Искусство в борьбе за умы и сердца миллионов
Мир социализма в наше время с каждым годом все полнее раскрывает свои динамичные жизненные силы, свои коренные преимущества перед отживающим, источающим кровь и грязь миром капитализма.
Ныне, как никогда, сильна наша великая Родина — страна победившего социализма, вступившая во второе пятидесятилетие коммунистической эры. По мере движения к коммунизму шире становится ее богатырский шаг, выше темпы экономического и культурного развития. С революционной энергией и энтузиазмом претворяя в жизнь планы коммунистического строительства, намеченные ХХШ съездом КПСС, советский народ успешно завершил первую половину пятилетки. Повсеместно на советской земле нарастает могучая волна социалистического соревнования за досрочное выполнение всего пятилетнего плана, за достойную встречу столетия со дня рождения В. И. Ленина.
С ростом материальных и духовных сил Страны Советов крепнут ее политические позиции на международной арене. Она была и остается надежным оплотом всех революционных борцов за свободу, демократию и социальный прогресс. Растущие мощь и авторитет Советского государства все более активно служат интересам мира и социализма.
В то время когда социально-экономическое развитие Советского Союза, других социалистических стран, уверенно идет вперед и они усиливают свое влияние на мировой общественный прогресс, капиталистические страны испытывают глубокие потрясения. Общий кризис капитализма настолько обострил противоречия и все пороки буржуазного общества, что даже некоторые идеологи американского империализма вынуждены характеризовать положение в своей стране как «нервное расстройство в национальном масштабе». Таким образом, на живых фактах современной действительности народы мира все глубже убеждаются в превосходстве социалистической системы над капиталистической, притягательная сила социализма неуклонно возрастает. Вот почему империализм, и прежде всего империализм США, сталкиваясь с крупными провалами во внутренней и внешней политике, все больше усилий направляет на подрывную политическую и идеологическую борьбу против социалистических стран, на то, чтобы попытаться разложить их изнутри, ослабить единство этих стран и сплоченность международного коммунистического движения.
На основе глубокого анализа международной обстановки Пленум Центрального Комитета КПСС, состоявшийся в апреле 1968 года, сделал вывод о том, что современный этап исторического развития характеризуется резким обострением идеологической борьбы между капитализмом и социализмом. В этих условиях особое значение приобретает непримиримая борьба с вражеской идеологией, решительное разоблачение происков империализма, коммунистическое воспитание трудящихся, усиление всей идеологической деятельности. Решения апрельского Пленума ЦК КПСС являются боевой программой такой деятельности для работников всех участков идеологического фронта, в том числе и для работников советской культуры и искусства. Успешное выполнение больших и ответственных задач, поставленных Коммунистической партией, требует от них идейной и нравственной зрелости, политической бдительности и остроты, творческой инициативы и гражданской активности.
Партия учит, что идеологическая борьба в наше время — это острейший фронт классовой борьбы. Это борьба за человека, за его достоинство и свободу, за укрепление позиций социализма и коммунизма. Здесь нет места политическому безразличию, пассивности, нейтрализму, каким-либо компромиссам и уступкам. В области идеологии не может быть мирного сосуществования, как не может быть мира между рабочим классом и буржуазией. Всякое умаление социалистической идеологии, всякое ослабление ее означает тем самым усиление буржуазной идеологии. Наша партия всегда исходила и исходит из этого ленинского положения, воспитывая коммунистов и всех трудящихся в духе воинствующей непримиримости к чуждым нашему обществу воззрениям и нравам.
Чувствуя свое бессилие перед мощью монолитного советского общества, сознавая невозможность поколебать его социально-политическое единство, идеологи империализма пытаются с помощью радио, телевидения и других средств пропаганды повлиять на отдельных морально неустойчивых людей, отравить их сознание, хватаются за любые проявления идейной незрелости и шатаний у некоторых представителей интеллигенции. В сети реакционной буржуазной пропаганды иногда попадаются люди, падкие на саморекламу, готовые любыми политически сомнительными средствами как можно громче заявить о себе, не брезгуя похвалами наших недругов. С возмущением осуждая позорные поступки таких отщепенцев и перерожденцев, широкие массы совет-скок общественности выражают единодушное стремление решительно пресекать какие бы то ни было действия, несовместимые с честью и достоинством советского гражданина.
Апрельский Пленум ЦК КПСС, подчеркнув политическую важность наступательной борьбы против буржуазной идеологии, указал на необходимость «активно выступать против попыток протаскивания в отдельных произведениях литературы и искусства и других произведениях взглядов, чуждых социалистической идеологии советского общества». В этом требовании с новой силой выражена забота ленинской партии об идейной чистоте нашего искусства как могучего средства коммунистического воспитания трудящихся, важнейшего фактора духовного прогресса.
Известно, что искусство — одна из форм идеологии. Вторгаясь в самые тонкие сферы жизни человека, оно воздействует на формирование всего строя мыслей, чувств и характера. Вот почему так велико его значение в современной идейной битве за умы и сердца миллионов. В этой битве социалистическое искусство, проникнутое революционным гуманизмом и созидательным пафосом, верой в безграничные возможности человека, активно противостоит упадочному буржуазному искусству. Партия призывает советскую художественную интеллигенцию еще шире развернуть наступление на буржуазную идеологию, давать отпор оруженосцам антикоммунизма, всякого рода ревизионистам и вульгаризаторам марксизма, помогать найти верный путь тем, кто сбит с толку враждебной пропагандой.
По мере нашего продвижения вперед все более возрастает общественная роль искусства, а тем самым и ответственность писателей, композиторов, деятелей театра, кино, эстрады, цирка, живописи и скульптуры перед временем и народом. Сознавая эту ответственность, они во всей своей деятельности твердо и неуклонно руководствуются интересами народа, теми основополагающими принципами, о которых говорил В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно быть понятно массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их».
Своим творчеством наша художественная интеллигенция духовно обогащает строителей нового общества, воспевает героику боевого прошлого и сегодняшних трудовых свершений советских людей, развивает дух творчества, воспитывает непримиримость к чуждой нам идеологии. Партия и народ высоко ценят труд работников искусства и вместе с тем предъявляют к ним все возрастающие требования. Как отмечал на конференции Московской городской партийной организации Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев, асе лучшее, что создается деятелями искусств, встречает благодарный отклик и признание миллионов. Когда же появляются произведения слабые, незрелые в идейно-художественном отношении, то советские люди дают им строгую, взыскательную оценку, прямо называя вещи своими именами. Жизнь показывает, что там, где творческие союзы и партийные организации проявляют принципиальность, где о недостатках говорят по-товарищески откровенно и прямо, там создается хорошая обстановка для успешной творческой работы. Партия, советская общественность выступают за четкость идейно-художественных критериев, ясность классовой позиции художника, за высокую эстетическую требовательность с тем, чтобы искусство еще более активно содействовало строительству коммунизма.
«Песня и стих —
это бомба и знамя.
Голос певца
поднимает класс».
В поэтических строках Маяковского ярко раскрывается действенная, мобилизующая и вдохновляющая сила нашего подлинно народного искусства. Интересы современной идеологической борьбы требуют полного использования этой могучей духовной силы в целях пропаганды великих идеалов коммунизма, идейной и моральной закалки трудящихся. Центральный Комитет КПСС поставил задачу: направить все имеющиеся средства идейного воспитания на укрепление коммунистической убежденности, чувства советского патриотизма и пролетарского интернационализма у каждого коммуниста и советского человека, идейной стойкости и умения противостоять любым формам буржуазного влияния. Художественная интеллигенция может и должна всемерно способствовать решению этой задачи: формированию и развитию у советских людей лучших качеств убежденных, страстных и непоколебимых борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов.
Велика и благородна роль литературы и искусства в идейно-патриотическом воспитании трудящихся. Что может быть выше для мастера слова, экрана, сцены, арены, эстрады, чем создание таких художественных произведений и образов, которые бы несли в массы коммунистическую нравственность, воспламеняли сердца людей неугасимой любовью к Родине, жаждой подвига во имя ее славы и процветания! Вдохновенным словом, песней, музыкой наше искусство призвано мобилизовать миллионы на героическую борьбу за новые победы коммунистического строительства, укреплять чувство патриотической гордости, готовность постоять с оружием в руках за социалистические завоевания, за мир и государственные интересы Отчизны.
Искусство социализма воплощает в себе молодость, духовное здоровье и неиссякаемый оптимизм нового мира. Оно пробуждает в человеке высокие помыслы и чувства, приносит ему радость и эстетическое наслаждение. Быть на высоте требований и принципов этого искусства — значит всегда идти с народом, жить его делами и заботами, отдавать ему весь свой талант и мастерство. Это значит всегда и везде действовать как активный боец идеологического фронта. Мощным стимулом подъема художественного творчества и всей идеологической деятельности в нашей стране является подготовка к столетию со дня рождения Владимира Ильича Ленива. Деятели литературы и искусства видят свой долг в том, чтобы ознаменовать великую дату выдающимися творческими достижениями, новым вкладом в духовную сокровищницу социалистического общества.
Коммунистическая партия и советский народ делают все для того, чтобы советское искусство достойно выполняло свою историческую общественную миссию, высоко несло знамя социалистической идеологии, великих идей марксизма-ленинизма. Дело чести всей армии работников искусства — оправдать заботу и доверие партии и народа, направить все свои силы и способности на идеологическую борьбу против империалистической реакции, за мир и социальный прогресс на земле, за полное торжество коммунизма.

На первой странице обложки журнала Советский цирк. Июль 1968 г..: заслуженный артист Армянской ССР СТЕПАН ИСААКЯН. Фото УН-ДА-СИНА
На второй странице обложки журнала Советский цирк. Июль 1968 г.: «Волшебный семафор» - Выступают артистки АВДЕЕВЫ. Фото ПАНЯРСКОГО

На четвертой странице обложки журнала Советский цирк. Июль 1968 г.: артисты на отдыхе. Фото Ю. БЫКОВСКОГО
оставить комментарий