Иллюзионисты Полина и Ефим Кубанские
Об истоках творческой биографии иллюзиониста Ефима Семеновича Кубанского рассказывают пожелтевшие полосы газеты «Голос колхозника» от 2 октября 1936 года. Правда, до этого более десяти лет он успешно выступал как сатирик...
Выступают иллюзионисты Полина и Ефим Кубанские
Итак, 1936 год. Ветреная осень. Один из уголков земли украинской, ничем неприметная деревенька Красное. Сколько ей лет — не знали даже старожилы. Спросили как-то древнего деда. Теребя бульбовские усы и раскуривая люльку, он усмехнулся: — Знать точно не знаю, только задолго до Мазепы отстроились, — и, минуту помолчав, добавил: — А вы кто такие? Артисты?.. Да, было чему дивиться старому: кого не повидал он за свою долгую жизнь, а вот артистов не видывал.
Концерт давали в помещении сельсовета. Были и танцоры, и певцы, исполнявшие зубастые частушки, выступил и иллюзионист Ефим Кубанский. В его руках из маленького кошелька появлялась длинная палка, из бумажного «рога изобилья» выпархивал голубь... Старухи, видя это, крестились и сплевывали; ребятишки следили за иллюзионистом широко раскрытыми глазами; девчата и парни восторженно хлопали каждому фокусу. Но, пожалуй, самым интересным было объяснение Ефимом Кубанским показанных «чудес». После этих первых выступлений где только не побывал артист! Ему аплодировали в селах Белоруссии и в Молдавии, шахтеры Донбасса и Кузбасса подарили на память шахтерские лампы... Отечественная война застала артиста в родной Одессе. Ефим Кубанский был одним из первых добровольцев — участников фронтовой эстрадно-концертной бригады, образованной по приказу Политотдела Приморской армии и Одесского обкома партии.
Иллюзионист сменил фрак на солдатскую гимнастерку. От мирного времени остались ищущая душа оптимиста, мастерство манипулятора да чемоданчик с реквизитом. Сколько было хлопот с этим небольшим чемоданом, когда приходилось по-пластунски ползти по грязи на передовую в блиндажи, где артиста ожидали бойцы. Случалось выступать под обстрелом, в наспех вырытых окопах. В них нельзя было выпрямиться в полный рост, и артист показывал фокусы, стоя на коленях. Фронтовая бригада, не раз отмеченная благодарностью командования, покинула Одессу с последним кораблем. Артистов звал к себе Севастополь. И там, в этом городе-герое, как и в Одессе, перед видавшими виды бойцами выступал вместе с товарищами Ефим Кубанский. С его легким, вдохновенным мастерством знакомились в матросских кубриках, землянках и даже... в бане. Да, в бане, где «окопалась» зенитная батарея...
На всю жизнь запомнил артист горечь минут, когда оставляли Севастополь уцелевшие в боях защитники. На лидере-эсминце «Ташкент» уходила и концертная фронтовая бригада. Рвались снаряды, переворачивая шлюпки, взметая тяжелые столбы воды. И тут опять немало хлопот доставил злополучный чемоданчик Кубанского. Во время очередного взрыва сложенный в него реквизит оказался раскиданным по палубе эсминца.
— Как же будете выступать?! — крикнул один из матросов. — А выступать надо, обязательно! — бросил он зло и принялся собирать «орудия производства» иллюзиониста.
...Да, годы войны — это не только тяжелый и опасный труд артиста-фронтовика, но и признание его заслуг, о чем говорят шесть правительственных наград. После победы Ефим Кубанский много ездит по городам и селам Украины, выступает на кораблях и в концертных залах. Для него нет маленькой или большой аудитории, избранных зрителей и зрителей-середнячков. Он всегда, где бы и перед кем бы ни демонстрировал свое искусство, предельно честен и никогда не ищет легкого и дешевого успеха. Вот уже несколько лет он выступает в паре со своей женой Полиной Кубанской. Это содружество не то, которое мы часто видим при работе ведущего и ассистента. Тут если можно так выразиться, новая форма парного творчества. Во время выступления каждый из участников «дуэта» то помогает коллеге, то сам демонстрирует оригинальные трюки.
— О, наша семья — семья иллюзионистов, — улыбаясь, говорит Ефим Семенович. — Скоро заканчивает Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства сын Валерий, который, кстати, уже имеет семилетний артистический опыт. Есть кому передать эстафету...
Недавно общественность Одессы отметила пятьдесят пять лет со дня рождения и сорок лет творческой деятельности этого интересного иллюзиониста. Были и поздравления, и искренние речи, и пожелания. Но никто не смог полностью и окончательно оценить деятельность Ефима Семеновича на эстраде. Да это и не удивительно. Пока артист продолжает работать, пока он в поисках нового и в совершенствовании уже известного, пока ему чужда успокоенность, окончательной оценки его успехов быть не может.
С. КОРЗИНКИН
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1965 г.
оставить комментарий