| 11:47 | 30.06.2015
Илья Символоков - мастер иллюзии
Иллюзионисты наших дней поставлены я грудные условия. Жанр этот имеет многовековую историю. Уже жрецы древнего Египте изобретали «иллюзионную аппаратуру, построенную на высокой дли своего времени технике.
С тех пор тысячи разнообразных фокусов были записаны в хрестоматию иллюзиойного искусства. Появление нового в зтом жанре является большой победой, такими победами мы не избалованы. Следует отметить к тому же, что сейчас на меиежо больше номеров с крупной аппаратурой, я которых основную роль играет техника реквизита, а исполнители лишь «руководят, демонстрацией зтой аппаратуры. И куда меньше, к сожалению. номеров с работой, которой профессионалы дали название «манипуляция».
Среди наиболее интересных артистов в жанре манипуляции по праву должен быть назван Илья Символоков. Это — оригинальный исполнитель труднейших трюков, подлинный новатор.
Творческий путь Символокова был нелегок. К положению признанного мастера привели его годы усиленного труда, удачных и неудачных экспериментов. годы непрерывной тренировки, так как манипуляция требует упорной гимнастики рук и пальцев, похожей на тренировку скрипачей или пианистов. Он не проходил школы у «маститых», трудился сам, по собственной, так сказать, методике. Видел он, конечно, много, читал тоже, но этого недостаточно, чтобы уметь самому — помогли большое желание овладеть иллюзионным искусством, удивительная работоспособность. Первые номера Символокова состояли в основном из трюков, которые уже демонстрировались другими исполнителями, но преподносились они своеобразно. Символоков постепенно вырабатывал свой «почерк». Техника манипуляции у него с каждым годом совершенствовалась. Одновременно складывался и собственный стиль подачи трюков, своя манера поведения на арене.
Часто характерной особенностью в работе прежних манипуляторов было стремление беспрерывно вести разговор со зрителями. Это помогало направлять внимание публики на то, что нужно артисту. Их реплики казались импровизацией, на самом же деле каждый фокус имел свой заранее подготовленный текст, оживлявший номер и, вместе с тем, помогавший исполнителю.
Снмволоков на меиежо но произносил почти ни одного слова. Казалось бы, от этого номер должен проиграть, стать скучным, но артист так строит трюки, что зрители видят и понимают, чтб именно исполнитель собирается делать и чтб он делает, видят результат, но... не могут понять, как это все получается. Все казалось бы понятно н все непонятно! А трюки демонстрируются в быстром темпа, следуя один за другим, артист раскланивается только, когда взрыв аплодисментов обязывает его сделать паузу.
Уже в первый период своей работы Снмволоков вводит в номера игровые моменты. Стандартнейший трюк с исчезновением и появлением папирос он превратил а комическую сценку с иоермым-пожерииком. Ввел новый трюк с табличкой «не курить. Он разыгрывал иллюзионную пантомиму «Сценка в ресторане» — несложный сюжет позволял по-новому показать появление и исчезновение разных предметов. Зрители забывали, что подобный трюк они у кого-то уже видели финальный трюк
с появлением множества монет в ведерко вряд ли можно назвать незнакомым зрителям, но Символоков так отлично его демонстрировал, что неизменно награждался аплодисментами.
Знаменательно, что Символоков беспрерывно обновлял свое выступление. От обычного, как его называют нередко, программного номера он дошел до номера аттракционного плана на целое отделение н опять-таки без крупной аппаратуры н множества ассистентов.
Символокое изобрел множество трюков, но как их композиционно объединить! Помог ему главный режиссер Ленинградского цирка, ныне покойный, Г. Венецианов. Под его опекой артист подготовил аттракцион. В него вошли трюки, о которых восхищенно заговорили знатоки и любители иллюзионного жанра: «Светящиеся бусы Символокова», «Волшебные цветы», «Движущиеся карты», «Карточный домик». Много маленьких по масштабу, но великолепных по мастерству трюков показывал артист, и его выступления проходили с неизменным успехом.
Но Символоков не из тех мастеров цирка, кто успокаивается на достигнутом. В 1967 году он снова выпускает новый аттракцион, названный «Водным иллюзионом». Трюки с водой в истории иллюзионного искусства занимают большое место, особенно в репертуаре восточных фокусников. Однако придуманное Символоковым совершенно не похоже на то, что мы знали прежде. Никаких специальных полов в манеже для демонстрации фонтанов, никакой громоздкой аппаратуры — только непромокаемый ковер. Костюм артиста — обычный фрак, да и костюмы ассистенток таковы, что совершенно ясно —- ничего скрыть в них невозможно (напомню: трюки с ВОДОЙ ИСПОЛНЯЮТСЯ обычно в китайских халатах, что дает возможность кое-что «спрятать», у Символокова даже столики с крышками из стекла — все на виду. А на манеже происходит поистине удивительное феерическое действие, которое основано на использовании оригинальнейшей иллюзионной техники и филигранном мастерстве артиста.
«Цирковые феерии» мы видели и раньше, еще во времена Чиниэелли и Никитиных. Чаще всего это результат работы водопроводчиков и электротехников — фонтаны, подсвеченные прожекторами и цветными лампами ма манеже. на барьерах и рампадах. Феерия, которую показывает Снмволоков в своем новом аттракционе, носит совершенно другой характер. Это — своеобразный праздник света, цвета и воды в котором главную роль играет филигранное искусство артиста. Появление и исчезновение огромных чаш, наполненных водой, заставляет зрителей удивляться и восхищаться. Великолепно выдержан темп выступления. Мне довелось видеть выступления многих иллюзионистов, как наших, так и зарубежных, и должен сказать, что номера, подобного тому, который показывает Символоков мне видеть не приходилось.
Илья Снмволоков работает в жанре, в котором, повторяю, особенно трчдйо открывать новые страницы. И потому тем более радуют успехи, достигнутые изобретательным и талантливым мастером иллюзии.
А. ШИРАЙ
оставить комментарий