И смех, и восторг, и страх - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

И смех, и восторг, и страх

Как известно — сколько людей, столько и мнений. Вспомнила об этом невольно, когда попался на глаза один из номеров ежемесячного журнала «Курьер ЮНЕСКО» за 1988 год — весь, как говорится, от корки до корки посвященный искусству цирка.

Все однако встало на свои места, когда в конце издания, к слову говоря, выходящего на 34 языках, прочла небольшую сноску:

«Подписанные статьи выражают мнение их авторов, которое может не совпадать с точкой зрения ЮНЕСКО и редакцией журнала».

Мне как раз и понравилось то, что в одном номере журнала так много статей, написанных авторами разных стран, практически целыми столбцами на одну тему, о том же времени или даже о тех же фактах, но каждая с абсолютно иным подходом и трактовкой. И главное, что обратило на себя внимание: авторы едины в мысли — цирк был вчера, есть сегодня и будет радовать и удивлять мир своим искусством завтра! Вот так, разнясь в деталях, «субъективная» в оценках, «разговаривают» на страницах журнала писатели, журналисты, деятели цирка многих стран и вполне мирно, в духе времени договариваются о самом для них важном:

«...цирк — олицетворение братства. На арене сражаются за улыбки зрителей, здесь нет жертв, разве что при несчастных случаях. Тут все объединяет — и смех, и восторг, и страх». И именно поэтому «Курьер» весь свой номер посвятил этому в высшей степени гуманному искусству...

В разных странах даже в национальных энциклопедиях существуют различные точки зрения, например, о дате появления первого цирка. Англичане утверждают, что первый цирк был создан в 1768 году бывшим сержантом кавалерии Филиппом Астлеем, который первым использовал свойства центробежной силы, помогавшей наезднику устоять на крупе скачущей по кругу лошади. Его предшественники демонстрировали искусство вольтижировки в прямоугольных манежах...

А искусство китайских цирковых акробатов имеет почти 2000-летнюю историю. И жонглирование ногами тоже дошло до нас из глубины веков. Письменные источники рассказывают о циркачах, ловко подбрасывающих ногами в воздух бутылки, тарелки, кофейники и часы во времена династии Сун (960—1279). Также известно об акробате, жившем в период правления династии Цин (1616—1911), который ногами жонглировал восьмилетним ребенком, столом, деревянным молотком и лестницей из девяти ступеней. Еще раньше, при дворе императора Тан, была создана студия для подготовки акробатов, музыкантов, танцоров и для постановки представлений! «Сто забав» — так почти два тысячелетия назад назывался прародитель будущего китайского цирка. Первая государственная цирковая труппа была создана в Китае только в 1949 году... Однако в этой стране до сих пор нет цирков-шапито.

Изобретение таких цирков американцы приписывают себе, считая датой их рождения 20-е годы прошлого столетия. С появлением шапито связан подлинный взлет американского передвижного цирка, превратившегося в 19 веке в гигантские «города под брезентом»: цирки-шапито, вмещавшие более 10 тысяч зрителей, отдельные шатры для зверинцев, для показа интермедий, гримерные, столовые, кухни, не говоря о других помещениях, где размещались сотни тягловых лошадей, кузнецы, ветеринары и т. д.

Кубинец Мануэль Перейра пошел другим путем, докапываясь не до точной даты рождения циркового искусства, а решив сначала выяснить, откуда взялось само слово «цирк». «Геометрическое» объяснение, что цирк происходит от прилагательного «круглый», ему показалось слишком скучным. Другое дело, когда цирк связывают с именем Цирцеи, гомеровской волшебницы, превратившей в свиней спутников Одиссея. Эта гипотеза тем более заманчива, что в латинском языке слово "circenses" означает игры в древнеримском цирке. А разве чудеса Цирцеи не были своего рода цирковыми номерами?

Потом Перейра находит у Плутония историю о том, как римляне, впервые увидев жирафа, приняли его за помесь верблюда с ...леопардом и обрекли беззащитное животное на смерть от рук гладиаторов. Обнаружив, что в истории с жирафом и в легенде о Цирцее речь идет об одном и том же — о перестановке естественного порядка вещей: люди превращаются в свиней, а жирафа принимают за хищника,— писатель пришел к выводу, что желание перевернуть все с ног на голову и составляет суть цирка! Что такое акробат, как не человек, подражающий птицам, а клоун — фантастическое существо, чье абсурдное поведение способно вызвать у зрителей смех или слезы?

Цирк — это перевернутый мир, средоточие всего необычного, эксцентричного и в какой-то мере загадочного, делает вывод Перейра.

В цирке часто трагическое соседствует со смешным. Кубинский исследователь пришел к выводу, что в этом смысле смерть Эсхила — типичный цирковой номер! Курьезный случай, ставший причиной смерти великого мастера трагедий (орел схватил черепаху, взмыл к облакам и бросил ее, чтобы расколоть панцирь, а черепаха упала на голову Эсхила и убила его), вполне можно отнести к трюкам волшебницы Цирцеи или траги-комедиям в духе Чарли Чаплина...

Свое полное неординарных мыслей исследование Перейра заканчивает довольно горьким наблюдением. Во времена заката Римской империи публика требовала «хлеба и зрелищ». В наши дни цивилизованное общество довольствуется «хлебом и телевизором». И тут же брызжущий юмором оптимизм:

«Однако иллюзионизм цирка продолжает жить в видеоклипах и рекламных шоу, прическах и одеждах панков и громе рок-концертов. Певцы одеты как клоуны, некоторые даже называют себя «королями», наводя на мысль о герцоге Бургундском, давшем своему шуту сан министра... История знает немало циркачей».

И все же сквозь иронию ясно светит тепло истинной веры автора в цирк, «открывающий свои тайны лишь детям и артистам...».

О происхождении циркового искусства у нас в стране размышляет швейцарская журналистка, в прошлом дрессировщица Моника Реневей. Она полагает, что в 1919 году, когда В. И. Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела», русских артистов цирка было очень мало и их коллеги-иностранцы, которых было гораздо больше, стали первыми учителями нового поколения. Наверное, эта и другие мысли и наблюдения швейцарской журналистки вызовут справедливые уточнения и поправки знатоков советской арены...

Сколько людей, столько и мнений — с этих слов начинались эти заметки на полях журнала «Курьер ЮНЕСКО», который, как выяснилось, точку зрения своих авторов хоть и уважает (печатает), но необязательно разделяет. Это делает чтение более увлекательным: все время находишься в предвкушении какого-то открытия, как это бывает в цирке на новой программе. И в этих «непричесанных», честных, иногда немного запальчивых разговорах-статьях с радостью обнаруживаешь среди различий — общую мысль.

«Слово цирк вызывает добрую улыбку, возвращает нас в детство... Но порой на цирк смотрят как на балаган, не желая видеть в нем настоящее искусство...»

Что делать, если цирк открывает свои тайны лишь детям и. артистам?

М. ШИБАЕВА

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования