Искусство вентрологии - чревощения
Сто три года на эстраде. Зал всегда дружно аплодирует, когда объявляется этот номер. Его знают, любят, ждут.
...До чего же непослушен этот Андрюша! Мать и дочь — Мария Григорьевна и Женя Донские — никак не могут с ним справиться. Вы только посмотрите, как ведет себя этот непоседа на их руках — вертится, заигрывает с публикой. А что он говорит? Только вслушайтесь, как он дерзит своим воспитательницам, сколько упрямства и заносчивости в его голосе.
Мария Григорьевна и Женя Донские с куклой Андрюшей (справа налево)
Ох и характер! Да, характер. У куклы, тряпичной куклы — характер, И секрет этого не только и не столько в подвижности мягкого лица куклы, которое становится очень выразительным в умелых руках актрис, а в том своеобразии оригинального и трудного искусства, которым в совершенстве владеет Мария Григорьевна Донская и которое она сумела передать своей двадцатилетней дочери Евгении. Искусство вентрологии. Что же это такое! Часто еще и сейчас можно прочесть недоумение на лице некоторых зрителей.
— Уж не чудо ли это, кукла — и вдруг говорит!
Более опытного зрителя не проведешь — он-то анает, что за куклу говорит актриса, но вот как она это делает? Ведь когда произносит слова кукла, губы актрисы неподвижны. Есть такое слово, которым часто называют этот жанр эстрадного искусства, — чревовещание. Вещать чревом, то есть животом. Что-то таинственное, сверхъестественное есть в этом определении, идущем от времен, когда труд актера не считался за труд, когда антрепренеры ради большей наживы старались ошеломить публику чудесами биологического толка, скрывая истинное искусство актеров. Ничего сверхъестественного в этом жанре нет. Это действительно искусство, и искусство редкое — вести «диалог различными тембрами голоса без артикуляции губ, с помощью голосового аппарата и регулирования дыхания диафрагмой. Ореол таинственности рассеялся, как устарело и само слово «чревовещание». Общепринятое название жанра — вентрология. Отец Марии Григорьевны Григорий Михайлович Донской был одним из первых вентрологов в России. Он выступал в лучших программах варьете и мюзик-холлов, в цирках Труцци и Чинизелли. на международных ярмарках в Нижнем Новгороде и Ирбите. Своим искусством он покорял зрителей других стран. После Великой Октябрьской революции Г. М. Донской много разъезжал по стране, любил выступать для бойцов Красной Армии. Григорий Михайлович отдал сцене шестьдесят пять лет. Он выступал до 1949 года и оставил сцену в возрасте восьмидесяти пяти лет. У него было много последователей. Свое искусство он передал своей дочери Марии Григорьевне Донской.
Мария Григорьевна и Женя Донские с куклой Андрюшей (справа налево)
И вот уже тридцать пять лет Донская на эстраде. Ее хорошо знают не только во всех уголках нашей страны, но и в Венгрии, Польше, ГДР, Румынии, Англии, Швеции. И всюду зрителей покоряет ее мастерство. Оно не только в совершенствовании природного таланта, но и в совмещении его с актерским мастерством, в интересной, оригинальной форме подачи номера. Все ее «партнеры» — Гном, Колобок, Андрюша — наделены определенным характером. Они немножко упрямы, немножко ворчуны, но в общем добродушные существа, и с ними всегда можно договориться. А раз создан характер «партнера», то великолепно получается у М. Донской и общение с ним — вот и становимся мы свидетелями живого, озорного, с юмором диалога. Сейчас Мария Григорьевна выступает вместе с дочерью Женей. Женя на эстраде всего три года, но она уже дипломант II Всероссийского конкурса артистов эстрады. Это третье поколение династии Донских. Мать и дочь вместе совершенствуют свой номер, хорошо понимая, что эстрада любит неожиданность, эффект, оригинальность, эксцентриаду. Так в их номере появилась «говорящая» живая собака. Жоли — так зовут новую «партнершу» Донских — тоже не из робкого десятка. Однажды во время прогулки она просто ошеломила Женю, заговорив с ней «человечьим голосом». И каково же было удивление Жени, когда выяснилось, что собака почти полиглот. Она владеет английским, немецким, французским... и даже русским языком.
Неожиданный поворот номера — и смех не утихает в зале. Зрители долго не отпускают актрис. А за этими несколькими минутами на эстраде — упорная работа. Работа над текстом, а в этом трудном жанре она приобретает особое значение, над созданием образа «партнера». А понадобилось знание языка — и Донские начали изучать английский. Сто три года выступают на эстраде три поколения вентрологов Донских. Сто три года несут они зрителям свое оригинальное искусство, сто три года покоряют зрителей своим мастерством.
О. КУЗНЕЦОВА
Журнал Советский цирк. Февраль 1964 г.
оставить комментарий