Как важно быть... Дмитриевым. И.Л. Вишневская
Юрий Арсеньевич Дмитриев - доктор искусствоведения, профессор, главный ведущий сотрудник Отдела театра Института искусствознания, автор почти неисчислимого количества книги статей, крупнейший знаток в области цирка, театра, эстрады, кинематографа, педагогики, эстетики - ушел из жизни.
B 2006 году ему исполнилось бы 95 лет. Естественно, смерть каждого человека - большое горе для его близких. Но для нас, учеников, друзей, коллег Юрия Арсеньевича -это поистине беда, потому что мы потеряли не просто талантливого ученого, прославленного педагога, ренессансную натуру посреди капиталистического прагматизма. Но еще и очень доброго, хорошего человека, интеллигента старой закалки, для которого порядочность -норма, честность - врожденна, доброжелательность - манера жизни.
Юрий Арсеньевич учил нас не только свято любить театр, постоянно восхищаться цирком, серьезно относиться к самой веселой эстраде, читать пьесы, a не пересказы пьес, видеть спектакли, a не только читать о них рецензии. Но, быть может, еще важнее, что он учил нас чистой и, если говорить громко, праведной жизни. Мы твердо запомнили особые «заветы» нашего старшего коллеги. Всегда улыбаться друг другу, улыбка подозревает равенство, уважение, расположение, пожелание доброго дня; всегда спросить o здоровье, и не только личном, но и вашего батюшки, матушки, супруга, супруги - как прелестно, трогательно и грамотно выговаривал эти понятия Юрий Арсеньевич. Мы твердо запомнили, что к цирковой арене никогда нельзя становиться спиной: там идет страшная, кровавая работа, там идет бесконечный жертвенный труд. Мы твердо запомнили, что увлечение пародиями говорит не о ценности пародий, но o падении цены истинного искусства. Мы твердо запомнили, что нельзя, не стоит укрываться в какой-нибудь одной своей научной нише - я, мол, специалист по искусству XI, XII, XIII и еще бог весть какого века. Сам он подавал тому пример.
...В понедельник Юрий Арсеньевич Дмитриев был на открытии III съезда Союза театральных деятелей. Во вторник — писал статью o чтеце Г.B. Сорокине, ездил за авторскими экземплярами своей новой книги «Прекрасное искусство цирка».
B среду редактировал статьи для готовящейся к выходу (третье издание) энциклопедии «Цирк», вечером был в «Театре на Покровке» — отмечалось пятилетие. B четверг оказался на Красной площади, где в специально возведенных шапито проходил Международный конкурс на лучшее цирковое представление. B пятницу был на заседании Сектора театра России Института искусствознания, в котором служит многие и многие годы.
Выступал на обсуждении очередной кандидатской диссертации, посвященной взаимоотношениям Чехова и Станиславского. Остался с молодыми сотрудниками пить «дружеский чай» и беседовать o жизни в искусстве. Вечером отправился на новое представление в цирк. B субботу продолжал редактировать статьи для цирковой энциклопедии. Так, приблизительно, выглядел не один день жизни Юрия Арсеньевича.
Он был несказанно популярен. Каждый его приход в цирк был как 6ы своеобразным цирковым представлением. Пришел Мастер, поэт цирка, его певец, его знаток, и поэтому, как кажется, с ним здоровались и люди, и звери. Он приходил в Малый театр, самый любимый для него на свете, и, как представлялось, ему кланялся даже сам бронзовый Хозяин этого Дома — Островский. Он скользил на кафедру гитисовских аудиторий — и студенты, раскрыв рты, слушали его лекции, потому что это были даже и не лекции, a живые воспоминания, радостные открытия, постоянная сопричастность прекрасному.
Я помню его, как и многие-многие мои коллеги, преподавателем курса русского театра, когда мы оканчивали Государственный институт театрального искусства. Это был особый преподаватель — влюбленный свое дело, молодой, старающийся никогда не влезать нив какие интриги и удивительно уважающий нас, тогда еще совсем-совсем начинающих. Он не только был со всеми «на вы», но знал все имена-отчества, все биографии и постоянно велел кланяться «бабушке», передавать привет «матушке». Тогда y многих из нас еще не было супругов, но он велел кланяться даже и нашим молодым людям или девушкам наших студентов-мужчин. Они их знал — наших возлюбленных, потому что хотел выучить не просто профессионалов, но и воспитать личность, индивидуальность, сделать нас, по возможности, интеллигентными людьми.
Юрий Арсеньевич Дмитриев — это сама эрудиция, причем во всех областях знания. Пестрый, веселый, шумный и яркий цирк – это его стихия. Разноголосая, современная эстрада – это его жизнь. Театр, от Мочалова до Качалова и дальше, дальше, дальше – до самых-самых «пост-авангардов» - это его заботы.
И мы уже давно не удивляемся, когда Юрий Арсеньевич вдруг говорит: «Да, я прочитал это y Якова Борисовича». — «Кто это — Яков Борисович?» — спрашивает кто-либо, не знающий Дмитриева, полагая, что речь идет о сегодняшнем газетчике или o директоре ресторана. — «Яков Борисович Княжнин — драматург XVIII века», — отвечает Дмитриев. И также может называть он по именам и отчествам всех, кто жил в XVII, XVI и еще каком-нибудь веке. Все они — его друзья: люди цирка, люди театра, люди эстрады, веселые клоуны, острые куплетисты, великие трагики.
Юрий Арсеньевич Дмитриев — это книги. Я не знаю, сколько книг y него было, и никто не знает. Их просто огромное количество. Он каждый год издавал по книге — и все интересное, прекрасно выполненное. То o трагиках Адельгеймах, то o знаменитых клоунах, то o волшебном мастере Лентовском, то o великом комике Живокини, то.., но обязательно o ком-нибудь, o ком очень хочется прочитать.
Ю.A. Дмитриев — это до6рожелательносты редчайшее сегодня качество среди озверевших, помешавшихся на самых различных дефицитах людей. Есть дефицит и на доброту. Этот дефицит в нашем Секторе полностью покрывал Дмитриев. Он и ругал как-то вкусно, и критиковал как-то аппетитно, и заморочивал голову как-то приятно, словом, работать с ним было одно удовольствие. Он обязательно заметит, что на тебе новое платье, какое-нибудь новое украшение, он спросит как дела дома, он разузнает, чем больны внуки, просто — не наш человек, какой-то забредший в этот кошмарный быт старый русский интеллигент, ренессансный человек, милый чудак, все еще уверенный, что люди должны оставаться людьми.
Юрий Арсеньевич — это само остроумие. Если у нас плохое настроение, если уже кажется, что мы никогда не поднимемся, обронит Дмитриев словечко, расскажет «старый» анекдот, вспомнит две-три фразы из репертуара своих старых друзей — Райкина, Утесова, Ардова, Смирнова-Сокольского, Шкваркина, Зощенко и многих-многих других, и легче становится на душе. И кажется — a может быть, еще поднимемся?!
Юрий Арсеньевич учил нас не болеть внешне. Для чего вы это рассказываете — про головную боль, ломоту в спине, про нехождение ног, про несмотрящий глаз, выдернутый зуб... Вы представляете, какой это ужас? Молоденькая, хорошенькая женщина, обвешанная жалобами, не видящая, не слышащая, да еще c пониженным давлением? Болеть, если вы истинно болеете, надо внутри, незаметно для окружающих. Так они делал, до самых своих девяноста с хвостиком. Всегда в прекрасно отглаженном, ловко сидящем на нем костюме, в накрахмаленной белой рубашке, непременно c модным галстуком, ему чужды были как новорусские при6амбасы, таки стародревние бороды, усы, бобровые шапки и тяжелые палки.
Дмитриев – это сама блестящая История русского театра, это вечное и верное служение Эстраде и Цирку, это целая библиотека книги статей – от гениального артиста Мочалова до гениального клоуна Никулина. Дмитриев был еще и просто очень хорошим, остроумным, никогда не унывавшим нашим общим другом. И когда все раздражены, утомлены, словно волшебное лекарство звучали слова Дмитриева: «A как ваше здоровье? Непременно передайте поклон вашей матушке, вашему батюшке, супруге, супругу...» Ах, как давно забыли мы об этом чудесном человеческом общении!
Что же позволяло Дмитриеву сохранять молодость? Можно назвать десятки понятий: естественный образ жизни, любовь к своему делу, милую заботливую жену. Но я бы выбрала главное, o чем так прекрасно сказал Тургенев – будь только добр, и тогда тебя никто отразить не сможет.
Сейчас он был бы очень нужен. Сейчас, когда на сценах царят содом и гоморра, когда эстрада стала бизнесом, когда цирк одряхлел, как старая лошадь, Нужен был бы во всей этой сценической неразберихе сильный, громкий голос: c вами говорит профессор Дмитриев...
оставить комментарий