Источник творческого вдохновения - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Источник творческого вдохновения

Большой, поистине всенародный разговор о высоком призвании работников искусства и литературы произошел на июньском Пленуме ЦК КПСС. Взыскательный, требова­тельный и острый, он еще раз напомнил, что сила ис­кусства — в укреплении связей с жизнью народа, в после­довательном проведении ленинских принципов партийности и   народности.

Он напомнил также работникам эстрады и цирка, что от их творческой деятельности во многом зависит комму­нистическое воспитание трудящихся, формирование ново­го человека, который уже сегодня — в поле, у станка, в научной лаборатории, в кабине космического корабля — возводит   прекрасное   здание   будущего. Советская эстрада и цирк особенно дороги народу, потому что они понятны каждому, потому что сила их воздействия очень велика. Учитывая это, эстрада и цирк должны продолжать завоевывать массы своей идейностью, художественностью,   доступностью,   должны   учить   людей и служить им, потому что их представления призва­ны рассказывать о жизни и помогать зрителю понять ее законы, уловить общие связи в многообразии яв­лений, В свою очередь эстрада и цирк не могут творчески рас­ти и развиваться без тесных связей с народом. История говорит о том, что актеры всегда думали о тех, для кого они творили. Октябрьская революция устами великого Ленина провозгласила: «Искусство принадлежит народу!». И эта тесная связь с народом, многообразие и богатство советской действительности стали источником вдохновения наших артистов.

Заслуженным артистам Чечено-Ингушской АССР А. и П. Баландиным хорошо видно с подъемного крана строительство Красноярской ГЭС. Им не привыкать рабо­тать но такой «аппаратуре», они часто ее используют во время  шефских  представлений  на  заводах  и стройках.Заслуженным артистам Чечено-Ингушской АССР А. и П. Баландиным хорошо видно с подъемного крана строительство Красноярской ГЭС. Им не привыкать рабо­тать но такой «аппаратуре», они часто ее используют во время  шефских  представлений  на  заводах  и стройках.

Мы знаем примеры, когда опытный исполнитель, вы­ступавший десятки раз перед публикой, вдруг начинает чувствовать, что в зале его не понимают, а то, что он де­лает на сцене, не вызывает интереса у зрителя. Сама жизнь подсказывает в такия случаях единственно пра­вильный выход — сойти с подмостков и арены в зрительный зал, познакомиться с людьми, пришедшими на кон­церт, изучить их вкусы, интересы, разобраться во всем новом, передовом, что рождает подлинное искусство. Вот почему работники эстрады и цирка часто выез­жают на фабрики, заводы, колхозы, совхозы. Они знако­мятся с жизнью народа, живут его интересами и в свою очередь, способствуя созданию культурного быта труже­никам, помогают им справиться с теми задачами, которые стоят перед ними в деле строительства коммунистического общества. Именно эти цели преследовала группа арти­стов эстрады, отправляясь к строителям на Братскую ГЭС. Всю свою силу таланта, все свое мастерство проявили В. Назарова, А. Югов, И. Никулин, Р. Свердлина, В. Конд­ратьева, А. Болотова, В. Бусова, А, Гумницкая, Т. Алагина, выступая перед тружениками Братской ГЭС. И зрители, собравшиеся прямо на стройплощадке, выразили свою признательность артистам горячими аплодисментами. По их просьбе был дан еще концерт в одном из цехов стро­ительного комбината ГЭС.

С нетерпением ждут в городах и селах и приезда кол­лектива московской группы «Цирк на сцене», руководимого Николаем Ивановичем Березовским. Коллектив, работая на целине, неоднократно выезжал с творческими отчетами в колхозы и совхозы целинного края. Недавно во Дворце культуры Ангарска состоялся вечер «Час сатиры и юмора» для участников художественной самодеятель­ности.   К своим выездным представлениям группа Н. И. Бе­резовского относится требовательно. Основное условие, которое предъявляется к выездному спектаклю, — его высокое качество. Он не должен отличаться от того эта­лона, который представляется на суд столичных зрителей. Четкая организация каждого выезда, большое желание не снизить качество выездного спектакля укрепляет ста­рые и завязывает новые прочные связи с сельским и го­родским   зрителем. Почти десятилетняя дружба связывает столичный цирк с московскими заводами «Стэнколит» и «Спецстанок». Уже стало хорошей традицией показывать рабочим каждую новую программу в заводском парке. Артисты эстрады и цирка — заботливые шефы. Они оказывают большое внимание участникам самодеятельных кружков. Так, заслуженный артист Литовской ССР конфе­рансье А. Югов шефствует над самодеятельностью переп-летно-брошюровочного цехе комбината «Известий», делает творческие отчеты о поездке по стране.

Большая шефская работа ведется передвижным цир­ком № 13, возглавляемым Э. Исаковым. Артисты это­го цирка выступают с творческими отчетами перед тру­жениками деревни Казанской, Калининградской областей, Литовской ССР. А в Пензе при их поддержке был создан народный  цирк. Перед нами любопытный документ. В нем говорится, что народному артисту РСФСР В. И. Филатову общим соб­ранием членов сельхозартели «Хумолаг» Северо-Осетинской АССР за активную шефскую работу присвоено зва­ние «Почетного колхозника». Этого звания удостоены так­же и другие актеры его коллектива. Они часто выступают перед колхозниками, заботятся о том, чтобы отдых тру­жеников полей был интересным, содержательным и пол­ным. Шефские представления коллектива артистов, возглав­ляемых Филатовым, организуются не только в колхозах. Мастера манежа выступают перед рабочими, студентами, школьниками, воинами Советской Армии. Недаром В. И. Филатов носит еще одно почетное звание — заслу­женного артиста  Северо-Осетинской АССР. 

