Искусство вентрологии - чревощения - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Искусство вентрологии - чревощения

Сто три года на эстраде. Зал всегда дружно аплоди­рует, когда объявляется этот номер. Его знают, любят, ждут.

 Г. М. Донской с куклой ...До чего же непослушен этот Андрюша! Мать и дочь — Мария Григорьевна и Женя Донские — ни­как не могут с ним справиться. Вы только посмотрите, как ведет себя этот непоседа на их руках — вертит­ся, заигрывает с публикой. А что он говорит? Только вслушайтесь, как он дерзит своим воспитательницам, сколько упрямства и заносчивости в его голосе.

Мария Григорьевна и Женя Донские с куклой Андрюшей (справа налево)

Ох и характер! Да, характер. У куклы, тряпичной куклы — характер, И секрет этого не только и не столько в подвижности мягкого лица куклы, которое стано­вится очень выразительным в умелых руках актрис, а в том своеобразии оригинального и трудного искусства, которым в совершенстве владеет Мария Григорьевна Донская и кото­рое она сумела передать своей двадцатилетней  дочери  Евгении. Искусство вентрологии. Что же это такое! Часто еще и сейчас можно прочесть недоумение на лице неко­торых зрителей.

— Уж не чудо ли это, кукла — и вдруг говорит!

Более опытного зрителя не про­ведешь — он-то  анает,   что  за  куклу говорит актриса, но вот как она это делает? Ведь когда произносит слова кукла, губы  актрисы  неподвижны. Есть такое слово, которым часто называют этот жанр эстрадного ис­кусства, — чревовещание. Вещать чревом, то есть животом. Что-то таинственное,      сверхъестественное есть в этом определении, идущем от времен, когда труд актера не счи­тался за труд, когда антрепренеры ради большей наживы старались ошеломить публику чудесами биоло­гического толка, скрывая истинное искусство актеров. Ничего сверхъестественного в этом жанре нет. Это действительно искус­ство, и искусство редкое — вести «диалог различными тембрами голоса без артикуляции губ, с помощью голосового аппарата и регулирования дыхания диафрагмой. Ореол таинственности рассеялся, как устарело и само слово «чревовещание». Общепринятое название жанра — вентрология. Отец Марии Григорьевны Григо­рий Михайлович Донской был одним из первых вентрологов в России. Он выступал в лучших программах варьете и мюзик-холлов, в цирках Труцци и Чинизелли. на международ­ных ярмарках в Нижнем Новгороде и Ирбите. Своим искусством он по­корял зрителей других стран. После Великой Октябрьской революции Г. М. Донской много разъезжал по стране, любил выступать для бойцов Красной Армии. Григорий Михайло­вич отдал сцене шестьдесят пять лет. Он выступал до 1949 года и оставил сцену в возрасте восьмидесяти пяти лет. У него было много последова­телей. Свое искусство он передал своей дочери Марии Григорьевне Донской.

Мария Григорьевна и Женя Донские с куклой Андрюшей (справа налево)Мария Григорьевна и Женя Донские с куклой Андрюшей (справа налево)

 

И вот уже тридцать пять лет Дон­ская на эстраде. Ее хорошо знают не только во всех уголках нашей страны, но и в Венгрии, Польше, ГДР, Румынии, Англии, Швеции. И всюду зрителей покоряет ее ма­стерство. Оно не только в совершен­ствовании природного таланта, но и в совмещении его с актерским ма­стерством, в интересной, оригиналь­ной форме подачи номера. Все ее «партнеры» — Гном, Колобок, Андрю­ша — наделены определенным характером. Они немножко упрямы, не­множко ворчуны, но в общем добродушные существа, и с ними всегда можно договориться. А раз создан характер «партнера», то великолепно получается у М. Донской и общение с ним — вот и становимся мы свиде­телями живого, озорного, с юмором диалога. Сейчас Мария Григорьевна высту­пает вместе с дочерью Женей. Женя на эстраде всего три года, но она уже дипломант II Всероссийского конкурса артистов эстрады. Это третье поколение династии Донских. Мать и дочь вместе совершенствуют свой номер, хорошо понимая, что эстрада любит неожиданность, эф­фект, оригинальность, эксцентриаду. Так в их номере появилась «говоря­щая» живая собака. Жоли — так зо­вут новую «партнершу» Донских — тоже не из робкого десятка. Однаж­ды во время прогулки она просто ошеломила Женю, заговорив с ней «человечьим голосом». И каково же было удивление Жени, когда выясни­лось, что собака почти полиглот. Она владеет английским, немецким, французским... и даже русским язы­ком.

Неожиданный поворот номера — и смех не утихает в зале. Зрители долго не отпускают актрис. А за этими несколькими минутами на эстраде — упорная работа. Работа над текстом, а в этом трудном жанре она приобретает особое зна­чение, над созданием образа «парт­нера». А понадобилось знание язы­ка — и Донские начали изучать ан­глийский. Сто три года выступают на эстра­де три поколения вентрологов Дон­ских. Сто три года несут они зрите­лям свое оригинальное искусство, сто три года покоряют зрителей своим мастерством.
 

О. КУЗНЕЦОВА

Журнал Советский цирк. Февраль 1964 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования