Необычное выступление иллюзиониста Стругаева Василия Степановича (Алонзо)
Почему стало возможным это воистину необычайное, а в условиях нашего городка просто-таки поразительное происшествие? Потому что на гастроли в город приехала группа артистов, которые называют свои концерты «Цирк на сцене». И не будь в этой группе иллюзиониста Стругаева Василия Степановича (по сцене — Алонзо), ничего бы и не произошло.
Плюс, конечно, наличие в городе молодого радиотехника Игоря Рубахина. Вот уж энергичный в активный парень! А фантазия у него такая, что сам Стругаев-Алонзо поражался выдумкам нашего рядового комсомольца. Хотя, безусловно, Игоря нельзя считать таким уж обыкновенным юношей. Он и начитан как следует, и неоднократно избирался на руководящие посты в системе комсомола, и лектор-общественник — в особенности по вопросам религии. Вот мы и дошли до самой сути. Значит, началось дело так: группа молодежи пришла на концерт в наш районный Дом культуры. Среди прочих номеров показал свое мастерство иллюзионист Алонзо. Публике он понравился. Все у него было, так сказать, на уровне: вещи исчезали и появлялись неожиданно для зрителей. Пустая ваза заполнялась внезапно цветной жидкостью. Из рукава вылетали белые голуби. Нарядно одетая ассистентка не успевала выносить и уносить самые разнообразные предметы, которые составляли предмет фокусов. Зал аплодировал и громко смеялся, когда Алонзо вытащил из кармана заместителя председателя райпотребсоюза — хмурого мужчины в буром пиджаке — дамское белье. Правда, кооператор сильно обиделся на фокус и написал в книге жалоб Дома культуры требование, чтобы на иллюзиониста было наложено взыскание за искажение его, зампреда потребсоюза, морального облика, но эта жалоба последствий не имела.
Дальнейшее пошло совсем по другой линии. За кулисы к Стругаеву-Алонзо по окончании концерта пришел Игорь Рубахин с друзьями. Они попросили артиста выслушать их при закрытых дверях. Иллюзионист согласился. И тогда Игорь, как инициатор этой затеи и постоянный вожак в своей среде, изложил суть дела. Вкратце оно состояло вот в чем: в нашем городе начали орудовать сектанты, которым отпор в те дни давался слабый. И среди фанатичных приверженцев местного полусвятого-полуиерея отца Гавриила — в числе его «поклонниц во господе» больше всех хлопотала, умилялась и рычала на неверующих некая Аграфена Пивцайкина. Сама по себе она не слишком интересовала комсомольцев. Но у Аграфены жила внучка сирота Катя Ярцева. И озверелая на мистической почве бабка тиранила девушку. Не дозволяла ей общаться со сверстниками, не пустила ее сдавать экзамены в техникум и т. д. Даже пойти в кино Кате было очень трудно. А теперь положение осложнилось еще и тем, что Катя решила выйти замуж за одного из друзей Игоря — за Вову Клянина. Вова уже заканчивал местный техникум, все так хорошо складывалось у нашей парочки, но вот злая воля бабки стояла поперек пути...
Короче говоря, Игорь попросил иллюзиониста сыграть роль святого-чудотворца. В таком виде Алонзо должен был явиться ночью к гражданке Пивцайкиной и от имени небесных сил пояснить ей, что противиться браку внучки с Вовой Кляниным не должно. А почему именно данный артист намечался на амплуа чудотворца? Ясное дело: Василий Степанович Алонзо, вещая по поручению вышестоящих сил, подтвердит свое небесное происхождение тем, что совершит, как говорят у нас на земле, «не отходя от кассы» несколько более или менее убедительных чудес. Иллюзионист сперва несколько даже растерялся... Однако ребята так горячо просили его помочь юной чете соединиться навеки, что Алонзо Степаныч дал согласие выступить в новом для него жанре чудотворца евангельского типа. Но тут возникло новое препятствие: категорически отказалась помогать в «божественной» гастроли ассистентка.