Выступления народного артиста РСФСР В. Филатова всегда проходят с огромным успехом не только на манеже цир­ка, но и на площади колхозного села. Фото МорозовскогоВыступления народного артиста РСФСР В. Филатова всегда проходят с огромным успехом не только на манеже цир­ка, но и на площади колхозного села. Фото Морозовского

А вот другой пример творческого содружества. Нелегко было добраться до одного из предприятий на Кам­чатке. Но артисты эстрады под руководством конферансье Л. Коваленко, несмотря на только что перенесенные тяго­ты трудного пути, сразу же выступили перед коллективом комбината. Затем они установили и поддерживают тесную связь с местными любителями эстрады, участниками само­деятельных кружков. Актеры-профессионалы помогли им отработать отдельные номера, давали советы. По просьбе самодеятельных артистов они и сейчас высылают им свой репертуар, дают методические указания для его испол­нения. Артисты эстрады и цирка встречаются со зрителем не только на представлениях. Ежегодно организуются встре­чи, конференции, где происходят творческие дискуссии, обсуждаются те или иные номера. Советская эстрада и цирк пользуются у народа заслу­женной любовью, заботятся о духовном здоровье нашего молодого поколения. Программы эстрадных и цирковых представлений составляются так, чтобы зажигать в молодых сердцах стремление к подвигу, воспитывать чувство актив­ной и горячей любви к Советской родине, научить отличить действительно прекрасное от подделки. Это очень важ­ная и благородная миссия, потому что у нас есть еще мо­лодые люди, отравленные обывательскими вкусами, эго­исты, люди с ограниченным кругозором, не замечающие вокруг   себя   больших   свершений.

Великий Ленин говорил, что наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем Зрелищ. Они полу­чили право на настоящее искусство. Работники эстрады и цирка в своих творческих поисках, в работе над репертуаром должны помнить это мудрое указание вождя. Ре­пертуар должен включать актуальные вопросы нашей жизни, воспевать духовную щедрость и идейную целена­правленность советских людей. Нельзя допускать, чтобы на подмостках эстрады появлялись жалкие, морально опус­тошенные персонажи, с примитивными чувствами и пере­живаниями, чтобы вместо мелодичной, понятной народу музыки раздавалась какофония звуков, а танцы напоми­нали бы дергание паралитиков. Нельзя, чтобы такое дей­ственное оружие партии, как эстрада, утрачивало свою силу, стреляло по своим. Нельзя безыдейным репер­туаром отравлять сердца людей скептицизмом и мещан­ством. Эстрада и цирк должны быть смелыми в своих творче­ских дерзаниях, в своем стремлении стать доступнее и роднее народу. И как жалки и беспомощны клеветниче­ские измышления наших идеологических противников, пытающихся изобразить борьбу с формалистическим трюка­чеством в искусстве, как отрицание права художника на смелый новаторский подвиг. В докладе Л. Ф. Ильичева на июньском Пленуме ЦК КПСС говорится, что партия под­держивает смелые творческие поиски, поиски наиболее точных и емких форм, способных воплотить новое, рево­люционное содержание, все многообразие и сложность новой, социалистической действительности. Но партия су­рова и непримирима в своем отношении к подражанию модным образцам современного буржуазного модерниз­ма. Самый поиск нового может увенчаться и увенчается успехом лишь в том случае, если он ведется в правиль­ном направлении, а не превращается в самоцель, в безум­ное формотворчество, в слепое подражание чуждым социа­листическому реализму «новациям», И если говорить о по­исках эстрады, надо иметь в виду особенность этого жан­ра — зажигать творческий огонек в зрителе. Эстрада как бы показывает зрителю его самого, «обыкновенного че­ловека», будит в нем творческое начало, показывает, как много, в сущности, в нем талантов.

Говоря о больших достижениях эстрады и цирка, нель­зя закрывать глаза на то, что многое еще в этих видах искусства не удовлетворяет зрителя. Серость, порою от­кровенная халтура или подражательство худшим образ­цам буржуазного искусства еще бытуют у нас на эстраде и в цирке. Поэтому у творческих работников всегда долж­но быть святое беспокойство, постоянное стремление ис­коренить имеющиеся идейные промахи и недочеты. Нельзя забывать, что партия рассматривает искусство не только как важное средство познания жизни, но и как фактор ее преобразования и острое оружие в борьбе с чуждой нам идеологией. Н. С. Хрущев говорит, что противник сейчас оттачивает свое отравленное идейное оружие для еще более ожесточенных схваток. Советские работники искус­ства, и в том числе артисты эстрады и цирка, руководст­вуясь высокими принципами — партийностью и народ­ностью, — должны развивать наступление на буржуазную идеологию,   разоблачать  ее  звериные  обычаи   и   нравы. Только в принципах партийности и народности заклю­чается истинный творческий путь наших мастеров эстрад­ного и циркового искусства. Только руководствуясь в по­вседневной практике этими принципами, они создадут но­вые  яркие,  истинно художественные  представления.

Обложка. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г. Обложка. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.

Обложки. Журнал Советский цирк. Сентябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования