Имя и дело его
Из года в год светлый весенний день — 22 апреля — наш народ, все трудовое человечество посвящают памяти Владимира Ильича Ленина.
В этот день в самом сердце земли русской, на волжском берегу, родился человек, чье имя и дело неразрывно связаны теперь с судьбами народов всех стран и континентов. Дню памяти В. И. Ленина в нынешнем году свойственна та особенность, что отмечается он вслед за 50-летием Советского государства. С полувекового рубежа стали видней, чем когда-либо ранее, исторические победы созданной Лениным партии, основанного им государства.
Нынче мы в преддверии другой великой даты советской и всемирной истории: 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Всего два года осталось до этого юбилея, который народы Советского Союза, все прогрессивное человечество отметят торжественно и любовно.
Под знаком подготовки к ленинскому 100-летию идет вся жизнь Советской страны, все трудовое творчество народа. Тот год — 1970-й — будет завершающим в нынешнем пятилетии, и потому на досрочное выполнение пятилетнего плана нацелены обязательства трудовых коллективов. В развитии материальной и духовной культуры СССР ленинский юбилей будет, несомненно, крупнейшей вехой.
Нет такой грани нашего советского бытия, в которой не светилась бы ленинская идея как нравственный закон, как философская суть, как политическая задача. Учение Ленина озаряет каждый шаг партии и народа на пути к коммунизму. Посоветоваться с Лениным — это стало повседневной привычкой советского человека; вспомнить, что говорил Ильич, что осуждал, какой путь к успеху считал самым верным. Потому и склоняемся мы над страницами его бессмертных книг, вчитываемся в воспоминания его соратников и современников, стараясь решить задачу так, как учил он, и поступать так, как поступал он.
За советом к Ильичу обращается государственный работник, стремящийся еще шире открыть дорогу народной энергии, народному почину. За советом к Ильичу идет работник заводской или колхозный, налаживая дружный, разумно организованный труд в цехах, на полях и фермах. За советом к Ильичу идет работник культуры и всегда находит в его книгах и речах, письмах и телеграммах мысли и указания, дающие ключ к пониманию духовной жизни общества.
Ленин и искусство — этой теме посвящены сборники произведений вождя, воспоминаний современников о встречах с ним, труды советских историков и искусствоведов, лекции и семинары в домах творческой интеллигенции. Для мастеров советского искусства подготовка к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина — это период нового идейного обогащения, глубокого проникновения в ленинскце мысли о природе художественного творчества, о роли его в жизни нового общества, в воспитании нового человека.
Развивал мысли Маркса и Энгельса об общественном назначении искусства, Ленин в пору решающего пролетарского штурма твердынь старого мира определил место искусства как части общепролетарского дела. Сознательно и открыто связать свое творчество с освободительной борьбой пролетариата, с деятельностью боевого цролетарского вожака — партии коммунистов, — таков долг каждого честного, передового художника.
Это четкое ленинское толкование роли и места художника в современном мире, эта животворная идея партийности искусства сыграли громаднейшую роль в судьбах художественной интеллигенции. Смелая, мудрая и страстная постановка вопроса помогла высвободиться из-под темных чар буржуазно-индивидуалистической идеи «абсолютной свободы творчества».
Ленин, утверждая, что в буржуазном обществе, основанном на власти денег, разговоры об абсолютной свободе лицемерны, ставил прямые и неотразимые вопросы господам буржуазным индивидуалистам: свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству?.. И Ленин делал столь же неотразимый вывод: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания.
Как современно и остро звучат эти ленинские строки перед нынешней картиной капиталистического общества, перед сегодняшним оголтелым наступлением финансовых магнатов и военщины на все честное и передовое в искусстве! Травля прогрессивных художников в Америке, застенки в Греции, подпавшей под власть «черных полковников», духовное растление и подкуп вашингтонскими, боннскими и иными западными воротилами любого, кто готов поставить свое искусство в услужение империалистическим разбойникам, — вот она, истинная цена буржуазного индивидуализма в искусстве!
А в противовес этому — освободительная миссия социализма, открывшего художнику дорогу к подлинной свободе творчества, творчества во имя блага и счастья народного. В плоть и кровь художественной культуры СССР, всех стран социалистического лагеря вошло то, о чем мечтал Ленин, — а Ленин мечтал о свободном искусстве, в ряды которого влекут не корысть и карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся; он мечтал и пророчески видел — еще в годы первой русской революции — искусство таким, которое служит не ожиревшим и пресыщенным буржуазным верхам, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, составляющим цвет страны, ее силу и будущность.
Крылатая и мудрая мысль Ильича ведет художника вперед и выше, к действительно новому, великому коммунистическому искусству, которое создаст форму соответственно своему содержанию. Ленин высказал эту страстную свою мечту в беседе с Кларой Цеткин в труднейшие годы разрухи, когда подъем культуры приходилось начинать с ликбеза. Но он неколебимо верил, что именно подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства.
Повсеместный рост таких сил, приведший к небывалому расцвету профессионального и самодеятельного художественного творчества всех народов СССР, показывает, что мы шаг за шагом идем к великому коммунистическому искусству. В него, как кирпичи в строящееся здание, входят все лучшие произведения советского искусства, созданные за полвека и создаваемые сейчас. Словно горная вершина, ленинская идея созидания великого коммунистического искусства влечет к себе художника и возбуждает в нем то истинное вдохновение, без которого не рождаются на свет подлинные духовные ценности.
Мастера советского изобразительного искусства, литературы и театра, эстрады и цирка, музыки и кино испытывают сейчас, в это яркое время — между 50-летием Октября и 100-летием со дня рождения В. И. Ленина — прилив творческих сил, сулящий миллионам зрителей, читателей и слушателей радости от встреч с выдающимися произведениями.
Верность ленинскому учению о путях развития культуры и искусства в революционную эпоху создала прочнейшую основу для нового творческого взлета. Эта основа немыслима вне ленинских принципов отношения к художественному наследию. Полувековой опыт общекультурного и художественного развития народов СССР и десятилетия духовного роста народов социалистических государств Европы и Азии неоспоримо подтвердили, что новая культура рождается не на пустом месте: она вбирает в себя все лучшее в национальном и мировом художественном наследии. Действительно, разве достигли бы таких высот советская литература и живопись, сценическое и музыкальное искусство, скульптура и архитектура, искусство эстрады и цирка, если б не десятилетия упорного изучения и освоения мастерства Шекспира и Чехова, Микеланджело и Антокольского, Рафаэля и Репина, Бетховена и Чайковского, Станиславского и Ермоловой, Монтегюса и Дуровых, Шаляпина и Карузо?..
В последние годы с новой силой проявилась воля нашего общества к сбережению памятников искусства прошлых веков. Возникли массовые добровольные организации, которые пекутся о том, чтобы были защищены от разрушения временем, взяты под государственную охрану, изучены и сделаны доступными еще более широкому кругу людей деревянные чудеса онежского островка Кижи и каменные чудеса Самарканда, узкие улочки старой Риги и широкие ландшафты Павловска и Петродворца — образцов паркового искусства и многие другие памятные места. Тысячи активистов этих обществ следуют великому примеру Ильича, который так решительно требовал спасения старых картин и книг в бывших барских усадьбах, так внимательно следил за сбережением художественных ценностей Зимнего дворца и Кремля, так строго наказывал за дерево, срубленное в Горках...
Теперь проблема художественного наследия обрела новые черты, привнесенные развитием нашего общества. За плечами советского искусства не только века старой культуры, но и пять десятилетий развития культуры социалистической, — десятилетий, которые можно приравнять к векам. Двигать дальше нашу социалистическую культуру и искусство можно, лишь широко осваивая ее полувековой опыт, любовно сберегая и смело приумножая ее поразительные художественные открытия, обозначившие собой новый этап в художественном развитии человечества.
Даже самый беглый перечень некоторых имен выдающихся мастеров социалистического искусства позволяет ощутить, какие грандиозные эстетические богатства накоплены Советским Союзом за минувшие полвека: Эйзенштейн и Довженко, Мухина и Саръян, Алексей Толстой и Айни, Прокофьев и Шостакович, Качалов и Бучма, Яхонтов и Смирнов-Сокольский, Уланова и Чабукиани, Лазаренко и Карандаш...
Тяга к освоению художественных богатств советской эпохи важна и плодотворна, она позволяет творческой молодежи в любых видах искусства — в частности, в цирковом и эстрадном — верно решать проблему традиций и новаторства. Недаром так заметно усилилось внимание нашей общественности к каждой яркой странице и строчке советской художественной летописи, недаром такой успех имели выставки работ Голубкиной и Петрова-Водкина, так обновился интерес и к «Кино-глазу» Д. Вертова, и к плакату первых послеоктябрьских лет, и к «Синей блузе»... Это законный интерес народа, воспитанного партией в ленинском духе — в духе хозяйского отношения к своей стране, к своей культуре.
Опираясь на все свои завоевания, советское искусство сумеет украсить праздник 100-летия со дня рождения В. И. Ленина вдохновенными творениями. Труженики художественного цеха страны постараются порадовать народ, памятуя ленинский наказ о том, что наши рабочие и крестьяне получили право на настоящее великое искусство. Ясные пути к таким художественным высотам указаны Коммунистической партией в решениях ее XXIII съезда.
Среди новых произведений займут, несомненно, достойное место те, что воссоздадут образ Владимира Ильича Ленина — вождя и друга трудящихся всего мира, самого человечного человека на земле. Когда наше искусство делало первые шаги в освоении великой ленинской темы, поэт сказал: «Портретов Ленина не видно, похожих не было и нет, века уж дорисуют, видно, Недорисованный портрет». Философский смысл этих поэтических строк в том, что грядущие столетия всемирной истории поднимут все выше и выше имя и дело Ленина. Конкретный же смысл этого четверостишия уточнен самой действительностью: искусство, трудясь над коллективным творческим портретом Ленина, уже многого достигло. Встречая столетие со дня рождения вождя, мы вправе опереться на это достигнутое.
Чтобы напомнить о воплощении ленинской темы в скульптуре, живописи и графике, понадобился бы долгий ряд имен художников и названий их произведений. Что касается драматургии и театра, то каждый сразу вспомнит трилогию Николая Погодина, которая вошла в репертуар едва ли не всех ведущих театров страны. А фильмы «Ленин в Октябре», «Рассказы о Ленине», «Синяя тетрадь», «Ленин в Польше» и другие донесли живой образ вождя — с той мощью и непосредственностью, которая свойственна искусству кино, — до самых отдаленных таежных поселков, горных аулов, новостроек в жарких пустынях юга и в зоне вечной мерзлоты. С нашей эстрады звучат стихи и песни о Ленине и посвященные ему музыкально-драматические композиции.
С величайшей бережностью и обостренным чувством ответственности подходят лучшие мастера нашего искусства к воплощению ленинской темы. Это обусловлено не только мерой всенародной любви к Ильичу, но и грандиозностью, а вместе с тем — необычайной простотою и гармоничностью ленинского образа. Нет сомнения, что Лениниана, создаваемая социалистическим искусством, пополнится произведения-? ми, достойными радостной даты, — столетия со дня рождения вождя. То, что Энгельс сказал когда-то о Марксе, человечество говорит сегодня и о Ленине: имя и дело его переживут века.
И. РОТИН

Обложка. Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.
оставить комментарий