В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Искусство эстрады сравнительно молодое

По возрасту искусство эстрады сравнительно молодое, но сегодня мы уже можем насчитать несколько поколений мастеров, оставивших в его истории яркий след. Их творческий опыт достоин глубокого изучения и продолжения.

Поэтому, мне кажется, так кстати из-под пера четырех известных критиков и деятелей эстрады — А. Бейлина (он же редактор-составитель), Б. Гершуни, Ю. Дмитриева и Д. Золотницкого — вышла своеобразная книжка рассказов о наиболее видных представителях этого искусства. Издана она ленинградским отделением издательства «Искусство» и, на мой взгляд, является отличным подарком любителю эстрады.

Название книги, как и все в ней, необычно — «Воображаемый концерт». Именно такая форма, форма воображаемого концерта, дала возможность авторам перенести действие с реальной сцены на страницы книги и отсутствие такого серьезного компонента, как зрелищность, восполнить воображением,

Важно и то, что создатели этого сборника смогли уйти от ординарной, широко распространенной и потому изрядно надоевшей локальной формы творческого портрета. Видимо, желая подчеркнуть самое природу эстрады, заострить внимание на присущей эстрадному актеру индивидуальности, они заключили свое повествование в рамки концертного представления. Эта очень точно и умно выбранная позиция открыла любопытные творческие возможности: она позволила вспомнить многих выдающихся артистов, которые, по авторскому замыслу, «приходят из прошлого в наши дни». Такая трансформация во времени не мешает им, однако, пребывать в атмосфере их эпохи. Встреча же актеров прошлого с теми, кто ныне с успехом выступает на эстрадных подмостках, символизирует «преемственность традиций», нетленность мастерства, развитие индивидуальности, никогда не прекращающийся поиск».

Когда еще о каждом из них появится самостоятельная монография! А между тем уже сегодня читатель с интересом сможет проследить за судьбой многих любимых и популярных артистов. В их числе — Василий Гущинский, «король эстрады», как тогда рекламировали афишные тумбы, Изан Гурко, исполнитель на гавайской гитаре Джон Данкер, создатели театра одного актера — Александр Эокушняк и Владимир Яхонтов, возможно зрителей удивит признание Сергея Образцова: «Я — прожженный эстрадник». Тогда пусть они уже на правах читателей в подтверждение сказанного прочтут о своеобразии эстрадного мастерства этого талантливого и самобытного артиста.

Прочитав эту книгу, любители эстрады узнают немало интересных фактов из творческой биографии артистов. Скажем, о том, как случай помог Рине Зеленой найти себя в том жанре, вне которого мы теперь не мыслим артистку. Или, с чего началась творческая биография мастера художественного свиста Таисии Саввы и что привело к певческой деятельности на эстраде Клавдию Шульжснко. Интересно проследить вместе с авторами эволюцию творчества Николая Смирнова-Сокольского, проанализировать вокальную самобытность певицы Эдиты Пьехи или вспомнить о последних, прошедших на родине днях Александра Вертинского... Все это позволяет «Воображаемый концерт».

Все события, описываемые в книге, выстраиваются в определенной временной последовательности, и это позволяет читателю быть свидетелем интересных закономерностей в искусстве эстрады, побыть в атмосфере прошлых десятилетий и как бы, сократил расстояние, приблизить их к сегодняшнему дню.

Читатель вспомнит и о временах живой газеты «Синей блузы» с ее агитационно-политической направленностью и своеобразной манерой исполнительства, с интересом прочтет о возникновении Мюзик-холла и его деятельности. Увлеченно рассказывают авторы о талантливых артистах Анис Редель и Михаиле Хрусталеве, творчество которых вошло в золотой фонд эстрадной хореографии, о подлинных мастерах танца Марии Понне и Александре Каверзине, ушедших со сцены в расцвете дарования, об оригинальном танцовщике Махмуде Эсамбаеве... Немало страниц посвящено рассказу об эстраде в годы войны, работе актера в условиях фронта.

К сожалению, в книге есть некоторые фактические неточности, в частности, в главе, рассказывающей о творчестве Тамары Ханум.

Книга закрыта, но еще долго не хочется выпускать ее из рук. Снова наше внимание привлекает своеобразно оформленная обложка, прекрасно передающая атмосферу воображаемого концерта и, как и все оформление, свидетельствующая о хорошем вкусе художника М. Беломлинского.

Н. ЗАСЛАВСКИЙ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100