В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Источник творческого вдохновения

Большой, поистине всенародный разговор о высоком призвании работников искусства и литературы произошел на июньском Пленуме ЦК КПСС. Взыскательный, требова­тельный и острый, он еще раз напомнил, что сила ис­кусства — в укреплении связей с жизнью народа, в после­довательном проведении ленинских принципов партийности и   народности.

Он напомнил также работникам эстрады и цирка, что от их творческой деятельности во многом зависит комму­нистическое воспитание трудящихся, формирование ново­го человека, который уже сегодня — в поле, у станка, в научной лаборатории, в кабине космического корабля — возводит   прекрасное   здание   будущего. Советская эстрада и цирк особенно дороги народу, потому что они понятны каждому, потому что сила их воздействия очень велика. Учитывая это, эстрада и цирк должны продолжать завоевывать массы своей идейностью, художественностью,   доступностью,   должны   учить   людей и служить им, потому что их представления призва­ны рассказывать о жизни и помогать зрителю понять ее законы, уловить общие связи в многообразии яв­лений, В свою очередь эстрада и цирк не могут творчески рас­ти и развиваться без тесных связей с народом. История говорит о том, что актеры всегда думали о тех, для кого они творили. Октябрьская революция устами великого Ленина провозгласила: «Искусство принадлежит народу!». И эта тесная связь с народом, многообразие и богатство советской действительности стали источником вдохновения наших артистов.

Заслуженным артистам Чечено-Ингушской АССР А. и П. Баландиным хорошо видно с подъемного крана строительство Красноярской ГЭС. Им не привыкать рабо­тать но такой «аппаратуре», они часто ее используют во время  шефских  представлений  на  заводах  и стройках.Заслуженным артистам Чечено-Ингушской АССР А. и П. Баландиным хорошо видно с подъемного крана строительство Красноярской ГЭС. Им не привыкать рабо­тать но такой «аппаратуре», они часто ее используют во время  шефских  представлений  на  заводах  и стройках.

Мы знаем примеры, когда опытный исполнитель, вы­ступавший десятки раз перед публикой, вдруг начинает чувствовать, что в зале его не понимают, а то, что он де­лает на сцене, не вызывает интереса у зрителя. Сама жизнь подсказывает в такия случаях единственно пра­вильный выход — сойти с подмостков и арены в зрительный зал, познакомиться с людьми, пришедшими на кон­церт, изучить их вкусы, интересы, разобраться во всем новом, передовом, что рождает подлинное искусство. Вот почему работники эстрады и цирка часто выез­жают на фабрики, заводы, колхозы, совхозы. Они знако­мятся с жизнью народа, живут его интересами и в свою очередь, способствуя созданию культурного быта труже­никам, помогают им справиться с теми задачами, которые стоят перед ними в деле строительства коммунистического общества. Именно эти цели преследовала группа арти­стов эстрады, отправляясь к строителям на Братскую ГЭС. Всю свою силу таланта, все свое мастерство проявили В. Назарова, А. Югов, И. Никулин, Р. Свердлина, В. Конд­ратьева, А. Болотова, В. Бусова, А, Гумницкая, Т. Алагина, выступая перед тружениками Братской ГЭС. И зрители, собравшиеся прямо на стройплощадке, выразили свою признательность артистам горячими аплодисментами. По их просьбе был дан еще концерт в одном из цехов стро­ительного комбината ГЭС.

С нетерпением ждут в городах и селах и приезда кол­лектива московской группы «Цирк на сцене», руководимого Николаем Ивановичем Березовским. Коллектив, работая на целине, неоднократно выезжал с творческими отчетами в колхозы и совхозы целинного края. Недавно во Дворце культуры Ангарска состоялся вечер «Час сатиры и юмора» для участников художественной самодеятель­ности.   К своим выездным представлениям группа Н. И. Бе­резовского относится требовательно. Основное условие, которое предъявляется к выездному спектаклю, — его высокое качество. Он не должен отличаться от того эта­лона, который представляется на суд столичных зрителей. Четкая организация каждого выезда, большое желание не снизить качество выездного спектакля укрепляет ста­рые и завязывает новые прочные связи с сельским и го­родским   зрителем. Почти десятилетняя дружба связывает столичный цирк с московскими заводами «Стэнколит» и «Спецстанок». Уже стало хорошей традицией показывать рабочим каждую новую программу в заводском парке. Артисты эстрады и цирка — заботливые шефы. Они оказывают большое внимание участникам самодеятельных кружков. Так, заслуженный артист Литовской ССР конфе­рансье А. Югов шефствует над самодеятельностью переп-летно-брошюровочного цехе комбината «Известий», делает творческие отчеты о поездке по стране.

Большая шефская работа ведется передвижным цир­ком № 13, возглавляемым Э. Исаковым. Артисты это­го цирка выступают с творческими отчетами перед тру­жениками деревни Казанской, Калининградской областей, Литовской ССР. А в Пензе при их поддержке был создан народный  цирк. Перед нами любопытный документ. В нем говорится, что народному артисту РСФСР В. И. Филатову общим соб­ранием членов сельхозартели «Хумолаг» Северо-Осетинской АССР за активную шефскую работу присвоено зва­ние «Почетного колхозника». Этого звания удостоены так­же и другие актеры его коллектива. Они часто выступают перед колхозниками, заботятся о том, чтобы отдых тру­жеников полей был интересным, содержательным и пол­ным. Шефские представления коллектива артистов, возглав­ляемых Филатовым, организуются не только в колхозах. Мастера манежа выступают перед рабочими, студентами, школьниками, воинами Советской Армии. Недаром В. И. Филатов носит еще одно почетное звание — заслу­женного артиста  Северо-Осетинской АССР. 

Выступления народного артиста РСФСР В. Филатова всегда проходят с огромным успехом не только на манеже цир­ка, но и на площади колхозного села. Фото МорозовскогоВыступления народного артиста РСФСР В. Филатова всегда проходят с огромным успехом не только на манеже цир­ка, но и на площади колхозного села. Фото Морозовского

А вот другой пример творческого содружества. Нелегко было добраться до одного из предприятий на Кам­чатке. Но артисты эстрады под руководством конферансье Л. Коваленко, несмотря на только что перенесенные тяго­ты трудного пути, сразу же выступили перед коллективом комбината. Затем они установили и поддерживают тесную связь с местными любителями эстрады, участниками само­деятельных кружков. Актеры-профессионалы помогли им отработать отдельные номера, давали советы. По просьбе самодеятельных артистов они и сейчас высылают им свой репертуар, дают методические указания для его испол­нения. Артисты эстрады и цирка встречаются со зрителем не только на представлениях. Ежегодно организуются встре­чи, конференции, где происходят творческие дискуссии, обсуждаются те или иные номера. Советская эстрада и цирк пользуются у народа заслу­женной любовью, заботятся о духовном здоровье нашего молодого поколения. Программы эстрадных и цирковых представлений составляются так, чтобы зажигать в молодых сердцах стремление к подвигу, воспитывать чувство актив­ной и горячей любви к Советской родине, научить отличить действительно прекрасное от подделки. Это очень важ­ная и благородная миссия, потому что у нас есть еще мо­лодые люди, отравленные обывательскими вкусами, эго­исты, люди с ограниченным кругозором, не замечающие вокруг   себя   больших   свершений.

Великий Ленин говорил, что наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем Зрелищ. Они полу­чили право на настоящее искусство. Работники эстрады и цирка в своих творческих поисках, в работе над репертуаром должны помнить это мудрое указание вождя. Ре­пертуар должен включать актуальные вопросы нашей жизни, воспевать духовную щедрость и идейную целена­правленность советских людей. Нельзя допускать, чтобы на подмостках эстрады появлялись жалкие, морально опус­тошенные персонажи, с примитивными чувствами и пере­живаниями, чтобы вместо мелодичной, понятной народу музыки раздавалась какофония звуков, а танцы напоми­нали бы дергание паралитиков. Нельзя, чтобы такое дей­ственное оружие партии, как эстрада, утрачивало свою силу, стреляло по своим. Нельзя безыдейным репер­туаром отравлять сердца людей скептицизмом и мещан­ством. Эстрада и цирк должны быть смелыми в своих творче­ских дерзаниях, в своем стремлении стать доступнее и роднее народу. И как жалки и беспомощны клеветниче­ские измышления наших идеологических противников, пытающихся изобразить борьбу с формалистическим трюка­чеством в искусстве, как отрицание права художника на смелый новаторский подвиг. В докладе Л. Ф. Ильичева на июньском Пленуме ЦК КПСС говорится, что партия под­держивает смелые творческие поиски, поиски наиболее точных и емких форм, способных воплотить новое, рево­люционное содержание, все многообразие и сложность новой, социалистической действительности. Но партия су­рова и непримирима в своем отношении к подражанию модным образцам современного буржуазного модерниз­ма. Самый поиск нового может увенчаться и увенчается успехом лишь в том случае, если он ведется в правиль­ном направлении, а не превращается в самоцель, в безум­ное формотворчество, в слепое подражание чуждым социа­листическому реализму «новациям», И если говорить о по­исках эстрады, надо иметь в виду особенность этого жан­ра — зажигать творческий огонек в зрителе. Эстрада как бы показывает зрителю его самого, «обыкновенного че­ловека», будит в нем творческое начало, показывает, как много, в сущности, в нем талантов.

Говоря о больших достижениях эстрады и цирка, нель­зя закрывать глаза на то, что многое еще в этих видах искусства не удовлетворяет зрителя. Серость, порою от­кровенная халтура или подражательство худшим образ­цам буржуазного искусства еще бытуют у нас на эстраде и в цирке. Поэтому у творческих работников всегда долж­но быть святое беспокойство, постоянное стремление ис­коренить имеющиеся идейные промахи и недочеты. Нельзя забывать, что партия рассматривает искусство не только как важное средство познания жизни, но и как фактор ее преобразования и острое оружие в борьбе с чуждой нам идеологией. Н. С. Хрущев говорит, что противник сейчас оттачивает свое отравленное идейное оружие для еще более ожесточенных схваток. Советские работники искус­ства, и в том числе артисты эстрады и цирка, руководст­вуясь высокими принципами — партийностью и народ­ностью, — должны развивать наступление на буржуазную идеологию,   разоблачать  ее  звериные  обычаи   и   нравы. Только в принципах партийности и народности заклю­чается истинный творческий путь наших мастеров эстрад­ного и циркового искусства. Только руководствуясь в по­вседневной практике этими принципами, они создадут но­вые  яркие,  истинно художественные  представления.

Обложка. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г. Обложка. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.

Обложки. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100