Источник творческого вдохновения
Большой, поистине всенародный разговор о высоком призвании работников искусства и литературы произошел на июньском Пленуме ЦК КПСС. Взыскательный, требовательный и острый, он еще раз напомнил, что сила искусства — в укреплении связей с жизнью народа, в последовательном проведении ленинских принципов партийности и народности.
Он напомнил также работникам эстрады и цирка, что от их творческой деятельности во многом зависит коммунистическое воспитание трудящихся, формирование нового человека, который уже сегодня — в поле, у станка, в научной лаборатории, в кабине космического корабля — возводит прекрасное здание будущего. Советская эстрада и цирк особенно дороги народу, потому что они понятны каждому, потому что сила их воздействия очень велика. Учитывая это, эстрада и цирк должны продолжать завоевывать массы своей идейностью, художественностью, доступностью, должны учить людей и служить им, потому что их представления призваны рассказывать о жизни и помогать зрителю понять ее законы, уловить общие связи в многообразии явлений, В свою очередь эстрада и цирк не могут творчески расти и развиваться без тесных связей с народом. История говорит о том, что актеры всегда думали о тех, для кого они творили. Октябрьская революция устами великого Ленина провозгласила: «Искусство принадлежит народу!». И эта тесная связь с народом, многообразие и богатство советской действительности стали источником вдохновения наших артистов.
Заслуженным артистам Чечено-Ингушской АССР А. и П. Баландиным хорошо видно с подъемного крана строительство Красноярской ГЭС. Им не привыкать работать но такой «аппаратуре», они часто ее используют во время шефских представлений на заводах и стройках.
Мы знаем примеры, когда опытный исполнитель, выступавший десятки раз перед публикой, вдруг начинает чувствовать, что в зале его не понимают, а то, что он делает на сцене, не вызывает интереса у зрителя. Сама жизнь подсказывает в такия случаях единственно правильный выход — сойти с подмостков и арены в зрительный зал, познакомиться с людьми, пришедшими на концерт, изучить их вкусы, интересы, разобраться во всем новом, передовом, что рождает подлинное искусство. Вот почему работники эстрады и цирка часто выезжают на фабрики, заводы, колхозы, совхозы. Они знакомятся с жизнью народа, живут его интересами и в свою очередь, способствуя созданию культурного быта труженикам, помогают им справиться с теми задачами, которые стоят перед ними в деле строительства коммунистического общества. Именно эти цели преследовала группа артистов эстрады, отправляясь к строителям на Братскую ГЭС. Всю свою силу таланта, все свое мастерство проявили В. Назарова, А. Югов, И. Никулин, Р. Свердлина, В. Кондратьева, А. Болотова, В. Бусова, А, Гумницкая, Т. Алагина, выступая перед тружениками Братской ГЭС. И зрители, собравшиеся прямо на стройплощадке, выразили свою признательность артистам горячими аплодисментами. По их просьбе был дан еще концерт в одном из цехов строительного комбината ГЭС.
С нетерпением ждут в городах и селах и приезда коллектива московской группы «Цирк на сцене», руководимого Николаем Ивановичем Березовским. Коллектив, работая на целине, неоднократно выезжал с творческими отчетами в колхозы и совхозы целинного края. Недавно во Дворце культуры Ангарска состоялся вечер «Час сатиры и юмора» для участников художественной самодеятельности. К своим выездным представлениям группа Н. И. Березовского относится требовательно. Основное условие, которое предъявляется к выездному спектаклю, — его высокое качество. Он не должен отличаться от того эталона, который представляется на суд столичных зрителей. Четкая организация каждого выезда, большое желание не снизить качество выездного спектакля укрепляет старые и завязывает новые прочные связи с сельским и городским зрителем. Почти десятилетняя дружба связывает столичный цирк с московскими заводами «Стэнколит» и «Спецстанок». Уже стало хорошей традицией показывать рабочим каждую новую программу в заводском парке. Артисты эстрады и цирка — заботливые шефы. Они оказывают большое внимание участникам самодеятельных кружков. Так, заслуженный артист Литовской ССР конферансье А. Югов шефствует над самодеятельностью переп-летно-брошюровочного цехе комбината «Известий», делает творческие отчеты о поездке по стране.
Большая шефская работа ведется передвижным цирком № 13, возглавляемым Э. Исаковым. Артисты этого цирка выступают с творческими отчетами перед тружениками деревни Казанской, Калининградской областей, Литовской ССР. А в Пензе при их поддержке был создан народный цирк. Перед нами любопытный документ. В нем говорится, что народному артисту РСФСР В. И. Филатову общим собранием членов сельхозартели «Хумолаг» Северо-Осетинской АССР за активную шефскую работу присвоено звание «Почетного колхозника». Этого звания удостоены также и другие актеры его коллектива. Они часто выступают перед колхозниками, заботятся о том, чтобы отдых тружеников полей был интересным, содержательным и полным. Шефские представления коллектива артистов, возглавляемых Филатовым, организуются не только в колхозах. Мастера манежа выступают перед рабочими, студентами, школьниками, воинами Советской Армии. Недаром В. И. Филатов носит еще одно почетное звание — заслуженного артиста Северо-Осетинской АССР.
Выступления народного артиста РСФСР В. Филатова всегда проходят с огромным успехом не только на манеже цирка, но и на площади колхозного села. Фото Морозовского
А вот другой пример творческого содружества. Нелегко было добраться до одного из предприятий на Камчатке. Но артисты эстрады под руководством конферансье Л. Коваленко, несмотря на только что перенесенные тяготы трудного пути, сразу же выступили перед коллективом комбината. Затем они установили и поддерживают тесную связь с местными любителями эстрады, участниками самодеятельных кружков. Актеры-профессионалы помогли им отработать отдельные номера, давали советы. По просьбе самодеятельных артистов они и сейчас высылают им свой репертуар, дают методические указания для его исполнения. Артисты эстрады и цирка встречаются со зрителем не только на представлениях. Ежегодно организуются встречи, конференции, где происходят творческие дискуссии, обсуждаются те или иные номера. Советская эстрада и цирк пользуются у народа заслуженной любовью, заботятся о духовном здоровье нашего молодого поколения. Программы эстрадных и цирковых представлений составляются так, чтобы зажигать в молодых сердцах стремление к подвигу, воспитывать чувство активной и горячей любви к Советской родине, научить отличить действительно прекрасное от подделки. Это очень важная и благородная миссия, потому что у нас есть еще молодые люди, отравленные обывательскими вкусами, эгоисты, люди с ограниченным кругозором, не замечающие вокруг себя больших свершений.
Великий Ленин говорил, что наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем Зрелищ. Они получили право на настоящее искусство. Работники эстрады и цирка в своих творческих поисках, в работе над репертуаром должны помнить это мудрое указание вождя. Репертуар должен включать актуальные вопросы нашей жизни, воспевать духовную щедрость и идейную целенаправленность советских людей. Нельзя допускать, чтобы на подмостках эстрады появлялись жалкие, морально опустошенные персонажи, с примитивными чувствами и переживаниями, чтобы вместо мелодичной, понятной народу музыки раздавалась какофония звуков, а танцы напоминали бы дергание паралитиков. Нельзя, чтобы такое действенное оружие партии, как эстрада, утрачивало свою силу, стреляло по своим. Нельзя безыдейным репертуаром отравлять сердца людей скептицизмом и мещанством. Эстрада и цирк должны быть смелыми в своих творческих дерзаниях, в своем стремлении стать доступнее и роднее народу. И как жалки и беспомощны клеветнические измышления наших идеологических противников, пытающихся изобразить борьбу с формалистическим трюкачеством в искусстве, как отрицание права художника на смелый новаторский подвиг. В докладе Л. Ф. Ильичева на июньском Пленуме ЦК КПСС говорится, что партия поддерживает смелые творческие поиски, поиски наиболее точных и емких форм, способных воплотить новое, революционное содержание, все многообразие и сложность новой, социалистической действительности. Но партия сурова и непримирима в своем отношении к подражанию модным образцам современного буржуазного модернизма. Самый поиск нового может увенчаться и увенчается успехом лишь в том случае, если он ведется в правильном направлении, а не превращается в самоцель, в безумное формотворчество, в слепое подражание чуждым социалистическому реализму «новациям», И если говорить о поисках эстрады, надо иметь в виду особенность этого жанра — зажигать творческий огонек в зрителе. Эстрада как бы показывает зрителю его самого, «обыкновенного человека», будит в нем творческое начало, показывает, как много, в сущности, в нем талантов.
Говоря о больших достижениях эстрады и цирка, нельзя закрывать глаза на то, что многое еще в этих видах искусства не удовлетворяет зрителя. Серость, порою откровенная халтура или подражательство худшим образцам буржуазного искусства еще бытуют у нас на эстраде и в цирке. Поэтому у творческих работников всегда должно быть святое беспокойство, постоянное стремление искоренить имеющиеся идейные промахи и недочеты. Нельзя забывать, что партия рассматривает искусство не только как важное средство познания жизни, но и как фактор ее преобразования и острое оружие в борьбе с чуждой нам идеологией. Н. С. Хрущев говорит, что противник сейчас оттачивает свое отравленное идейное оружие для еще более ожесточенных схваток. Советские работники искусства, и в том числе артисты эстрады и цирка, руководствуясь высокими принципами — партийностью и народностью, — должны развивать наступление на буржуазную идеологию, разоблачать ее звериные обычаи и нравы. Только в принципах партийности и народности заключается истинный творческий путь наших мастеров эстрадного и циркового искусства. Только руководствуясь в повседневной практике этими принципами, они создадут новые яркие, истинно художественные представления.

Обложки. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.
оставить комментарий