В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Имя и дело его

Из года в год светлый весенний день — 22 апреля — наш народ, все трудовое человечество посвящают памяти Влади­мира Ильича Ленина.

В этот день в самом сердце земли рус­ской, на волжском берегу, родился человек, чье имя и дело неразрывно связаны теперь с судьбами народов всех стран и континентов. Дню памяти В. И. Ленина в нынешнем году свойственна та особенность, что отмечается он вслед за 50-летием Совет­ского государства. С полувекового рубежа стали видней, чем когда-либо ранее, исторические победы созданной Лениным партии, основанного им государства.

Нынче мы в преддверии другой великой даты советской и всемирной истории: 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Всего два года осталось до этого юбилея, ко­торый народы Советского Союза, все прогрессивное человече­ство отметят торжественно и любовно.

Под знаком подготовки к ленинскому 100-летию идет вся жизнь Советской страны, все трудовое творчество народа. Тот год — 1970-й — будет завершающим в нынешнем пятилетии, и потому на досрочное выполнение пятилетнего плана нацеле­ны обязательства трудовых коллективов. В развитии матери­альной и духовной культуры СССР ленинский юбилей будет, несомненно, крупнейшей вехой.

Нет такой грани нашего советского бытия, в которой не светилась бы ленинская идея как нравственный закон, как философская суть, как политическая задача. Учение Ленина озаряет каждый шаг партии и народа на пути к коммунизму. Посоветоваться с Лениным — это стало повседневной при­вычкой советского человека; вспомнить, что говорил Ильич, что осуждал, какой путь к успеху считал самым верным. По­тому и склоняемся мы над страницами его бессмертных книг, вчитываемся в воспоминания его соратников и современни­ков, стараясь решить задачу так, как учил он, и поступать так, как поступал он.

За советом к Ильичу обращается государственный работник, стремящийся еще шире открыть дорогу народной энер­гии, народному почину. За советом  к Ильичу идет работник заводской или колхозный, налаживая дружный, разумно ор­ганизованный труд в цехах, на полях и фермах. За советом к Ильичу идет работник культуры и всегда находит в его книгах и речах, письмах и телеграммах мысли и указания, дающие ключ к пониманию духовной жизни общества.

Ленин и искусство — этой теме посвящены сборники про­изведений вождя, воспоминаний современников о встречах с ним, труды советских историков и искусствоведов, лекции и семинары в домах творческой интеллигенции. Для мастеров советского искусства подготовка к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина — это период нового идейного обогащения, глу­бокого проникновения в ленинскце мысли о природе художест­венного творчества, о роли его в жизни нового общества, в воспитании нового человека.

Развивал мысли Маркса и Энгельса об общественном назначении искусства, Ленин в пору решающего пролетарского штурма твердынь старого мира определил место искусства как части общепролетарского дела. Сознательно и открыто связать свое творчество с освободительной борьбой пролета­риата, с деятельностью боевого цролетарского вожака — пар­тии коммунистов, — таков долг каждого честного, передового художника.

Это четкое ленинское толкование роли и места художни­ка в современном мире, эта животворная идея партийности искусства сыграли громаднейшую роль в судьбах художест­венной интеллигенции. Смелая, мудрая и страстная поста­новка вопроса помогла высвободиться из-под темных чар буржуазно-индивидуалистической идеи «абсолютной свободы творчества».

Ленин, утверждая, что в буржуазном обществе, основан­ном на власти денег, разговоры об абсолютной свободе лице­мерны, ставил прямые и неотразимые вопросы господам бур­жуазным индивидуалистам: свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель? от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству?.. И Ленин делал столь же неотрази­мый вывод: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержа­ния.

Как современно и остро звучат эти ленинские строки пе­ред нынешней картиной капиталистического общества, перед сегодняшним оголтелым наступлением финансовых магнатов и военщины на все честное и передовое в искусстве! Травля прогрессивных художников в Америке, застенки в Греции, подпавшей под власть «черных полковников», духовное раст­ление и подкуп вашингтонскими, боннскими и иными запад­ными воротилами любого, кто готов поставить свое искусст­во в услужение империалистическим разбойникам, — вот она, истинная цена буржуазного индивидуализма в искусстве!

А в противовес этому — освободительная миссия социа­лизма, открывшего художнику дорогу к подлинной свободе творчества, творчества во имя блага и счастья народного. В плоть и кровь художественной культуры СССР, всех стран социалистического лагеря вошло то, о чем мечтал Ленин, — а Ленин мечтал о свободном искусстве, в ряды которого вле­кут не корысть и карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся; он мечтал и пророчески видел — еще в годы первой русской революции — искусство таким, которое слу­жит не ожиревшим и пресыщенным буржуазным верхам, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, составляю­щим цвет страны, ее силу и будущность.

Крылатая и мудрая мысль Ильича ведет художника впе­ред и выше, к действительно новому, великому коммунисти­ческому искусству, которое создаст форму соответственно своему содержанию. Ленин высказал эту страстную свою мечту в беседе с Кларой Цеткин в труднейшие годы разрухи, когда подъем культуры приходилось начинать с ликбеза. Но он неколебимо верил, что именно подъем общего культурно­го уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из кото­рой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства.

Повсеместный рост таких сил, приведший к небывалому расцвету профессионального и самодеятельного художествен­ного творчества всех народов СССР, показывает, что мы шаг за шагом идем к великому коммунистическому искусству. В него, как кирпичи в строящееся здание, входят все лучшие произведения советского искусства, созданные за полвека и создаваемые сейчас. Словно горная вершина, ленинская идея созидания вели­кого коммунистического искусства влечет к себе художника и возбуждает в нем то истинное вдохновение, без которого не рождаются на свет подлинные духовные ценности.

Мастера советского изобразительного искусства, литера­туры и театра, эстрады и цирка, музыки и кино испытывают сейчас, в это яркое время — между 50-летием Октября и 100-летием со дня рождения В. И. Ленина — прилив творче­ских сил, сулящий миллионам зрителей, читателей и слушателей радости от встреч с выдающимися произведениями.

Верность ленинскому учению о путях развития культуры и искусства в революционную эпоху создала прочнейшую ос­нову для нового творческого взлета. Эта основа немыслима вне ленинских принципов отношения к художественному наследию. Полувековой опыт общекультурного и художест­венного развития народов СССР и десятилетия духовного ро­ста народов социалистических государств Европы и Азии неоспоримо подтвердили, что новая культура рождается не на пустом месте: она вбирает в себя все лучшее в националь­ном и мировом художественном наследии. Действительно, разве достигли бы таких высот советская литература и живопись, сценическое и музыкальное искусство, скульптура и архитектура, искусство эстрады и цирка, если б не десятиле­тия упорного изучения и освоения мастерства Шекспира и Чехова, Микеланджело и Антокольского, Рафаэля и Репина, Бетховена и Чайковского, Станиславского и Ермоловой, Монтегюса и Дуровых, Шаляпина и Карузо?..

В последние годы с новой силой проявилась воля нашего общества к сбережению памятников искусства прошлых ве­ков. Возникли массовые добровольные организации, которые пекутся о том, чтобы были защищены от разрушения време­нем, взяты под государственную охрану, изучены и сделаны доступными еще более широкому кругу людей деревянные чудеса онежского островка Кижи и каменные чудеса Самар­канда, узкие улочки старой Риги и широкие ландшафты Павловска и Петродворца — образцов паркового искусства и многие другие памятные места. Тысячи активистов этих об­ществ следуют великому примеру Ильича, который так ре­шительно требовал спасения старых картин и книг в бывших барских усадьбах, так внимательно следил за сбережением художественных ценностей Зимнего дворца и Кремля, так строго наказывал за дерево, срубленное в Горках...

Теперь проблема художественного наследия обрела новые черты, привнесенные развитием нашего общества. За плеча­ми советского искусства не только века старой культуры, но и пять десятилетий развития культуры социалистической, — десятилетий, которые можно приравнять к векам. Двигать дальше нашу социалистическую культуру и искусство мож­но, лишь широко осваивая ее полувековой опыт, любовно сберегая и смело приумножая ее поразительные художест­венные открытия, обозначившие собой новый этап в худо­жественном развитии человечества.

Даже самый беглый перечень некоторых имен выдающих­ся мастеров социалистического искусства позволяет ощутить, какие грандиозные эстетические богатства накоплены Совет­ским Союзом за минувшие полвека: Эйзенштейн и Довжен­ко, Мухина и Саръян, Алексей Толстой и Айни, Прокофьев и Шостакович, Качалов и Бучма, Яхонтов и Смирнов-Сокольский, Уланова и Чабукиани, Лазаренко и Карандаш...

Тяга к освоению художественных богатств советской эпо­хи важна и плодотворна, она позволяет творческой молоде­жи в любых видах искусства — в частности, в цирковом и эстрадном — верно решать проблему традиций и новаторства. Недаром так заметно усилилось внимание нашей обществен­ности к каждой яркой странице и строчке советской художе­ственной летописи, недаром такой успех имели выставки работ Голубкиной и Петрова-Водкина, так обновился интерес и к «Кино-глазу» Д. Вертова, и к плакату первых послеок­тябрьских лет, и к «Синей блузе»... Это законный интерес народа, воспитанного партией в ленинском духе — в духе хозяйского отношения к своей стране, к своей культуре.

Опираясь на все свои завоевания, советское искусство су­меет украсить праздник 100-летия со дня рождения В. И. Ленина вдохновенными творениями. Труженики худо­жественного цеха страны постараются порадовать народ, па­мятуя ленинский наказ о том, что наши рабочие и крестьяне получили право на настоящее великое искусство. Ясные пути к таким художественным высотам указаны Коммунистиче­ской партией в решениях ее XXIII съезда.

Среди новых произведений займут, несомненно, достойное место те, что воссоздадут образ Владимира Ильича Ленина — вождя и друга трудящихся всего мира, самого человечного человека на земле. Когда наше искусство делало первые шаги в освоении ве­ликой ленинской темы, поэт сказал: «Портретов Ленина не видно, похожих не было и нет, века уж дорисуют, видно, Не­дорисованный портрет». Философский смысл этих поэтиче­ских строк в том, что грядущие столетия всемирной истории поднимут все выше и выше имя и дело Ленина. Конкретный же смысл этого четверостишия уточнен самой действитель­ностью: искусство, трудясь над коллективным творческим портретом Ленина, уже многого достигло. Встречая столетие со дня рождения вождя, мы вправе опереться на это достиг­нутое.

Чтобы напомнить о воплощении ленинской темы в скульп­туре, живописи и графике, понадобился бы долгий ряд имен художников и названий их произведений. Что касается дра­матургии и театра, то каждый сразу вспомнит трилогию Ни­колая Погодина, которая вошла в репертуар едва ли не всех ведущих театров страны. А фильмы «Ленин в Октябре», «Рассказы о Ленине», «Синяя тетрадь», «Ленин в Польше» и другие донесли живой образ вождя — с той мощью и непо­средственностью, которая свойственна искусству кино, — до самых отдаленных таежных поселков, горных аулов, ново­строек в жарких пустынях юга и в зоне вечной мерзлоты. С нашей эстрады звучат стихи и песни о Ленине и посвящен­ные ему музыкально-драматические композиции.

С величайшей бережностью и обостренным чувством от­ветственности подходят лучшие мастера нашего искусства к воплощению ленинской темы. Это обусловлено не только ме­рой всенародной любви к Ильичу, но и грандиозностью, а вместе с тем — необычайной простотою и гармоничностью ленинского образа. Нет сомнения, что Лениниана, создавае­мая социалистическим искусством, пополнится произведения-? ми, достойными радостной даты, — столетия со дня рожде­ния вождя. То, что Энгельс сказал когда-то о Марксе, чело­вечество говорит сегодня и о Ленине: имя и дело его переживут века.

И. РОТИН

Обложка. Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.

Обложка. Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100