— Я сама — верующая, — сердито заявила ассистентка, — и никогда не позволю себе издеваться над религиозными чувствами, какие бы они ни были!
Решено было поручить обязанности помощницы фокусника подруге Кати — некой Тасе Жуковой. У Таси было одно преимущество: бабушка Аграфена никогда ее не видела и потому не могла бы заподозрить, что вместо истинного чудотворца орудует перед ней цирковой фокусник с неопытной ассистенткой. Впрочем, все это еще было впереди. А теперь предстояло уточнить программу и время «явления» верующей прихожанке благовестника с того света. Но этим Игорь и Василий Степанович занялись на другой день. И отработали они предстоящий сеанс во всех деталях только через три дня. Затем еще два дня ушли на репетиции, во время коих приучали Тасю играть роль ангела-ассистента, а попутно искали и перешивали обретенные костюмы — как для самого святого, так и для сопутствующего оному серафима, то есть Тасе.
Итак, в намеченную для «чуда» ночь Аграфена Прохоровна Пивцайкина отошла ко сну, как обычно, между девятью и десятью часами вечера. На сей раз ее внучка Катя ушла в свой отгороженный уголок в большой сравнительно комнате в то же примерно время. Лежа на широкой деревянной постели, Аграфена брюзгливо прислушивалась к звукам, доносящимся из-за ситцевой занавеси, что отделяла ложе девушки. Заметим еще, что между кроватями обеих обитательниц комнаты стоял старинный широкий и высокий шкаф, который до некоторой степени исполнял роль перегородки. Убедившись, что у внучки потушен свет и никакие звуки не тревожат более тишину, старуха стала подремывать, а вскоре и вовсе уснула.
Тогда Катя
осторожно вышла на улицу и впустила заговорщиков. Силы были распределены так: глубоко в углу за шкафом поместился Игорь — постановщик и одновременно помощник режиссера предстоящего «явления». Все аксессуары иллюзионного акта стояли тут же. Тася Жукова, одетая в длинный белый хитон (из инвентаря районного Дома культуры; костюм к постановке из древнегреческой жизни), с пришитыми к лопаткам картонными розово-голубыми крыльями и с волосами, завитыми мелкой завивкой, должна была ассистировать в качестве серафима, делегированного царствием небесным на подмогу главному действующему лицу. Сего последнего — то есть иллюзиониста — автор интермедии нарек Николаем-чудотворцем. Чудочворец был в разноцветных «ризах», как это изображается в соответствующих картинках. Вокруг его чела на тонких невидимых проволоках укреплен был нимб из золотых нитей. Умело подсвеченные снизу нити давали впечатление того сияния, которое обычно присваивается праведникам. Правда, рукава ризы были закатаны, ибо в профессии иллюзиониста это обстоятельство имеет немалое значение. Но грим, седой парик и опрятная седая бородка с такими же усами, давали полное впечатление иконописного лика. На ногах святого были сандалии.
Рисунки В. Зуйкова
Когда Игорь проверил правильность расстановки сил, он кивком головы подал сигнал к началу. Сам же режиссер поставил на проигрыватель пластинку, и в комнате мягко зазвучала музыка из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»: то была сцена погружения благочестивого, града в озеро, написанная в манере церковных песнопений.
Старуха заворочалась на постели. Катя поспешно спряталась в свой уголок, а Игорь усилил звук проигрывателя. Обе девушки замерли в волнении. Сам «чудотворец» вытер пот с загримированного лба... И вот послышалось оттуда, где размещены изголовье и многочисленные подушки богомольной старухи: «Господи, твоя воля!» Освещение игровой площадки было задумано так: подле себя Игорь поставил на пол настольную электрическую лампу и менял над нею цветные полосы прозрачного желатина: голубые, розовые, желтые. Поэтому окраска света, льющегося из скрытого для «аудитории» источника, менялась, придавая комнате причудливый и необычный характер...
— Ой, да что же это?! — явственно произнесла Аграфена.
«Чудотворец» посмотрел на режиссера.
— Давай! — почти беззвучно произнес Игорь и начал суфлировать: «По повелению божию, о раба божия Аграфена...»
Выйдя из-за шкафа, святой заговорил вкрадчивым голосом:
— По повелению божию притопал... э... снизошел я к тебе, о раба Аграфена, дабы... дабы...
— Дабы возвестить тебе благую весть! — подсказал Игорь.
— Ага. Дабы возвестить тебе плохую весть!
— Какую «плохую»? Благую, а не плохую! — Игорь повысил голос.
— Я извиняюсь: благую. Ага: благую весть.
— Да кто ж ты есть сам-то?! — с огромным интересом и вместе с тем с трепетом вопросила старуха, севши на край кровати.
Из «кармана сцены», каковым, как мы знаем, являлся закоулок за шкафом, бесшумно (она была для сего обута в галоши на босу ногу) вышла Тася Жукова, ангельски улыбнулась и, приятным жестом указав на своего партнера по «действу», ангельским же сопрано произнесла:
— Как же ты не узнала, мать: это ж Николай-чудотворец. По иконам небось помнишь его?
После этих слов Тася исчезла, уйдя за спину чудотворца Алонзо. Ее крылья слегка затрепетали при этом. Старуха засуетилась. Она стала натягивать на себя темно-гнедого цвета юбку, черную кофту, белый головной платок, бормоча:
— Ой, да что ж это: срам какой!.. Ко мне такой гость пришел драгоценный, а я вся — не прибрамшись...
Чудотворец из деликатности отвернулся и обождал, пока хозяйка закончила туалет. Он даже повторил раза три.
— Пожалуйста, пожалуйста, не торопитесь!..
И поправил нимб, несколько сбившийся уже на сторону. А когда Аграфена стала приближаться к нему, сложивши обе ладони ковшиком, что означало, что она рассчитывает на благословение со стороны своего пречистого гостя и намерена облобызать ему «длань», святой Алонзо предупредительно поднял руку (этот жест у него был отработан на выступлениях) и властно заявил:
— Попрошу пока на расстоянии!
Аграфена замерла в пяти шагах от «святого». А сей последний обратил голову к своему суфлеру-режиссеру. Едва слышно прошелестели слова следующей реплики чудотворца: «дшерь божия, узнай же ныне, что я есьм пришед к тебе в отношении твоея внучки рабы Екатерины». (Отметим, что автор текста Игорь был не очень горазд в церковно-славянской премудрости.)
— Ага! Точно! Дочь божия, — начал было святой, но его поправили.
— Не «дочь», а «дшерь»! Я же вам говорил: надо больше по-церковному!
— Верно, верно... Дщерь! Ты это... ты узнай, что я ныне... э-э...
— «Я есьм пришед к тебе в отношении твоей внуки...».
— Ага. Вспомнил. Я если...
— Да не «если», а — «есьм»!
— Что вы, действительно, товарищ Алонзо, не можете запомнить текст! — укоризненно прошептал ангел Тася,
— Я помню. Я есьм пришед к вам... к тебе... к тебе! В отношении твоей внучки...
— «Внуки»!
— А?
— Надо говорить не «внучки», а — «внуки». По-ихнему, по-религиозному так!
— Ага. Да. Внуки твоея — рабы Катерины...
— «Е»! «Е» надо!
— Какое еще «Е»?!
— Е-катерины. А не просто Катерины!
— Слушайте, вы добьетесь того, что старуха очухается и поймет все! —сердито сказал «чудотворец» и погрозил указательным пальцем Игорю, а потом тем же пальцем указал на старуху.
—Ладно! Говорите, как хотите! Только — скорее!
Читатель спросит: а что же делала Аграфена Пивцайкина, пока шла изложенная выше дискуссия между участниками священной интермедии? Она опустилась на колени и била поклоны.
Угодник Алонзо наскоро повторил все то, что уже мы знаем, и продолжал:
— А теперь дочь... дщерь! Дщерь божия, я тебе покажу несколько трюк... я извиняюсь, несколько чудес, дабы ты уверовала, что моя гастроль... я извиняюсь, мое явление согласовано с небесными инстан... силами!
Чудотворец привычным жестом поправил закатанные рукава своей ризы, принял из рук ангела-ассистента стеклянную вазу и, постучав по ней металлической палочкой, нагнул в сторону все еще стоявшей на коленях своей единственной зрительницы.
— Не правда ли — пустая?
Затем были произведены изящные пассы рукой, и ваза наполнилась красной жидкостью. Чудотворец шагнул к старухе и, зачерпнув, ложечкой, предложил Аграфене отведать вина. Старуха, закрыв глаза, с благоговением н очень громко втянула в себя содержимое ложечки. Ваза была передана ангелу. Взамен появились в руке чудотворца маленькие просфоры, которые то исчезали, то возникали снова между пальцев обеих рук. В заключение этого чуда старухе вручена была персональная, так сказать, просфора, которую она и приняла, словно это было не просто булочное изделие, а по меньшей мере лично святой дух. Кстати, когда Алонзо в результате следующего чуда выпустил из рукава белого голубя, Аграфена просто завыла от умиления, глядя, как бойко взлетела эта небесная сила на ее высоченный шкаф и как легко и привычно зашагала по его фигурному карнизу. Чудотворец самолично снял птицу со шкафа и передал ангелу Тасе. А сам скороговоркой объявил, что он пожаловал в «дом сей» высказать непременное желание небес: внучку Екатерину (Е!) надлежит выдать замуж за кого она пожелает, а не принуждать ее идти в монастырь или иным путем посвящать себя религии. Небеса полагают, что раба божия Екатерина боле пригодна Для мирской жизни. Ясно сие дщери господней Аграфене? А если ясно, то пусть так и творит!
Самым трудным в божественной интермедии был, несомненно, ее финал. Как уйти из дома, когда взволнованная старуха бодрствует и с благоговением продолжает «внимать» своим нездешним гостям? Но режиссерские способности Игоря и тут пригодились. По его наметкам чудотворец мягко взял обеими руками голову «божней дщери» Аграфены и повернул ее к огромному киоту, висевшему в углу за кроватью. У старухи немедленно «сработал» условный рефлекс; она принялась бормотать молитвы, добавляя от себя дополнительную благодарность за «благовестие» с того света. Под эти истерические вскрикивания, всхлипывания н даже слезы Игорю удалось эвакуировать всех участников выступления. И только заперев дверь за артистами, Катя на цыпочках вернулась домой и легла в постель. Бабка еще продолжала громко разговаривать с господом богом.
— Словно бы удалось нам сагитировать старуху! — сказала на улице Тася.
— Ничего нельзя сказать еще, — отвечал Игорь. — Дело сложное... Во всяком случае, мы вам очень благодарны, Василий Степанович. Я Думаю, мы вам выхлопочем оплату еще одного выступления...
— Боже упаси! — горячо отозвался Алонзо. — Я считаю, что у меня было типичное шефское выступление. Так сказать, вроде лекции на антирелигиозную тему. Конечно, своеобразная лекция...
Но здесь нам придется оставить участников чудотворной интермедии и сообщить читателю, что в дальнейшем события развернулись самым неожиданным образом.
Ассистентка Алонзо, которая, как мы знаем, отказалась принимать участие в мистификации, тайно принадлежала к числу людей, не порвавших с религией, она с возмущением поведала в доме для приезжающих (где остановились артисты) местной уборщице о замысле Игоря. Уборщица пересказала это удивительное известие своим соседям. И, короче говоря, в круги, близкие к отцу Гавриилу, просочились сведения о готовившемся «чуде».
И вот наутро принаряженная, как на светлую пасху, Аграфеиа зашла к некой Неониле Карповне — особе небезызвестной в тех же «гаврилианских» кругах, Аграфена выглядела и держалась как именинница. Но встречена была соболезнующим взглядом, будто потерпевшая.
— Ну, матушка Неонила Карловна, — нараспев начала гостья, — и не могу тебе даже передать, какое ко мне привалило счастье, какая снизошла благодать... поверишь ли: этой ночью было мне видение. Сам Николай-чудотворец пришел в мое ветхое жилище и...
Но Неонила бестактно перебила:
— Как же, как же, знаем! Весь город гудит о том: бесстыжие комсомольцы разыграли тебя, как дурочку; фокусника циркового привели.
Аграфена чуть не упала от неожиданности, ярости и огорчения. Она восприняла такую версию ночного чуда прежде всего как дикое оскорбление ей лично.
— Фокусника привели? Комсомольцы? Сама ты бесстыжая, коли можешь так говорить! Ты бы послушала, какая музыка играла райская! Какие чудеса были! Сам святой дух возлетал из под чистой ручки угодника божьего и вознесся сквозь потолок прямо ко облакам... А ты: «фокусник! комсомольцы!»...
Аграфена оглядела Неонилу с презрением. Не станем пересказывать дальнейший ход собеседования двух благочестивых стариц. Отметим лишь, что по тональности своей оно ближе было к базарной ссоре, нежели к церковному диспуту. Обмен мнениями протекал столь энергично, что уже через пять минут гостья выбежала на улицу, грозя хозяйке кулаком и изъясняясь на языке, пользование которым карается согласно декабрьскому Указу содержанием под арестом до пятнадцати суток. В свою очередь Неонила Кар-повна плеснула впелед гостье из обшарпанного ведра жидкостью, характер коей установить ныне представляется трудным, но коя в момент выплескивания производила впечатление так называемых помоев, как по запаху, так и по цвету, а также по консистенции... Крайне возбужденная Аграфена направилась непосредственно к самому отцу Гавриилу. Ей посчастливилось встретить своего духовного отца у дверей дома, в котором он обитал: почтенный пастырь намеревался посетить баню, о чем свидетельствовала корзина с бельем, веником, мочалкой и мылом, несомая им. Наскоро поздоровавшись с батюшкой, старуха принялась повествовать о своей радости:
— Ах, отец Гавриил, не могу даже вам передать, какое ко мне счастье привалило в эту ночь, какая снизошла на меня благодать. Было мне видение: сам Николай-чудотворец явился в ветхое мое жилье... Пастырь покачал головой и заметил:
— Слышал, слышал уже. Хитро провели тебя молодые люди. Не стану винить тебя по простоте твоей. Но им бы совестно прибегать к этаким средствам...
— Щоооо?! — взвизгнула Аграфена и сама даже удивилась силе и высоте своего голоса. — И вы?.. И ты, лукавый отец, считаешь, что я недостойна того, чтобы ко мне снизошел святой угодник?! И ты меня хочешь осрамить перед всем городом?!
Гавриил, несколько подавшись назад, попытался успокоить разбушевавшуюся прихожанку:
— Ты бы полегче, мать, мы ведь — на улице. Негоже подавать пример несдержания и грубословия...
— А клепать на ни в чем не повинную старуху — гоже?! Да я... Да ты... Я вас всех тут выведу на чистую воду!
Минут пять Аграфена громко бранила батюшку, который удирал от нее, как петух от собаки, качаясь из стороны в сторону и далеко вперед выбрасывая на ходу ноги. Затем разъяренная старуха отправилась домой. Катя учила что-то, сидя перед окошком и часто заглядывая в книгу. Бабка с ходу — как только появилась в комнате — сказала:
— Катерина, зови сей минут своего жениха, завтра пойдем в церковь... нет, ну их всех: пойдем в загс делать заявление насчет вашего браку. А этим всем длиннохвостым сплетникам да сплетницам — во! — и старуха с завидной быстротой сложила на правой руке необыкновенно убедительный кукиш. — Раз они мне не верят, мне теперь с ними нечего якшаться! Пусть и не надеются! Сама буду молиться — у себя дома, а к ним не пойду больше никогда! И еще про все их шашни и делишки расскажу, где нужно. Ага. Вот так. Да! Слышишь?!
Катя все слышала.
Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.
оставить комментарий