Иосиф Вениаминович Дубинский - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Иосиф Вениаминович Дубинский

Сплошь да рядом бывает так, «то человек и дело, которому он преданно служит, столь неразрывно сливаются в нашем сознании, что их трудно разделить, трудно разложить по разным полочкам, представить одно без другого. Наверное, поэтому мне, да думаю и не только мне, очень трудно представить Саратовский цирк без Иосифа Вениаминовича Дубинского.

Так случилось, что за последние годы мне много раз доводилось бывать в Саратове. Задания журнала, в котором я работал, хлопоты, связанные с подготовкой и изданием книги к 100-летию старейшего русского цирка, часто приводили меня в этот солнечный волжский город. И всякий раз я увозил с собой не только новые материалы для сборника, нс только яркие впечатления об очередной премьере на саратовском манеже, всегда подлинно праздничной, тщательно и любовно подготовленной. Поездки в Саратов неизменно дарили радость встреч и общения с Дубинским, человеком удивительной энергии и целеустремленности, редких душевных качеств.

Сейчас, когда Иосифа Вениаминовича нет, особенно отчетливо понимаешь, какой это был замечательный директор цирка. На протяжении многих лет Саратовский стационар по праву считался и считается поныне одним из лучших цирковых предприятий страны. В числе первых директоров И. Дубинскому было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР. Его хорошо знали и уважали в городе — он был членом Фрунзенского райкома партии Саратова, кандидатом в члены городского комитета КПСС.

Дубинский не принадлежал к тем директорам, чья жизнь еще в ранние годы была связана с искусством манежа.

В прошлом председатель областного комитета профсоюза работников культуры. Иосиф Вениаминович пришел в цирк, когда ему было далеко за сорок. Кок-то я спросил его, трудно ли досталось на первых порах и не жалеет ли он, что именно так, а не иначе, сложилась его судьба. Он ответил тогда:

— Без трудностей не обошлось, цирк вблизи не такой, каким представляется издали. Он сложнее, чем думаешь о нем. когда смотришь представления из зрительного зала. А вот сожалений не было и нет. Ведь все зависит в конечном итоге от простой вещи: полюбил ты цирк или не полюбил...

Дубинский полюбил. Вверенное его попечению цирковое хозяйство стало для него не просто местом новой работы — он отдавал цирку всего себя. жил его успехами и тревогами, находил в будничной повседневности директорских забот творческое удовлетворение.

Будничная повседневность... Вот я написал эти слова и подумал: как, в сущности, не подходят они к Дубинскому! Тем-то и примечателен был этот человек, что в самые, казалось бы, обыденные дела он привносил оттенок праздничности, умел увлекаться сам и увлекать других. «Работать надо радостно», — любил повторять ом, и эта радость заражала всех, кто его окружал.

Поговорите с артистами, чьи номера создавались в Саратовском цирке (а таких, кстати, немало на нашем конвейере!), и вы услышите, как тепло и благодарно вспоминаю» они о Дубинском. О его сердечной теплоте и отзывчивости. О негаснущем творческом горении. О всегдашней готовности договориться на предприятиях города об изготовлении реквизита, пусть самого необычного и сложного. О неподдельной искренней заинтересованности в том, чтобы задуманный номер получился хорошо.

Никогда не забуду, каким счастливым и окрыленным был Дубинский летом семидесятого года, когда п Саратове завершалась подготовка к выпуску Казахского циркового коллектива. Несколько ироничный по складу своего характера, никак не склонный к дешевым сантиментам, Иосиф Вениаминович с трогательной взволнованностью и восхищением рассказывал об успехах «саратовских казахстанцев», дневал и ночевал на манеже. И когда, помню, одна из девушек, получив на генеральной репетиции легкую травму, не смогла участвовать в выпускном торжественном представлении, Дубинский переживал это нс меньше, чем сама артистка...

Доброе, уважительное отношение к людям, стремление всячески помочь им, поддержать и обрадовать — в этом весь Дубинский. И, наверное, не случайно, что именно а -Саратовском цирке укрепилась торжественная церемония посвящения а артисты, когда молодым исполнителям, которые впервые выступают на профессиональном манеже, вручаются после спектакля почетные грамоты, удостоверяющие их приобщение к цирковому искусству. Именно в Саратове стали традицией творческие вечера-бенефисы ведущих мастеров манежа — со специально выпущенными к этому дню афишами, с теплым вступительным словом, которое нередко произносил сам директор цирка.

Дубинский любил людей, и люди любили его. Это может показаться несколько необычным и даже странным, но у директора Саратовского цирка никогда не было секретаря, который регулировал бы прием посетителей. Так уж повелось, что двери его кабинета всегда были раскрыты для всех, у кого есть к нему дело. А дела эти бывали самые разные, и не только служебные. разумеется. Похлопотать о новой квартире, посодействовать устройству ребенка в ясли, расположенные неподалеку от дома, достать редкое лекарство — мало ли подобных забот в жизни каждого из нас. И люди шли с этими заботами к Дубинскому, наперед зная, что он не только внимательно выслушает просьбу, но и обязательно постарается помочь. А если у кого-то из членов коллектива радость в доме — свадьба, к примеру, или новоселье — директор цирка всегда был дорогим и желанным гостем на семейном торжестве.

И еще мне вот что хотелось бы сказать о Дубинском. Коммунист с солидным партийным стажем, ом всегда чувствовал себя бойцом идеологического фронта, всегда испытывал потребность нести людям живое слово пропагандиста.

Вспоминается ого встреча со студентами одного из саратовских вузов, на которой мне довелось быть. Незадолго перед этим Иосиф Вениаминович вернулся из длительной командировки по странам Латинской Америки, куда выезжал вместе с группой артистов нашего цирка, и теперь выступал с рассказом о своих впечатлениях.

Колумбия, Эквадор и Перу — далекие экзотические страны, и естественно, что Дубинский говорил об их достопримечательностях, об экономике и культуре. Рассказывал он и о том огромном успехе, с которым проходили гастроли советского цирка. Но была его лекция интересна еще и тем, что на множестве ярких примеров и сопоставлений показывала она острогу противоречий буржуазного мира, раскрывала преимущества советского образа жизни. Познавательное по характеру и богатству фактического материала, выступление коммуниста Дубинского было пропагандистским по своей сути.

...Несколько лет назад редакция газеты «Советская культура» заказала мне очерк о директоре Саратовского цирка Иосифе Бениаминовиче Дубинском. Очерк был опубликован и назывался «За что его ценят люди». Сегодня я снова пишу об этом дорогом моему сердцу человеке. только название статьи уже другое — «За что его ценили люди».

Горько, безмерно горько, когда неумолимая смерть вынуждает переводить глаголы из настоящего времени во время прошедшее...

НИК. КРИВЕНКО

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования