В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Искать свое лицо в клоунаде

На цирковой клоунаде рецензенты нередко оттачивают свои критические перья. Что ж, материал у них богатый. В самом деле, как часто приходится встречаться на манеже с бездумным кривляньем, рассчитанным лишь на то, чтобы вызвать у зрителя пустой, я бы сказал, утробный смех.

А когда нам, комикам, говорят об этом, мы обижаемся, сваливаем вину на авторов реприз, как бы снимая тем самым всякую ответственность с исполнителей, то есть с самих себя. Да, конечно, гордиться в полной мере оригинальной цирковой драматургией мы пока еще не можем. Но зна­чит ли это, что мы должны работать по принципу: на без­рыбье и рак рыба? Ни в коем случае. Мы должны реши­тельно отказываться от слабого, примитивного репертуара. Пусть мы реже будем выходить на арену, но пусть каждый наш выход будет радостным сюрпризом для зрителя, каж­дое выступление — осмысленным, несущим определенную сверхзадачу. Словом, это то самое, что на производстве зовется борьбой за качество. Повести решительную борьбу с безвкусицей, пошлостью, творческим браком — таково мое первое пожелание и самому себе, и коллегам по про­фессии в наступившем, 1968 году.

Давно, очень давно пришел я в цирк. За это время ыного поездил по стране, многое повидал, много думал о путях развития советской цирковой клоунады — этого сложней­шего жанра в нашем искусстве. Успехи наши очевидны. Мы можем по праву гордиться такими мастерами, как Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин... Список можно продолжить. И все-таки, учитывая масштабы нашей стра­ны, он невелик. Почему? Думаю, что одна из причин в том, что многие наши молодые комики идут по линии копирования (а не твор­ческого осмысления!) уже устоявшихся авторитетов. При этом зачастую копируются, механически перенимаются не только репризы, но и внешний вид известных клоунов, их методы работы на манеже. В результате оригинальное теряет свою оригинальность, «занашивается», ветшает.

Слепое копирование интересных образцов в искусстве — плохое и, я бы даже сказал, вредное занятие. Оно мешает артисту найти свое творческое лицо, свою неповторимость. Встав однажды на путь подражания, молодой исполнитель как бы сам себе подрезает крылья, он стареет, будучи мо­лодым, да так и остается навечно стариком ремесленником на манеже. Так вот мое второе новогоднее пожелание относится только к молодежи. Не стоит копировать уже созданное, надо искать свой образ, своего героя, который знал бы, что он любит, что ненавидит, над чем будет смеяться незлобиво, над чем зло. Созданию своего образа — оригинального, интересного, увлекательного — и нужно с первых же дней работы в цирке отдавать весь свой творческий пыл, все свое дарование. А результаты со временем скажутся. Они будут зависеть от индивидуальных способностей человека, его трудолюбия.

И, наконец, последнее, что бы мне хотелось пожелать современной советской клоунаде, — это быть смелее в решении общественно значимых тем, оперативнее откли­каться на недостатки, чаще обращаться к сатире, гротеску, тонкой и умной иронии. Ведь мы должны выполнять на манеже не только развлекательную функцию, но и учить зрителя, воспитывать в нем умение анализировать явления и разнообразные житейские ситуации, вырабатывать пра­вильное к ним отношение. Тогда зритель будет доверять нам, тогда наш авторитет в его глазах поднимется.

А без авторитета в искусстве нельзя!
 

АКРАМ ЮСУПОВ, народный артист Узбекской ССР

Журнал Советский цирк. Январь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

риобет;экоручки.рф сувениры оптом Москва, сувенирная продукция Москва