думать...

Но это было назавтра. А сегодня все звонил и звонил телефон, и мне оставалось лишь гадать, куда еще Дубинский сможет посадить зрителей. Но, кажется, рассадил и устроил всех.

А потом в тот хлопотный день пришел артист, уже покинувший арену и недавно получивший пенсионную книжку. Не успел он войти, как Дубинский вышел из-за стола ему навстречу, обнял и поздравил с женитьбой сына. А пришел-то артист как раз для того, чтобы просить директора оказать ему честь быть в качестве гостя на свадьбе, которая состоится сегодня а шесть часов вечера. И Дубинский предложение принял. А, казалось бы, такой хлопотный предстоял вечер. Да и артист уже не работает в цирке. А уж сын его, военный моряк, и невестка, кончающая университет, будущий физик, и. вовсе никакого отношения к цирку не имеют. Но Дубинский на свадьбу пришел и меня захватил с собой, и парторга Георгия Александровича Шишкина. И был там веселее всех, чокался крюшоном (пить ему нельзя — сердце) и тост произнес, в котором сказал, как много сделал для цирка отец жениха и какой он превосходный человек. заметив тут же. что и родители невесты, он уверен, тоже люди достойные. И поговорить с ними успел о житье-бытье как старый саратовец. И песни пел со всеми, даже, пожалуй, азартнее всех.

А ко второму отделению мы уже были в цирке — Дубинский каждый вечер обязательно смотрит представление, потому что у него в цирке твердый принцип: каждый день — премьера.

Рассказывая о Дубинском, нельзя не сказать о людях, с которыми он работает. Да вот хотя бы упоминавшийся уже парторг Г. Шишкин. Это Дубинский приметил и сумел зажечь цирком молодого, энергичного майора запаса, предложив ему должность директора гостиницы для артистов. Впрочем, гостиницы тогда еще не было, она только строилась. По. увлеченный делами коллектива и атмосферой дружбы, царящей в нем. Шишкин не стал ждать окончания строительства, а пошел пока работать униформ истом. Кстати, гостиница и им самим и его сотрудниками рассматривается не как автономное учреждение — она большая, комфортабельная, в ней около ста номеров,— а как один из цехов цирка. А потому все. что происходит в цирке, касается и работников гостиницы.

Говорить, что здесь образцовая чистота, порядок нет нужды. Это не особые достоинства, так должно быть. Так здесь и считают. А вот стоит сказать, что помимо всех коммунальных благ есть в гостинице детская комната и работает в ней педагог Александр Михайлович Гущин. Вот уже двадцать лет на общественных началах он занимается с «детьми цирка» — играет с ними, рассказывает им сказки, организует походы в Тюз, а для старших устраивает встречи с учеными, воинами, ходит с ними в музеи. Многие видные теперь мастера манежа, можно сказать, выросли у него на руках.

Десятками лет в цирке так же увлеченно, творчески работают инженер Л. Крупенников, начальник электроцеха В. Мордовии, заведующая постановочной частью А. Юдкова. инспектор манежа Б. Мамлеев, бухгалтер Л. Иерхо. А старшего коктролера-билетера Александру Ефимовну Дискину, которая з цирке уже 35 лет. знают в городе чуть ли не все, и иначе, как тетя Шура, никто не называет ее.

Интересно, что здесь даже сезонные работники после лета, когда стационар закрыт, неизменно вновь возвращаются з ставший им родной цирк. Да и приезжающие артисты чувствуют себя в Саратове не просто как в очередном гастрольном пункте длинного конвейера городов, но по-особому. По-особому, с подъемом и работают. И это не случайно.

Перед началом гастролей всегда организуется специальный сбор всей труппы, на котором директор знакомит приехавших артистов с городом, рассказывает о его успехах в промышленности. науке, искусстве, о его достопримечательностях. А рассказывать Дубинский умеет превосходно. К тому же все сведения, которые он сообшает, получены им, как говорится, из первых рук — ведь он депутат горсовета, кандидат в члены горкома партии, член райкома и председатель комиссии по культуре и искусству горисполкома.
И. конечно же, он рассказывает приехавшим артиста о том, над чем работает коллектив Саратовского цирка, занесенный в Ленинскую тетрадь Городского комитета КПСС как передовое предприятие. Я был на «Дне деловых встреч» и видел, как органично, естественно включил Дубинский в своем докладе цирк а общую хозяйственно-творческую работу всей Саратовской области. Рассказывая о достижениях саратовцев, он не оперировал общими местами, как это, к сожалению, еще нередко случается, но был предельно конкретен. Так. например, говоря о промышленности, он заметил: «Среди наших предприятий есть замечательный завод — мы там с вам)! будем: у цирка с этим заводом тесные творческие связи, вы собственными глазами увидите, что такое техническое перевооружение. как шагнула вперед наша промышленность, как возросла культура труда».

Артист не должен чувствовать свою обособленность гастролера, считают здесь. Он должен ощущать свой труд как частицу общего труда. Да и вообще — жить полной жизнью, а не только знать дорожку из гостиницы в цирк и обратно. Потому и организуются здесь всевозможные походы, экскурсии в музеи, театры, на передовые предприятия. Устраиваются вечера отдыха, «капустники», часто совместно с актерами театров.

Известно, что многие артисты учатся, а при кочевой их жизни это нелегко. Поэтому работники Саратовского цирка всегда предлагают им помочь сдать в здешних институтах очередные зачеты и экзамены. Непременно расскажут здесь и о медицинских учреждениях города - ведь, может быть, кому-то нужно подлечиться.

Впрочем, в первое время подлечиться можно, пожалуй, прямо в цирке, в медпункте. Потому что медпункт этот — гордость Саратовского цирка — и в самом деле, скорее, походит на специализированную поликлинику. Судите сами: здесь помимо терапии имеются такие процедуры, как УВЧ. солюкс. токи Бернара, кварц, ультразвук, световые, парафиновые, хвойные, жемчужные ванны, гальванизация, массаж и многое другое. К тому же каждый вечер на представлении дежурит травматолог. А заведует этим пунктом энтузиаст своего дела Нелли Федоровна Криворотенко.

Восхищаясь искусством мастеров арены, зрители часто хотят знать о них как можно больше. И в Саратовском цирке стало традицией ближе знакомить зрителей с творчеством наиболее выдающихся мастеров А для этого регулярно во время гастролей каждой новой программы устраиваются творческие вечера ведущих артистов.

После парада и церемонии открытия представления произносится вступительное слово о мастере, рассказывается о его творческом пути. Делает это директор или цирковой же артист-коллега. или актеры из театров А затем идет программа, построенная, с акцентом на работе, так сказать, бенефицианта. Такие вечера уже были посвящены творчеству В Филатова. I!. Бугримовой, В. Волжанского, Н. Ольховикоаа, И. Рубана, Л. Егибарова, Н Логачевой, В. Тихонова,Э. Кио, семьи Запашных, Магомедовых. Ермолаевых и других.

День, когда артист впервые вступает на манеж, он помнит всю жизнь. Это естественно. Но тот. кто родился как артист на арене Саратовского цирка, запомнит этот день особо, как праздник, в котором приняли участие все зрители. Потому что здесь существует традиция посвящения, в артисты. Это происходит торжественно, в манеже, на публике, и юному артисту вручается специальная грамота.

Внимание и бережное отношение проявляется в Саратовском цирке и к тем, кто уже покинул арену. Я уже рассказал эпизод со свадьбой. Можно привести еще примеры. Так. скажем, старый саратовец А. Везано, много сделавший для развития циркового искусства, чувствует себя здесь по-истине как дома: в зрительном зале на кресле в третьем ряду — металлическая табличка «Почетное место ветерана цирка А. Безано».

Любовь к цирку, внимание ко всем, даже самым малым потребностям и запросам артистов, желание сделать так, чтобы им работалось радостно, — таковы принципы, которыми живет коллектив Саратовского цирка. И примером тут может служить сам директор, который, можно сказать, одержим цирком. Он не ждет, когда его попросят что-то сделать для. общего циркового дела, но сам со своим коллективом ведет творческий поиск. Именно по его инициативе, кстати, Всесоюзное объединение государственных цирков, учитывая плодотворную творческую работу, которую ведет Саратовский цирк, приняло решение о создании в Саратове филиала Центральной студии циркового искусства.

Но и сейчас, когда филиала студии еще нет, многие артисты, гастролирующие в это время в других городах страны, задумывая новое, звонят в Саратов и делятся своими планами. Это естественно. Здесь хорошо понимают. что уважительное и заботливое отношение к человеку, внимание к его нуждам и запросам, настоящее товарищество — все то, о чем говорилось на недавнем съезде нашей партии, — помогают людям лучше жить и лучше работать.

А. КИРИЛЛОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100