Импровизация Марины и Владимира Мяловских
МАРИНА
— Как дела, Марина? — спрашивали ее при встрече подруги.
— Ой, девочки,— Марина сжимала ладонями щеки,— сам Разумов пригласил в номер!
— Таи что же ты волнуешься, радоваться надо! — смеялись те...
Но повод для беспокойства y Марины Петровой был: «воздушный ас» Степан Разумов, один из лучших гимнастов цирка, только-только прекратил выступления c Полиной Чернегой, также блистательной гимнасткой. Черного получила серьезную травму и не могла больше работать в воздухе. Марина должна была стать дублером Чернеги под куполом цирка. Как она войдет в номер? Найдет ли контакт c ловитором? Слишком уж неравен их опыт рабoты: за спиной Степана Андреевича более чем тридцатилетний стаж, y нее — лишь училище. Вот что волновало девушку...
Все вопросы были сняты на первых же репетициях. Разумов не требовал, чтобы Марина копировала Чернегу, не навязывал ей манеру работы прежней партнерши. Давая проявить свою личность, настаивал лишь на четком выполнении обкатанных годами трюков, сильных, эффектных, которыми заслуженно гордился. Марина вошла в номер быстро, мастер ходил довольный: не развалился номер, выстоял! Подошел день премьеры. Гимнастка размялась y форганга, a потом вдруг попросила: «Степан Андреевич, я готова, но... Давайте начнем завтра, a?»
Был ли это страх? Конечно, нет! Марина потом не раз ловила себя на мыслишке — а что если сегодня не работать? Но забывала о ней, едва выбегала на манеж под свет прожекторов. Механизм рождения этой мысли она поняла значительно позже: настраивая себя на номер, артистка мысленно отрабатывала его и преждевременно перегорала. A поняв, решительно запретила себе перед выходом думать o предстоящей работе. Чего-чего, a характера ей всегда хватало.
Тогда все для Петровой было впервые: и большие цирки, и выступления под открытым небом — на стадионах, и съемки в кино. B фильме «Когда песня не кончается» гимнасты по замыслу режиссере должны были работать над Финским заливом на сто пятидесятиметровой высоте.
Аппарат подвесили к вертолету, он взлетел и... потерял зависаемость. Машина не падала камнем, она держалась в воздухе, но снижалась стремительно. В это время артисты уже стояли на стреле аппарата, не подозревая, что находятся на грани катастрофы, думали, что вираж положен по сценарию. На высоте трех метров Разумов, смекнув, что дело нечисто, спихнул Марину со стрелы, потом спрыгнул сам.
Вертолет стукнулся о землю, но обошлось без жертв.
Однако на этом приключения на съемках не закончились. Когда они поднялись на другой машине, Марина так засмотрелась на устроившегося под хвостом кинооператора, что забыла пристегнуть лонжу.
Работала на головокружительной высоте без страховки. K тому же сверху вдруг начала брызгать несгоревшая топливная смесь, залив лестницу и сделав ее скользкой.
Номер c Разумовым был первым для Марины Петровой. Через несколько лет она подготовила второй, на этот раз со старшей сестрой, Многое пришлось переделывать, ведь теперь ловитором была женщина. Выступление сестер изобиловало сильными, как принято говорить, «мужскими» трюками. При этом все отмечали легкость работы гимнасток. Недаром за этот номер сестры Лариса и Марина Петровы были удостоены звания заслуженных артисток РСФСР. С ним они объездили нашу страну и полмира.
Все имеет свое начало и свой конец...
Приблизительно в это же время Марина Петрова познакомилась c Владимиром Мяловским. C ним она стала готовить новый вариант номера — третий в ее творческой биографии.
ВЛАДИМИР
— A теперь повторим все сначала,— приказал режиссер-педагог Юрий Гаврилович Мандыч.— Ловитор на месте?
Он был на мeсте. Сидя на ловиторке чуть покачивался, отдыхая. После слов режиссера Владимир Мяловский соскользнул вниз и повис над темной пропастью — пустым, неосвещенным залом. Репетиция номера «Галактика» в ГУЦЭИ продолжалась…
A потом пришел громкий успех. Про воздушный полет «Галактика» говорили, писали, его снимали для телевидения и кино. Описание номера включили в книгу «Мировой цирк». Предложения зарубежных импресарио сыпались как из рога изобилия. B «Галактике» собрались уникальные исполнители. И ловиторы и вольтижеры были в своем деле если не профессорами, то доцентами. Еще в училище ребята и их педагог Ю. Манды ч решили, что руководитель в номере будет меняться каждые два года. Первым руководителем «Галактики» стал первый ловитор Владимир Мяловский. От его крепких рук зависели и жизнь партнеров и зрелищность номера. Вскоре Мяловского стали называть одним из лучших ловиторов советского цирка. Говоря профессиональным языком, он ловил двойные и тройные сальто, сальто c пируэтами. Умудрялся выхватывать из воздуха полетевшего не туда партнера и за пальцы и за талию. Как и каждому ловитору, ему крепко доставалось. Однажды поднялся на ловиторку, раскачался, протянул мощные руки к летящему партнеру... a очнулся на больничной койке. Вольтижер неправильно
рассчитал прыжок и ударил Владимира ногами по голове.
Непросто было перейти от сложной, незамысловатой, в общем, работы ловитора в воздушном полете к номеру-дуэту, где каждый исполнитель на виду. Но хорошо тренированный, физически сильный артист справился c трудностями незнакомой работы. B общих чертах они c Мариной свой будущий номер представляли.
Но нужен был взгляд со стороны.
РЕЖИССЕР
— Зачем вам балетмейстер или режиссер? — спросил артистов приятель, явно желая польстить.— Вы и сами c усами.
Но они придерживались другого мнения. Им нужен был и режиссер и балетмейстер. Две эти профессии счастливо совмещала водном лице Наталья Викторовна Маковская, режиссер-балетмейстер старого цирка на Цветном бульваре.
Маковская взялась за дело с присущей ей энергией. Поначалу решительно поломала все предложенное ей артистами и из обломков, как из мозаики, опытной рукой художника сложила новый номер. В ногу его решили положить музыку. Но какую? Искали в фонотеках, частных собраниях, прослушивали незнакомые пластинки в магазинах. Один черный диск из коллекции друзей привлек внимание и режиссера и исполнителей. Они, не сговариваясь остановились на импровизациях западного музыканта Рихарда Клаудермана, в основу которых легли произведения Чайковского, Баха, Гершвина, современных композиторов. Нужно отдать должное Маковской за смелость — она отважилась положить цирковой номер на совершено не цирковую музыку. Однако именно пьесы Клаудермана помогли найти решение номера. Mузыка вела, диктовала стиль выступления, не позволяла остановиться. Теперь уже не она «приспосабливалась» к артистам, а они к ней. Не будем спорить о плюсах и минусах этого режиссерского замысла, примем его как данность.
B последнее время модно стало говорить o драматургии циркового произведения. Но при этом забывают почему-то в главном: драматургия — это e первую очередь конфликт. A какой конфликт может быть между жонглерами? A o конфликте между воздушными гимнастами и подумать страшно — воображение нарисует трагическую картину. Потому права была Наталья Маковская, что говорила не в драматургии номера Петровой — Мяловского, a o его образности. Причем четко формулировала артистам задачу: себя вы должны выражать через трюки, a образ ваш дорисует музыка. «Мы хотели показать музыку»,— скажет она потом.
Музыка — образ... Невесть какое открытие в искусстве. Но она честно служила искусству балета, пантомимы, пускай послужит и цирку! И не нужно будет мнимо страдать и фальшиво заламывать руки паре партерных акробатов, чтобы показать, как они тоскуют друг без друга. Отпадает Необходимость неумело разыгрывать страсть канатоходцам, a ревность — эквилибристам. Верно найденная музыка поможет им в создании образов...
Наталья Маковская не только выстроила художественную часть номера, она даже придумала несколько новых трюков. Впрочем, вмешательство в трюковую часть было минимaльным, здесь приоритет был за артистами.
Около трех лет готовилась к выпуску новая работа. Но, как это часто случается далеко не творческие вопросы задерживали день премьеры. Завод никак не мог доделать «вертушку». Все же к началу года «вертушку» сделали, подвесили и опробовали. B юбилейной программе, посвященной 40-летию Победы, Петрова и Мяловский показали короткую, на четыре c половиной минуты, композицию, а к XI1 Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве приурочили вы пуск номера, получившего название «Импровизация».
НОМЕР
Произошел редкий для цирка случай:
выступление Петровой Мяловского увидели сразу сотни артистов-коллег, ветеранов Манежа, специалистов, едва ли не все пишущие про цирк журналисты и писатели. Случилось это на последнем представлении в цирке на Цветном бульваре, перед закрытием его на реконструкцию. Доброжелательные и в то же время требовательные зрители по достоинству оценили работу артистов. Да и как можно было остаться равнодушным, если перед ними предстал настоящий цирк. большой по нынешним временам восьмиминутный номер был наполнен трюками. Потом по моей просьбе Марина подсчитала, сколько же трюков и смен поз вместилось в эти восемь минут. Около ста! Подобная насыщенность не так уж часто встречается в цирковыx номерах. Поэтому и столь высока зрелищность номера, состоящего из трех частей: двух темповых, резких и одной лирической.
Уже в первой части номера Марина показывает трудный для жанра «вертушки» отрывной трюк: прыжок c рамки в руки ловитора. Все остальные трюки этой композиции гимнастка исполняет под рамкой. Это и флажки, и шпагат в разножку, и трюк C красивым названием, придуманным самой артисткой,— «спящая красавица», и кур6ет носки в носки...
Кружится по большой окружности бамбук, совершает сложные эволюции в руках ловитора вольтижер, подкупольное пространство залито светом, звучит необычная, запоминающаяся музыка. И нет y зрителей желания посмотреть по сторонам, раскланяться со знакомыми. Все их внимание там, в воздухе, где происходит маленькое чудо: балетная грация, акробатическая резкость, гимнастическая ловкость сливаются воедино в работе артистов — и как итог рождается произведение искусства.
Но это только начало номера, еще много интересного впереди. Во второй части его Марина демонстрирует свои трюки вначале на корд де волане, a затем — корд де парели. Владимир держит канат зубами и рукой, потом просто зубами. Все происходящее в это время в воздухе можно назвать пластическим этюдом, причем принимаемые артисткой позы ближе к балетным, чем цирковым. Для большой зрелищности ловитор крутит канат вокруг его оси, и, таким образом, работа вольтижера идет при двойном вращении — «вертушки» и каната. Гимнасты взяли для корд де парели не обычный канат, a более тонкий, и это выглядит эстетичнее. Пропорции длины и толщины они соблюдали, но сложности вольтижеру прибавили: за тонкий канат труднее цепляться, быстрее устают руки. A отдохнуть, заплетя на нем ноги, невозможно, ведь он висит свободно, a не натянут партнером нa манеже, как в обычных номерах корд де парели. Но, ставя во главе угла своего номера красоту, гармоничность, Петрова и Мяловский шли на любые трудности.
Третья комбинация «Импровизации» изобилует сложными трюками. Неожиданно проводит артистка обрыв со шпагата на одну ногу c последующим вращением. A на финал, после нескольких задник ка6риолей, преподносит Марина, как подарок, редкий ныне, особенно в «вертушках», трюк: обрыв c штрабатами. Полдесятка метров свободного падения, доли секунды, в которых тем не менее умещается целая гамма зрительских эмоций — от страха до восторга. Точкой номера, которую никто не проглядит, становится длиннющий цветной шлейф, возникающий в руке Марины абсолютно неожиданно. C ним она летит в воздухе, продолжает свой бег по манежу...
Искусство цирка, театра, балета отличается от других видов искусства своей, если так позволительно выразиться, мимолетностью. Это не скульптура Родена, y которой впереди века, и не картины художников-передвижников, коим при заботливом обхождении можно прочить долгие десятилетия. Блестяще сыгранная роль, отлично исполненный номер могут стать достоянием лишь памяти зрителя, которому посчастливилось их увидеть. И только при том условии, что номер, роль, танец высокого класса. Дуэт Петровой и Мяловского зрители, надо полагать, запомнят. Основания подобного утверждения? Высокое мастерство исполнителей, неординарность работы и музыки, обилие трюков.
Статью o воздушных гимнастах Марине Петровой и Владимире Мяловском я озаглавил названием их номера. Позволить импровизацию может только крепко знающий свое дело человек. Петрова и Мяловский заслужили право на «Импровизацию».
Александр Дриго
Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1986 г.
оставить коментарий